Преподобномученица Рафаи́ла Чигиринская (Тартацкая), игумения
Дни памяти
Житие
Последней игуменией Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря до момента его жестокого уничтожения советской властью была монахиня Рафаила[1] (Раиса Васильевна Тертацкая). К сожалению, до нашего времени не дошли никакие документальные биографические данные о ней. Епархиальные архивы, содержащие летописи и хронику прежних лет монастырской жизни, погибли в начале 20-х годов. Существуют лишь устные пересказы, основанные на воспоминаниях сторожилов и бывших насельниц обители, сохранивших с четкой ясностью светлый образ этой великой матушки.
Согласно чигиринским повествованиям, Раиса родилась в 1877 году. Она происходила из благочестивой дворянской семьи. Еще в детстве ее сердце возгорелось пламенной любовью ко Господу. Будучи ребенком, она часто уединялась в молитве, умилялась церковными песнопениями. А в отроческом возрасте испросила родительское благословение на поступление в монастырь. С юных лет Раиса воспитывалась и духовно возрастала в лоне Свято-Троицкой обители под мудрым руководством мастистых стариц и опытных духовников. На фоне мирного течения тихой монастырской жизни она с усердием несла различные послушания и слыла прекрасной умелицей. Особо удивляла она сестер своим искусным вышиванием и ткачеством ковров. Долгие годы спустя люди бережно сохраняли рушники, украшенные работой матушки. Но более всего любила Раиса церковные службы. Одаренная от Творца богатым голосом и прекрасным слухом, она не переставала постоянно славить Его. Клиросное послушание было для нее наиболее желанным. Достоверно известно, что матушка знала наизусть Псалтырь – его непрестанное чтение стало в тяжелое время ее главной поддержкой. А еще эта раба Христова восхищалась прекрасным творением Божьим – цветами. Обладая художественным вкусом, она благолепно украшала ими храмы, выращивала в своей келии и в «райском саду» – обители целые оранжереи. И особо любила розы.
Когда и при каких обстоятельствах послушница Тертацкая приняла ангельский постриг пока еще не ведомо. За чистую целомудренную жизнь Господь нарек свою избранницу великим архангельским именем. Рафаил – значит целитель Божий. Пройдут годы и преподобномученица Рафаила сподобится от Всемилостивого дара целительства телесных и душевных человеческих недугов.
29 августа 1920 года было определено назначить председательницей Свято-Троицкой женской общины монахиню Рафаилу (Тертацкую). А 19 декабря того же года, в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца – на один из особо почитаемых престольных праздников обители Господь благословил свою избранницу стать игуменией монастыря (после смерти прежней настоятельницы – матушки Парфении). Верная дочь и воспитанница обители была назначена матерью ее сестер в самое сложное, и, казалось, абсолютно безысходное время. Она трезво осознавала, что жезл ее настоятельства был жребием мученичества. Невысокая ростом, по-женски слабенькая телом, матушка Рафаила имела твердую веру, и во всем уповала лишь на Господа. Воистину, «сила Божия в немощи человеческой совершалась». (2Кор.12,9)
С первых месяцев открытых гонений на монастырь игуменья, по духовному рассуждению с сестрами, решила игнорировать все увеличивающееся давление властей, угрозы вероятной расправы и не оставлять место своего монашеского подвига. Она стремилась следовать, по милости Божией, Христовой заповеди: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мк.13,13)
Неистощимое упование на Промысел Божий придавало ей особую устойчивость в тех обстоятельствах, в которых другие неизбежно отчаивались. Ибо в тот период многие люди унывали от скорбей и безысходности сложившейся ситуации, некоторые поддавались обманным соблазнам и шли на поводу человеческой слабости. Сколько мудрости, сил и твердости нужно было тогда иметь, чтобы показать своим монастырским дочерям, что успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, а лишь непоколебимым стоянием в вере до конца. И самое главное – требовался личный пример.
Факты свидетельствуют, что матушка Рафаила предпринимала множество действий, чтобы сохранить уставную жизнь обители и уберечь овец Христовых от новоявленных воинствующих атеистов. Не теряя благодушия, и даже любовью к врагам, принимала она нашествие новых, уже не знающих Бога людей. Осознавая то, что конфискация монастырских помещений в пользу советских властей неизбежна, она первая предложила Чигиринскому руководству поселить в обители детей-сирот. Заботливая христианка пыталась помочь им пережить тяжелое время голода и гражданской разрухи за счет монастырских запасов и казны, а также спасти их души под опекой монахинь. И кроме этого дальновидная мать-хозяйка считала, что квартирование колонистов будет менее болезненно для обители, чем что-либо другое. Ведь советские управители могли использовать монастырскую базу в иных, более кощунственных целях.
Прослеживая ход событий ликвидации Свято-Троицкой обители, можно отметить, что при всем внешнем сатанинском давлении безбожные власти вынуждены были часто считаться с поступками и действиями председательницы общины – матушки Рафаилы. Ее духовная рассудительность и проницательность помогали избегать безвыходных ситуаций, а при столкновении с агрессивными богоборцами она зачастую выходила победительницей по духу. Они даже немного побаивались ее, а от этого и тайно ненавидели, вынашивая план мести. «Ибо праведник одной жизнью своею обличает кривых, лукавых и лицемерных. И чем божественнее луч, который светит сквозь человека, тем сильнее плещут вокруг него страсти злодейских натур» (И.А. Ильин, русский философ).
Окончательное закрытие монастыря все же вынудило небольшую группу оставшихся сестер переселиться в частный дом, находившийся в городе Чигирине по улице Дворянской № 69 (ныне – ул.Парижская), где проживала в то время православная богобоязненная семья. Незадолго до этого матушка благословила 37-летнюю послушницу Татьяну Ивановну Павленко выйти замуж за благочестивого многодетного вдовца Дмитрия Дмитриевича Рясика и стать ему помощницей в воспитании чад. Мужественные исповедницы веры объединились в их небольшом, но духовно уютном домике, где жили аскетически, стяжали непрестанную молитву и творили смиренное монашеское делание. Среди них была бывшая монастырская казначея – матушка преклонных лет Елпидифора (Прокопович) и регент церковного хора – мать Епистимия (фамилия неизвестна).
Вскоре это житейское пристанище стало спасительным духовным оазисом для многих людей и местом молитвы гонимого духовенства. Там совершались богослужения, во время которых подвижники имели возможность совершать сердечное покаяние и напитывать свои души причащением Святых Христовых Таинств, проходили душеспасительные беседы и тайные встречи великих церковных мужей. В этом доме были те, кто без страха и смущения вскоре украсились венцом мученичества за православную веру: о. Алексий (Еримович), о. Андрей (Лапчинский), о. Киприан (Олейник), о. Сергий (Земницкий), о. Тимофей (Храпаченко), о. Феодосий (Педорич), схиархимандрит Аваккум (Старов), монахи Онуфриевского монастыря. Пройдут годы и имена этих бесстрашных Христовых исповедников будут записаны в небесной Книге Жизни, а земная история отметит:
«Различен их возраст, но одна вера; неодинаковы подвиги, но то же самое мужество» (свят. Иоанн Златоуст).
Разумеется, что в условиях всеобщего сатанинского разгула враг рода человеческого шипел злобой и лютостью, видя в Чигирине столь благодатный очаг Господнего служения. Он разжигал к нему всеобщую неприязнь и презрение соотчичей, вызывал непонимание близких, натравливал властей. А затем, под покровом темноты, совершил свое дело тьмы.
Августовской ночью 1926 года в домик, где ютились матушки, кто-то настойчиво постучал. Это был местный Христа ради юродивый Варфоломей, славившийся своей прозорливостью и предсказаниями. Блаженный метался под окнами и звал: Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!». На что игуменья твердо ответила: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю». Спустя некоторое время в дом ворвалась группа активистов местной антирелигиозной организации «Безбожник» во главе с её руководителем – чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко <жутка будет его смерть>. Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к дереву, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь. Хозяина не было дома, дети испугались и с ужасом наблюдали происходящее. Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени и усердно молили Пречистую о помощи. Неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шесть верхних зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой.
Злодеяние не осталось незамеченным. Свидетельницей ужасной гибели игуменьи оказалась послушница монастыря Мария Устиновна Нагорняя (позже она приняла постриг с именем Маргарита), проживавшая неподалеку. После того, как нелюди покинули скотобойню, она тайно пробралась туда и откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка еще недолго дышала и затем, на руках у сестры, отошла ко Господу. Монахини похоронили игуменью Рафаилу на городском Казанском кладбище. Могилку увенчали небольшим металлическим крестом – боялись дальнейших поруганий нечестивых над прахом праведницы.
Прославление и молитвенная помощь преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской
«Праведник, яко финикс процветет: яко кедр иже в ливане умножится» (Пс.13,91)
Десятки лет, сквозь мрак бездуховности и забвения истинного прошлого тянулась к маленькой надгробной насыпи матушки Рафаилы незарастающая тропа народной памяти. Ибо там постоянно, хотя и незримо для человеческого глаза, но выразительно ощутимо для людской души горел светильник Божией благодати. С великой любовью и почтением много лет ухаживала за этим особым погребением Мария Устиновна Нагорняя (монахиня Маргарита) и твердо верила, что придет время – и о подвиге игумении Рафаилы узнают все. Она вела летопись сердца и чувствовала, что у престола Господня убиенная страдалица молится за поруганную обитель и оскверненные святыни, за прощение грехов и безумных поступков соотчичей. Знала, что наступит час земной славы великой угодницы Христовой и надмогильная лампадка воссияет на черкасской земле великим светом Господней милости и неописуемых чудес. Ибо «дивен Бог во святых своих»! (Пс.63,36).
Монахиня Маргарита была свидетельницей жуткой и нераскаянной смерти И.Л.Саламащенко – главного организатора зверских издевательств над матушкой Рафаилой. На его погребение чигиринцев буквально согнали. Гроб этого мучителя был закрыт, но даже при этом невыносимо смердел. Во время похорон родные не могли к нему приблизиться, а люди не заходили во двор.
Помнила монахиня Маргарита множество чудных помощей и удивительных знамений, происходивших по молитвенной просьбе на могиле игумении Рафаилы. В 1976 году мать Маргарита ушла из жизни, повелев похоронить себя, недостойную, рядом с великой мученицей.
С 1999 года заботу о могиле матушки Рафаилы, по благословению протоиерея Анатолия Прикотенко, взяла на себя прихожанка Чигиринского Казанского храма Валентина Васильевна Калашник (бывшая тогда в тайном монашеском постриге с именем Екатерина). У гроба мученицы получила она исцеление и духовное укрепление. Не ведала тогда монахиня, что пройдет время и матушка Рафаила благословит ее стать своей преемницей – настоятельницей разрушенного, но в будущем восстановленного Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря.
В начале XXI века, после духовной оттепели, поток людей на Казанское кладбище к захоронению убиенной игуменьи усилился. Необъяснимым образом Угодница Христова звала к месту своего упокоения больных, нуждающихся и страждущих не только из черкасского края, но и из отдаленных мест. И всех утешала, исцеляла данною ей от Господа силою, дарованною за подвиг благочестивой жизни и мученического исповедания православной веры.
О ее прижизненных муках узнавали со слов старожилов молодые. Однажды пришел на могилу семинарист Александр Михайлюта (позже он станет священником Чигиринского благочиния и участником процесса канонизации преподобномученицы) и помолился матушке. Очень хотелось юноше попасть в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Но, к сожалению, денег на это не было. Отходя от места захоронения, он услышал нежный женский голос: «Не грусти. Скоро поедешь». Александр подумал, что к могиле подошла смотрительница Валентина Васильевна. Молодой человек оглянулся, но вокруг никого не было. Испуганный, он побежал из кладбища. Изумлению Александра не было предела, когда в скором времени ему действительно удалось побывать в Почаеве. В день отправления туда паломнической группы неожиданно появилось два свободных места. Добродетель отдал одно из них Александру – совершенно бесплатно.
10 декабря 2003 года настоятелем Казанского собора г.Чигирина протоиереем Анатолием Прикотенко и его родным братом – священником Спасо-Преображенского монастыря протоиереем Николаем Прикотенко были подняты из-под спуда нетленные останки игумении Рафаилы. В могиле также сохранились четки матушки, погребальный крест, камилавка. Обретение останков явило миру очевидные подробности издевательств, которые испытала страдалица. Гробница с мощами мученицы была поставлена для молитвенного поклонения в помещении нижнего Свято-Георгиевского храма чигиринского Казанского собора.
В середине августа 2004 года рака начала сильно благоухать. Дивный запах разливался по церкви около двух недель. Время это было не случайным. Ибо, согласно воспоминаниям старожительницы Лидии Ивановны Постригань, матушку Рафаилу замучили именно в середине августа. Но точной даты, к сожалению, установить так и не удалось. Благоухание от мощей повторялось в следующие годы еще несколько раз.
24 мая 2005 года в соборном Казанском храме города Чигирина архиепископом Софронием, Черкасским и Каневским, в присутствии множества духовенства и огромного количества богомольцев, был совершен торжественный чин прославления преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской. Факт официальной канонизации и причисление Божией угодницы к Небесному собору – это явление святой миру , означающее, что она, пострадавшая за Христа, может служить для всех членов церкви образцом веры и что к ней можно и должно обращаться в молитвах всем православным христианам, имеющим нужду в небесном заступничестве.
Мощи святой установлены в правом приделе верхней церкви собора под чудотворной иконой Богородицы «Одигитрия».После открытия в 2006 году Свято-Троицкого чигиринского женского монастыря они несколько раз переносились в обитель. 10 декабря 2008 года рака с мощами была принесена в Свято-Троицкий монастырь на празднование дня памяти преподобномученицы. После торжеств эта святыня, по благословению владыки Софрония, осталась в монастыре – теперь уже навсегда.
Ныне всякий, кто с благоговейным трепетом и страхом преклоняет колена пред гробницей великой угодницы Божией – преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской и с горячей молитвой просит заступничества угодницы Христовой и ходатайства перед Богом о себе и своих ближних, получает благодатную помощь и дивные исцеления. Ее душа сияет перед Богом таким чистым, таким ярким светом, что если только не быть слепым к тому, что «не от мира сего, но свыше», невольно чувствуешь, приближаясь к этой святыне, внутреннюю перемену. Сразу становится легче, словно в тебе внезапно обновляется образ Божий. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Взирая на самое тело святого, удостоившееся быть окровавленным за исповедание Христово, хотя мы были боязливее всех, можем ли не возыметь великой ревности, когда это зрелище, как бы как огонь, проникает в нашу душу и призывает нас на такой же подвиг? Для того Бог и оставил нам тела святых, чтобы мы имели в них урок величайшего любомудрия».
Много чудес и удивительных случаев происходило по молитвам к преподобномученице Рафаиле в канун ее прославления. Вот один из них. Московская журналистка Наталья Обманкина была наслышана о великой мученице и стремилась попасть в Чигирин на день ее канонизации. Для поездки ей было необходимо иметь сумму 2100 рублей. Но, к сожалению, таких денег в то время у женщины не было. Наталья молила матушку срочно помочь ей в этом. И к своему невыразимому удивлению накануне желаемого выезда получила на работе абсолютно неожиданную премию – в размере именно 2100 рублей. Оказавшись на празднике, она стала свидетелем величайшего торжества. Впоследствии Наталья написала газетную статью об этом многозначительном для людей и для нее лично событии. В ней журналистка отметила: «На фотографии, которую отец Анатолий благословил меня сделать в храме у раки с мощами игуменьи Рафаилы, четко видна полоска света над прозрачным окошком у изголовья матушки. Приняв ее за дефект снимка, я повторила его с другой стороны. Проявила пленку – сияние осталось…».
Перед прославлением мученицы Рафаилы Владыка Софроний благословил монахиню Екатерину (Калашник) ехать в Киев и в столичных женских обителях испросить для облачения святой игуменские одежды. Путешествие это было сопряжено с большим искушением. Нечистый жестоко наказал выполняющую послушание матушку. Среди белого дня на одной из улиц Киева он явился в виде какого-то очень темного мужчины и набросился на Екатерину со словами: «Чего тебе дома не сидится, что ты здесь лазишь?». А затем злобно ее избил. Измученная монахиня добралась до Флоровского монастыря, где на службе слезно молила мать Рафаилу помочь ей выполнить архиерейское благословение – столь противное диаволу. Сестры обители, увидя страдающую прихожанку, всячески утешили ее. А затем вручили подарок – необходимое одеяние для преподобномученицы ко дню ее прославления. Знаменательно, что Господь одел Свою избранницу в облачение именно Флоровских сестер, послуживших в далеком прошлом предначальниками Чигиринской женской обители.
Дивным образом была создана икона святой. Ее прижизненного портрета найти не удалось. Инокиня Алипия (Данилова) – насельница Стеблевского Спасо-преображенского женского монастыря, написала необычайно живой и выразительный лик преподобномученицы, совершенно не ведая об ее истинном образе. Мастерица чувствовала, что во время иконописной работы невидимая сила руководила ее рукой и мыслью. А исконный враг человеческого рода устраивал величайшие искушения. О мученической кончине Чигиринской игумении матушка Алипия узнала еще задолго до канонизации Христовой исповедницы. Приехав однажды в Чигирин на храмовый праздник, первое, куда она попала, была могилка матушки Рафаилы. Это духовное знакомство, как выяснилось позже, оказалось для инокини чрезвычайно Промыслительным.
После открытия Свято-Троицкого монастыря небесное заступничество святой игумении над своей обителью чудесным образом проявляется постоянно. Были даже видимые случаи явления матушки Рафаилы.
С умилительными слезами благодарности к преподобномученице рассказала игумения Екатерина такую историю. В канун первого монастырского Рождества у них в обители не было даже хлеба. Пытались что-то испечь – но муки тоже не оказалось. На следующий день совсем неожиданно в монастырь поступил перевод на значительную сумму (800 грн.). пришел он из г.Красилова Хмельницкой обл. от рабы Божией Екатерины., собравшей эту сумму в своем приходе. В Чигирине сия женщина никогда не была, а об обители узнала от своей дочери. Последняя привезла адрес святыни из Почаева. Во время паломнической поездки девушки в Лавру к ней подошла монахиня, вручила иконочку преподобномученицы Рафаилы с адресом чигиринской обители и сказала: «Нужно помочь этому монастырю». При этом матушки сразу не стало. Паломница оглянулась вокруг – но там тоже никого похожего не оказалось. Удивительным было то, что образ святой был черно-белым ксероксным изображением, а ее иконы раздавались чигиринскими сестрами только цветные.
Знаменательным оказался для жительницы с.Билыки Полтавской области Варвары Гуль транзитный проезд в 2006 году города Чигирина. Она остановилась на его автовокзале и ожидала пересадки на рейс до Лебедина, куда направлялась с целью поступления в число сестер Лебединской обители. Утомленная дорогой, женщина сидела, наклонив голову. В это время к ней подошла неизвестная ей монахиня и утвердительно сказала: «Если хочешь спастись – иди в чигиринский монастырь». Услышав это, Варвара подняла глаза, дабы что-то спросить, но матушка вмиг исчезла. Удивленная услышанным, путешественница сразу пошла в чигиринский Казанский храм, где, расспросив его настоятеля – отца Анатолия Прикотенко, узнала о том, что в городе действительно открылась женская обитель. Вскоре, изменив свои планы, она приняла в ней постриг. Добавим, что сия раба Божия была в 40-е годы послушницей этого монастыря. О ней блаженным Варфоломеем было сказано пророчество.
Однажды утром к настоятельнице Екатерине пришла раба Божия Светлана Матюшкина, проживающая с мужем и детьми в соседнем монастырском корпусе. Она искренне попросила прощение за сотворенный ею накануне в монастыре скандал и ругань по отношению к сестрам, а также предложила игумении свою помощь и дружбу. Женщина объяснила, что ей пришлось многое осознать и прийти к такому решению после того, как ночью к ним в дом приходила какая-то монахиня. В полночь она постучала в дверь и , обращаясь к сыну Светланы, смиренно попросила: «Прикрутите, пожалуйста, музыку, ибо она сильно громко играет, а у нас сейчас идет молитва», парень на удивление спокойно выполнил эту просьбу, лишь при этом уточнил: «А так нормально?». Матюшкины приняли матушку за одну из сестер обители, ибо одета она была в монашеское облачение и с камилавочкой на голове. Но, как оказалось позже, именно такой такой монахини среди насельниц вовсе не было. Столь необычный ночной визит (явное чудо преподобномученицы Рафаилы) вскоре преобразил, милостью Господней, жизнь всего семейства: они повернулись лицом к Богу, покрестили детей, стали приводить их на Причастие, изменили свое поведение. Матюшкины во многом начали замечать необычайную помощь святой.
Слава о чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученице, расходится по всему православному миру. Известны случаи исцеления от наркомании, от головной и зубной боли, различных травм головы, рук и ног, по молитвам к матушке люди находят работу и жильё, покровительствует матушка водителям, путешествующим, нищим … Преподобномученице игумении Рафаиле надо молиться в первую очередь тому, кто падает под тяжестью своего Креста. Молиться о том, чтобы донести даже самый тяжелый Крест – до конца.
Примечание
[1] Не включена в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Богослужения
Служба преподобномученице Рафаиле, игумении Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря
По изданию: Служба преподобномученице Рафаиле, игумении Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря. Чигирин, 2008
Творим бдение, идеже храм, и лежат мощи ея.
На малей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Доме Святыя Троицы, украсися светло, се бо Троицы служительница вонь приходит, Творца славящи.
Дом воистинну и селение Бога явилася еси чистая и честная душа твоя, мати, темже ныне во дворех святых водворяешися, ликующи светло.
Дома Божия красоту возлюбльшая, и небо паче земли избравшая, днесь премудрая Рафаила да почтится, тая бо присно молится, во еже спастися душам нашим.
Домом мучеников, и селом приявшим семя кровь мучеников, явися ныне земля Черкасская, светло украшенная, яко бисером, кровьми угодников многих.
Слава, глас 8:
Мати мученице, богоблаженная Рафаило, не престай молитися о почитающих и поющих страдания твоя яже о Христе Иисусе.
И ныне: праздника, или Богородичен, глас 8.
Творение Афанасиа исповедника.
Подобен: О, преславнаго чудесе:
О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица, от святых сродников наших умоляемая, до ныне землю Русскую покрывает и лика Своего изображении милостивно обогащлет. О, Владычице Державная! Не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века. Аминь.
На стиховне стихиры, глас 5:
Радуйся, мати чистая, блаженная страстотерпице Рафаило, крест Христов на рамо вземшая радостно, и Небесному Жениху обручившаяся, и ныне радующаяся во обителех приснорадостных.
Стих: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.
Радуйся, премудрая инокинь наставнице, и ко спасению путеводительнице, и мученице изрядная, Рафаило святая, земных страстей избегшая, и ныне в горних селении царствующая.
Стих: Приведутся Царю девы в веселии и радовании.
Радуйся, мудрым девам уподобившаяся, и елеем благодати Божией обильно душу твою обогатившая, Рафаило мудрая, Жениха Христа возлюбившая, и от Него возлюбленная, и с ним во веки пребывающая на небеси.
Слава, глас 4.
Подобен: Яко добля:
Яко изрядную в мученицех, и в преподобных славнейшую, сошедшеся днесь восхваляем тя, мати наша Рафаило, течение совершила еси, и веру до конца соблюдши, прияла еси от Бога нетленный венец. Темже ко Подвигоположнику помолися ныне от бед избавитися верою совершающым всечестную память твою.
И ныне: праздника, или Богородичен, глас 4:
Богородице, Надеждо ненадежных, не закосни, но поспеши на помощь нам, во всяких гресех углебающих, обаче имущих изрядную надежду на Тя, Всеблагая.
Тропарь, глас 1:
Агница Христова мати Богоблаженная Рафаило, и наставница мудрая агниц Его явилася еси, венца мученичества сподобилася еси от десницы Иисусовы, Емуже не престай моляся, да соблюдет в мире Церковь Православную, и обитель твою от всех навет вражиих защитит, и спасет души наша, яко Милосерд.
На велицей вечерни
Блажен муж: 1-й антифон.
На Господи, воззвах: поставим стихов 8.
И поем стихиры праздника 3, и святой 5.
Аще ли же вне праздника, святой стихир 8 и поем повторяюще по дважды первыя три, прочия же единожды.
Глас 4.
Подобен: Яко добля:
Яко изрядную в мученицех, и в преподобных славнейшую, сошедшеся днесь восхваляем тя, мати наша Рафаило, течение совершила еси, и веру до конца соблюдши, прияла еси от Бога нетленный венец. Темже ко Подвигоположнику помолися ныне от бед избавитися верою совершающым всечестную память твою.
Глас 1:
Пришедше во храм днесь, духовную песнь воспоим матери нашей Рафаиле, игумении богомудрей, преподобномученице Черкасстей, яже, красоту мирскую презрев, мирскаго мятежа избеже, безбожных мучителей никакоже убоявшеся, на Господа все упование свое возложи.
Отверзошася уста безбожная, зияюща пожрети агницы Христовы, хулы глаголя и изгоняща сих от пажитей духовных; обаче образу жития ангельскаго не измениша, крест Его на ся вземшии.
Иго благое Христово в годину прещения от безбожных смиренно понесоша, муки и смерть прияша, днесь с сонмы ангельскими ликуют и ко Господу возносят молитвы о чтущих всечестную память их.
Радуется и веселится земля Черкасская днесь, память богомудрыя матере нашея Рафаилы празднующи, честно величается град Чигирин, в себе крин неувядаемый, тело святыя игумении, имуще.
Слава, глас 6:
Чином монашеским наставнице и лику святых мучениц причастнице, мати Рафаило богомудренная, днесь похвальную ти песнь приносяще, молим тя: испроси нам у Христа Бога милости на суде, таже и вся благая, ко спасению благопотребная.
И ныне: праздника, или догматик: Кто Тебе не ублажит:
Вход. Прокимен дне. И чтения три.
Ко ефесеем послания святаго Апостола Павла чтение (6:10-16):
Братие, возмогайте во Господе и в державе крепости его: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира: над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити: и шлем спасення восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий.
К Тимофею послания святаго Апостола Павла чтение (2Тим.4:1-8):
Чадо Тимофее, засвидетельствую убо аз пред Богом, и Господем нашим Иисус Христом, Хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и царствии Его: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и умением. Будет бо время, егда здраваго умения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом, и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори. Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия, не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его.
Ко евреем послания святаго Апостола Павла чтение (11:33-40):
Братие, святии вси верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих: прияша жены от воскресения мертвых своих: инии же избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею: камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных. И сии вси, послушествовани бывше верою, не прияша обетования: Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут.
На литии стихиры самогласны, глас 1:
Светло храбрствующи, Рафаила славная во страдании своем небесныя силы веселит, с ними же радующеся ныне, на земли верныя торжествовати воздвиже. Тую бо достойно почтим в пении и песнех духовных, яко добрую рабу Господню, молящуюся Христу Богу даровати нам велию милость.
Глас 4:
Приспе время отшельствия ко Господу преподобныя Рафаилы, воительницы мужемудренныя и начальницы агниц словесных обители Свято-Троицкия. Тая же, от неистовых безбожник гонимая, аки злато в горниле, во страданиих совершенне очистися, в ангельския селения радующеся вниде, идеже о нас усердно ныне молится.
В гонениех скорби претерпела еси, памятующи слова Господа: аще Мене изгнаша, и вас ижденут; темже, от мучителей не укрывающися, мученический конец жития от богоборцев претерпела еси, богоблаженная.
Слава, глас 5:
Неувядаемый венец от Христа приявшая, молится ныне святая о чтущих память ея, темже, людие Черкасстии, песньми воспоим честная страдания преподобной мученицы Рафаилы, Христа, дивнаго во святых почитающе.
И ныне: праздника, или Богородичен сей, глас 5:
Матери Божией приведошася вслед девы, искреннии Ея приведошася в храм Царев, с нимиже и славная Рафаила от града Чигирина пришедшая в горняя селения, Честнейшую Херувим воспевает.
На стиховне стихиры, глас 1:
Молитвы на всякий час возносила еси, мати, на небо от земли сердце свое возносящи, и в Царствие Христово вход себе уготовляющи; темже прияла от Бога обильный дар молитися о чтущих память твою благочестно.
Стих: Яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день.
Христовых агниц питала еси духовно, ко спасению тех наставляющи, учащи ни прещення от хульных безбожников, ниже самыя смерти не боятися; темже вольно Христу Жениху сочетавшыяся, со всеми святыми ныне на невесех царствуют.
Стих: Вменихомся яко овцы заколения.
Духовныя подвиги явила еси по изгнании от обйтели, в мире надмирно поживши, темже от руки Божией приятую во время гонений не оставила обитель твою, и ныне молитвами твоими, мати преподобная, из небытия возставляющи ю и питающи яко небесною манною, молитвами и щедротами Христовыми.
Слава, глас тойже:
Агниц Христовых собранию явилася еси, Рафаило, причастница, и новомучеников земли Черкасстей купножительница, скорби и смерть за Христа приявшая, и веру даже до конца неврежденно сохранившая. Мы же прославляем страдания твоя, мученице святая, и молим ти ся: молися Христу прилежно о всех нас, да спасет души наша, яко Милосерд.
И ныне: праздника, или Богородичен, глас 1:
Преславная Приснодево, Премилостивая Мати и Дево Пречистая, молитвами преподобных дев, Сыну Твоему угодивших, спаси души наша.
На благословении хлебов тропарь, глас 1:
Агница Христова мати Богоблаженная Рафаило, и наставница мудрая агниц Его явилася еси, венца мученичества сподобилася еси от десницы Иисусовы, Емуже не престай моляся, да соблюдет в мире Церковь Православную, и обитель твою от всех навет вражиих защитит, и спасет души наша, яко Милосерд.
На утрени
На Бог Господь: тропарь праздника дважды.
Слава, святой. И ныне: праздника:
Аще ли же вне праздника, поем тропарь святой с Богородичном,
якоже есть обычай.
По 1-й стихологии седален праздника, Слава: святой, глас 4:
Монашескаго стояния и посреде безбожных не отвергшаяся, и от церковнаго правила не отступльшаяся, кровию своею, преподобная, за Христа излиянною, землю нашу в сонме новомучеников ты освятила еси.
И ныне: праздника или Богородичен:
Матери и девы вкупе молитвы приносят воплощению Бога послужившей, Ейже Ангелов множества песни воспевают и человецы, яко к Скоропослушнице, припадают.
По 2-й стихологии, седален праздника, Слава: святой, глас 4:
Дивно во святых Бог прославляется, дивно в женстем немощнем телеси диавол посрамляется. Кровию своею запечатлевши Христово исповедание, к чертогу Его восходит игумения Рафаила, о верных Того присно молящи.
И ныне: праздника или Богородичен:
Скорбящих и обидимых Заступница и Утешительница явилася еси, Мати Господа нашего, яко учеников Его первейшая и закона любви Его лучшая исполнительница.
Полиелей.
Величание:
Величаем тя, страстотерпице преподобная, мати Рафаило, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение Православия претерпела еси.
И псалом избранный.
По полиелеи седален, глас 4:
Послана бысть Христом Пастыреначальником пасти агниц Его, преподобная, таже к лику святых дев, Господеви прежде пожренных, приложилася еси, сотвори убо с ними о нас молитву, во еже спастися душам нашим.
Слава, и ныне: праздника.
Или Богородичен сей, глас тойже:
Неувядаемый крин девства, ангелов и всех святых превысшую Деву Пресвятую воспоим, яко спасения нашего Родительницу и образа Его на земли почитателей Хранительницу.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Стих: В Церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.
Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 104.
По 50 псалме стихира самогласна, глас 6:
Днесь вселенная вся преподобномученицы просвещается зарями, и Церковь Христова кровьми твоими, яко цветы некими украшаемая, вопиет ти, Рафаило: угоднице Христова и заступнице теплая, не престай моляся о рабех твоих.
Или сия, глас тойже:
Во время гонений от безбожных, звания монашеского не отреклася еси и правила иноческого не оставила еси, в мире в молитвах о мире присно пребывая, темже на небеси предстоя Престолу Вседержителеву, Рафаило честная, молися Ему присно о память твою ныне совершающих и честне лобызающих святыя мощи твоя.
Канон праздника на 6, и святыя, на 8, глас 8, егоже краегранесие:
Страдания претерпевшая святая нами ублажается.
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Припев: Святая преподобномученице Рафаило, моли Бога о нас.
Сетей лукаваго посреди безбожных живущи избавльшаяся, молитвы воссылала еси о отечестве земнем, ныне же от земли сама преставилася еси и наша молитвы приемлеши.
Ты воду искушений немокренно прошла еси, Рафаило, и Избавителю представше, венец повелительный на главу твою от десницы Господней прияла еси.
Рафаиле, игумений обители Троицкия, приносяще моления, всякого злаго обстояния чаем избавление прияти.
Аще и тело твое, чистая, растерзаша, яко львове, безумнии мучителие, обаче души твоей не возбраниша полчища бесов лютых на небо восход совершити.
Богородичен: Дверь Небесная, Пресвятая Дево, нам явилася еси, яко Тобою нам спасения вход отверзеся Рождеством Твоим.
Катавасия по Уставу.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.
Агниц, пожершихся Владыце от лет древних, любве ко Христу подражала еси, мати, неугасимым светильником веры Жениха сретила еси и на брак Агнчий вошла еси радостно.
Небесных селений жительница, мощи своя нам оставила еси в память страданий за веру во Христа, Егоже возлюбила еси всем сердцем твоим.
Иже вере твоей подражающим, и мощем покланяющимся твоим, и в помощь молитвенно призывающим тя, буди помощница, Рафаило, мати преподобная.
Явилася еси мудрая паче Евы, праматере твоея: та бо лукаваго льсти внимаше, ты же вся козни диавольския поправши, от слуг его умерщвления прияла еси, жизни вечные обручение приявши.
Богородичен: Помощница матерем и девом Покрове, бельцем Заступница и иночествующим Защищение, Господа Иисуса Родительница и вопиющим к Тебе крепость Ты еси, Марие пресладкая.
По 3-й песни кондак праздника и икос.
Седален святыя, глас 8:
Благочестия образы умудрившися, нечестия прелесть низвергла еси, мученице, и Божественным деланием присно распаляемая, мучителей угасила еси безбожное свирепство. Темже источаеши исцеления верою притекающим и празднующим любовию святую память твою, преславная Рафаило.
Слава, глас 4:
Возбуди нас твоими молитвами, преподобная, аки дев нерадивых, яже уснуша в час сретения Жениха, да, тебе подражающии, светильницы своя елеем благодати присно наполняюще, чертоги Его не отвержены пребудем.
Слава, и ныне: праздника, или Богородичен:
Лествице Иаковля, буди нам к небесному восхождению Помощница, Пресвятая Дево, молитва во Матерня Твоя многа может, во еже спасти всякаго, с любовию лобзающая лика Твоего честнаго изображение.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Радости вечныя сподобльшаяся, оскудевающим в вере молитвами твоими ко Господу помощь подай, во еже, умножившейся вере нашей, радости небесныя улучим.
Емшым тя беззаконным, тех суровства никакоже убоялася еси, преславная, и посреде мучений прославила еси Христа, Рафаило преподобная.
Твоих молитвенник не презри, преподобная, вознеси ко Престолу Вседержителеву моления наша, да и мы от Него спасение душам нашим улучити сподобимся, прославляюще Его Божество.
Елико мощно нам, к тебе взывати будем, Рафаило, страстотерпице, нам скорая услышательница буди и пред Христом Ходатаица о прославляющих Его Божество.
Богородичен: Радование ангелом приимшая, радости вечныя сподоби и нас, Матерь Божию Тя Именующих и почитающих образ Твой и Сына Твоего.
Песнь 5
Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Поболевши на земли и много пострадавши, душу свою исцелила еси совершенне, и спасение бысть плод страданий твоих, еже от Человеколюбца Господа прияла еси, преподобномученице.
Егоже возлюбила еси Христа умоли, да сподобит и нас в вере твердей и надежде несумненней любви сподобитися Божественныя.
Вседержителевою мышцею укрепляема, прещения безбожных в ничтоже вменяющи, смерть прияла есн, яже восход в небесная явися тебе.
Шатания безбожных, на многая лета нашедшия на страну нашу, десницею Господнею сокрушишася, молитвами же твоими ко Господу от сих и мы присно избавитися чаем.
Богородичен: Аще к Сыну на Небо с телесем взята была еси, Пречистая, обаче ушеса Твоя скоры есть на слышание молящих Тя, руце же быстры на помощь исправляющим житие свое в воле Сына Твоего.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Яже древних мучениц образу страданий подражающая, и наши души да укрепиши в терпении и исповедании веры православныя: явилася бо еси, Рафаило, водительница инокинь честных ко спасению.
Слыша Господь молитвы твоя на всяко время, игумение премудрая, от среды скимнов рыкающих на Церковь Его, обаче тело твое растерзати сим попусти, да будеши хлеб Ему чистый и жертва приятная.
Во дни древния зверем телеса предавшия сподобишася славы неувядаемыя, тех стопам и матерь наша Рафаила последоваше, ныне от нас песньми ублажается.
Яко львове, поглотити агницу Христову восхотевше безбожницы, обаче ничтоже успеша, и памяти сея погубити не возмогоша, Дух во Святый память ея в день сей быти в Церкви учреди.
Богородичен: Твоего заступления не отыми от нас, Богородице, в печалех житейских пребывающих и ко аду приближающихся в прегрешениех своих, мольбами к Сыну Твоему скоро к покаянию возстави.
Кондак, глас 6:
Агницу Христову Рафаилу прославляем, на небесех Ему предстоящую, память ея в храме творяще, к горним же сердца наша возносяще. Та бо от безбожных мучителей страдания и смерть претерпе, венец нетленный прият от Господа, и благодать молитися о нас, любовию воспоминающих честная страдания ея.
Икос:
Противоста сонму лукавнующих и на Церковь Христову злобою дышущих кроткая агница Христова Рафаила, и от вепрей лютых растерзаема, крови алчущих, в мучении житие сконча. Обаче кровию ея честною потопи Христос началовластие безбожное, и пламень гонений угаси, и дарова земли нашей в сонме новомученик Черкасских ходатаицу и молитвенницу о всех, любовию воспоминающих честная страдания ея.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Аще изгнаша тя безбожнии от обители Троицы, во граде Чигирине бывшей, не возмогоша воспретити души твоей в небесную обитель внити, вопиющей: отцев Боже, благословен еси.
Яже исцелению Божию, Рафаило, тезоименитая, подаждь душам и телесам нашим исцеление, в помощь тя призывающим и поющим: отцев и матерей преподобных Боже, благословен еси.
На небеса восшедши верою твердою, молитвою ко Святей Троице ты, мати, нам помози, поющим: отцев Боже, благословен еси.
Ангельскаго чина светлое украшение и миряном похвала еси, игумение Рафаило, молися о нас, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Богородичен: Марие Дево, пламень страстей наших угаси благодатию Твоею, предстательствующи прилежно о вопиющих: отцев Боже, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите, и превозносите во вся веки.
Иже Ангельским ликом подражающих предстательством ко Господу укрепи, поющих Ему хвалу, Рафаило славная.
Ученьми апостолов и святых отец душу насыщала еси на земли, сих вере подражающи, и о нас, православного учения держащихся, пред вся Сотворшим буди ходатаица.
Болезней и скорбей исполнено бысть житие твое во отечестве твоем земнем, от Бога отлучившемся; радости же вечныя сподобльшеся, о обращении многих ко Христу ныне радуешися, мати преподобная.
Людем, тебе летную память творящим, буди в житии сем помощница и душам от жизни отлучающихся к Царствию Небесному путеводительница.
Аще и устне грешнии имамы, обаче пети святым похвальная навыком, сего ради и страстотерпице Рафаиле моление днесь честно совершаем.
Богородичен: Живота вечнаго Родительнице, жизнь вечную улучити и нас сподоби, на Тя упование имущих.
Песнь 9
Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Адовыми враты неодолима Церковь Христова нашими усты ныне песнь благохваления тебе, Рафаило, приносит.
Емуже молитвы, моления, пощения и коленопреклонения приносившая, умоли Христа о память твою чтущих и совершающих, яко да милость Свою выну пробавит на нас.
Тяготу от хулителей приявшая, безбожных началовластие и варвар гонение купно со всею Церковию претерпевшая, достойно мзду во граде Небеснем со всеми святыми улучила еси.
Славим преподобномученицу Рафаилу, вернии, хвалу Господеви о ней воспевающе, яко земли нашей и Церкви новое украшение даровася.
Богородичен: Яже Ангелом говейная и нами присночтимая, буди, Марие, Мати Господа, нам путеводительница в Царство Сына Твоего, якоже древле тьмам святых Его.
Светилен
Подобен: Апостолы от конец:
Приими наше пение и помолися ко Христу, святая, да избавит сердца наша от прилога бесовскаго и страстей, вшедших в нея.
Слава, и ныне: праздника, или Богородичен:
Препрославленная от матерей и воспеваемая от дев, не остави нас, яко Едина Матерь и Дева еси Ты.
На хвалитех стихиры, глас 4:
Воспоем днесь терпение мужемудренное, прославим восход ко Пренебесным мудрыя игумении обители Чигиринския, нам бо, память ея ныне творящим, восхождению к горним есть помощница благодатию, яже от Бога стяжала есть.
Образу Христову и святым Его покланялася еси честне, Рафаило, в житии земнем, ныне же твоему образу покланяющихся приими молитвы и скорое предстательство сотвори ко Совершающему вся во благое Христу Господу.
Благо есть нам, обретшим новую пред праведным Судиею предстательницу! Темже, Рафаиле славней днесь праздник составльше, последовати потщимся учащающим до рог олтаревых, хвалу Господеви воспевающе.
Правила церковнаго верно держащимся миряном и монашеския правила соблюдающим иноком буди изрядная помощница, о всех же тебе чтущих ко Господу молитвенница.
Слава, глас 6:
Пребыла еси в вере непреклонна, сию житием своим посреде безбожных исповедала еси, яростию безумных убиена бывши, явилася еси миру, преподобномученице Рафаило, образ доблий всех добродетелей.
И ныне: праздника, или Богородичен:
Ты еси лоза истинная, Богородице, возрастившая нам плод Живота вечнаго, молися, Девице, со святыми апостолы и мученики и всеми святыми, помиловатися, молимся, душам нашим.
Славословие великое.
По Трисвятом тропарь святыя. Слава, и ныне, праздника, или Богородичен.
Отпуст. И дается святый елей от кандила святыя: и час 1-й.
На часах
На 1-м часе тропарь праздника. Слава, святыя: и ныне, Богородичен часов. По трисвятом, кондак праздника, и святыя глаголем пременяюще.
На Литургии
Блаженна, праздника песнь рядовая, и от канона святыя, песнь 3.
Прокимен праздника, и святыя, глас 4: Боже, дщери царей в чести Твоей. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.
Апостол дне, и святыя, Римляном, зачало 99.
Аллилуиа дне, и святыя, глас 6: Яко се врази Твои возшумеша и ненавидящии Тя воздвигоша главу. Стих: Проидохом сквозе огнь и воде, и извел еси нас в покой.
Евангелие дне, и святыя, Матфеа, зачало 104.
Причастен праздника, и святыя: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Источник: сайт храма новомучеников и исповедников Российских в Строгино
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Молитва
О святая преподобная и богоносная мати наша Рафаило, преславнаго града Чигирина и всех, с любовию на всяцем месте и во всякой стране христианской чтущих тя благодатная заступнице и покровительнице!
Прибегая ныне к заступничеству твоему усердно просим тя: сохрани град сей и вся люди, в нем верою живущия, от глада, хлада, болезней и междоусобныя брани.
О святая мати Рафаило, сотвори молитвы твоя за всех страждущих, за лишенных крова, работы, за сущих во обстояниях тяжких, за пребывающих в отчаянии и тревоге о днях грядущих.
Ей, святая мати наша Рафаило, ниспошли благословение Божие всем в радости сущим, упроси Творца нашего даровати помощь благодатную семьям нашим, чадом, старцем и старицам, да сподобит всех нас Милосердный наш Господь во всяк день и час жития нашего в мире и славословии Божием пребывати. К предстательству и заступничеству твоему прибегая, угоднице Христова, усердно просим тя: приклони Милосердие Божие, к нашей Святей Церкви, к архипастырям, пресвитером, монашествующим и миряном, яко ты еси всеблагая заступнице наша пред Престолом Всесвятыя и Нераздельныя Троицы.
Вознеси молитвы твоя, о святая мати, за всех умерших в надежде всеобщего воскресения, да простит им Господь вся согрешения их, вольная и невольная. О святая Рафаило, испроси у Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего, прощения всех наших прегрешений, яже от юности до настоящего дня и часа согрешихом. Умоли Господа нашего исполнити вся просьбы наша и молитвами твоими сподоби ны славословити купно с тобою Всесвятаго Господа и Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2-я Молитва
О, многострадальная преподобномученице Рафаило, игумения Чигиринская! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши; на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на предстоящия люди, молящиеся пред пречистым образом твоим и на рабов Божиих [имена]. Простри ко Господу молитвы твоя о нас - и испроси нам оставление согрешений наших, недужным - исцеление, скорбящим и бедствующим - скорую помощь. Умоли Господа даровати нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Его. Да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь её, человек включается в вечную божественную жизнь.
Кротость есть лучшее средство для обращения грешника от заблуждения пути его