Дни памяти:

Житие

Два со­лун­ских свя­тых из XIV ве­ка но­си­ли имя Ка­ва­си­лы. Стар­ший, Нил, дя­дя Ни­ко­лая, по об­ще­при­ня­то­му мне­нию, управ­лял со­лун­ской паст­вой до 1340 го­да, при Иоанне Кан­та­ку­зене. Млад­ший, Ни­ко­лай, ро­дил­ся в 1320 го­ду в ари­сто­кра­ти­че­ской се­мье в Фес­са­ло­ни­ке. Дет­ство его про­шло под на­став­ни­че­ством дя­ди. В 1335–1340 гг. Ни­ко­лай по­лу­ча­ет клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле, где изу­ча­ет фило­со­фию, ри­то­ри­ку, грам­ма­ти­ку, есте­ствен­ные на­у­ки. Впо­след­ствии он при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в по­ли­ти­че­ской и цер­ков­ной жиз­ни им­пе­рии и упо­ми­на­ет­ся в долж­но­сти са­кел­ла­рия Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви.
При граж­дан­ских бес­по­кой­ствах, вы­зван­ных дви­же­ни­ем зи­ло­тов, мы встре­ча­ем Ни­ко­лая Ка­ва­си­лу (греч. Νικόλαος Καβάσιλας) на сто­роне Па­лео­ло­гов и во­е­на­чаль­ни­ка Си­гри­а­на.
Пат­ри­арх Иоанн в 1343 го­ду по­сы­лал его в чис­ле дру­гих к им­пе­ра­то­ру Иоан­ну Кан­та­ку­зе­ну, чтобы убе­дить его от­речь­ся от пре­сто­ла. Но ко­гда тот был ко­ро­но­ван в Адри­а­но­по­ле и ко­гда Фес­са­ло­ни­ка и дру­гие го­ро­да пе­ре­ста­ли про­ти­во­дей­ство­вать бла­го­при­ят­ство­вав­шей ему пар­тии, по­соль­ство в 1346 го­ду от­пра­ви­лось к сы­ну его Ма­ну­и­лу, чтобы обе­щать ему по­кор­ность под неко­то­ры­ми усло­ви­я­ми, и в этом по­соль­стве был Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла. Мо­жет быть, эти са­мые сно­ше­ния при­об­ре­ли Ни­ко­лаю бла­го­склон­ность Кан­та­ку­зе­на; по край­ней ме­ре, сам Кан­та­ку­зен го­во­рит, что удо­ста­и­вал сво­ей друж­бы и да­же при­чис­лял его к луч­шим сво­им дру­зьям. Бу­дучи склон­ным к со­зер­ца­тель­ной мо­на­ше­ской жиз­ни, Иоанн Кан­та­ку­зен в 1349 го­ду уда­лил­ся в мо­на­стырь Свя­то­го Ма­ман­та и по­том пе­ре­шел в мо­на­стырь Ман­га­ний­ский, неда­ле­ко от Кон­стан­ти­но­по­ля. В это доб­ро­воль­ное из­гна­ние по­сле­до­ва­ли за ним Ди­мит­рий Ки­до­ний и Ка­ва­си­ла, му­жи, по сло­вам са­мо­го им­пе­ра­то­ра, до­стиг­шие вер­ши­ны внеш­ней муд­ро­сти, не ме­нее лю­бо­муд­рен­ные и в де­лах, из­брав­шие жизнь це­ло­муд­рен­ную и сво­бод­ную от несча­стий бра­ка.
Пре­бы­ва­ние им­пе­ра­то­ра и дру­зей его в мо­на­сты­ре бы­ло непро­дол­жи­тель­ным.
Ко­гда Кан­та­ку­зен, неза­дол­го до сво­е­го от­ре­че­ния ра­ди при­ня­тия мо­на­ше­ско­го по­стри­га, при­звал в со­пра­ви­те­ли се­бе сы­на сво­е­го Мат­фея и Па­лео­ло­га Ан­д­ро­ни­ка, Ка­ва­си­ла опять встре­ча­ет­ся в чис­ле по­сред­ни­ков, ко­то­рым над­ле­жа­ло вы­звать уда­лив­ше­го­ся Пат­ри­ар­ха Кал­ли­ста и за­ста­вить его ко­ро­но­вать Мат­фея (Cantac. hist. lib. IV. Vol. III. P. 275). Но ко­гда Кал­лист от­ка­зал­ся, при­сту­пи­ли к вы­бо­ру но­во­го Пат­ри­ар­ха, и на это ме­сто пред­ло­же­ны бы­ли Ка­ва­си­ла и еще двое: Ма­ка­рий Фила­дель­фий­ский и Фило­фей Ирак­лий­ский; им­пе­ра­тор из­брал по­след­не­го, и он ко­ро­но­вал Мат­фея. При сем слу­чае Кан­та­ку­зен на­зы­ва­ет Ка­ва­си­лу ми­ря­ни­ном; а это да­ет по­нять, что он поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем, ес­ли пред­ла­га­ли его пря­мо на пат­ри­ар­шую ка­фед­ру, что с ми­ря­на­ми бы­ва­ло ред­ко.
Око­ло это­го вре­ме­ни Ни­ко­лаю Ка­ва­си­ле как при­вер­жен­цу ис­их­аст­ско­го уче­ния при­шлось иметь спор о при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та с Ни­ки­фо­ром Гри­го­рой, по­сле­до­ва­те­лем Вар­ла­а­ма и Акин­ди­на. Рас­сказ о встре­че Ни­ки­фо­ра и Ка­ва­си­лы и сущ­ность их спо­ра из­ло­же­ны у Ни­ки­фо­ра (L. XXI. XXII. 4).
На со­зван­ном в 1351 г. Влахерн­ском Со­бо­ре Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла вы­сту­пал твер­дым за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия и стро­гой ас­ке­ти­че­ской жиз­ни.
Один крат­кий пе­ре­чень со­чи­не­ний Ни­ко­лая Ка­ва­си­лы мо­жет по­ка­зать его ли­те­ра­тур­ную мно­го­сто­рон­ность и пло­до­ви­тость. К са­мым ран­ним его про­из­ве­де­ни­ям от­но­сит­ся от­ры­вок из ком­мен­та­рий его на Пто­ло­мея; ко вре­ме­ни за­ня­тий его де­ла­ми церк­ви в зва­нии са­кел­ла­рия нуж­но от­не­сти со­чи­не­ния: «О ро­сте про­тив ро­стов­щи­ков», кни­гу о непра­виль­ных тяж­бах граж­дан­ских на­чальств по от­но­ше­нию к цер­ков­ным пред­ме­там. Нема­ло оста­лось от него от­дель­ных слов нрав­ствен­ных, на празд­ни­ки и по­хваль­ных. Из них мож­но ука­зать сло­ва: на Стра­сти Хри­сто­вы, на Воз­не­се­ние, на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, на св. Фе­о­до­ру Чу­до­тво­ри­цу, на трех все­лен­ских свя­ти­те­лей. Из бо­го­слов­ских про­из­ве­де­ний его из­вест­ны: «Ка­кая цель во­пло­ще­ния Гос­по­да», «Про­тив за­блуж­де­ний Ни­ки­фо­ра Гри­го­ры», «Из­ло­же­ние на про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля», «О ду­ше» и дру­гие мел­кие со­чи­не­ния и пись­ма.
Бо­лее из­вест­ным тво­ре­ни­ем Ни­ко­лая Ка­ва­си­лы слу­жит его «Изъ­яс­не­ние Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии», ко­то­рое имел в ви­ду ис­тол­ко­ва­тель ли­тур­гии Си­ме­он Со­лун­ский.
Вы­да­ю­щий­ся хри­сти­ан­ский пи­са­тель и бо­го­слов, свя­той пра­вед­ный Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла был ка­но­ни­зи­ро­ван Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 3 июня 1982 го­да.

Молитвы

Тропарь праведному Николаю Кавасиле

глас 4

Я́ко наста́вник Боже́ственный и веща́тель прему́дрый/ ве́ры правосла́вныя догма́тов и доброде́телей свяще́ннейших/, просия́л еси́ в ми́ре сло́вом и де́лом/, Нико́лае пра́ведне./ Сего́ ра́ди Солу́нская земля́ твое́ю сла́вою хва́лится// и любо́вию пра́зднует всечестну́ю па́мять твою́.

Кондак праведному Николаю Кавасиле

глас 2

Житие́ свое́ ра́зумом Боговдохнове́нным проводи́л еси́/, просия́вый му́дростию и благода́тию,/ и, слове́с си́лою просла́вивыйся,/ благоче́стия учи́тель яви́лся еси́.// Сего́ ра́ди пое́м тя́, Нико́лае.

Случайный тест