Преподобный Иера́кс Египетский, пустынник
Дни памяти
1 марта (переходящая) - Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших
Житие
Сведений о жизни и деяниях преподобного Иеракса (греч. ῾Ιέραξ, † после 408) сохранилось крайне мало. Известно, что Иеракс жил в Египте и входил в группу нитрийских монахов во главе с так называемыми Длинными братьями (Аммонием, Диоскором, Евсевием и Евфимием). Когда епископ Феофил Александрийский изгнал их из Египта, они пришли в Константинополь просить заступничества у святителя Иоанна Златоуста (эту историю, не упоминая имени Иеракса, приводят несколько церковных писателей: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7; Sozom. Hist. eccl. VIII 12; Phot. Bibl. 1960. T. 2. P. 57-59). Некоторую информацию о прп. Иераксе приводит в «Диалоге о житии блж. Иоанна Златоуста» епископ Палладий Еленопольский. По его словам, прп. Иеракс первым из египетских и фиваидских отшельников удалился на Порфирову гору (пик в горной цепи между Нилом и Красным морем), где пребывал в одиночестве 4 года, а затем 45 лет подвизался в Нитрийской пустыне. Будучи изгнан из Египта вместе с другими нитрийскими монахами, прп. Иеракс пробыл с ними в Константинополе некоторое время, а после смерти Аммония, наступившей около 403 г., незадолго до начала Собора в предместье Дуб, возвратился в пустыню. Следует отличать прп. Иеракса от другого Иеракса, ученика прп. Антония Великого, самого старшего из нитрийских монахов (во времена Палладия ему было около 90 лет), о котором упоминается в той же главе «Диалога...».
Два изречения прп. Иеракса содержатся в сб. Apophthegmata Patrum. Когда один из иноков спросил Иеракса, как спастись, тот ответил: «Сиди в келлии своей. Если голоден, ешь. Если жаждешь, пей. Но не злословь никого, и спасешься» (Великий Патерик. С. 28). В другом изречении Иеракс предостерегал от мирских речей.
В некоторых списках русских святцев XVII века память прп. Иеракса указывается 5 и 8 мая.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Святые отцы говорят о трех силах души: мыслительной, раздражительной и желательной. Соответственно это ум, чувство и воля. Падение поразило и эти силы. Чувства оземлены, обращены на материальное, плотское. Воля развращена, человек желает подчас таких вещей, о которых страшно и стыдно говорить. И ум потерял свою первую светлость, свою простоту, способность проникновения в самую сущность любых вещей. Но все же, по свидетельству тех отцов, которые подробно говорили о наличном состоянии человека, именно ум поврежден все-таки меньше всего.
игумен Нектарий (Морозов)