Дни памяти:

Житие

Апо­стол Край­не­го За­па­да свя­той Пат­ри­кий[*] (Пат­рик) ро­дил­ся в Бри­та­нии око­ло 383 го­да в гал­ло-рим­ской се­мье, ко­то­рая уже дав­но при­ня­ла хри­сти­ан­ство. Его отец Каль­пур­ний был диа­ко­ном и в то же вре­мя ис­пол­нял обя­зан­но­сти де­ку­ри­о­на. У него бы­ло про­цве­та­ю­щее по­ме­стье, и он поз­во­лил сы­ну про­ве­сти пер­вые го­ды жиз­ни лег­ко­мыс­лен­но, ни­сколь­ко не за­бо­тясь о бо­же­ствен­ных пред­ме­тах.

Ко­гда Пат­ри­кию бы­ло 16 лет, его вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми жи­те­ля­ми окру­ги взя­ли в плен пи­ра­ты. Они про­да­ли его в Ир­лан­дию од­но­му земле­вла­дель­цу, ко­то­рый по­ру­чил Пат­ри­кию охра­нять в го­рах свои ста­да. Су­ро­вые усло­вия из­гна­ния в этих чу­жих кра­ях, быв­ших по­чти пол­но­стью во вла­сти язы­че­ства, а так­же об­ще­ние с при­ро­дой об­ра­ти­ли его серд­це к Бо­гу. Он на­чал ве­сти жизнь, пол­ную по­ка­я­ния, пре­бы­вая дни и но­чи в мо­лит­ве на ко­ле­нях на за­мерз­шей или раз­мок­шей от до­ждей зем­ле, и не ис­пы­ты­вал при этом ни­ка­ких стра­да­ний, на­столь­ко его ду­ша бы­ла пол­на бо­же­ствен­ным уте­ше­ни­ем.

Через шесть лет пле­на, пре­вра­тив­ше­го­ся в рай­ское бла­жен­ство, он од­на­жды но­чью услы­шал го­лос, ко­то­рый ска­зал ему: «Ты хо­ро­шо по­сту­пил, что по­стил­ся и мо­лил­ся. Бог услы­шал твою мо­лит­ву. Те­перь сту­пай, вер­нись в свою от­чиз­ну: для те­бя при­го­тов­лен ко­рабль!» Пол­но­стью до­ве­рив­шись, он со­вер­шил то­гда по­бег и, прой­дя на­угад боль­ше 320 ки­ло­мет­ров, до­стиг пор­та и сел на ко­рабль язы­че­ских тор­гов­цев.

Через три дня они вы­са­ди­лись в пу­стын­ном и неиз­вест­ном краю и от­пра­ви­лись на по­ис­ки ка­ко­го-ни­будь по­се­ле­ния. Они стран­ство­ва­ли по­чти ме­сяц, тер­за­е­мые го­ло­дом, и на­ко­нец по­про­си­ли Пат­ри­кия об­ра­тить­ся к его Бо­гу, чтобы Он спас их. Как толь­ко юный хри­сти­а­нин воз­дел ру­ки, сра­зу по­яви­лось ста­до сви­ней – лю­ди смог­ли убить несколь­ких жи­вот­ных и на­сы­тить­ся. По­сле раз­лич­ных бед­ствий Пат­ри­кию уда­лось до­стичь ро­ди­ны, где он сно­ва был за­хва­чен пи­ра­та­ми, но два ме­ся­ца спу­стя вновь об­рел сво­бо­ду, как ему бы­ло пред­ска­за­но рань­ше.

Ко­гда он воз­вра­тил­ся в от­чий дом, ему бы­ло ви­де­ние: пе­ред ним пред­стал некий небес­ный муж по име­ни Вик­то­рий и по­ка­зал пач­ку пи­сем. Он от­крыл пер­вое и про­чи­тал: «Глас Ир­лан­дии! Свя­той от­рок, мы мо­лим те­бя вновь прий­ти и хо­дить сре­ди нас». Пат­ри­кию по­слы­ша­лись то­гда го­ло­са лю­дей из Фо­клут­ско­го ле­са, где он про­вел го­ды сво­е­го пле­на. По­чув­ство­вав в этом при­зыв Бо­жий, он ре­шил под­го­то­вить се­бя к про­све­ще­нию этих вар­ва­ров. Для это­го он дол­жен был за­вер­шить цер­ков­ное об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое не смог по­лу­чить в ран­ней юно­сти. Он от­пра­вил­ся в Гал­лию, жил в раз­лич­ных мо­на­ше­ских цен­трах, в том чис­ле в Ле­рине. Око­ло 15 лет про­вел свя­той Пат­ри­кий в Осе­ре под ду­хов­ным во­ди­тель­ством свя­то­го Гер­ма­на (па­мять 31 июля), ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на.

Ко­гда свя­той Гер­ман вер­нул­ся из по­езд­ки в Бри­та­нию, где бо­рол­ся с ере­ти­ка­ми-пе­ла­ги­а­на­ми (429), пе­ред ним вновь вста­ла неот­лож­ная за­да­ча: най­ти мис­си­о­не­ров для Ир­лан­дии. Чуть ра­нее па­па Ке­ле­стин I (431) ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Рим­ской Церк­ви Пал­ла­дия[1] в епи­ско­па, дабы он ор­га­ни­зо­вы­вал рас­се­ян­ных по Ир­лан­дии хри­сти­ан и управ­лял ими. Пал­ла­дий немед­лен­но столк­нул­ся с боль­ши­ми труд­но­стя­ми, ос­но­вал все­го лишь три церк­ви, а через несколь­ко ме­ся­цев был на­стиг­нут смер­тью. По­это­му свя­той Пат­ри­кий при­нял по­свя­ще­ние в епи­ско­па из рук свя­то­го Гер­ма­на, дабы нести свет ис­ти­ны вар­ва­рам Ир­лан­дии. Дей­стви­тель­но, он был хо­ро­шо под­го­тов­лен к вы­пол­не­нию этой за­да­чи не толь­ко по­то­му, что его при­звал Бог, но и по­то­му, что он знал язык и нра­вы этих пле­мен. Пом­ня о гре­хах юно­сти, он не ре­шал­ся при­ни­мать ру­ко­по­ло­же­ние, но но­вое ви­де­ние утвер­ди­ло его в том, что та­ко­ва во­ля Бо­жия.

Во гла­ве неболь­шо­го чис­ла кли­ри­ков он вы­са­дил­ся на ост­ро­ве в том са­мом ме­сте, ку­да при­плыл и свя­той Пал­ла­дий. Свя­той Пат­ри­кий не меш­кая от­пра­вил­ся на боль­шое со­бра­ние, ко­то­рое ре­гу­ляр­но устра­и­ва­ли пред­во­ди­те­ли ро­дов. Пе­ред сви­ре­пы­ми во­и­на­ми он про­из­нес сме­лую про­по­ведь о Хри­сте. Ему уда­лось об­ра­тить неко­то­рых ста­рей­шин, а вслед за ни­ми и лю­дей из их пле­мен. Мис­си­о­не­ры по­лу­чи­ли зе­мель­ные участ­ки, чтобы ос­но­вать там церк­ви и мо­на­сты­ри. Свя­той Пат­ри­кий обо­шел всю Ир­лан­дию, преж­де все­го ее се­вер­ные об­ла­сти, без уста­ли воз­ве­щая сло­во Бо­жие. Как пра­ви­ло, он об­ра­щал­ся вна­ча­ле к гла­вам ро­дов и ко­ро­лям. Имен­но так он смог об­ра­тить ко­ро­лей Дуб­ли­на, Мун­сте­ра и се­ме­рых сы­но­вей ко­ро­ля Кон­нахта.

Про­по­вед­ник столк­нул­ся, од­на­ко, с про­ти­во­дей­стви­ем жре­цов-дру­и­дов, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли про­тив апо­сто­ла кол­дов­ство. Но Пат­ри­кий, при­звав на по­мощь мо­гу­ще­ство Бо­жие, сде­лал их бес­силь­ны­ми и да­же об­ра­тил неко­то­рых ко Хри­сту. Но­во­об­ра­щен­ные ста­ли за­тем бла­го­че­сти­вы­ми пре­сви­те­ра­ми, рев­ност­ны­ми в про­све­ще­нии сво­их бра­тьев.

По­сле про­по­ве­ди в ко­ролев­стве Ори­эл он ос­но­вал мо­на­стырь в Ар­ма­ге, ко­то­рый впо­след­ствии стал ар­хи­епи­скоп­ской ка­фед­рой Ир­лан­дии. Имен­но из этой оби­те­ли на­чи­на­лись его дли­тель­ные мис­си­о­нер­ские по­езд­ки. Пат­ри­кий про­ти­во­сто­ял на­си­лию, угро­зам и ка­ким бы то ни бы­ло опас­но­стям с пол­ным пре­не­бре­же­ни­ем к сво­ей жиз­ни и пе­ре­се­кал эти него­сте­при­им­ные зем­ли, поз­во­ляя Бо­гу го­во­рить через него с людь­ми. Про­по­вед­ник не при­да­вал ни­ка­ко­го зна­че­ния соб­ствен­ным спо­соб­но­стям, и, несмот­ря на то, что он пре­не­бре­гал за­ко­на­ми ри­то­ри­ки, его речь, на­сы­щен­ная ци­та­та­ми и от­сыл­ка­ми к Свя­щен­но­му Пи­са­нию, об­ла­да­ла бо­же­ствен­ной си­лой при­во­дить лю­дей ко Хри­сту. Сре­ди по­ко­рен­ных про­по­ве­дью свя­то­го Пат­ри­кия бы­ли, по­ми­мо про­стых лю­дей, так­же бар­ды-фили­ды. Бар­ды бы­ли од­ной из выс­ших каст кельт­ско­го об­ще­ства в Ир­лан­дии, хра­ни­те­ля­ми и ин­тер­пре­та­то­ра­ми свя­щен­ных уст­ных пре­да­ний на­ро­да и по сво­е­му по­ло­же­нию бы­ли близ­ки язы­че­ским жре­цам. Они, став мо­на­ха­ми, от­да­ва­ли слу­же­нию Бла­гой Ве­сти свои по­э­ти­че­ские та­лан­ты. Их пес­но­пе­ния бы­ли столь пре­крас­ны, что, как го­во­ри­ли, ан­ге­лы пре­кло­ня­лись с небес­ной вы­со­ты, чтобы их по­слу­шать.

Для устро­е­ния но­вой Церк­ви свя­той Пат­ри­кий ру­ко­по­ла­гал свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов, от­но­сясь с ува­же­ни­ем и муд­ро­стью к са­мо­быт­но­му ха­рак­те­ру ир­ланд­ско­го на­ро­да. Ка­фед­ры его епи­ско­пов рас­по­ла­га­лись, как пра­ви­ло, не в го­ро­дах, а в мо­на­сты­рях, ко­то­рые при сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ни­ях до­стиг­ли рас­цве­та и пре­вра­ти­ли Ир­лан­дию в но­вую Фива­и­ду. Из них вы­шло мно­же­ство мо­на­хов, сме­лых мис­си­о­не­ров и неуто­ми­мых пу­те­ше­ствен­ни­ков, внес­ших зна­чи­тель­ный вклад в де­ло но­во­го про­све­ще­ния Ев­ро­пы Бла­гой Ве­стью по­сле вар­вар­ских на­ше­ствий[2].

Свя­той Пат­ри­кий ни­ко­гда не пре­не­бре­гал вы­пол­не­ни­ем еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, был ли он в од­ном из этих мо­на­сты­рей-епи­ско­пий или в пу­те­ше­ствии. Пра­ви­ло со­сто­я­ло в про­чи­ты­ва­нии вслух всей Псал­ти­ри, вме­сте со все­ми биб­лей­ски­ми пес­ня­ми, а так­же дру­гих бо­го­дух­но­вен­ных тек­стов, та­ких как От­кро­ве­ние свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва. Каж­дый час дня он сто раз осе­нял се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, а ко­гда встре­чал по до­ро­ге знак кре­ста, то схо­дил с по­воз­ки и про­сти­рал­ся пе­ред ним. В мис­си­о­нер­ских по­езд­ках он не раз мог быть убит сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми, но ан­гел Ир­ланд­ской Церк­ви из­бав­лял его от опас­но­сти ра­ди поль­зы ве­ру­ю­щих.

По­знав лич­но стра­да­ния, при­чи­ня­е­мые раб­ством, Пат­ри­кий стал за­щит­ни­ком на­се­ле­ния, под­вер­гав­ше­го­ся на­па­де­ни­ям пи­ра­тов. Он от­лу­чил Ко­ро­ти­ка, пред­во­ди­те­ля от­ря­да брит­тов, ко­то­рый, вы­са­див­шись на зем­лях пле­ме­ни, кре­щен­но­го на­ка­нуне, убил неко­то­рых из но­во­об­ра­щен­ных, а дру­гих за­хва­тил для про­да­жи в раб­ство. Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя Ко­ро­тик, от­ка­зав­ший­ся рас­ка­ять­ся, был по­ра­жен умо­по­ме­ша­тель­ством и умер в от­ча­я­нии.

По про­ше­ствии по­чти 30 лет епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­той Пат­ри­кий, ко­то­ро­му бы­ло уже 80 лет, на­пи­сал в сво­ей «Ис­по­ве­ди»: «Я ис­по­ве­дую это пред мо­им Гос­по­дом и не ис­пы­ты­ваю чув­ства сты­да в Его при­сут­ствии: с то­го вре­ме­ни, как я узнал Его в юно­сти, лю­бовь Бо­жия рос­ла во мне, и вплоть до се­го дня, по бла­го­да­ти Гос­под­ней, я со­хра­нял ве­ру… Он, Ко­то­рый так ча­сто про­щал мне мою глу­пость и небреж­ность в от­вет на то, что Свя­той Дух мне вну­шал, по­ми­лу­ет ме­ня бла­го­да­ря ты­ся­чам и ты­ся­чам лю­дей, по­то­му что Он ви­дел, что я на­хо­жусь в Его вла­сти. Пусть на то бу­дет во­ля Бо­жия, чтобы мои ча­да пре­взо­шли ме­ня в де­лах воз­вы­шен­ных и в пло­дах спа­се­ния! В этом бу­дет для ме­ня сла­ва, по­сколь­ку сын муд­рый ра­ду­ет от­ца (Притч.10:1). Мои воз­люб­лен­ные, я ис­кал вас, а не ва­ши бо­гат­ства. То, что мне да­ва­ли да­ром, я так же и раз­да­вал: вам – ва­ши бла­га, а се­бе – утом­ле­ние и опас­но­сти, и я шел к вам и по­всю­ду ра­ди вас, и да­же в те края, ку­да ни­кто ни­ко­гда не при­хо­дил кре­стить. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей ра­ди ва­ше­го спа­се­ния я все пе­ре­нес в трез­ве­нии и ве­ли­ко­ду­шии… Хри­стос Спа­си­тель стал бед­ня­ком ра­ди нас, и я, бед­ный и несчаст­ный, каж­дый день ожи­дал, что ме­ня убьют, что я по­па­ду в ло­вуш­ку или бу­ду об­ра­щен в раб­ство, но бла­го­да­ря небес­ным обе­ща­ни­ям я не бо­ял­ся ни­че­го из все­го это­го, пре­дав се­бя в ру­ки Все­мо­гу­ще­го Бо­га, Ко­то­рый вы­брал ме­ня для вы­пол­не­ния этой за­да­чи… Как я воз­дам Ему за все Его бла­го­де­я­ния по от­но­ше­нию ко мне? И ес­ли мне уда­лось со­вер­шить ка­кое-ни­будь доб­рое де­ло для мо­е­го Бо­га, Ко­то­ро­го я люб­лю, пусть ни­кто не го­во­рит, что это сде­лал та­кой невеж­да, ка­ким я яв­ля­юсь, но это был дар Бо­жий. Я про­сил Его раз­ре­шить мне про­лить свою кровь за Его имя: пусть да­же я был бы ли­шен мо­ги­лы, и мой труп, разо­дран­ный в кло­чья, был бы остав­лен на корм пти­цам и в до­бы­чу хищ­ным зве­рям»[3].

Преж­де сво­е­го упо­ко­е­ния, о ко­то­ром ему воз­ве­стил Бог, Пат­ри­кий пред­при­нял по­след­нюю по­езд­ку, дабы про­ве­рить цер­ков­ные де­ла. Уви­дев на краю до­ро­ги куст, ко­то­рый го­рел, не сго­рая, он при­бли­зил­ся и услы­шал сло­ва ан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го ему, сре­ди про­чих обе­ща­ний, что он бу­дет су­дить ир­ланд­ский на­род в по­след­ние дни.

17 мар­та 461 го­да свя­той при­был в ме­стеч­ко Са­ул, в об­ла­сти Улад (Оль­стер). Там он по­чил в ми­ре, со­про­вож­да­е­мый гим­на­ми небес­ных во­инств. Те­ло Пат­ри­кия по­ло­жи­ли на по­воз­ку, ко­то­рую влек­ли два ди­ких бы­ка. Они оста­но­ви­лись в неко­ем ме­сте, ко­то­рое бы­ло на­зва­но впо­след­ствии Да­ун-Пат­рик[4]. Там ему вы­ры­ли мо­ги­лу.

Бла­го­да­ря тру­дам свя­то­го Пат­ри­кия Ир­лан­дия про­цве­ла как хри­сти­ан­ский край и вполне за­слу­жен­но ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­вом свя­тых. Здесь его го­ря­чо по­чи­та­ют как сво­е­го глав­но­го за­щит­ни­ка. Свя­то­му Пат­ри­кию по­свя­ще­но бо­лее 200 церк­вей. Его по­чи­та­ние ши­ро­ко рас­про­стра­не­но по все­му За­па­ду.

Иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский. Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви: В 6 т. /
Адап­тир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, 2011


При­ме­ча­ния

[*] Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.

[1] За­пад­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет его па­мять 6 июля.

[2] См., в част­но­сти, жи­тия свя­ти­те­лей Ко­лум­бы Ион­ско­го (па­мять 9 июня – зап.) и Ко­лум­ба­на Люк­сей­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря – зап.).

[3] Patrick S. Confession. 44–59b // SC. 249. 118–128.

[4] Ир­ланд­ская тра­ди­ция рас­ска­зы­ва­ет, что неза­дол­го до сво­ей смер­ти свя­той Пат­ри­кий по­се­тил свя­тую Бри­гит­ту (па­мять 1 фев­ра­ля – зап.) и по­про­сил ее вы­ткать са­ван, в ко­то­ром он и был пре­дан зем­ле.

Молитвы

Молитвенный щит святого Патрика Ирландского

Ны́не воста́х си́лою кре́пкою воззва́ния ко Тро́ице, ве́рою Тро́ическою, испове́данием еди́нства Творца́ всея́ твaри. Ны́не воста́х си́лою Рождества́ Христо́ва и Креще́ния Его́, си́лою Распя́тия Его́ и погребе́ния, си́лою Воскресе́ния Его́ и Вознесе́ния, си́лою Су́днаго Втора́го Прише́ствия Его́. Ны́не воста́х си́лою херуви́мския любве́, о послуша́нии а́нгелов, о служе́нии арха́нгелов, о наде́жди Воскресе́ния непосты́днаго, о моли́твах патриа́рхов, о провозвеще́нии проро́ков, о пропове́дании апо́столов, о ве́ре испове́дников, о чиcтоте́ святы́х де́в, о дея́ниих муже́й пра́ведных. Ны́не воста́х си́лою небе́cною, со́лнцу сия́ющу, луне́ светля́ющи, сне́гу беля́щуся, огню́ яря́щуся, мо́лнии проблиста́ющися, ве́тру ускоря́ющу, мо́рю бе́зднующу, земли́ неколе́блеме, ка́мени твердя́щуся. Ны́не воста́х си́лою Бо́жиею во е́же упра́вити мя, кре́постию Бо́жиею во е́же сохрани́ти мя, прему́дростию Бо́жиею во е́же наста́вити мя, о́ком Бо́жиим во е́же зре́ти мя, слу́хом Бо́жиим во е́же услы́шати мя, сло́вом Бо́жиим во е́же услове́сити мя, руко́ю Бо́жиею во е́же огради́ти мя, стезéю Бо́жиею во е́же предлежáти ми́, бронéю Бо́жиею во е́же защити́ти мя, во́инством Бо́жиим во е́же заступи́ти мя, от уловле́ний де́монских, от прельще́ний злых, от по́хотей душе́вных, от все́х ели́цы а́ще возжела́ют ми́ зла́я, бли́з ли и́м су́щым или́ дале́че, еди́ному или́ во мно́жестве. Ны́не призыва́ю вся́ си́лы сия́ заступи́ти мя от о́ных зо́л, от вся́кия си́лы вра́жия, неми́лостивно востаю́щия на те́ло мое́ и ду́шу, от чароде́яний лжепроро́ков, от злоуче́ний язы́чников, от лжеуче́ний еретико́в, от кова́рства идолослуже́ния, от волхвова́ний обая́нниц, и коваче́й желе́за, и древопокло́нник, от вся́каго душепа́губнаго позна́ния. Христо́с днeсь защити́т мя от отравле́ния и попале́ния, от потопле́ния и уязвле́ния, во е́же умно́житися на мне́ воздая́нием Его́. Христо́с со мно́ю, Христо́с напреди́ мене́, Христо́с созади́ мене́, Христо́с во мне́, Христо́с ни́зу мене́, Христо́с верху́ мене́, Христо́с одесну́ю мене́, Христо́с ошу́юю мене́, Христо́с иде́же возлещи́ ми́, Христо́с иде́же возсе́сти ми́, Христо́с иде́же воста́ти ми́, Христо́с в сердца́х помышля́ющих о мне́, Христо́с во усте́х глаго́лющих о мне́, Христо́с во ели́цем очеси́ е́же зри́т на мя, Христо́с во ели́цем ушеси́ е́же вне́млет ми́. Ны́не воста́х си́лою кре́пкою воззва́ния ко Тро́ице, ве́рою Тро́ическою, испове́данием еди́нства Творца́ всея́ тва́ри. Госпо́дне е́сть спасе́ние, Госпо́дне е́сть спасе́ние, Христо́во е́сть спасе́ние. Спасе́ние твое́, Го́споди, да не оскуде́ет от нас, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Случайный тест

(7 голосов: 5 из 5)