Дни памяти

12 сентября

18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.

7 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Житие

Петр Алек­се­е­вич Чель­цов ро­дил­ся 20 ав­гу­ста (ст. стиль) 1888 го­да в се­ле Шех­ми­но Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти в се­мье пса­лом­щи­ка, впо­след­ствии став­ше­го свя­щен­ни­ком.  В 1904 го­ду Петр Алек­се­е­вич окон­чил Ря­зан­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, за­тем Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию пер­вым уче­ни­ком. От­ца Пет­ра, как пер­во­го уче­ни­ка, на ка­зен­ный счет от­пра­ви­ли в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. На ро­дине у него оста­лась неве­ста - Ма­рия Ива­нов­на Ста­ро­дуб­ров­ская, отец ко­то­рой был свя­щен­ни­ком, а ма­ма пек­ла просфо­ры в мест­ном хра­ме.
Ко­гда Петр при­е­хал на ка­ни­ку­лы по­сле пер­во­го кур­са, его пред­по­ла­га­е­мая те­ща ска­за­ла: «Ну, наш Пе­тень­ка вы­со­ко за­ле­тел. Те­перь его нам не ви­дать как сво­их ушей». За­тем она ча­сто по­вто­ря­ла эту фра­зу, и Пет­ру при­шлось же­нить­ся, на­ру­шив устав ака­де­мии, за­пре­щав­ший же­нить­ся до окон­ча­ния обу­че­ния.
Сыг­ра­ли свадь­бу. Мо­ло­дой муж по­ехал об­рат­но в ака­де­мию. И вот он вхо­дит в зда­ние, а  с лест­ни­цы сбе­га­ет уже по­сту­пив­ший но­вый пер­вый уче­ник Сер­гий Прав­до­лю­бов и го­во­рит: «С за­кон­ным бра­ком вас». У Пет­ра все по­хо­ло­де­ло: «В ака­де­мии зна­ют». Он тут же на­пи­сал про­ше­ние об уволь­не­нии. Его уво­ли­ли, но ока­за­лось, что ру­ко­вод­ство ака­де­мии не зна­ло об  из­ме­не­нии  се­мей­но­го по­ло­же­ния Пет­ра Чель­цо­ва - ни­кто не до­кла­ды­вал на­чаль­ству о же­нить­бе.
10 ок­тяб­ря 1911 го­да Петр Чель­цов был опре­де­лен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто в Ге­ор­ги­ев­скую цер­ковь се­ла Уля­хи­на-Юрье­ва Го­ро­ди­ща Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, а 16 ок­тяб­ря епи­ско­пом Ря­зан­ским Ди­мит­ри­ем (Спе­ров­ским) ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ра.
11 но­яб­ря то­го же го­да отец Петр был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем Уля­хин­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы и Сив­цев­ской шко­лы гра­мо­ты.
На­блю­да­те­лем цер­ков­но-при­ход­ских школ то­гда был прот. Ана­то­лий Ав­де­е­вич Прав­до­лю­бов (бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник). Про­то­и­е­рей Ана­то­лий при­е­хал к от­цу Пет­ру, по­был на уро­ках. Отец Петр при­гла­сил его чай­ку по­пить. Отец Ана­то­лий рас­ска­зал от­цу Пет­ру, как учат­ся сы­но­вья, Вла­ди­мир и Сер­гий, и го­во­рит: «А ты зря бро­сил ака­де­мию, ты бы за­кон­чил». И отец Петр по­ехал, по­дал про­ше­ние о вос­ста­нов­ле­нии. А же­на­тым свя­щен­ни­кам как раз доз­во­ля­лось учить­ся в ака­де­мии. В ав­гу­сте 1912 го­да ба­тюш­ка по­сту­пил на вто­рой курс Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. Учил­ся он с Сер­ги­ем Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым, (бу­ду­щим свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ком).
Ду­хов­ную ака­де­мию отец Петр окон­чил в 1915 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия с пра­вом по­лу­че­ния сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия без но­вых уст­ных ис­пы­та­ний. Он был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Вет­хо­го За­ве­та в Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, а так­же за­ко­но­учи­те­лем и ин­спек­то­ром Смо­лен­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща.
27 де­каб­ря 1915 го­да епи­ско­пом Смо­лен­ским Фе­о­до­си­ем (Фе­о­до­си­е­вым) он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, а 6 мая 1916 го­да «за усерд­ную и по­лез­ную служ­бу» - ску­фьей.
31 июля 1916 го­да прео­свя­щен­ный Фе­о­до­сии на­зна­чил от­ца Пет­ра то­ва­ри­щем пред­се­да­те­ля Брат­ства пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия Смо­лен­ско­го (пред­се­да­те­лем был сам епи­скоп). 8 ав­гу­ста то­го же го­да Петр Чель­цов был из­бран чле­ном епар­хи­аль­но­го ко­ми­те­та по­мо­щи жерт­вам вой­ны. От­цу Пет­ру по­ру­ча­ет­ся при­об­ре­те­ние Еван­ге­лия и ре­ли­ги­оз­но-про­све­ти­тель­ной ли­те­ра­ту­ры для ла­за­ре­тов, вы­яс­не­ние во­про­са о воз­мож­но­сти из­да­ния жи­тий Смо­лен­ских свя­тых. Отец Петр участ­ву­ет в ор­га­ни­зо­ван­ных брат­ством пуб­лич­ных ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ных чте­ни­ях в поль­зу жертв вой­ны. 21 но­яб­ря 1916 го­да на та­ких чте­ни­ях отец Петр про­чи­тал лек­цию «О смыс­ле стра­да­ний». С 22 июля 1916 го­да отец Петр ис­пол­нял обя­зан­но­сти ре­дак­то­ра "Смо­лен­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стей", а офи­ци­аль­но был на­зна­чен Свя­тей­шим Си­но­дом на эту долж­ность 24 сен­тяб­ря 1916 го­да.
Отец Петр участ­во­вал во Все­рос­сий­ском съез­де пе­да­го­гов и де­я­те­лей ду­хов­ных школ, про­хо­див­шем в Москве 25 мая - 5 июня 1917 го­да. От кли­ра Смо­лен­ской епар­хии был из­бран чле­ном Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви 1917 - 1918 го­дов. 25 фев­ра­ля 1917 го­да на­граж­ден ка­ми­лав­кой, а в де­каб­ре - зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом.
По­сле за­кры­тия в 1918 го­ду ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний ба­тюш­ку при­зва­ли сол­да­том в ты­ло­вое опол­че­ние как не име­ю­ще­го при­хо­да. Вско­ре при­ход­ским со­бра­ни­ем Ильин­ской церк­ви он был из­бран свя­щен­ни­ком это­го смо­лен­ско­го хра­ма.
18 ап­ре­ля 1921 го­да Петр Алек­се­е­вич Чель­цов был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Он пре­по­да­вал го­миле­ти­ку и ли­тур­ги­ку на пас­тыр­ских кур­сах, ор­га­ни­зо­ван­ных в 1921 го­ду смо­лен­ским епар­хи­аль­ным на­чаль­ством, а так­же был эк­за­ме­на­то­ром кан­ди­да­тов в диа­ко­ны и свя­щен­ни­ки. 6 ап­ре­ля 1922 го­да от­ца Пет­ра аре­сто­ва­ли по по­до­зре­нию в ока­за­нии со­про­тив­ле­ния при изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей. С это­го аре­ста на­чал­ся ис­по­вед­ни­че­ский путь бу­ду­ще­го Ве­ли­кодвор­ско­го свя­то­го. Про­дер­жав два ме­ся­ца в тюрь­ме, ба­тюш­ку вы­пу­сти­ли «за неиме­ни­ем со­ста­ва пре­ступ­ле­ния».
Ма­туш­ка Ма­рия Чель­цо­ва (†1972)
Его ма­туш­ка, Ма­рия Ива­нов­на, бы­ла до­стой­ной спут­ни­цей жиз­ни сво­е­го су­пру­га, от­ли­ча­ясь осо­бым бла­го­че­сти­ем. Жи­ли су­пру­ги как брат и сест­ра, вос­пи­ты­ва­ли при­ем­ную дочь Ма­рию. Ма­туш­ка по­сто­ян­но ез­ди­ла к стар­цам и по­буж­да­ла к это­му от­ца Пет­ра. Ча­сто они бы­ва­ли в Оп­ти­ной пу­сты­ни у стар­ца Нек­та­рия, ду­хов­ной до­че­рью ко­то­ро­го бы­ла ма­туш­ка Ма­рия. В один из при­ез­дов ста­рец Нек­та­рий снял ико­ну «Уто­ли моя пе­ча­ли» и, вру­чая ее ма­туш­ке, ска­зал: «Вот вам, мои до­ро­гие, мое бла­го­сло­ве­ние. Ско­ро нач­нут­ся ва­ши ака­де­мии». Мо­ло­дая па­ра не по­ня­ла, что это зна­чит, т.к. до ре­во­лю­ции не- воз­мож­но бы­ло пред­ста­вить, что в по­сле­ду­ю­щем бу­дет про­ис­хо­дить с хра­ма­ми, свя­щен­ни­ка­ми и все­ми ве­ру­ю­щи­ми. И толь­ко по­сле аре­ста от­ца Пет­ра стал по­ня­тен смысл это­го да­ра. Ико­на «Уто­ли моя пе­ча­ли» ста­ла ду­хов­ной под­держ­кой ма­туш­ке Ма­рии в ее бес­ко­неч­ных стра­хах, том­ле­ни­ях и ожи­да­ни­ях. Эта ико­на со­хра­ни­лась до се­го­дняш­не­го дня, она ви­сит в при­тво­ре хра­ма Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы в с. Ве­ли­ко­дво­рье (Пят­ни­ца) Вла­ди­мир­ской об­ла­сти.
В 1923 го­ду Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон на­гра­дил Пет­ра Чель­цо­ва кре­стом с укра­ше­ни­я­ми, а в 1927 го­ду отец Петр ста­но­вит­ся мит­ро­фор­ным про­то­и­е­ре­ем.
В 1924 го­ду отец Петр на­хо­дил­ся под аре­стом в те­че­ние 10 дней в свя­зи с про­хо­див­шим в Смо­лен­ске съез­дом об­нов­лен­че­ско­го ду­хо­вен­ства. Его, рев­ност­но­го по­сле­до­ва­те­ля Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, со­чли нуж­ным изо­ли­ро­вать.
В 1927 г. свя­щен­ник был сно­ва аре­сто­ван. Те­перь его об­ви­ни­ли в груп­по­вой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ли­те­ра­ту­ры. Ба­тюш­ка был при­го­во­рен к 3 го­дам конц­ла­ге­ря, ко­то­рые он про­вел на Со­лов­ках. Впо­след­ствии отец Петр вспо­ми­нал, что на Со­лов­ках его да­же в мо­ре то­пи­ли, но Гос­подь со­хра­нил его. Из ла­ге­ря отец Петр при­слал Ма­рии Ива­новне и жене бра­та Ма­рии Ни­ко­ла­евне свою фо­то­гра­фию со сле­ду­ю­щей над­пи­сью:

«Ми­лым мо­им Ма­ню­ше и Ма­ру­сень­ке!

На се­ве­ре ди­ком сто­ит оди­но­ко
На го­лой вер­шине сос­на,
И дрем­лет, ка­ча­ясь,
И сне­гом скри­пу­чим
Оде­та, как ри­зой, она.
И снит­ся ей все,
Что в пу­стыне да­ле­кой,
В том крае, где солн­ца вос­ход,
Од­на и груст­на на уте­се го­рю­чем
Пре­крас­ная паль­ма рас­тет.

Это сти­хо­тво­ре­ние луч­ше все­го вы­ра­жа­ет мое по­ло­же­ние и мое на­стро­е­ние. И луч­ше­го я не мог при­ду­мать, чтобы на­пи­сать вам. С.Л.О.Н. 2 июля 1928 г.»
Ма­туш­ка Ма­рия ши­ла, вы­ши­ва­ла (еще в Ки­е­ве в 1913 го­ду она окон­чи­ла кур­сы кроя и ши­тья пла­тья) и про­да­ва­ла свои из­де­лия, а на вы­ру­чен­ные день­ги со­би­ра­ла по­сыл­ки от­цу Пет­ру. Она да­же ез­ди­ла к нему на Со­лов­ки. Од­на­жды по­лу­чи­ла сви­да­ние, при­нес­ла пи­рож­ков, по­ста­ви­ла у пень­ка. По­ка на ра­до­стях раз­го­ва­ри­ва­ли, кто-то по­до­шел сза­ди и съел пи­рож­ки. В 1929 г. ба­тюш­ку до­сроч­но осво­бо­ди­ли из ла­ге­ря и со­сла­ли на 3 го­да в г. Кад­ни­ков Во­ло­год­ской об­ла­сти, где он ра­бо­тал на до­му са­пож­ни­ком. Ма­туш­ка Ма­рия по­се­ли­лась вме­сте с ним. Сре­ди книг от­ца Пет­ра со­хра­ни­лись ака­фи­сты Во­ло­год­ским свя­тым. Из­вест­но, что в это вре­мя он бы­вал в Ла­зо­рев­ской клад­би­щен­ской церк­ви г. Во­лог­ды.
Но недол­го про­дол­жа­лась сво­бо­да, 7 мар­та 1933 г. про­то­и­е­рей Петр Чель­цов был вновь аре­сто­ван, об­ви­нен в том, что яв­лял­ся участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской груп­пы из чис­ла ссыль­ных и про­во­дил сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, и при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­рях. На этот раз от­бы­вал срок в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии в Ко­но­ше.
В ап­ре­ле 1936 г. по­сле осво­бож­де­ния опре­де­лен свя­щен­ни­ком в Ка­зан­скую цер­ковь с. Нар­ма Кур­лов­ско­го (ныне Гусь-Хру­сталь­но­го) рай­о­на Вла­ди­мир­ской об­ла­сти. В 1941 г. храм был за­крыт.
В ап­ре­ле 1941г. от­ца Пет­ра аре­сто­ва­ли за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­ри­ли к го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Осво­бо­див­шись 15 мая 1942 г., он вер­нул­ся в с. Нар­ма.
16 ап­ре­ля 1943 г. ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский и Ро­стов­ский Иоанн (Со­ко­лов), управ­ляв­ший Вла­ди­мир­ской епар­хи­ей, на­зна­чил про­то­и­е­рея Пет­ра свя­щен­ни­ком Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го хра­ма с. За­кол­пье - пер­во­го хра­ма, от­крыв­ше­го­ся в Гусь-Хру­сталь­ном рай­оне. Пса­лом­щик хра­ма с. За­кол­пье, слу­жив­ший там с от­цом Пет­ром, рас­ска­зы­вал: «На Пас­ху к ба­тюш­ке столь­ко при­хо­ди­ло на­ро­да, что про­стран­ство у Цар­ских врат меж­ду же­лез­ны­ми пе­ри­ла­ми за­вя­зы­ва­лось ве­рев­ка­ми, чтобы на­род не по­да­вил от­ца Пет­ра. С каж­дым при­хо­жа­ни­ном, под­хо­див­шим к кре­сту по­сле ли­тур­гии, ба­тюш­ка на Пас­ху трое­крат­но ло­бы­зал­ся и го­во­рил: «Хри­стос Вос­кре­се». Это неимо­вер­ная на­груз­ка, не счи­тая служ­бы. На но­гу ба­тюш­ка был очень лег­кий. На­де­вал лап­ти и хо­дил по де­рев­ням для со­вер­ше­ния треб. При­чем го­во­рил: «Ах, ра­бо­ты ма­ло, ра­бо­ты ма­ло». Это зна­чи­ло, что ма­ло треб. По­сле вой­ны мно­го бы­ло лю­дей с нерв­ны­ми рас­строй­ства­ми. Отец Петр со­бо­ро­вал, при­ча­щал и да­же дер­зал от­чи­ты­вать бес­но­ва­тых. Неред­ко он по­мо­гал день­га­ми неиму­щим - на стро­и­тель­ство».
18 июня 1949 г. (ба­тюш­ке шел шесть­де­сят пер­вый год!) его аре­сто­ва­ли в ше­стой раз - по об­ви­не­нию в том, что "...вы­сту­пал с ан­ти­со­вет­ски­ми про­по­ве­дя­ми. Груп­пи­руя во­круг се­бя враж­деб­ный цер­ков­ный эле­мент, сре­ди ко­то­ро­го вел аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв ме­ро­при­я­тий, про­во­ди­мых Со­вет­ской вла­стью, при­зы­вал кол­хоз­ни­ков на невы­ход на ра­бо­ту и от­каз от уча­стия в вы­бо­рах де­пу­та­тов в вер­хов­ные мест­ные ор­га­ны Со­вет­ской вла­сти. В сво­ем до­ме хра­нит мо­нар­хи­че­скую ли­те­ра­ту­ру". У от­ца Пет­ра бы­ло кон­фис­ко­ва­но 46 книг и два порт­ре­та Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II и его се­мьи, лич­ная пе­ре­пис­ка. За­клю­чен­но­го осу­ди­ли на 10 лет и эта­пи­ро­ва­ли уси­лен­ным кон­во­ем (как осо­бо опас­но­го пре­ступ­ни­ка) в ла­герь Ми­не­раль­ный близ стан­ции Абезь Пе­чер­ской ж.д.
28 но­яб­ря 1955 г. ба­тюш­ку осво­бо­ди­ли до­сроч­но как пре­ста­ре­ло­го ин­ва­ли­да вто­рой груп­пы. Он вы­ехал в с. За­кол­пье под опе­ку ма­туш­ки Ма­рии, у ко­то­рой пред­ва­ри­тель­но по­тре­бо­ва­ли под­пис­ку о со­гла­сии взять на ижди­ве­ние пре­ста­ре­ло­го су­пру­га-ин­ва­ли­да. На­до ска­зать, что все это вре­мя ма­туш­ка Ма­рия жи­ла по­мо­щью доб­рых лю­дей – по­сле аре­ста му­жа ее вы­гна­ли из до­ма, от­ня­ли дро­ва.
Год отец Петр жил вме­сте с ма­туш­кой в се­ле За­кол­пье под над­зо­ром ор­га­нов МВД как ссыль­ный по­се­ле­нец, еже­ме­сяч­но яв­ля­ясь в Кур­лов­скую рай­он­ную ко­мен­да­ту­ру на ре­ги­стра­цию (толь­ко 28 мар­та 1956 г. он бу­дет осво­бож­ден из-под над­зо­ра ор­га­нов МВД).
 В де­каб­ре 1955 г. отец Петр по­ехал к епи­ско­пу Вла­ди­мир­ско­му Они­си­му за на­зна­че­ни­ем. В по­ез­де встре­тил двух жен­щин - ста­ро­сту и каз­на­чея хра­ма се­ла Пят­ни­цы (на­род­ное на­зва­ние се­ла Ве­ли­ко­дво­рье), ко­то­рые то­же еха­ли к вла­ды­ке - про­сить свя­щен­ни­ка в храм ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы (слу­жив­ший преж­де ба­тюш­ка вы­шел за штат). Они зна­ли от­ца Пет­ра по служ­бе в се­ле За­кол­пье и по­про­си­ли его быть свя­щен­ни­ком в их хра­ме. Так про­мыс­лом Бо­жи­им 13 де­каб­ря 1955 г. отец Петр по­дал вла­ды­ке Они­си­му про­ше­ние: «Имея ис­крен­нее на­ме­ре­ние до кон­ца дней сво­их слу­жить Хри­сто­вой Церк­ви, по­чти­тель­ней­ше про­шу Ва­ше Прео­свя­щен­ство на­зна­чить ме­ня на свя­щен­ни­че­ское ме­сто к Пят­ниц­ко­му хра­му с. Пят­ни­ца». В тот же день на­зна­че­ние бы­ло под­пи­са­но.
В Пят­ни­це отец Петр с пер­вых дней за­во­е­вал ува­же­ние и лю­бовь при­хо­жан.
Осо­бен­но­сти служ­бы о. Пет­ра дик­то­ва­лись рас­пи­са­ни­ем дви­же­ния транс­пор­та. Боль­шая часть лю­дей при­ез­жа­ла но­чью на по­ез­де. Око­ло 4 ча­сов утра лю­ди при­хо­ди­ли в цер­ковь. Бо­жий угод­ник в три ча­са но­чи вста­вал на до­маш­нюю мо­лит­ву; в по­ло­вине пя­то­го утра был уже в хра­ме - со­вер­шал ис­по­ведь, при­ни­мал лю­дей; за­тем с 6 ча­сов слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, во­до­свят­ный мо­ле­бен с ака­фи­стом и па­ни­хи­ду по пол­но­му чи­ну.
Око­ло 12 ча­сов ба­тюш­ка, устав­ший до из­не­мо­же­ния, шел до­мой. Через час опять при­хо­дил в храм - слу­жить за­каз­ные во­до­свят­ные мо­леб­ны,  или от­пе­вать по­кой­ни­ка. Ес­ли на сле­ду­ю­щий день празд­ник, то с 16.30 до 20-21 ча­са - все­нощ­ная. Ве­че­ром ба­тюш­ка опять бе­се­до­вал с людь­ми или от­ве­чал на мно­го­чис­лен­ные пись­ма. Каж­дый день отец Петр слу­жил для при­ез­жих во­до­свят­ный мо­ле­бен. Во­ду раз­би­ра­ли па­лом­ни­ки, а остат­ки во­ды вы­ли­ва­ли в вы­ры­тый око­ло его до­ма ко­ло­дец. По­том из это­го ко­лод­ца лю­ди бра­ли во­ду для пи­тья, для освя­ще­ния, ибо ко­ло­дец по­сто­ян­но освя­щал­ся от мо­леб­на. Ба­тюш­ка бла­го­слов­лял брать из него во­ду, го­во­ря: "Пей­те во­ди­цу, мое бла­го­сло­ве­ние в ней". Бла­жен­ная ра­ба Бо­жия по фа­ми­лии Ро­ма­но­ва, по­се­тив ба­тюш­ку, ста­ла го­во­рить всем: «По­те­кут в Пят­ни­цу клю­чи...» И дей­стви­тель­но по­тек­ли оду­шев­лен­ные клю­чи в это неболь­шое се­ло; из раз­ных кон­цов Ру­си ста­ли при­ез­жать к стар­цу лю­ди. Про­сто­лю­ди­ны и вы­со­ко­по­став­лен­ные ли­ца, ар­хи­ереи и ду­хо­вен­ство еха­ли за бла­го­сло­ве­ни­ем на даль­ней­шую жизнь, за уте­ше­ни­ем, за ис­це­ле­ни­ем неду­гов.
На­кла­ды­вая на боль­ное ме­сто епи­тра­хиль или ру­ку, отец Петр го­во­рил: "Я не врач, я по­мочь не мо­гу, я мо­лить­ся бу­ду, и Гос­подь ис­це­лит". Схи­мо­на­хи­ня Ха­ри­ти­на, по­чив­шая в 2005 го­ду, рас­ска­зы­ва­ла: «Лю­ди к нему буд­то крест­ным хо­дом шли. Ко­гда-то и я в их чис­ле сю­да по­па­ла. При­шла за бла­го­сло­ве­ни­ем на опе­ра­цию, по­то­му что у ме­ня ра­ко­вые опу­хо­ли по­шли по те­лу. А отец Петр сел со мной ря­дом и спра­ши­ва­ет: «Что у те­бя бо­лит?» Я хо­те­ла по­ка­зать уплот­не­ния, а он мне: «Не на­до». По­вел ме­ня к ал­та­рю, стал мо­лит­ву чи­тать. По­том мо­ле­бен от­слу­жил, бла­го­сло­вил ме­ня. И я по­еха­ла. А в боль­ни­це ме­ня вра­чи осмот­ре­ли и го­во­рят: «У те­бя все хо­ро­шо, ез­жай до­мой». Но я до­мой не по­еха­ла, при­е­ха­ла в Пят­ни­цу и оста­лась здесь жить, по­то­му что за спа­се­ние свое долж­на от­бла­го­да­рить Гос­по­да».
Служ­бы от­ца Пет­ра бы­ли очень тор­же­ствен­ны. Осо­бое по­пе­че­ние имел он о бла­го­ле­пии хра­ма, при­вле­кал к этим тру­дам при­хо­жан. Храм был от­ре­мон­ти­ро­ван, во­круг него вос­ста­нов­ле­на огра­да, сте­ны и по­то­лок укра­ше­ны рос­пи­ся­ми по хол­сту. В хра­ме ни­ко­гда не бы­ло элек­три­че­ства, нет его и сей­час. В па­ни­ка­ди­лах го­рят раз­но­цвет­ные лам­пад­ки. Осо­бен­но уми­ли­тель­на эта кар­ти­на в зим­ние тем­ные ве­че­ра. Слу­жил ба­тюш­ка без со­кра­ще­ний (несмот­ря на уго­во­ры жалев­ших его пев­чих), не до­пус­кал ис­ка­же­ний и по­спеш­но­сти. Чте­ние бы­ло яс­ным, пе­ние строй­ным, пе­ли на два кли­ро­са. Ко­гда бы­ла воз­мож­ность, отец Петр сам пел на кли­ро­се (он был очень му­зы­ка­лен, имел при­ят­ный мяг­кий го­лос, до­ма под ак­ком­па­не­мент фис­гар­мо­нии ис­пол­нял цер­ков­ные пес­но­пе­ния). Тре­бы со­вер­шал без­от­каз­но: кре­стил, вен­чал, со­бо­ро­вал; в по­сты неред­ко при­ча­щал до 500 че­ло­век. 20 фев­ра­ля 1969 г. ар­хи­епи­скоп Они­сим об­ра­тил­ся в Хо­зяй­ствен­ное управ­ле­ние Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии с прось­бой из­го­то­вить по­тир для Пят­ниц­кой церк­ви ем­ко­стью пол­то­ра лит­ра, так как су­ще­ству­ю­щий не вме­щал ча­сти­цы, вы­ну­тые на про­ско­ми­дии, а еще необ­хо­ди­мо бы­ло при­ча­щать 400-500 ис­по­вед­ни­ков. Отец Петр сто­ял со Свя­той Ча­шей до оде­ре­ве­не­ния ног, ру­кой его во­ди­ла цер­ков­ни­ца. По­сле при­ча­ще­ния при­хо­жан он не сра­зу мог сдви­нуть­ся с ме­ста.
Ар­хи­епи­скоп Брян­ский и Сев­ский Мел­хи­се­дек (Ле­бе­дев) вспо­ми­нал: "Он про­во­дил об­щие ис­по­ве­ди, но не ти­по­вые, а осо­бен­ные. Ба­тюш­ка глу­бо­ко знал ду­шу че­ло­ве­че­скую, умел со­стра­дать немо­щам че­ло­ве­че­ским, по­мо­гал лю­дям бо­роть­ся с гре­хом. Я не встре­чал свя­щен­ни­ка, ко­то­рый бы мо­лил­ся так про­ник­но­вен­но, как отец Петр. А Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию он все­гда со­вер­шал со сле­за­ми. Лю­ди чув­ство­ва­ли си­лу его мо­литв".
Отец Петр об­ла­дал да­ром про­зор­ли­во­сти. Так од­на при­хо­жан­ка со­би­ра­лась что-то при­вез­ти в дар хра­му, а по­том по­жа­ле­ла. При­е­ха­ла она, ба­тюш­ка при­ни­ма­ет го­стин­цы и спра­ши­ва­ет: « А где то-то?» — «Про­сти­те, за­бы­ла...» — «Не на­до за­бы­вать...»
Лю­бил шу­тить. Спро­сит кто-ни­будь: «Ба­тюш­ка, как спа­лось?» — «Ой, пло­хо». — «Что та­кое?» — «Да ночь ко­рот­ка...» .
Ду­хов­ны­ми ча­да­ми от­ца Пет­ра бы­ли мно­гие свя­щен­ни­ки Вла­ди­мир­ской, Ря­зан­ской, Мос­ков­ской и дру­гих епар­хий. Ар­хи­манд­рит Авель - на­мест­ник Иоан­но-Бо­го­слов­ско­го мо­на­сты­ря, с от­ро­че­ских лет по­чи­тал сво­е­го зем­ля­ка как Бо­жия че­ло­ве­ка, ар­хи­епи­скоп Они­сим ча­сто со­ве­то­вал­ся с от­цом Пет­ром по бо­го­слов­ским во­про­сам. Его по­чи­та­ли мит­ро­по­лит Ни­ко­дим (Ро­тов), мит­ро­по­лит Ни­ко­лай (Ку­те­пов), ар­хи­епи­скоп Мел­хи­се­дек (Ле­бе­дев), ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Пав­лов), про­то­и­е­рей Вик­тор Ку­кин...
Отец Петр жил с Бо­гом, в Бо­ге и под Бо­гом, го­во­ря сло­ва­ми свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штад­ско­го. В нем жил ис­кон­ный рус­ский дух. Свя­то чтив­ший тра­ди­ции пред­ков, он зри­мо во­пло­щал со­бою свя­то­оте­че­ское пра­во­сла­вие. Это был ду­хо­нос­ный, про­зор­ли­вый и муд­рый ми­ро­тво­рец. К лю­дям вни­ма­те­лен и ве­ли­ко­ду­шен, всех пом­нил, из­да­ле­ка узна­вал, и рас­ска­зы­вать ему не на­доб­но - на­сквозь ви­дел каж­до­го. Да­же в пре­клон­ном воз­расте, ко­гда ба­тюш­ка был уже тя­же­ло бо­лен, гла­за его оста­ва­лись мо­ло­ды­ми и яс­ны­ми. Бла­го­дар­ные лю­ди при­сы­ла­ли ба­тюш­ке с ма­туш­кой про­дук­ты; а они кор­ми­ли бо­го­моль­цев, по­мо­га­ли нуж­да­ю­щим­ся - одеж­дой, день­га­ми.
Пи­щу ва­ри­ли в рус­ской пе­чи в неболь­ших чу­гун­ках: щи, ка­шу, кар­тош­ку, ком­пот или ки­сель клюк­вен­ный. И хо­тя тра­пе­зо­ва­ло мно­го лю­дей, пи­ща оста­ва­лась - ее раз­но­си­ли по част­ным до­мам, в ко­то­рых оста­нав­ли­ва­лись при­ез­жав­шие к от­цу Пет­ру лю­ди. В еде ба­тюш­ка был непри­хот­лив. Пи­ща под­кис­ла, ска­жет: «В тюрь­ме ху­же».
При­сы­ла­ли ба­тюш­ке и ткань на об­ла­че­ния, зная его лю­бовь к тор­же­ствен­но­му бо­го­слу­же­нию. У него бы­ло око­ло трид­ца­ти хол­стин­ко­вых вы­ши­тых об­ла­че­ний. По­сле его смер­ти их раз­да­ли свя­щен­ни­кам. Обыч­но отец Петр хо­дил в свет­лой одеж­де, осо­бен­но ле­том. Под­ряс­ни­ки у него бы­ли бе­ло­го, ро­зо­во­го, мо­лоч­но­го цве­та.
Отец Петр от­ли­чал­ся ве­ли­ко­ду­ши­ем, кро­то­стью и незло­би­ем, был ми­ро­твор­цем. На­при­мер, ода­ри­вал недру­гов. Доб­ро­та в нем со­че­та­лась со спра­вед­ли­вой стро­го­стью; он имел власть не толь­ко ис­це­лить, но и на­ка­зать для вра­зум­ле­ния.
29 ок­тяб­ря 1961 го­да ар­хи­епи­скоп Они­сим по­здра­вил про­то­и­е­рея Пет­ра с пя­ти­де­ся­ти­ле­ти­ем пас­тыр­ско­го слу­же­ния Церк­ви Хри­сто­вой: «Ва­ша жизнь бы­ла пол­на до кра­ев вся­ко­го ро­да ли­ше­ний, непри­ят­но­стей и дру­гих жи­тей­ских невзгод и очень ма­ло да­ва­ла ра­до­стей. Ва­ша креп­кая ве­ра в про­мы­сел Бо­жий, пла­мен­ная лю­бовь ко Хри­сту, на­ше­му Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ку, да­ва­ла Вам си­лы и укреп­ля­ла Ваш дух, ко­то­рый в со­еди­не­нии с бла­го­да­тью Бо­жи­ей по­мо­гал Вам пре­воз­мо­гать эти жи­тей­ские невзго­ды и с тер­пе­ни­ем нести свой жиз­нен­ный крест».
Про­то­и­е­рей Петр от­ве­тил на это по­здрав­ле­ние за­ме­ча­тель­ным пись­мом: «Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство, ми­ло­сти­вый Вла­ды­ко и Отец, бла­го­сло­ви­те! ...Слу­же­ние свя­щен­ни­че­ское есть кре­сто­но­ше­ние, и каж­дый свя­щен­ник стра­да­ет со Хри­стом, и во свя­щен­ни­ке стра­да­ет Хри­стос. На Гол­го­фе са­та­на уста­ми пре­дан­ных ему лю­дей да­вал свой льсти­вый со­вет: «Сни­и­ди со кре­ста!...» — «Сни­и­ди со Кре­ста!» — и мне вла­га­ет в сер­деч­ные уши враг: «Сни­и­ди со кре­ста» — ведь ты бо­лее чем до­ста­точ­но по­тру­дил­ся!».
«Сни­и­ди со кре­ста!» — го­во­рит и власть иму­щий... «Сни­и­ди со кре­ста!» — го­во­рят сгу­ща­ю­щи­е­ся на цер­ков­ном го­ри­зон­те мрач­ные ту­чи, на­во­дя­щие страх и тре­пет на ду­шу вся­ко­го ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка....
Что же? ...Оста­вить ли мне Хри­ста и сло­жить крест, воз­ло­жен­ный на мои пле­чи Гос­по­дом?! Прав­да, я — че­ло­век греш­ный, си­лы мои сла­бы; од­на­ко апо­стол и ме­ня недо­стой­но­го, как свя­щен­ни­ка, на­зы­ва­ет «со­ра­бот­ни­ком Хри­сту»... Уй­ду ли я от То­го, Кто «име­ет гла­го­лы веч­ной жиз­ни?!» Да не сбу­дет! Бу­ду я и даль­ше ра­бо­тать в вер­то­гра­де Хри­сто­вом, упо­вая, что и мой стар­че­ский труд «не тще­тен пе­ред Бо­гом»!».
К празд­ни­ку Пас­хи 1963 г. про­то­и­е­рей Петр был на­граж­ден пра­вом слу­же­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии с от­вер­сты­ми Цар­ски­ми вра­та­ми до «От­че наш». 1 де­каб­ря 1967 г. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий I по хо­да­тай­ству прео­свя­щен­но­го Они­си­ма на­гра­дил от­ца Пет­ра ор­де­ном свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра ll сте­пе­ни. В 1968 г. ба­тюш­ка был на­граж­ден вто­рым кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.
Ко­гда отец Петр стал со­всем ста­рень­ким, он все рав­но про­дол­жал слу­жить в церк­ви, его под ру­ки при­во­ди­ли до­мой по­сле служ­бы, уса­жи­ва­ли в пле­те­ное ста­рин­ное крес­ло, и он, си­дя в крес­ле, с за­кры­ты­ми гла­за­ми про­дол­жал бе­се­до­вать с людь­ми. Ста­ро­ста, Ма­рия Ти­мо­фе­ев­на, бы­ва­ло, ска­жет ему: «Ба­тюш­ка, хва­тит, от­дох­ни­те». Он от­ри­ца­тель­но по­ка­ча­ет го­ло­вой: «Я вы­пол­няю свой долг, ско­ро бу­ду от­ды­хать».
Ле­том 1972 г. отец Петр тя­же­ло за­бо­лел, но, пре­воз­мо­гая бо­лезнь, про­дол­жал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния. По­след­ний раз он слу­жил на па­мять Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, 21 июля. Ко­гда по­сле служ­бы за­кры­вал Цар­ские вра­та, то сле­зы ка­ти­лись по его ще­кам.
Пе­ред смер­тью отец Петр очень стра­дал, мно­го вре­ме­ни про­во­дил без пи­щи и сна. Эти стра­да­ния на­по­ми­на­ют кон­чи­ну пре­по­доб­но­го стар­ца Льва Оп­тин­ско­го. В по­лу­за­бы­тье мо­лил­ся, слу­жил мо­леб­ны, па­ни­хи­ды, от­пе­ва­ния. Осо­бо мо­лил­ся за Оте­че­ство. Ма­туш­ку Ма­рию па­ра­ли­зо­ва­ло, и за ба­тюш­кой уха­жи­ва­ла схи­мо­на­хи­ня Ели­ко­ни­да. Неза­дол­го до кон­чи­ны отец Петр при­снил­ся ра­бе Бо­жи­ей Та­тьяне, ко­то­рая по­мо­га­ла им по хо­зяй­ству. Она спра­ши­ва­ет:

– Ба­тюш­ка, за что Вы так му­ча­е­тесь?
– За чу­жие гре­хи.
– А вы раз­дай­те их нам.
– Нель­зя.

Пе­ред смер­тью отец Петр го­во­рил: «Я стою на краю». Во вре­мя бо­лез­ни он со­бо­ро­вал­ся и еже­днев­но при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Скон­чал­ся ба­тюш­ка 12 сен­тяб­ря 1972 г., на па­мять свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, в 8 ча­сов 45 ми­нут утра. По­чил он мир­но, с мо­лит­вой на устах. Гроб с те­лом от­ца Пет­ра был при­не­сен в храм, где бы­ла со­вер­ше­на па­ни­хи­да, и до по­гре­бе­ния чи­та­лось свя­щен­ни­ка­ми свя­тое Еван­ге­лие. От­пе­ва­ли его 14 сен­тяб­ря. Чин по­гре­бе­ния со­вер­шал ар­хи­епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский Ни­ко­лай (Ку­те­пов) в со­слу­же­нии со­бо­ра кли­ри­ков из раз­ных епар­хий. Свя­щен­ни­ки слу­жи­ли в об­ла­че­ни­ях от­ца Пет­ра, и по­том, по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки Ни­ко­лая, оста­ви­ли их се­бе на мо­лит­вен­ную па­мять о по­чив­шем. По­го­да сто­я­ла сол­неч­ная, су­хая и теп­лая. На­ро­ду бы­ло боль­ше, чем на Пас­ху. Скорбь о раз­лу­ке с бла­го­дат­ным стар­цем рас­тво­ря­лась ра­до­стью от упо­ва­ния на ми­лость Бо­жию к это­му по­движ­ни­ку бла­го­че­стия и ис­по­вед­ни­ку, от на­деж­ды, что он бу­дет хо­да­тай­ство­вать те­перь о страж­ду­щем на­ро­де Бо­жи­ем на Небе. Под по­гре­баль­ный звон, при пе­нии ир­мо­сов Ве­ли­ко­го ка­но­на гроб с те­лом по­чив­ше­го был об­не­сен ду­хо­вен­ством во­круг хра­ма. Отец Петр был по­гре­бен за ал­та­рем Пят­ниц­ко­го хра­ма.
Ко­гда гроб с те­лом прот. Пет­ра об­но­си­ли во­круг хра­ма, за ним сле­дом нес­ли и ма­туш­ку на но­сил­ках, са­ма она ид­ти не мог­ла. Она пла­ка­ла так силь­но, что уте­шить ее бы­ло невоз­мож­но. Про­жи­ла ма­туш­ка Ма­рия чуть боль­ше сво­е­го лю­би­мо­го су­пру­га - скон­ча­лась она 4 де­каб­ря 1972 го­да, на празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пе­ред смер­тью ча­сто по­вто­ря­ла: «Ве­ди­те ме­ня до­мой» (так она на­зы­ва­ла храм). По­про­си­ла: «Ря­дом с ба­тюш­кой ме­ня не хо­ро­ни­те, ко­гда отой­ду. Отец Петр у Пре­сто­ла сто­ит, а я недо­стой­на». Ее по­хо­ро­ни­ли к се­ве­ру от ал­та­ря Пят­ниц­ко­го хра­ма.
На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­сто­яв­шем­ся 13-16 ав­гу­ста 2000 го­да, отец Петр был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. 22 ок­тяб­ря то­го же го­да бы­ли об­ре­те­ны его чест­ные мо­щи и по­ло­же­ны в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы. Тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние в этот день со­вер­ша­ли Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший Мел­хи­се­дек, ар­хи­епи­скоп Брян­ский и Сев­ский, и Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший Ев­ло­гий, ар­хи­епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский, в со­слу­же­нии сон­ма ду­хо­вен­ства из Вла­ди­мир­ской, Мос­ков­ской, Ря­зан­ской, Брян­ской епар­хий. Храм был пе­ре­пол­нен мо­ля­щи­ми­ся, боль­шин­ство из ко­то­рых при­ча­ща­лось.
Прой­дя 5 аре­стов, от­си­дев 15 лет в раз­ных тюрь­мах и ла­ге­рях, о. Петр вы­шел на слу­же­ние Бо­гу, Церк­ви и лю­дям с ве­ли­ким при­об­ре­те­ни­ем. Мы зна­ем, что он был про­зор­лив, что он ис­це­лял бо­лез­ни. Но глав­ное все же не эти да­ры: про­зор­ли­вость, ис­це­ле­ние. Глав­ное - это ис­тин­ная Хри­сто­ва лю­бовь и со­стра­да­ние к че­ло­ве­ку, ко­то­рые при­да­ва­ли мо­лит­ве от­ца Пет­ра столь ве­ли­кую си­лу. Прой­дя на­сто­я­щий ад, он вы­шел ве­ли­ким Хри­сто­вым во­и­ном, освя­щав­шим вся­ко­го при­хо­дя­ще­го боль­шой Хри­сто­вой лю­бо­вью.
От­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния, на­пи­сан­но­го о про­то­и­е­рее Пет­ре от­цом Ди­мит­ри­ем Фро­ло­вым:

На­род не ви­дел в нем от­ка­за,
Не го­во­рил он им: «По­стой»,
В храм воз­вра­щал­ся по три ра­за
И уте­шал на­род сле­зой.
С то­бою сам, бы­ва­ло, пла­чет,
Рас­ска­жет быль су­ро­вых дней
И ни­че­го в ду­ше не спря­чет,
По­мочь ста­ра­ет­ся ско­рей.
К нему спе­ши­ли ста­ро­жи­лы,
К нему ютил­ся стар и млад,
К нему пле­лись, те­ряя жиз­ни си­лы,
Он всех с лю­бо­вью при­ни­мал.

Из вос­по­ми­на­ний про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Прав­до­лю­бо­ва:
«И еще один очень ин­те­рес­ный мо­мент. Ко­гда бы­ло 50 лет со­вет­ской вла­сти, я был в го­стях у Пет­ра Чель­цо­ва. И вот за чаш­кой чая (у него, кста­ти, ви­на ни­ко­гда не по­да­ва­ли к сто­лу), он го­во­рит: «Ведь это наш с то­бой празд­ник». Я го­во­рю: «Ну, ко­неч­но, мы же граж­дане на­шей стра­ны, и празд­ни­ки граж­дан­ские - то­же на­ши празд­ни­ки, мы за­ко­но­по­слуш­ные граж­дане». «Это, - го­во­рит, -пра­виль­но, но не толь­ко в этом де­ло. Я был участ­ни­ком Со­бо­ра 1917-1918 го­дов. В то вре­мя бы­ли кон­фис­ко­ва­ны цар­ские двор­цы и до­ма бо­га­чей, и на­хо­див­ши­е­ся в них церк­ви под­вер­га­лись ра­зо­ре­нию, а ан­ти­мин­сы из них вы­бра­сы­ва­ли пря­мо на ули­цу, под ко­ле­са про­ле­ток, под ко­пы­та ло­ша­дей. И вот Со­бор вы­брал де­ле­га­цию: два мит­ро­по­ли­та, два про­то­и­е­рея и пять ми­рян. Вы­ра­бо­та­ли они до­ку­мент про­те­ста про­тив над­ру­га­тель­ства и от­пра­ви­лись к Ле­ни­ну. Их при­нял Бонч-Бру­е­вич, его лич­ный сек­ре­тарь и ру­ко­во­ди­тель вот в та­ких де­лах, про­то­коль­ных. И он им ска­зал: "Вла­ди­мир Ильич за­нят важ­ны­ми го­судар­ствен­ны­ми де­ла­ми и вас, есте­ствен­но, при­нять не мо­жет. Эту ва­шу бу­маж­ку я ему, ко­неч­но, пе­ре­дам, но на­прас­но вы ста­ра­е­тесь: уж ко­ли мы взя­ли власть в свои ру­ки, через пять лет от вас ни­че­го не оста­нет­ся". Про­шло пять­де­сят, а мы с то­бой - два по­па, ста­рый и мо­ло­дой, - си­дим и ча­ек по­пи­ва­ем».

Ис­точ­ник: http://www.tayninskoye.ru

Богослужения

Служба святому праведному пресвитеру Петру Великодворскому, исповеднику

На велицей вечерни

 

Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 4.

Днесь возсия световидно, якоже солнце, / всехвальная память твоя, / чудотворче и исповедниче, предивне отче Петре, / просвещая омраченныя души наша / светом исправлений твоих, / и веселием исполняет сердца наша, / всесвященное торжество твое совершающих.

Приидите мучениколюбцев собори, / память праведнаго мужа почтим, / путь тесный и спасительный избравшаго / и за Христом даже до уз последовавшаго, / исповеданием веры апостолом подобника, / мучеников равностоятеля, / богоблаженнаго Петра днесь ликующе восхвалим.

Воспоим, людие, песни хвалебныя, / прозябение добролозное земли Рязанския ублажим, / сторичный клас нивы Христовой прославим, / ковчег щедрот божественных облобызаем, / приятелище даров Утешителя благочестно почтим, взывающе: / радуйся, отче Петре, / молитвенниче всеусердный о душах наших.

Притецем днесь, вернии, / ко  источнику  исцелений неоскудному, / щедрот и милостей кладезю неизчерпаемому, / учителю благочестия добродетельному, / Петру, исповеднику всехвальному, / и благодарне тому возопиим: / радуйся, каменю веры,/ Божественными словесы паству твою напоивший / и росою молитв твоих / безбожия зной утоливший.

 

Слава, глас 2:

Воспоим ныне, братие, / светлопразднственную песнь, / новоявленнаго исповедника Петра ублажающе, / и к тому возносяще молитву, / во еже очистити сердец наших очеса / и памятию чудес его просветити души наша.

И ныне, глас тойже: Прейде сень законная:

Вход. Прокимен дне, и чтения 3.

 

Притчей чтение (главы 10, 3 и 8):

Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней и лета живота в деснице ея; в шуйце же ея богатство и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада, честная бо реку: и блажен человек, иже пути моя сохранит: исходи бо мои, исходи живота, и уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас, и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз, премудрость, устроих совет и разум и смысл аз призвах: мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо, незлобивии,  коварство, ненаказаннии же, прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая; яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих; ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права суть разумевающим и проста обретающим разум. Научаю бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа.

 

Притчей чтение (главы 10 и 11):

Уста праведнаго каплют премудрость: язык же неправеднаго погибнет. Устне мужей праведных каплют благодати, уста же нечестивых развращаются. Мерила льстивая мерзость пред Господем: вес же праведный приятен Ему. Идеже аще внидет досаждение, тамо и безчестие: уста же смиренных поучаются премудрости. Совершение правых наставит их, и поползновение отрицающихся упасет их. Не пользуют имения в день ярости, правда же избавит от смерти. Умер праведный, остави раскаяние: наручна же бывает и посмеятельна нечестивых пагуба. Правда непорочнаго исправляет пути, в нечестие же падает неправда. Правда мужей правых избавит их: безсоветием же пленяются беззаконнии. Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда: похвала же нечестивых погибнет. Праведник от лова убегнет, вместо же его предается нечестивый. Во устех нечестивых сеть гражданом, чувство же праведных благопоспешное. Во благих праведных исправится град, усты же нечестивых раскопается. Ругается гражданом лишенный разума, муж же мудрый безмолвие водит.

Премудрости Соломоновы чтение ( глава 4):

Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости, житие нескверное. Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешник, преставлен бысть. Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его. Рачение злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга. Угодна бо бе Господеви душа его. Сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое: яко благодать и милость в преподобных Его, и посещение во избранных Его.

На литии стихиры храма и святаго, глас 8:

Сошедшеся днесь, христоименитых собори, / с Горними Силами лик составим, / богоноснаго Петра радостно возвеличим, / подвигом исповедания его просветившеся, / Триипостасному Божеству боголепно поклонимся, / Дивному и Славному во святых своих.

Слава, глас тойже:

Сладкоуханный фимиам славословий / Троице Живоначальней принесем, / почитающе всесвященную память / дивнаго угодника Петра всеблаженнаго, / усерднаго и трудолюбнаго делателя вертограда Христова, / пастыря овец словесных благостнаго, / исповедника твердаго веры отеческия / и молитвенника теплейшаго о душах наших.

И ныне, глас тойже:

Недвижимое утверждение веры / и честный дар душ наших, / Богородицу песньми величаем, вернии: / радуйся, Камень Жизни во чреве Твоем вместившая; / радуйся, концей надеждо, скорбящих заступление; / радуйся, Невесто Неневестная.

На стиховне стихиры, глас 5:

Подобен: Радуйся:

Радуйся, Церкви Русския украшение, / пастырей Отечества нашего славо, / целомудреннаго жития добрóто, / священства Христова благочестное правило, / исповедания веры добропобедный столпе, / священночестне отче Петре, / Божественнаго Человеколюбия просим получити твоими молитвами / и миру даровати велию милость.

Стих: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.

Радуйся, благочестия подвижниче, / средь безбожнаго мрака Света Божественнаго проповедниче, / злых нравов испрáвителю, / богоборческаго нечестия обличителю, / веры православныя неустрашимый защитниче, / воине Христов терпеливодушный, / праведне отче Петре, / не престай молитися ко Господу / даровати душам нашим мир и велию милость.

Стих: Блажен муж, бояйся Господа, / в заповедех Его восхощет зело.

Радуйся, христианскаго жительства образе, / заповедей Господних усердный хранителю, / добрый и кроткий людéй православных пастырю, / душ немощствующих врачу милостивый, / священнотаинниче Божий, пренебесныя дары земнородным являяй, / Христа Спаса верный служителю, / Того прилежно моли, пречудне отче Петре, / мир мирови даровати / и низпослати душам нашим велию милость.

Слава, глас 6:

Память праведнаго с похвалами совершающе, / песни хвалебныя принесем Христу Богу, / даровавшаго нам таковаго молитвенника и чудотворца, / Петра исповедника богоноснаго, / и, притекающе к раце мощей его, тако рцем: / помяни нас, отче священнейший, / у Престола Вседержителя всех Господа, / да дарует нам время на покаяние / и вся к душевному спасению полезная.

И ныне, глас тойже:

Творец и Избавитель мой, Пречистая:

На благословении хлебов тропарь святаго дважды и Богородице Дево: единожды.

Тропарь святаго, глас 3:


На утрени

Земли Русския украшение, / правою верою благочестно пожил еси, / верныя в годину гонений истине научая и утешая, / узы, поношения и скорби терпя, / молим тя, праведне отче Петре: / спасай нас молитвами твоими / от всех бед и печалей.

По 1-м стихословии седален, глас 1:

Иерусалима Горняго жителя, / святых сонма сопричастника, / праведнаго отца нашего Петра возвеличим, / богодаровáнныя мощи его облобызающе, возопим: / моли, блаженне, прилежно Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Слава, и ныне, глас тойже:

Невесто Неискусобрачная, / премудрости село показася утроба Твоя Бога Слова: / Ты бо едина, Мати Божия, / благих Ходатаица явившися, / всяких страстей избави рабы Твоя, / непрестанно воспевающия славу Твою.

По 2-м стихословии седален, глас 3:

Отче предивне Петре, / ты в житии твоем тело духови порабóтил еси, / сего ради по смерти твоей нетлением процвел еси / и источник исцелений верным явился еси, / темже тя любовию почитаем.

Слава, и ныне, глас тойже:

Чертог, присносущною славою укрáшен, видяще выну, / желание имамы совнити в онь, / но, одежды не имуще, стыдимся, / да не связани от Ангел и извержени будем. / Ты, сущи одежда нагих дерзновения, Дево Марие, украси ны / и введи внутрь Царствия Христова.

По полиелеи седален, глас 8:

Веселия исполняется днесь земля Владимирская, / и рязанстии люди хвалятся / в торжестве предивнаго и богомудраго Петра, / и с ними вси народи Отечества нашего ликовствуют, / прославляюще единаго от новых мучеников, / исповедника твердаго и пастыря благостнаго, / и с любовию вопиют ему: / спасай нас молитвами твоими, / Петре, присный наш предстателю.

Слава, и ныне, глас тойже:

Богородице Дево, / Вседержавная наша Царице, / омофором молитв Твоих покрывающая весь мир, / приими от благодарных сердец наших / похвальныя песни сия / и испроси нам у Сына Твоего Богоначальнаго / грехов прощение и велию милость.

Таже степенна, 1-й антифон, глас 4. Прокимен, глас 4: Возвеселится праведник о Господе / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 64.

 

По 50-м псалме стихира самогласна, глас 6:

Свидетель истинный и твердый, / во дни гонения безбожнаго, / явился еси славне отче Петре, / богоборческое безумство тихостию нрава посрамил еси, / чудесы многоразличными веру православную в людех утверждая, / малодушныя словесы Божественными утешая, / всех ко Христу приводя; / тако и нас не лиши твоего заступления, / почитающих память твою верно.

Канон Богородицы со ирмосом на 6 и святаго на 8, егоже краегранесие: Пятницкаго светильника Петра воспеваю. Глас 8.

Песнь 1

Ирмос: Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще, поим Тебе, Единому Владыце.

Песнь хвалебную, Богу содействующу, приношу ти, отче праведне Петре: от избытка бо сердца глаголют уста и потщатся на славословие твое.

Языческия народы в Церковь Свою призвавый чрез огненоязычных апостолов Своих, тя, отче, показует строителя Таин духовных, Христос.

Тристаты фараоновы древле потопивый, Боже, и наши грехи в море благости Твоея раствори, Щедре, молитвами Петра чуднаго, да вопием Ти, Господи, победную песнь.

Богородичен: Неболезновавшая чревом, родшая Христа Господа, мольбами Твоими матерними исцели болезни душ и телес наших, да благодарно Сыну Твоему приносим победную песнь.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш, Егоже поет вся тварь: несть праведен, паче Тебе, Господи.

Истине Евангельской с детства наученный, животворныя заповеди Спасовы исполнил еси ревностно, отче Петре, и явился еси проповедник деятельный пути спасительнаго.

Целомудренное житие избравый, с супружницею твоею Мариею духом николиже разлучался еси, и нас не остави сиры, блаженнее Петре, любовию тя чтущих.

Крестоношение служения священническаго на рамена своя подъял еси, боголюбче отче Петре, и вся коварства бесовския и лютость богоборцев доблественне претерпел еси.

Богородичен: Ангелов удивление, человеков дерзновение, Богородице Чистая, Приснодево, моли Христа Бога, спасти непрестанно Тя блажащия.

Седален, глас 1:

Небесными надеждами немощь человеческую укрепивши, дерзновенно на страдания за Христом последовал еси, от Него же восприял еси благодать немощныя души и телеса врачевати, богомудре отче Петре, тем любовию тя ублажаем.

Слава, и ныне, глас тойже:

Упование христиан, Пресвятая Дево, Егоже родила еси Бога, паче ума же и слова, непрестанно моли с вышними Силами подати оставление грехов наших всех и исправление жития верою и любовию присно Тя славящим.

Песнь 4

Ирмос: Из горы приосененныя, Слове, пророк, единыя Богородице, хотяща воплотитися боговидно усмотри и со страхом славословяще силу Твою.

Глаголал еси богомысленно, отче Петре: вся жизнь моя – чудо есть, и благодарне Господу взывал еси: Силе Твоей слава, Человеколюбче.

Образ был еси верным: словом, житием, любовию, сего ради вселися в тя Дух Святый, отче богоносе, и нам, помолися, стяжати благодать Того.

Светом Пресущным просвещенный, воспламенился еси любовию Божественною и явился еси светильник пресветлый, облистающий безбожия нощь.

Богородичен: Владычице Милостивая, не возгнушайся язвами нашими греховными, Врача рождшая душ и телес наших, утоли болезни и исцели неможения, и спаси души наша.

 

Песнь 5

Ирмос: Страстей мя мглы, яко от глубокия нощи, избавляяй, утреневати сподоби дух мой, молюся, во свете дне повелений Твоих, Христе.

Единаго от Святыя Троицы, Воплощеннаго Сына Божия, проповедавый, отче Петре, и люди к покаянию о гресех своих приводя, научал еси вопити: мир душам нашим даждь, Благоутробне.

Тезоименит был еси, отче, первоверховному апостолу и твердо проповедал еси Евангелие Христово, душетленныя плевелы исторгая и благочестие в душах насаждая.

Илии боговидцу и огненному небошествователю поревновал еси, отче боголюбезне Петре, и безбожная учения посрамил еси.

Богородичен: Льщением человекоубийцы древняго праотцы наша от Присносущныя Жизни отпадоша: Рождеством Твоим, Чистая, земнороднии вси паки в рай восхищенни быхом.

Песнь 6

Ирмос: Содержима мя, приими, Человеколюбче, грехи многими, и припадающа щедротам Твоим, яко пророка Иону, Господи, и спаси мя.

Ненавистнии безбожнии люди ввергоша тя, святе, во глубины сердца морскаго, ты же, пророку Ионе подобяшеся, взывал еси бодрено: да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи, Боже мой.

Изгнания и поношения претерпевшаго Господа ради, иерея Божия преблагостнаго, Петра чуднаго в песнех восхвалим, да его молитвами получим грехов прощение.

Кораблем церковным бушующее море житейское преплыл еси неврежденно и достигл еси, богоблаженне, вечныя пристани, оттуду и нас, святе Петре, помяни, празднующих память твою.

Богородичен: Архангельский глас вопием Ти: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, Благословенная, Заступница наша и скорая в бедах Помощница.

 

Кондак, глас 3:


Первоверховному соименнаго пастыря, / утешителя скорбящих, целителя немощных, / хвалу и утверждение наше днесь любовию восхвалим вернии. / Сей бо есть целитель доблий / и молитвенник о душах наших.

Икос:

Добродетельным житием на земли просиявшаго / и на Небесех со Ангелы ныне ликующаго, / пастыря дивнаго и чудотворца всехвальнаго, / сугубым венцем исповедничества и целомудрия увенчáннаго, / Петра боголюбезнаго воспоим вернии, /сей бо есть целитель доблий / и молитвенник о душах наших.

 

Песнь 7

Ирмос: На поле Деире иногда мучитель пещь постави на мучение Богоносных, в нейже три отроки песнословляху Единаго Бога, троично воспеваху, глаголюще: отцев Боже, благословен еси.

Плотская востания, отче, низложив, духом пламенеюще Христу вопиял еси: благословен еси во веки, Господи, Боже, отец наших.

Единомудреннаго отцем древним пастыря и сотаиника тя, блаже, почитаем и вопием радостно: благословен еси, Господи, Боже, отец наших, и Препетый и Превозносимый во веки.

Трудолюбный делатель молитвы показался еси, отче Петре, службы церковныя усердно совершая и люди пети научая: благословен еси в храме святыя славы Твоея, Препетый и Превозносимый во веки.

Богородичен: Радосте наша, Пречистая Дево, Ты едина во всех родех Мати Божия показалася еси, Божество неопально вместившая. Тем Тя благословим, Марие Богоневестная.

 

Песнь 8

Ирмос: Победители мучителя и пламене благодатию Твоею бывше, заповедем Твоим зело прилежаще, отроцы вопияху: благословите, вся дела Господня, Господа.

Ангелом сомолитвенниче, отче Петре, священнодействуя праведно, ты сердцем чистым Господа зряще и телесными очима на Престоле Агнца Божия за мир закалаема видяще, Вседержителю взывал еси: Господа пойте дела и превозносите во вся веки.

Весь дальняя освятися пришествием твоим, отче богосиянне Петре, и стецахуся к тебе люди от конец Отечества нашего, ищуще твоея помощи и утешения.

Отец чадолюбивый был еси всем приходящим к тебе со скорбию сердечною и нуждою, и никтоже неутешен отыде от твоего лица, блаженне.

Богородичен: Слово Отчее Единосущное, Адамово избавление от кровей Твоих девственных воплотися, Един, яко весть, Всепетая, спасая нас Своею благостию.

 

Песнь 9

Ирмос: Проявленное на горе законоположнику во огни и купине Рождество Приснодевы в наше, верных, спасение песньми немолчными величаем.

Плоды трудов твоих праведных восприял еси, отче блаженне, дарами Духа обогатився, в селения пренебесныя вселился еси, оттуду не престаеши посещати чад твоих, пастырю наш милостивый.

Елеем милосердия твоего помазуем души наша и ограждаемся от злых оплотом молитв твоих, Петре священнейший, величающе Духа Святаго державу, тако прославляющаго угодники Своя.

Весь во Свет Божественныя Троицы с веселием прешел еси, ангельским воинством ныне срадуешися, пречудне отче Петре, с нимиже непрестанно моли всем спастися, поющим тя.

Ангельския чини и человеков собори ликовствуют в памяти твоей, святе отче Петре, Бога славословяще, Чуднаго и Прехвальнаго во святых Своих.

Богородичен: Юже воспевают Силы Небесныя, Владычицу Деву, Церкве красоту, верных державу и похвалу, благодарно величаю и пение скончаваю.

Светилен:

Светом Превечнаго сияния озарився, отче Петре, Христу последовал еси, и Того благодатию просветився, источник чудес и милостей явился еси, сего ради молим тя: спаси души наша.

Слава, и ныне, Богородичен:

Зарю пресветлую, являющую нам Солнце незаходимое, вемы, Тя, Пресвятая Дево Богородице. Сего ради молим Тя: яко Мати Света сущи, просвети нас светом Сына Твоего, Христа Бога нашего.

На хвалитех стихиры святаго, глас 6:

Подобен: Тридневен:

Тридневно воскресшаго Христа Господа / верный ученик явился еси, / достоблаженне отче наш Петре: / паствы русския радование, / молися Человеколюбцу Богу, / да спасет души наша.

Живодавцу  Спасу Господу / последовал еси во страданиих твоих, / крест жития исповедническаго подъял еси, / подкрепляемь Божественною благодатию. / Темже вопием ти, отче Петре, / моли о нас, спастися душам нашим.

Воспеваем житие твое многострадальное / и чтим в Горняя преселение твое праведное, / лобызаем честныя мощи твоя, / токи чудес нам источающия, / и празднуем радостно всесвященную память твою, / богоносе, блаженне отче Петре.

Явился еси светильник благодатный, / святе отче Петре, / кротким светом любве и смирения сияя / и нас милостию твоею озаряя. / Темже и мы, благодарне чтуще память твою, / вопием ти усердно: / моли о нас, пастырю наш добрый / и новоявленный чудотворче.

Слава, глас 8:

Да торжествует Церковь Твоя, Христе, / украшéнная сонмом славных мучеников, / жизнь свою Тебе предавших / и от Тебе живот вечный получивших; / их молитвами Долготерпеливе, Человеколюбче Господи, / Отечество наше в православии сохрани / до скончания века.

И ныне, глас тойже:

Владычице, приими молитвы раб Твоих / и избави нас от всякия нужды и печали, / Ты еси, Богородице, оружие наше и стена, / Ты еси Заступница, и к Тебе прибегаем, / Тя и ныне на молитву призываем, / да избавиши нас от врагов наших. / Возвеличим Тя вси, / Всенепорочную Матерь Христа Бога, / Юже осени Дух Пресвятый.

 

Славословие великое и отпуст. И бывает помазание братии от лампады святаго.

 

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны от канона песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 4: Возвеселится праведник о Господе / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Апостол ко Ефесеем, зач. 233. Аллилуиа, глас 4: Праведник, яко финикс, процветет, / яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насажденнии в дому Господни во дворех Бога нашего процветут. Евангелие от Матфея, зачало 11.  Причастен: В память вечную будет праведник:

Молитвы

Тропарь священноисповеднику Петру Чельцову, глас 3

Земли́ Ру́сския украше́ние,/ пра́вою ве́рою благоче́стно пожи́л еси́,/ ве́рныя в годи́ну гоне́ний и́стине науча́я и утеша́я,/ у́зы, гоне́ния и ско́рби терпя́,/ мо́лим тя́ Пра́ведне о́тче Пе́тре,/ спаса́й на́с, Моли́твами твои́ми// от все́х бе́д и печа́лей.

Перевод: Земли Русской украшение, в православной вере ты благочестиво прожил, верующих во времена гонений научая истине и утешая, заключение, гонения и скорби терпя. Молим тебя, праведный отче Петр, спасай нас молитвами твоими от всех бед и скорбей.

Кондак священноисповеднику Петру Чельцову, глас 4

Первоверхо́вному соиме́ннаго па́стыря/ уте́шителя скорбя́щих, цели́теля немощны́х,/ Хвалу́ и утеше́ние на́ше дне́сь любо́вию восхва́лим ве́рнии./ Се́й бо е́сть цели́тель до́блий// и моли́твенник о душа́х на́ших.

Перевод: Первоверховному (апостолу Петру) одноименного пастыря, утешителя скорбящих, целителя больных, хвалу и утешение наше сегодня с любовью прославим, верующие. Ибо он целитель храбрый и молитвенник о душах наших.

показать все

Молитва священноисповеднику Петру Чельцову

О, пресви́тере и служи́телю Бо́жий, о́тче святы́й Пе́тре, избра́нниче и па́стырю Христо́в! Ты измла́да Бо́га и́скренне возлюби́л еси́, ду́шу хра́мом Свята́го Ду́ха соде́лал еси́ и всего́ себе́, я́ко же́ртву чи́сту, Спа́су Христу́ прине́сл еси́ до после́дняго твоего́ исхо́да. Ей, пра́ведниче Пе́тре, от дре́вних святы́нь Пече́рския Ла́вры, я́ко от полново́дныя реки́, позна́нию и́стины науче́нный! Ты, тя́жкий и терни́стый путь спасе́ния ра́ди души́ твоея́ от Бо́га восприе́м, Христа́ пред ми́ром лука́вым, от него́же поноше́ния жесто́кая претерпева́я, да́же до сме́рти испове́дал еси́ и, я́ко па́стырь ди́вный, да́ры Бо́жия показу́я, в земли́ Влади́мирстей на ра́дость и утеше́ние лю́дем стра́ждущим яви́лся еси́. Отвсю́ду бо в весь Великодво́рскую за по́мощию и утеше́нием к тебе́ боля́щии и неду́жнии прихожда́ху и врачевство́ ве́лие от тебе́ приима́ху. Те́мже и мы, недосто́йнии и гре́шнии ча́да твоя́, дивя́щеся твоему́ пред Бо́гом дерзнове́нию, взыва́ем к тебе́ си́це: испроси́ благостоя́ние Це́ркви Ру́сстей, в мо́ри жите́йстем обурева́емей, Оте́честву на́шему мир и обновле́ние духо́вное; нам же утвержде́ние и преспе́яние в ве́ре, христиа́нскую кончи́ну и Бо́жие милосе́рдие на Стра́шном Суде́ Христо́вом, иде́же пра́ведницы возсия́ют, я́ко со́лнце, с ни́миже да сподо́бимся и мы прославля́ти в Тро́ице пева́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Случайный тест