День памяти

Житие

Житие преподобного Памвы, пустынника Египетского

Пре­по­доб­ный Пам­ва (IV) под­ви­зал­ся в Нит­рий­ской пу­стыне Егип­та. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Ве­ли­кий (па­мять 17 ян­ва­ря) го­во­рил, что пре­по­доб­ный Пам­ва стра­хом Бо­жи­им все­лил в се­бя Ду­ха Свя­то­го. А пре­по­доб­ный Пи­мен Ве­ли­кий (па­мять 27 ав­гу­ста) го­во­рил: "Три де­ла мы ви­де­ли у от­ца Пам­вы: го­лод вся­кий день, мол­ча­ние и ру­ко­де­лие". Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит на­зы­вал свя­то­го Пам­ву "вы­со­ким в де­ле и сло­ве".

В на­ча­ле сво­е­го ино­че­ства свя­той Пам­ва услы­шал стих из 38-го псал­ма Да­ви­да "со­хра­ню пу­ти моя, еже не со­гре­ша­ти ми язы­ком мо­им". Эти сло­ва глу­бо­ко за­па­ли в его ду­шу, и он стре­мил­ся сле­до­вать им все­гда. По­это­му, ко­гда его о чем-ли­бо спра­ши­ва­ли, он от­ве­чал толь­ко по­сле дол­го­го раз­мыш­ле­ния и мо­лит­вы, опа­са­ясь ска­зать что-ли­бо, о чем впо­след­ствии мог бы по­жа­леть. Свя­той Пам­ва был об­раз­цом тру­до­лю­бия для сво­их уче­ни­ков. Каж­дый день он ра­бо­тал до утом­ле­ния, пи­тал­ся хле­бом, за­ра­бо­тан­ным соб­ствен­ным тру­дом.

Уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Пам­вы бы­ли ве­ли­кие по­движ­ни­ки: Ди­о­скор (впо­след­ствии епи­скоп Ер­мо­поль­ский) (Ди­о­ско­ра, епи­ско­па Ер­мо­поль­ско­го, сле­ду­ет от­ли­чать от дру­го­го Ди­о­ско­ра – ере­си­ар­ха, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го, жив­ше­го зна­чи­тель­но позд­нее и осуж­ден­но­го IV Все­лен­ским Со­бо­ром), Ам­мо­ний, Ев­се­вий и Ев­фи­мий, упо­ми­на­е­мые в жи­тии свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста. Од­на­жды пре­по­доб­ная Ме­ла­ния Рим­ля­ны­ня (па­мять 31 де­каб­ря) при­нес­ла свя­то­му Пам­ве боль­шое ко­ли­че­ство се­реб­ра на нуж­ды мо­на­сты­ря, но он не оста­вил сво­ей ра­бо­ты и да­же не взгля­нул на при­не­сен­ные день­ги. Лишь по­сле уси­лен­ных просьб свя­той Ме­ла­нии он поз­во­лил ей от­дать при­не­сен­ную ми­ло­сты­ню од­но­му бра­ту для рас­пре­де­ле­ния сре­ди бед­ных мо­на­сты­рей. Свя­той Пам­ва от­ли­чал­ся сми­ре­ни­ем, но вме­сте с тем вы­со­ко це­нил зва­ние ино­ка и учил ми­рян с по­чте­ни­ем от­но­сить­ся к мо­на­ше­ству­ю­щим, ко­то­рые ча­ще бе­се­ду­ют с Бо­гом. Пре­по­доб­ный скон­чал­ся в воз­расте 70 лет. По­ве­дав бра­тии, сто­яв­шей у его смерт­но­го од­ра, о том, к ка­ким доб­ро­де­те­лям он стре­мил­ся в сво­ей жиз­ни, свя­той Пам­ва ска­зал: "Од­на­ко я от­хо­жу ко Гос­по­ду так, как буд­то и не на­чи­нал бо­го­угод­но и по-ино­че­ски жить".

См. так­же: "Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Пам­вы" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь преподобному Памве, пустыннику Нитрийскому, глас 5

В пусты́ни живы́й в то́лстинных и многошве́нных твои́х ри́зах,/ и без тщесла́вия и мяте́жа внутрь поя́ Бо́гови,/ и челове́ча дея́ния собо́ю прообразова́в в наказа́ние, о́тче Па́мво,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: В пустыне живущий в холщовых залатанных одеждах, и без тщеславия и внутренней суеты воспевая молитвы Богу, и явив собой образ человеческих добродетелей в научение, отче Памво, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак преподобному Памве, пустыннику Нитрийскому, глас 5

Ми́ра сего́ уче́ние отри́ну,/ и, в се́рдцы смире́нием сподо́бився Бо́гу угоди́ти,/ киче́ния ненавиде́ние стяжа́,/ тем и ученика́ своего́ о стра́се Бо́жии обличи́,/ и наказа́ без ликова́ния умоля́ти Бо́га,/ и́стиннаго смире́ния, Христо́вы нищеты́ подража́телю,/ пусты́нная красото́, о́тче наш Па́мво,// не преста́й моля́ о чту́щих тя.

Перевод: Отвергнув учение этого мира и смирением сердца удостоившись угодить Богу, обрел ты отвращение к гордости, этим и ученика своего вразумил о страхе Божием, и научил в уединении умолять Бога, истинного смирения, нищеты Христовой подражатель, пустынная красота, отче наш Памво, не переставай молиться о почитающих тебя.

Случайный тест