Дни памяти:

Житие

Краткое житие мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского

Иоанн-Вла­ди­мир про­ис­хо­дил из кня­же­ской се­мьи и был муд­рым пра­ви­те­лем; ми­ло­сти­вым, крот­ким, це­ло­муд­рен­ным и му­же­ствен­ным. Он был пла­мен­ным мо­лит­вен­ни­ком и бла­го­че­сти­вым стро­и­те­лем, и кти­то­ром церк­вей. Бо­рол­ся с ере­ти­ка­ми-бо­го­мила­ми внут­ри стра­ны и с за­хват­чи­ка­ми извне. Был пле­нен, и в тюрь­ме по­лу­чил из­ве­ще­ние от Ан­ге­ла о том, что бу­дет осво­бож­ден из за­клю­че­ния, но пре­тер­пит му­че­ни­че­скую смерть. В 1015 го­ду был обез­глав­лен; его нетлен­ные чу­до­твор­ные мо­щи на­хо­дят­ся в его мо­на­сты­ре близ Абла­зо­на.

Полное житие мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского

Свя­той му­че­ник Иоанн-Вла­ди­мир, ко­роль Серб­ский, при­над­ле­жал к бла­го­че­сти­во­му цар­ско­му ро­ду, вла­дев­ше­му кня­же­ства­ми За­хум­ле и Пре­ва­ла. Он всту­пил в управ­ле­ние Сер­би­ей во вто­рой по­ло­вине Х ве­ка и пра­вил Зе­той и дру­ги­ми об­ла­стя­ми в Ил­ли­рии и Да­лма­ции. С дет­ства свя­той Иоанн-Вла­ди­мир был на­де­лен ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми: кро­то­стью, сми­ре­ни­ем, бла­го­ра­зум­ной мол­ча­ли­во­стью, от­ли­чал­ся бо­го­бо­яз­нен­но­стью и чи­стой жиз­нью, рав­но­ду­ши­ем к зем­ным бла­гам. Он изу­чил во­ин­ское де­ло и стал вы­да­ю­щим­ся пол­ко­вод­цем, но про­дол­жал от­ли­чать­ся при­мер­ным бла­го­че­сти­ем, хо­ро­шо знал Свя­щен­ное Пи­са­ние, был ми­ло­стив к бед­ным. Бла­го­да­ря этим ка­че­ствам ему уда­лось мно­гих ере­ти­ков-бо­го­милов вер­нуть в пра­во­сла­вие. Как мо­нарх он поль­зо­вал­ся все­об­щей лю­бо­вью, ко­то­рую при­об­рел муд­ро­стью и доб­ро­той. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир по­сы­лал в на­род учи­те­лей ве­ры, что спо­соб­ство­ва­ло утвер­жде­нию пра­во­сла­вия и ис­ко­ре­не­нию ере­сей. В его цар­ство­ва­ние бы­ло от­кры­то мно­го боль­ниц, стран­но­при­им­ных до­мов и мо­на­сты­рей.
Ве­дя столь бо­го­угод­ный об­раз жиз­ни, ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир был вы­нуж­ден непре­стан­но бо­роть­ся с внеш­ни­ми (царь Бол­гар­ский Са­му­ил и им­пе­ра­тор Ви­зан­тий­ский Ва­си­лий II Ма­ке­до­ня­нин) и внут­рен­ни­ми (бо­го­милы) вра­га­ми. Од­на­жды царь Са­му­ил на­пал на сер­бов с боль­шим вой­ском; ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир укло­нил­ся от бит­вы и обос­но­вал­ся со сво­ей дру­жи­ной на вы­со­кой го­ре Об­лик (или Ко­со­гор). Здесь его лю­ди ста­ли стра­дать от уку­сов ядо­ви­тых змей. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир со сле­за­ми стал мо­лить­ся Бо­гу о по­мо­щи, и Гос­подь внял его мо­лит­ве.
Неко­то­рое вре­мя царь Са­му­ил не мог на­не­сти по­ра­же­ние оса­жден­ным сер­бам, но мест­ный князь ока­зал­ся пре­да­те­лем. Ко­гда сер­бы по­ня­ли, что по­ра­же­ние неиз­беж­но, свя­той Иоанн-Вла­ди­мир со­брал сво­их лю­дей и ска­зал им: «Луч­ше бу­дет, ес­ли я по­ло­жу ду­шу свою за вас и доб­ро­воль­но пре­дам свое те­ло на смерть, чем вы про­па­де­те от го­ло­да и ме­ча». Ска­зав это, он про­стил­ся со сво­и­ми и от­дал се­бя в ру­ки ца­рю Са­му­и­лу, ко­то­рый за­клю­чил его в тем­ни­це го­ро­да Прес­на.
Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир непре­стан­но мо­лил­ся в тем­ни­це, и ему был по­слан Ан­гел Бо­жий, ко­то­рый укреп­лял его дух и пред­ска­зал осво­бож­де­ние, а впо­след­ствии му­че­ни­че­ский ве­нец.
Дочь ца­ря Са­му­и­ла Ко­са­ра, или Фе­о­до­ра, от­ли­ча­лась ми­ло­сер­ди­ем и ча­сто об­хо­ди­ла тем­ни­цы. Она по­лю­би­ла мо­ло­до­го кра­си­во­го плен­ни­ка и умо­ли­ла от­ца, ко­то­рый ни в чем не мог ей от­ка­зать, от­пу­стить его. Царь Са­му­ил же­нил свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра на сво­ей до­че­ри и вер­нул ему трон.
Вер­нув­шись до­мой, ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир пред­ло­жить Фе­о­до­ре жить це­ло­муд­рен­но во ис­пол­не­нии за­по­ве­ди Хри­сто­вой (Мф.19:10-12; 1Кор.7:29). Фе­о­до­ра по­слу­ша­ла его, и так они жи­ли, лю­бя Бо­га и управ­ляя сво­им на­ро­дом со стра­хом Бо­жи­им.
Тем вре­ме­нем про­изо­шли из­ме­не­ния в Бол­гар­ском цар­стве. Умер царь Са­му­ил, был убит его сын Гав­ри­ил; на пре­стол взо­шел Вла­ди­слав – недоб­ро­же­ла­тель свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра. Свя­то­му Иоан­ну-Вла­ди­ми­ру бы­ло ви­де­ние: он уви­дел ор­ла, нес­ше­го крест. Пти­ца па­ри­ла над ле­са­ми, за­тем опу­сти­лась и по­ло­жи­ла крест на зем­лю. Бла­жен­ный ко­роль по­кло­нил­ся кре­сту и воз­двиг на этом ме­сте храм, в ко­то­ром мо­лил­ся днем и но­чью, ожи­дая му­че­ни­че­ско­го кон­ца.
Царь Вла­ди­слав за­мыс­лил при­со­еди­нить к сво­им вла­де­ни­ям дер­жа­ву свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра и с этой це­лью по­звал его к се­бе буд­то бы для за­клю­че­ния ка­ко­го-то до­го­во­ра. На­прас­но Фе­о­до­ра, пред­чув­ствуя недоб­рое, убеж­да­ла му­жа не ехать. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир при­был в Прес­ну. Уви­дев под­хо­див­ше­го ко­ро­ля, Вла­ди­слав вы­хва­тил меч и уда­рил свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра, но не смог при­чи­нить ему вре­да. Свя­той ска­зал ему: «Хо­чешь убить ме­ня, брат, но не мо­жешь!» И, вы­нув свой меч, от­дал ему, го­во­ря: «Возь­ми и убей ме­ня, го­тов на смерть, как Иса­ак и Авель». Вла­ди­слав, по­мра­чен­ный умом, схва­тил меч и от­сек го­ло­ву му­че­ни­ку. Обез­глав­лен­ный Иоанн-Вла­ди­мир взял свою от­се­чен­ную го­ло­ву, подъ­е­хал на коне к хра­му и ска­зал: «В ру­це Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой». Убий­ца бе­жал в ужа­се. Так при­нял му­че­ни­че­скую смерть бла­жен­ный Иоанн-Вла­ди­мир 22 мая 1015 го­да.
В первую ночь по­сле по­гре­бе­ния свя­то­го над его мо­ги­лой был ви­ден чуд­ный свет. Это так на­пу­га­ло Бол­гар­ско­го ца­ря, что он от­дал те­ло свя­то­го его су­пру­ге Фе­о­до­ре и раз­ре­шил его по­гре­бе­ние, где она по­же­ла­ет. Вдо­ва по­ло­жи­ла те­ло му­жа в хра­ме во имя Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в Кра­ине; при­няв мо­на­ше­ство, она про­ве­ла оста­ток жиз­ни вбли­зи гро­ба лю­би­мо­го му­жа (впо­след­ствии она бы­ла по­гре­бе­на ря­дом с ним).
Царь Вла­ди­слав по­гиб при оса­де серб­ско­го го­ро­да Дра­ча в на­ча­ле 1018 го­да. Ему вне­зап­но явил­ся во­ин с ли­ком свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра, а ко­гда он в ужа­се бро­сил­ся бе­жать, Ан­гел Бо­жий по­ра­зил его.
Свя­тые мо­щи ко­ро­ля Иоан­на-Вла­ди­ми­ра око­ло 1215 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в г. Драч, за­тем в мо­на­стырь свя­то­го Иоан­на в Ал­ба­нию. В этой оби­те­ли, по­свя­щен­ной ко­ро­лю-му­че­ни­ку, бы­ло яв­ле­но мно­го чу­дес. Па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Иоан­на-Вла­ди­ми­ра чти­ли сер­бы, ал­бан­цы и гре­ки, на­зы­вая его чу­до­твор­цем и ми­ро­точ­цем. Свя­то­му ко­ро­лю му­че­ни­ку вско­ре бы­ли на­пи­са­ны служ­ба и жи­тие сна­ча­ла на серб­ском, за­тем на гре­че­ском язы­ке. Впо­след­ствии серб­ский текст был утра­чен, и хи­лен­дар­ские мо­на­хи Лу­ка и Пар­фе­ний вновь пе­ре­ве­ли служ­бу и жи­тие с гре­че­ско­го на серб­ский. Они вне­се­ны в Серб­ляк в 1861 го­ду мит­ро­по­ли­том Бол­гар­ским Ми­ха­и­лом. В 1925 го­ду свя­то­му му­че­ни­ку Иоан­ну-Вла­ди­ми­ру воз­двиг­нут храм в мо­на­сты­ре во имя свя­то­го На­у­ма на Охрид­ском озе­ре. На ико­нах свя­той ча­сто изо­бра­жа­ет­ся с цар­ской ко­ро­ной на го­ло­ве, в пра­вой ру­ке он дер­жит крест, в ле­вой – свою го­ло­ву.

Молитвы

Тропарь мученика Иоанна-Владимира

глас 4

Крест, явльшийся тебе с Небесе, светел проповедал еси,/ просветив языки ясно, Владимире славне,/ обагреньми кровей твоих украсився,/ сподобился еси почестей нетленных,/ предстояй Троице,/ тем со дерзновением/ моли спастися нам.

Ин тропарь мученика Иоанна-Владимира

глас 4

Крест, явльшийся тебе с Небес в блистании, всем проповедал еси,/ просветив языки верно, Владимире славне./ Искуплением же, кровьми твоими возблистав,/ сподобился еси мзды нелестныя, предстоя Троице./ Темже дерзновенно моли Христа спастися нам.

показать все

Кондак мученика Иоанна-Владимира

глас 8

Яко сокровище многоценное/ и источник, точащ земным токи,/ недуги очищающий,/ нам подадеся тело твое священное,/ болезнем различным подающе исцеление/ и благодать Божественную притекающим к нему, да зовем ти:/ радуйся, княже Владимире.

Случайный тест

(8 голосов: 5 из 5)