День памяти

Житие

Житие святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского

Свя­той Ме­ле­тий, ар­хи­епи­скоп Ан­тио­хий­ский, был сна­ча­ла епи­ско­пом Се­ва­стий­ским в Ар­ме­нии (ок. 357), а впо­след­ствии был вы­зван им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ци­ем в Ан­тио­хию для за­щи­ты от ари­ан­ской ере­си и по­лу­чил Ан­тио­хий­скую ка­фед­ру.

Свя­той Ме­ле­тий весь­ма рев­ност­но бо­рол­ся про­тив ари­ан­ских за­блуж­де­ний, и по про­ис­кам ере­ти­ков три ра­за был из­го­ня­ем с ка­фед­ры, так как ари­ане окру­жа­ли Кон­стан­ция и скло­ня­ли его на свою сто­ро­ну. Ан­тио­хий­ский свя­ти­тель от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной кро­то­стью, неустан­но при­ви­вал сво­ей пастве доб­ро­де­те­ли и бла­гие нра­вы, по­ла­гая, что на по­доб­ной ни­ве лег­че взой­дут се­ме­на ис­тин­но­го ве­ро­уче­ния.

Свя­той Ме­ле­тий ру­ко­по­ло­жил во диа­ко­ны бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. Тем же свя­ти­те­лем Ме­ле­ти­ем был кре­щен и воз­рас­тал при нем и дру­гой ве­ли­чай­ший све­тиль­ник пра­во­сла­вия – свя­той Иоанн Зла­то­уст, ко­то­рый впо­след­ствии на­пи­сал сво­е­му ар­хи­пас­ты­рю по­хваль­ное сло­во.

По­сле Кон­стан­ция пре­стол за­нял Юли­ан От­ступ­ник, и свя­той был сно­ва из­гнан, ему при­шлось скры­вать­ся в тай­ных убе­жи­щах. Воз­вра­щен­ный им­пе­ра­то­ром Иови­а­ном в 363 го­ду, свя­той Ме­ле­тий на­пи­сал бо­го­слов­ский трак­тат "Из­ло­же­ние ве­ры", ко­то­рый спо­соб­ство­вал об­ра­ще­нию к пра­во­сла­вию мно­гих ари­ан.

В 381 го­ду, при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии Ве­ли­ком (379–395), со­сто­ял­ся II Все­лен­ский Со­бор. В 380 го­ду свя­ти­тель от­пра­вил­ся на II Все­лен­ский Со­бор в Кон­стан­ти­но­поль и был его пред­се­да­те­лем. Пе­ред на­ча­лом Со­бо­ра свя­той Ме­ле­тий под­нял ру­ку и по­ка­зал три пер­ста, по­том со­еди­нил два пер­ста, а один при­гнул и, бла­го­сло­вив на­род, про­воз­гла­сил: "Три ипо­ста­си ра­зу­ме­ем, о еди­ном же су­ще­стве бе­се­ду­ем", при этом свя­ти­те­ля осе­нил огонь, слов­но мол­ния. Во вре­мя это­го Со­бо­ра свя­ти­тель Ме­ле­тий ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­той Гри­го­рий Нис­ский по­чтил па­мять по­чив­ше­го по­хваль­ным сло­вом.

Со­хра­ни­лись бе­се­да свя­то­го Ме­ле­тия о еди­но­су­щии Сы­на Бо­жия с Бо­гом От­цом и его пись­мо к им­пе­ра­то­ру Иови­а­ну об ис­по­ве­да­нии Свя­той Тро­и­цы. Мо­щи свя­то­го Ме­ле­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ан­тио­хию.

См. так­же: "Жи­тие свя­то­го от­ца на­ше­го Ме­ле­тия, ар­хи­епи­ско­па Ан­тио­хий­ско­го" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь святителю Мелетию, архиепископу Антиохийскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Меле́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче Мелетий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Мелетию, архиепископу Антиохийскому, глас 6

Духо́внаго твоего́ дерзнове́ния убоя́вся,/ отсту́пник бе́гает Македо́ний,/ моли́твенное же служе́ние соверша́юще, твои́ раби́,/ любо́вию притека́ем,/ А́нгелом собесе́дниче, Меле́тие,/ о́гненный мечу́ Христа́ Бо́га на́шего,/ вся безбо́жныя закала́яй:// воспева́ем тя, свети́льника, просвети́вшаго вся.

Перевод: Духовного твоего дерзновения испугавшись, отступник Македоний убежал, молитвенное же служение совершая, рабы твои, с любовью к тебе обращаемся, ангелов собеседник, Мелетий, огненный меч Христа Бога нашего, всех безбожников поражающий, воспеваем тебя, светильника, просветившего всех.

Случайный тест