Блаженный Ону́фрий Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый
Дни памяти
5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых
Житие
Жизнеописание блаженного Онуфрия Романовского
†1669, 2/15 сентября – упокоение.
О дате рождения блаженного Онуфрия, как о родине его и происхождении история не сохранила для нас сведений. Вероятно, стремясь подражать своему небесному покровителю Онуфрию Великому, однажды оставил он мирскую жизнь и подвизался, подобно Христа ради юродивым чудотворцам Андрею Цареградскому и Василию Московскому, находясь среди людей как в пустыни – в бедности, голоде и холоде, терпеливо перенося насмешки и унижения жителей древнего города Романова. Некоторые исследователи полагают, что родился Онуфрий в конце XVI века и принял подвиг юродства незадолго до исторических событий «смутного времени». Как и все жители Романова, пережил он в 1609 году сожжение и оккупацию города отрядом польско-литовских захватчиков (под командованием пана Гальбовича), наблюдая как горожане в ужасе разбегаясь бросали свои дома, оставляли храмы и главную святыню Романова – чудотворную Казанскую икону Божией Матери . Но минуло время запустения, междоусобиц и страха, а следом последовало освобождении Москвы (1612 г.) и избрание нового царя из дома Романовых.
Первое летописное упоминание о деяниях блаженного Онуфрия Романовского сохранилось в отрывке «Сказания о иконе Пресвятой Богородицы Смоленской» , а время описываемых событий происходило в 1626 году. Жил тогда в городе Романов некий купец по имени Самсон, по прозвищу «Богомол», (как повествует летопись) человек благочестивый и страннолюбивый, не отлучаясь церковного богослужения «вечерни и утрени», имел он при этом пять сыновей и большое хозяйство. Промышляя купечеством, помышлял и о расширении своего дела, от чего в городе заложил постройку большого нового дома. Однажды поздним вечером, когда в доме уже все спали, совершал он свое вечернее молитвенное правило, когда внезапно вдруг явилось ему видение – образ Пресвятой Богородицы в «многолиственном древе», а перед образом тем – горящее кадило. Удивленный этим видением провел Самсон ночь ту без сна, а под утро, когда только послышался первый колокольный звон пришел на двор к Самсону местный «юродивый» Онуфрий и объясняя явление, предрек ему многие скорби, «а всем домашним его – монашество». По прошествии же многих лет, пророчество блаженного Онуфрия сбылось таким образом:
Купеческое дело Самсоново пришло в совершенный упадок, да так, что и последнее его имущество было разграблено. Многие поругания и поношения претерпев, скончался Самсон в городе Романов спустя семь лет после видения образа Богородицы. За это время и жена его и все сыновья приняли монашество. Старший сын Иоиль, в последствии став игуменом Толгского монастыря по особому ему откровению заложил на левом берегу реки Волги, против города Ярославля, Смоленский монастырь на Бору (1642 г.). Второй сын Гордиан, так же впоследствии игумен Толгский и нового Смоленского монастыря (с 1659 г.) был летописцем и храмоздателем. Он заложил и возвел первые каменные храмы и строений в новой Смоленской обители (1660-1670 гг.). Вероятно там же обрели монашество и другие три брата Акила, Самсон и Макарий, а так же мать, будучи монахиней Леонилой обрела место своего упокоения. По прошествии еще десяти лет после кончины, тело Самсона было так же перезахоронено сыном, игуменом Толгским Иоилем в Смоленский монастырь на Бору. Спустя еще двадцать лет (ок.1663 г.), явился же духом Самсон став посреди церкви во время утреннего богослужения, поя со всеми песнь Богородицы: «Велечит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем» . Так исполнилось пророчество блаженного Онуфрия.
Скончался блаженный Онуфрий Романовский, пройдя долгую полную скорбей и духовных подвигов жизнь 2 (15) сентября 1669 года и был погребен на левом берегу реки Волги у Преображенской деревянной церкви Казанского девичьего монастыря.
По свидетельству местных жителей, Онуфрий «…был жития богоугодного, и воздержанного, от чего и находился он у людей в великом почтении. А по смерти его в Романове, имеющие купечество, напоминая его богоугодное житие, по приказанию архиерейскому над гробом учинили гробницу…»
В 1739 году, другой житель Романова – Савва Андреевич сын Тиманов, находясь в возрасте уже более 90-лет вспоминал: «… жития он был воздержанного и честного и христианского закона… Имел и носил на себе честный крест, и молился всегда. Так же и в святые церкви (его видел) а более в приходе церкви Воскресения Христова и Казанской, при которой и погребен. Ходил же (он) непрестанно. И в летнее и в зимнее (время года) ходил он в одном холодном длинном платье – бос. Иногда в теплой каменной церкви Воскресенского прихода грелся у большой печи. А иногда войдет в имеющуюся на площади «кабацкую избу» погреться да говорит: «озябше озяб»…»
В 1712 году, по благословению епископа Ростовского и Ярославского Досифея (Глебова) на месте «ветхой гробницы» блаженного Онуфрия жителями города Романов была воздвигнута большая каменная часовня с «главой и крестом». Сохранилось и небольшое описание этой часовни: «… пространная, с большими окнами (имела) свод и главу каменную крытую тесом. А на главу водружен деревянный, обитый железом, осмиконечный крест. При крылечном входе, на стене, на белом камне резьбой белых литер имелась токовая надпись «Лета 7177 году сентября «В» дня преставися раб Божий Онуфрий Христа ради юродивы»» … Посреди часовни находилась деревянная гробница обитая сверху и по сторонам цветным «шпалером». Рядом с гробницей имелась выемка в полу, от куда приходящие брали с могилы песочек. В часовне имелись иконы и два ящика, один из которых для свечей, а другой для пожертвований « и видно, что в тот ящик деньги положены от приходящих в ту часовню для поклонения людей».
Один из случаев исцеления поведанный жителем г.Романов Саввой Тимоновым свидетельствует нам и о ранних случаях исцеления по молитвенному обращению к блаженному Онуфрию. Когда Савва Андреевич женился, то его жена долгое время находилась в болезни. Болезнь эта «внутренняя великая» причиняла жене его много страданий. Однажды, обратилась она к священнику с просьбой «отпеть панихиду» на могиле блаженного, а после «взяла от гробницы его писочку и спила в воде». Вскоре она получила «от той болезни и Божие молитве свободу» и за тем совсем выздоровела, после чего жила еще более десяти лет благополучно. И к другим многим людям были исцеления – завершает свое воспоминание Савва Андреевич.
В 1739 году Правительственным Синодом Русской Православной церкви, проводился обще-епархиальный сбор сведений о почитании «ложных и истинных» святынь. Вызвано это было большим количеством случаев суеверий и сект среди населения Российской Империи, особенно во многих отдаленных ее уголках. В связи с этим воеводе г. Романов Алексею Гречанинову был прислан за подписью Ея Императорского Величества Анны Иоановны – Указ от 14 ноября 1739 года , в котором излагалось требование предоставить в Ростовскую Духовную Консисторию сведений о почитании блаженного Онуфрия. В этом документе была изложена пожалуй основная основная информация о почитании блаженного в г.Романов на тот исторический период, которая лишь требовала подтверждения, а именно: существует ли общественное почитание Онуфрия в праздничные и воскресные дни, на Сырную неделю и Прощенное воскресенье, а так же в дни памяти 12 (25) июня и 2 (15) сентября? Много ли в часовню приходит почитателей (афицерство, приказные, граждане) и отдают ли гробнице «достодолжное поклонение и почтение яко праведнику»? И прикладываются ли к изображенному «на гробнице кресту Христову»? И бывают ли по совершению служб и панихиды за (поминальным) обедом при церкви . Ответ воеводы в Духовною консисторию не сохранился, однако сохранились документы за 1649 год, где подтверждается почитание Онуфрия среди жителей Романова, как и наличие совершаемых чудес и помощи в исцелении болезней по молитвенному к нему обращению .
В середине XVIII века было принято решение о разборе обветшалой деревянной монастырской церкви Преображения Господня, а следом разобрали и каменную часовню на месте упокоения Онуфрия Романского. А уже в 1758 году на этом месте возник новый каменный Преображенский храм с приделом Казанской иконы Божией Матери, который и сохранившийся до наших дней. Тогда же, в комплексе с храмом, на месте часовни блаженного Онуфрия, была воздвигнута красивая шатровая колокольня. При этом первый ярус колокольни оказался устроен так, что сохранилось и благоустроилось место почитание блаженного.
В царствование Императрицы Екатерины II монастырь был упразднен , Преображенский храм стал приходским, а вокруг колокольни образовалось городское кладбище. Но и в следующем XIX веке почитание блаженного Онуфрия в Романове не прекращается. Так в 1879 году священник Александр (Мизеров), служитель Вознесенской церкви г.Романов-Борисоглебск свидетельствует: «Романовцы чтут сего юродивого с незапамятных времен: усердием их устроен над могилой памятник из изветкового плитняка, а помещение ее (колокольни) теперь представляет часовню, где 12 июля каждогодно в день памяти Онуфрия Великого совершается панихида по юродивом и сюда многие ходят на молитву от исцеления от зубной боли» . В начале XX века эти слова подтверждает и Н.Н. Теляковский в своей книге «Старина и святыни города Романова» , а так же ряд других изданий .
После страшных революционных событий 1917 года Казанский (Преображенский) храм был некоторое время открыт вплоть до 1931 года, когда новой властью было принято решение об окончательном закрытии храма, после чего здание было отдано под пивоваренный завод. В середине 1960-х, храм был передан в жилой фонд, а в здании колокольни был установлен дизельный генератор для местной телефонной станции. В связи с этим, могила блаженного Онуфрия была снесена, а пол оказался залит не малым слоем бетона. И только 12 ноября 1997 года церковь была вновь передана Ярославской епархии РПЦ.
В 1964 году, по инициативе архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), Священным Синодом РПЦ было принято решение об установлении общецерковного празднования собора Ростово-Ярославских святых. В этот собор в лике «Блаженных и Христа ради юродивых» вошел и блаженный Онуфрий Романовский (Ярославский), с установлением дня памяти 12/25 июня .
В собрании рукописей А.А. Титова, находящихся в Российской Национальной Библиотеке, находятся «святцы» второй половины XVIII в., в которых (на 1-е сентября) читаем: «преставление Христа ради юродивого Ануфрия во граде Романове» . Вероятно, что в XVIII в. блаженный Онуфрий почитался гораздо шире пределов города и окрестностей.
В Ярославском музее-заповеднике (с 1976 года) находится уникальная двусторонняя выносная икона XVII века Смоленской-Ярославской Божией Матери. При этом на иконе сохранились три клейма, являющие собой художественное описание нескольких сюжетов «Сказания» явления Смоленской иконы. В третьем клейме (справа) иконописцем запечатлено видение «Сапсону Богомолу» Богородицы в виде Смоленской иконы «с кадилом горящим и деревом многолиственным». Клеймо сохранило и текст: «...чудо в лета 7134 явился (о)браз пресс(вя)тыя Б(огоро)д(и)цы смоленския на древе / лиственном и кадило горящо Самсону прозываемы б(о)гомолу им(…) / прииде блажены / Ануфри прорече Самсону многи скорби (…)» . Эта икона являет собой яркий пример почитания ни только древних ярославских святынь, но и тех избранников Божиих, оказавших своей богоугодной жизнью посредничество в явлении этих святынь в нашу жизнь и историю.
Почитание блаженного Онуфрия Романовского продолжается и в наши дни. Так, ежегодно 25 июня священством Романово-Борисоглабска (Тутаева) соборно служится ему заупокойная литургия и панихида , а в другие дни можно встретить верующих, посещающих его место захоронения и молящихся о своих нуждах.
Источник: proza.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Как змее невозможно совлечь с себя старую свою кожу, если она не проползет сквозь тесную скважину или ущелье, так и мы застарелых своих во грехах привычек и греховной одежды ветхого человека совлечь с себя не можем, если не будем ходить по тесному пути воздержания и самоотвержения.
прп. Вонифатий из Феофании