Дни памяти

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

28 марта  (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

Житие

Свя­ти­тель Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си, жил в эпо­ху ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го († 1054), сы­на свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра. В ис­то­рию Рус­ской Церк­ви он во­шел как пер­вый из ее рус­ских пред­сто­я­те­лей, по­став­лен­ных на мит­ро­по­лию Со­бо­ром рус­ских епи­ско­пов.

Рус­ская Цер­ковь бы­ла в то вре­мя мит­ро­по­ли­ей, вхо­дя­щей в со­став Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Пер­вы­ми мит­ро­по­ли­та­ми на Ру­си бы­ли гре­ки, по­став­ле­ние их со­вер­ша­лось в Ца­рь­гра­де. Свя­той Ила­ри­он, свя­щен­ник кня­же­ско­го се­ла Бе­ре­сто­ва, под Ки­е­вом, был ду­хов­ным от­цом и спо­движ­ни­ком кня­зя Яро­сла­ва. "Бо­го­лю­би­вый князь Яро­слав лю­бил Бе­ре­сто­во и быв­шую там цер­ковь свя­тых апо­сто­лов, и мно­гих пре­сви­те­ров чтил и со­дер­жал, – рас­ска­зы­ва­ет пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец. – Был сре­ди них пре­сви­тер име­ни Ила­ри­он, муж благ, и кни­жен, и пост­ник. Хо­дил он из Бе­ре­сто­ва на Днепр, на холм, где ныне вет­хий мо­на­стырь Пе­чер­ский, и тут мо­лит­ву тво­рил в глу­хом ле­су. Ис­ко­пав пе­щер­ку ма­лую двух­са­жен­ную, при­хо­дя из Бе­ре­сто­ва, пел здесь ча­сы и мо­лил­ся в уеди­не­нии Бо­гу..." Свя­той Ила­ри­он, как сви­де­тель­ству­ют его тво­ре­ния, был не про­сто "муж книж­ный", но об­ла­дал ве­ли­ки­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, глу­би­ной бо­го­слов­ско­го ве­де­ния. Все свои си­лы он от­да­вал слу­же­нию Рус­ской Церк­ви. Ко­гда скон­чал­ся мит­ро­по­лит Фе­о­пемпт, Русь на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии вой­ны с Ви­зан­ти­ей. Со­бор­ным суж­де­ни­ем иерар­хов Рус­ской Церк­ви бы­ло ре­ше­но по­ста­вить мит­ро­по­ли­та в Ки­е­ве, не об­ра­ща­ясь в Ца­рь­град. Свя­той Ила­ри­он сла­вил­ся сре­ди рус­ско­го ду­хо­вен­ства вы­со­той ду­хов­ной жиз­ни и про­по­вед­ни­че­ским да­ро­ва­ни­ем. Неза­дол­го до то­го он про­из­нес в Де­ся­тин­ной церк­ви в по­хва­лу свя­то­му кня­зю Вла­ди­ми­ру свое зна­ме­ни­тое "Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти", в ко­то­ром дал бо­го­слов­ское осмыс­ле­ние ме­ста Рус­ской Церк­ви в ис­то­рии Бо­же­ствен­но­го до­мо­стро­и­тель­ства спа­се­ния.

Вы­бор Со­бо­ра ар­хи­ере­ев был по ду­ше Яро­сла­ву Муд­ро­му. В Свя­той Со­фии по­движ­ник был по­став­лен мит­ро­по­ли­том в 1051 го­ду. Поз­же свя­той Ила­ри­он был утвер­жден Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом. Но пер­во­свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви он был недол­го. Ле­то­пись не от­ме­ти­ла го­да его кон­чи­ны, но на по­гре­бе­нии кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го († 20 фев­ра­ля 1054) свя­ти­те­ля уже не бы­ло, а в 1055 го­ду в Ки­ев при­был но­вый мит­ро­по­лит. Оче­вид­но, свя­той Ила­ри­он ото­шел ко Гос­по­ду в 1053 г.

Остав­лен­ное им ду­хов­ное на­сле­дие жи­вет в Рус­ской Церк­ви. И, преж­де все­го, луч­шее тво­ре­ние древ­не­рус­ской цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ры – "Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти". Со­дер­жа­ние его глу­бо­ко и мно­го­сто­ронне. В цен­тре "Сло­ва" – уче­ние о спа­се­нии и бла­го­да­ти. Боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но во­про­су о пре­вос­ход­стве хри­сти­ан­ства над иудей­ством. Эта те­ма бы­ла ак­ту­аль­на в те вре­ме­на для Ки­ев­ской Ру­си: к свя­то­му Вла­ди­ми­ру при­хо­ди­ли иудеи, на­де­ясь об­ра­тить его в свою ве­ру, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский († 1074) хо­дил на "жи­дов­ский ко­нец" в Ки­е­ве с про­по­ве­дью Хри­ста Рас­пя­то­го. Из­вест­но так­же, что евреи ста­ра­лись со­вра­тить в иудей­ство свя­ти­те­ля Ни­ки­ту За­твор­ни­ка, ко­гда он был еще ино­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря (1088 г.). Об этом рас­ска­зы­ва­ет свя­ти­тель Си­мон в "Ки­е­во-Пе­чер­ском па­те­ри­ке". По­это­му по­нят­но вни­ма­ние, ко­то­рое уде­ля­ет свя­ти­тель Ила­ри­он во­про­су "о за­коне, Мо­и­се­ем дан­ном, и о бла­го­да­ти и ис­тине, чрез Иису­са Хри­ста быв­ших". На­ко­нец, тре­тья те­ма, дав­шая по­вод про­из­не­се­нию са­мо­го "Сло­ва",- про­слав­ле­ние апо­столь­ско­го по­дви­га свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Цар­ство при­ро­ды, цар­ство бла­го­да­ти и бу­ду­щее Цар­ство Сла­вы вос­при­ни­ма­ют­ся в ду­хов­ном опы­те Церк­ви в нераз­рыв­ной слит­но­сти. За­кон – лишь пред­те­ча и слу­га бла­го­да­ти и ис­ти­ны. Ис­ти­на и бла­го­дать – лишь слу­ги бу­ду­ще­го ве­ка и жиз­ни ис­тин­ной. Так же учит свя­ти­тель Ила­ри­он о пре­ем­ствен­но­сти Церк­ви: "Мо­и­сей и про­ро­ки о Хри­сто­вом при­ше­ствии по­ве­да­ли, что Хри­стос же и апо­сто­лы Его о Вос­кре­се­нии и о бу­ду­щем ве­ке". С мо­мен­та, как при­шел в мир Спа­си­тель, Вет­хий (преж­ний) За­вет че­ло­ве­ка с Бо­гом утра­тил си­лу. Бо­го­слов­ски­ми сим­во­ла­ми Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов слу­жат свя­ти­те­лю за­им­ство­ван­ные у свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла об­ра­зы двух жен Ав­ра­ама – сво­бод­ной Сар­ры и ра­бы­ни Ага­ри. "Из­гна­на бы­ла Агарь, ра­бы­ня, с сы­ном ее Из­ма­и­лом, и Иса­ак, сын сво­бод­ной, на­след­ник был Ав­ра­аму. Так же из­гна­ны бы­ли иудеи и рас­се­я­ны по стра­нам, а сы­ны бла­го­да­ти, хри­сти­ане, на­след­ни­ки ста­ли Бо­гу и От­цу. Как меркнет свет лу­ны при вос­си­яв­шем солн­це, так и за­кон – при яв­ле­нии бла­го­да­ти; сту­жа ноч­ная гибнет от сол­неч­но­го теп­ла, со­гре­ва­ю­ще­го зем­лю, – и че­ло­ве­че­ство уже не гор­бит­ся под бре­ме­нем за­ко­на, но в бла­го­да­ти сво­бод­но хо­дит".

Ра­дость о Хри­сте пре­ис­пол­ня­ет свя­то­го про­по­вед­ни­ка, ко­гда он го­во­рит о вхож­де­нии род­ной Ру­си в сонм хри­сти­ан­ских пле­мен. "Хри­сто­ва бла­го­дать всю зем­лю ис­пол­ни­ла" и преж­де все­го мо­ло­дые жиз­не­стой­кие на­ро­ды, к ко­то­рым от­но­сил­ся и рус­ский на­род. "При­ли­че­ству­ет бла­го­да­ти и ис­тине на но­вые лю­ди вос­си­ять. Не вли­ва­ют, по сло­ву Гос­под­ню, ви­на но­во­го – уче­ния бла­го­да­ти в ме­хи вет­хие, об­вет­шав­шие в иудей­стве, но но­вое уче­ние – в но­вые ме­хи, но­вые на­ро­ды". Так ве­ра бла­го­дат­ная "по всей зем­ле рас­про­стер­лась и до на­ше­го язы­ка рус­ско­го до­шла. Вот уже и мы со все­ми хри­сти­а­на­ми сла­вим Свя­тую Тро­и­цу, а Иудея мол­чит; языч­ни­ки при­ня­ты, а иудеи – от­ри­ну­ты". Рус­ские пра­во­слав­ные от­ныне "не идо­ло­слу­жи­те­ля­ми зо­вут­ся, но хри­сти­а­на­ми, и уже не ка­пи­ща стро­им, но Хри­сто­вы церк­ви зи­ждем; уже не за­ко­ла­ем дру­га бе­сам в жерт­ву (см. па­мять ва­ря­гов-му­че­ни­ков 12 июля), но Хри­стос за нас за­ко­ла­ет­ся в жерт­ву Бо­гу и От­цу. Все стра­ны Бла­гий Бог по­ми­ло­вал – и нас не пре­зрел, за­хо­тел и нас спа­сти и в ра­зум ис­ти­ны при­ве­сти". Ве­ли­кий апо­столь­ский по­двиг про­све­ще­ния Рус­ской зем­ли свер­шил свя­той князь Вла­ди­мир (па­мять 15 июля), "по­доль­ник свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му Кон­стан­ти­ну", ко­то­рый "за­по­ве­дал по всей зем­ле сво­ей кре­стить­ся во Имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, и яс­но и гро­мо­глас­но во всех гра­дех сла­вить Свя­тую Тро­и­цу и всем быть хри­сти­а­на­ми – ма­лым и ве­ли­ким, ра­бам и сво­бод­ным, юным и ста­рым, бо­га­тым и убо­гим". С гор­до­стью го­во­рит свя­той Ила­ри­он о род­ной зем­ле: "Свя­той Вла­ди­мир не в ху­дой и не в неве­до­мой зем­ле вла­ды­че­ство­вал, но в Рус­ской, ко­то­рая ве­до­ма и слы­ши­ма все­ми кон­ца­ми зем­ли".

"Сло­во о за­коне и бла­го­да­ти" – пер­вое по вре­ме­ни тво­ре­ние Рус­ской Церк­ви, в ко­то­ром свя­той кре­сти­тель Ру­си убла­жа­ет­ся в чине рав­ноап­о­столь­ных. "Ра­дуй­ся во вла­ды­ках, апо­сто­ле, не мерт­вые те­ле­са вос­кре­сив­ший, но ду­шею нас мерт­вых вос­кре­сив­ший: ибо то­бою обо­жи­лись и жизнь Хри­сто­ву по­зна­ли". Та­ко­во со­дер­жа­ние это­го за­ме­ча­тель­но­го па­мят­ни­ка древ­не­го рус­ско­го бо­го­сло­вия. Из дру­гих тво­ре­ний свя­ти­те­ля Ила­ри­о­на из­вест­но его ар­хи­ерей­ское "Ис­по­ве­да­ние", став­шее об­раз­цом епи­скоп­ской при­ся­ги в Рус­ской Церк­ви. К "Сло­ву о за­коне и бла­го­да­ти" в ру­ко­пи­сях при­со­еди­ня­ет­ся обыч­но "Мо­лит­ва свя­то­го Ила­ри­о­на". Это тво­ре­ние свя­ти­те­ля так­же име­ет дол­гую жизнь в оте­че­ствен­ном цер­ков­ном пре­да­нии. В 1555 го­ду при от­прав­ле­нии в но­во­учре­жден­ную Ка­зан­скую епар­хию свя­ти­те­ля Гу­рия по­ве­ле­но бы­ло ему в Москве и в дру­гих го­ро­дах, чрез ко­то­рые он бу­дет про­ез­жать, чи­тать мо­лит­ву "тво­ре­ние мит­ро­по­ли­та Ила­ри­о­на Рус­ско­го". Свя­ти­тель Ила­ри­он был по­гре­бен в Ки­ев­ских пе­ще­рах. В над­пи­са­ни­ях его тво­ре­ний, в ру­ко­пис­ных свят­цах и ка­та­ло­гах свя­ти­те­лей свя­ти­тель Ила­ри­он неиз­мен­но име­ну­ет­ся свя­тым и пре­див­ным чу­до­твор­цем. Устой­чи­вое ли­тур­ги­че­ское по­чи­та­ние его как свя­то­го за­сви­де­тель­ство­ва­но в служ­бах Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным. Как в служ­бе Со­бо­ру от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) так и в служ­бе всем Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­тым (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста) он пе­ре­чис­ля­ет­ся на­равне с дру­ги­ми свя­ты­ми иерар­ха­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест