Дни памяти

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

23 сентября – Собор Липецких святых

Житие

Наталия Семёновна Карих (1885 - 1942), староста храма Архангела Михаила в селе Романове, мученица
Память в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских
Родилась 18 августа 1885 года в селе Романове Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье Семёна Ивановича и Анастасии Григорьевны Десятых.
9 ноября 1903 года венчалась с Сергеем Алипиевичем Филоновым. 24 марта 1904 года муж умер от чахотки, и Наталия вернулась в родительский дом.
8 ноября 1904 года повторно вышла замуж за Андрея Феофилактовича Устинова. В этом браке пятеро детей: Вера, Пелагея, Марина, Андрей, Николай.
Приблизительно в 1920-х Наталия Семеновна вновь овдовела.
В селе Романове жил вдовец Михаил Евдокимович Карих, у которого от первого брака осталось пятеро детей: Мария, Василий, Григорий, Александр, Пелагея. Михаил Евдокимович и Наталия Семеновна жили недалеко друг от друга, знали друг друга с детства. Наталия Семеновна перешла жить в дом Карих, оставив свой дом для подросших детей. В третий раз вышла замуж. От брака с Михаилом Евдокимовичем у Наталии родилось двое детей: Иван (1925 г.р) и Петр (1927 г.р).
В 1933 году стала церковной старостой Михаило-Архангельского храма. В сентябре 1937 года был арестован служивший в их храме священник, и Наталья Семеновна начала искать другого священника, чтобы люди не остались без службы, а верующие собрали подписи под прошением, чтобы власти не закрывали храм.
Между тем стали распространяться сведения, что власти все же собираются закрыть храм. Поскольку власти иногда проводили решения о закрытии храмов через собрания, то каждое собрание в селе стало ожидаться верующими с большим беспокойством. Очередное собрание, приуроченное к проведению выборов в Верховный Совет, было назначено на 6 декабря 1937 года. На собрании Наталья Семеновна обратилась с просьбой к крестьянам, чтобы они заступились за церковь и помогли найти священника. В тот же день в соответствии с приказом НКВД за № 00447 было начато дело против церковной старосты и членов церковной двадцатки.
Следователь допросил заведующего избой-читальней, который показал:
«На собрании, где обсуждался вопрос “Права и обязанности граждан СССР” по сталинской конституции, ктитор романовской церкви заявила: “Нам нечего об этом говорить, каждый день вы говорите о выборах, давайте поговорим о церкви, мы, – указала она на присутствующих, – молящиеся, и пришли сюда затем, чтобы разрешить вопрос о церкви, нам нужен священник”. В результате на половине доклада присутствующие члены двадцатки стали выкрикивать: “Дайте нам священника”. И на некоторое время чтение доклада пришлось прервать. По окончании доклада Карих стала опять говорить о церкви, ей разъяснили, что этот вопрос на повестке дня не стоит. Она тогда попросила слова – сказать по существу вопроса.Ей разрешили. В своем выступлении она высказала резкую клевету на советскую власть, заявив: “Вы говорите, что сейчас жить стало хорошо. Ничего подобного. Советская власть обманывает народ, она забрала все у него, ведь раньше, в старое время, жить было лучше, люди имели свою скотину, сами себе были хозяева. Я раньше сама ткала на себя и обшивала семью, у всех были чистые рубашки, а сейчас нет их, дождались, что керосина и того нет. Вот до чего довела советская власть, а вы все нас обманываете”. При этом она говорила, что нужно ходить в церковь и молиться Богу, заявив: «Как только пройдут выборы в Верховный Совет, мы обязательно привезем себе священника и будем ходить в церковь и молиться Богу». Карих на протяжении всего времени, с тех пор как арестовали попа романовской церкви за антисоветскую деятельность, ходит среди верующих и ведет агитацию, чтобы народ требовал священника. После выступления Карих верующие стали выкрикивать: “Если советская власть хороша, а вы ее начальники, так дайте нам священника, мы будем ходить в церковь и молиться Богу».
Свидетельница, допрошенная на следующий день, показала:
«Карих выступила с явно антисоветской речью, заявив: “Советская власть и вы, – указала она на представителей из района, – обманываете народ, мы раньше жили, ходили в тканых рубашках, но зато они были чистые, а теперь нет никаких, несчастного керосина и того нет, одно утешение для народа – церковь, и ту хотите закрыть, но вам это не удастся. Смотрите, – указала она на присутствующих, – они никогда не согласятся закрыть церковь”».
Другая свидетельница показала:
«Карих говорила, что люди пришли узнать насчет церкви, давайте рассмотрим этот вопрос, церковь мы не дадим закрывать. Другие женщины кричали на это: “Не давай от церкви ключи”».
10 декабря 1937 года власти арестовали Наталью Семеновну. Проходила по групповому делу "дело монахинь Андреевой, Сапруновой и др., с. Романово Липецкой обл., 1937г."
Из протокола допроса:
– Вы арестованы за антисоветскую деятельность. Признаете себя виновной?
– Виновной себя не признаю.
– Следствие располагает данными, что вы среди отсталой части населения села Романово вели антисоветскую агитацию. Расскажите об этом подробно.
– Ничего я этого не делала.
– Лжете, вы на собрании в клубе 6 декабря сего года демонстративно высказали контрреволюционные измышления о советской власти и ее руководителях, вели монархическую агитацию. Требую дать следствию правдивые показания.
– 6 декабря я была в клубе на собрании, но ничего там антисоветского не делала.
– Лжете, следствием установлено, что вы вместе с другими антисоветскими лицами пришли организованно на данное собрание с целью сорвать его и вели контрреволюционную агитацию. Расскажите об этом подробно.
– На данном собрании вместе со мной были члены церковной двадцатки. В этот день я обошла всех членов церковной двадцатки и предложила им прийти в клуб на собрание, так как мне сказал уполномоченный РИКа, чтобы я собрала двадцатку. Никакой цели у меня в данном случае не было.
После ареста Натальи Семеновны члены сельсовета отправили в НКВД соответствующую характеристику на нее, в которой написали:
«До 1933 года Карих занималась крестьянством. В 1933 году она поступила ктитором в романовскую церковь и в этом же году была обложена твердым заданием, за невыполнение которого была обложена индивидуальным налогом как ктитор – нетрудовой элемент. Со дня поступления ктитором всё время вела антисоветскую работу, вела упорную борьбу против коллективизации, боролась за укрепление религии».
17 декабря 1937 года Наталью Семеновну и некоторых арестованных членов двадцатки перевели в тюрьму в городе Данкове, центральную тогда для этого района. 28 декабря следователь снова допросил исповедницу.
– Обвиняемая Карих, следствие располагает данными о том, что вы в ноябре 1937 года у здания церкви в своем селе проводили среди колхозников контрреволюционную агитацию монархического и антиколхозного характера, о чем зачитаны вам были показания свидетелей. Расскажите об этом подробно.
– Этого никогда не было.
– Обвиняемая Карих, вам предъявлено обвинение в совершении преступления... Признаете себя виновной в предъявленном вам обвинении?
– Виновной себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
На заседании тройки НКВД был представлен следователем следующий доклад:
«Карих Наталья Семеновна... Обвиняется в порядке приказа НКВД за № 00447. Обвиняемая Карих с группой церковников, бывших монашек, черничек на протяжении 1937 года вела активную контрреволюционную агитацию. В декабре 1937 года на собрании женщин демонстративно выступила с клеветой на советскую власть и вела контрреволюционную, монархическую агитацию».
30 декабря 1937 года была осуждена Тройкой при УНКВД СССР по Рязанской обл. и приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывала в Карлаге.
В 1942 году арестована в Карлаге вместе с 11 женщинами-заключенными по обвинению в том, что
"они, отбывая меру наказания по первому приговору в Акмолинском отделении Карлага, будучи враждебно настроенными к советской власти на протяжении всего времени, начиная с июня месяца 1941г., проводили контрреволюционную деятельность, направленную против советского строя, были организаторами в проведении антисоветской агитации, прикрываясь религиозными убеждениями. С 3 июля 1941 года, будучи годными к физическому труду и обеспечены продуктами питания, не выходили на работу по день ареста. Виновными себя не признали, за исключением того, что они религиозные и проводили религиозные обряды"
20 апреля 1942 года Судебной Коллегией по уголовным делам Карагандинского обл. суда в Акмолинском отделении Карлага была осуждена по групповому делу "Дело Евдокии (Андриановой) и 11-ти заключенных. Акмолинск. 1942г." с обвинением в "к/р деятельности, с провождением антисоветской агитации, с прикрыванием религиозными убеждениями" и приговорена к расстрелу. Виновной себя не признала.
Приговор приведён в исполнение. Место погребения неизвестно.
30 мая 1989 года реабилитирован прокуратурой Липецкой области по 1937 году репрессий.
14 апреля 1993 года реабилитирована по закону Республики Казахстан по году 1942 году репрессий.

Литература и документы:
Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г.Караганды. Д.152481.
Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.24046.
Список репрессированных в годы Советской власти священно- и церковнослужителей по Липецкой обл. с. 23.
Поляков В.В. (ст.науч.сотр.) Списки репрессированных священнослужителей по Липецкой области, которые войдут в книгу ПАМЯТИ// Русь Святая. Липецк, 1995. N 9(97). с. 14.
Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года. Т.1. Липецк, 1997. с.118.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.

Случайный тест