День памяти

Житие

45 мучеников Никопольских: Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, Ианикит (Аникита), Сисиний, Менея, Вирилад и прочие

Со­рок пять му­че­ни­ков по­стра­да­ли в ар­мян­ском го­ро­де Ни­ко­по­ле в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ли­ки­ния (307–324), со­пра­ви­те­ля Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Ли­ки­ний же­сто­ко пре­сле­до­вал хри­сти­ан и в сво­ей во­сточ­ной об­ла­сти из­дал указ пре­да­вать му­че­ни­ям и смер­ти всех, кто не со­гла­ша­ет­ся вер­нуть­ся к язы­че­ству. Ко­гда на­ча­лись пре­сле­до­ва­ния в Ни­ко­по­ле, бо­лее со­ро­ка по­сле­до­ва­те­лей Хри­сто­вых ре­ши­лись доб­ро­воль­но явить­ся к го­ни­те­лям, от­кры­то ис­по­ве­дать ве­ру в Сы­на Бо­жия и при­нять му­че­ния. Свя­тых ис­по­вед­ни­ков воз­глав­ля­ли Леон­тий, Мав­ри­кий, Да­ни­ил, Ан­то­ний, Алек­сандр, от­ли­чав­ши­е­ся сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью. Иге­мон ар­мян­ской об­ла­сти Ли­сий, ко­то­ро­му пред­ста­ли свя­тые ис­по­вед­ни­ки, был удив­лен еди­но­ду­ши­ем и му­же­ством лю­дей, доб­ро­воль­но об­ре­кав­ших се­бя на му­че­ния и смерть. Он ста­рал­ся убе­дить их от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, но свя­тые бы­ли непре­клон­ны. Они опро­вер­га­ли все до­во­ды пра­ви­те­ля, до­ка­зы­вая ему всю лож­ность ве­ры в мерз­ких, ис­пол­нен­ных по­ро­ков язы­че­ских бо­жеств, ве­ду­щих за со­бой в по­ги­бель по­кло­ня­ю­щих­ся им лю­дей. Иге­мон по­ве­лел бить ис­по­вед­ни­ков по ли­цу кам­ня­ми, а по­том за­ко­вать и бро­сить в тем­ни­цу.

В тем­ни­це свя­тые ра­до­ва­лись и пе­ли Да­ви­до­вы псал­мы. Свя­той Леон­тий обод­рял и укреп­лял бра­тьев по ве­ре, го­то­вя к но­вым му­че­ни­ям за ис­тин­ную ве­ру, рас­ска­зы­вая о му­же­стве всех преж­де по­стра­дав­ших за Хри­ста. Утром, по­сле по­втор­но­го от­ка­за при­не­сти жерт­ву идо­лам, свя­тых сно­ва от­да­ли на ис­тя­за­ния. Свя­той Леон­тий, ви­дя силь­ные стра­да­ния му­че­ни­ков и опа­са­ясь, как бы неко­то­рые из них в из­не­мо­же­нии не упа­ли ду­хом и не по­те­ря­ли ве­ры, мо­лил Бо­га, чтобы Он по­слал всем ско­рое окон­ча­ние по­дви­га.

Ко­гда свя­тые му­че­ни­ки в пол­ночь пе­ли псал­мы, неожи­дан­но явил­ся им Ан­гел Гос­по­день, и тем­ни­ца оза­ри­лась све­том. Ан­гел объ­явил му­че­ни­кам, что их по­двиг бли­зит­ся к кон­цу, а име­на уже за­пи­са­ны на Небе­сах. Два тем­нич­ных стра­жа, Ме­ней и Ви­ри­лад, ви­дев­шие про­ис­хо­див­шее, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. На сле­ду­ю­щее утро пра­ви­тель ре­шил пре­дать смер­ти сви­де­те­лей Хри­сто­вых. По­сле звер­ских ис­тя­за­ний их со­жгли в огне, а ко­сти бро­си­ли в ре­ку († ок. 318). Бла­го­че­сти­вые лю­ди на­шли их, со­бра­ли и сбе­рег­ли. Поз­же, ко­гда бы­ла да­на сво­бо­да Церк­ви Хри­сто­вой, на том ме­сте был воз­двиг­нут храм во имя свя­тых 45-ти му­че­ни­ков.

См. так­же: "Стра­да­ние свя­тых со­ро­ка пя­ти му­че­ни­ков, по­стра­дав­ших в Ни­ко­по­ле Ар­мян­ском" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь 45-ти мученикам в Никополе Армянском, глас 1

Единоу́мне душе́ю свя́зани бы́вше,/ четы́редесять с пятьми́ страда́льцы святи́и,/ на врага́ ополчи́стеся,/ победи́телие же я́вльшеся,/ прия́сте венцы́ от Христа́ Бо́га/ и ве́чное муче́ний ва́ших воздая́ние,/ ты́я и нам улучи́ти моли́те,// благоче́стно пе́сньми вас велича́ющим.

Перевод: Единомысленно быв связаны душой, сорок пять мучеников святых, на врага ополчившись, вы стали победителями, получили венцы от Христа Бога и вечное вознаграждение за ваши мучения, молите достичь его и нам, благочестиво в песнопениях вас прославляющим.

Кондак 45-ти мученикам в Никополе Армянском, глас 8

Христа́ ра́ди, му́ченицы, мно́гия му́ки подъя́сте,/ и многобо́жие низложи́сте все и́дольское,/ и разруши́сте безбо́жие вся́кия пре́лести,/ Христо́вою си́лою сия́ попра́вше,// нас всех ве́рно науча́ете вопи́ти я́ве: аллилу́ия.

Перевод: Ради Христа, мученики, вы претерпели многие мучения и низвергли все идольское многобожие, и разрушили всякое безбожное обольщение, поправ их Христовой силой, и нас всех с верой учите взывать открыто: «Аллилуия».

Случайный тест