Ваш город - Ашберн?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Дни памяти:

5 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

25 июня  (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых

13 августа

18 ноября – Память Отцев Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ше­ин) ро­дил­ся 30 де­каб­ря 1870 го­да в де­ревне Колп­на Но­во­сель­ско­го уз­да Туль­ской гу­бер­нии. Во свя­том Кре­ще­нии был на­зван в честь Свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (празд­ну­ет­ся 1 ян­ва­ря). Он был де­ся­тым ре­бён­ком в се­мье кол­леж­ско­го сек­ре­та­ря Пав­ла Ва­си­лье­ви­ча Ше­и­на и его су­пру­ги На­та­льи Аки­мов­ны. Вос­пи­та­ние юно­ши бы­ло про­пи­та­но бла­го­дат­ным ду­хом цер­ков­но­сти, сам он неза­дол­го до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны го­во­рил: «Я в Церк­ви с дет­ства, по­сто­ян­но око­ло Церк­ви вра­щал­ся, с Ней срод­нил­ся».
Дво­рян­ский род Ше­и­ных — бе­ру­щий своё на­ча­ло от Ми­ха­и­ла Пру­ша­ни­на, «му­жа храб­ра и чест­на», вы­ехав­ше­го из По­рус­сии к свя­то­му Ве­ли­ко­му Кня­зю Алек­сан­дру Нев­ско­му (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) — из­древ­ле сла­вен в ис­то­рии на­ше­го го­су­дар­ства, укра­сив­шись име­на­ми мно­гих вер­ных слуг и за­щит­ни­ков ве­ры, Са­мо­дер­жа­вия и Оте­че­ства.
В 1893 го­ду Ва­си­лий Пав­ло­вич окон­чил Учи­ли­ще Пра­во­ве­де­ния и по­сле­до­ва­тель­но за­ни­ма­ет ряд от­вет­ствен­ных ру­ко­во­дя­щих долж­но­стей, со­сто­ит по­мощ­ни­ком статс-сек­ре­та­ря в Пра­ви­тельству­ю­щем Со­ве­те, а в 1913 го­ду от сво­ей род­ной Туль­ской гу­бер­нии из­би­ра­ет­ся в чле­ны Го­судар­ствен­ной Ду­мы IV со­зы­ва, бу­дучи дей­стви­тель­ным стат­ским со­вет­ни­ком. Яв­ля­ясь, как вся­кий вер­ный рус­ский че­ло­век, убеж­дён­ным мо­нар­хи­стом, в Ду­ме он при­мы­ка­ет к фрак­ции на­цио­на­ли­стов и уме­рен­ных пра­вых, укло­ня­ясь, впро­чем, от ак­тив­ной по­ли­ти­че­ской борь­бы и ра­бо­тая в Ко­мис­сии по Цер­ков­ным де­лам. Об­щее на­прав­ле­ние Ду­мы бы­ло, без­услов­но, чуж­до Церк­ви и Са­мо­дер­жа­вию, но «лю­бя­щим Бо­га вся по­спе­ше­ству­ют во бла­гое» (Рим.8:28), и Ва­си­лий Пав­ло­вич стре­мит­ся из­влечь мак­си­маль­ную поль­зу для Церк­ви в тех об­сто­я­тель­ствах, ка­кие по­пустил Гос­подь.
В 1917–1918 го­дах он вхо­дит в со­став Сек­ре­та­ри­а­та Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви в ка­че­стве сек­ре­та­ря. Был по­след­ним, при­вет­ство­вав­шим Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на на его из­бра­нии 21 но­яб­ря 1917 го­да. В день па­мя­ти свя­то­го бла­го­вер­но­го Ве­ли­ко­го Кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (30 ав­гу­ста 1920 го­да) Ва­си­лий Пав­ло­вич при­нял по­стриг с име­нем Сер­гий в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го. Вско­ре он при­ни­ма­ет свя­щен­ни­че­ский сан и воз­во­дит­ся в сан ар­хи­манд­ри­та, а в ап­ре­ле 1921 го­да на­зна­ча­ет­ся на долж­ность на­сто­я­те­ля Пет­ро­град­ско­го Пат­ри­ар­ше­го Тро­иц­ко­го по­дво­рья на Фон­тан­ке. Отец Сер­гий нёс так­же долж­ность за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля Прав­ле­ния Цер­ков­но­го Об­ще­ства объ­еди­нён­ных Пет­ро­град­ских Пра­во­слав­ных при­хо­дов.
Тя­го­та на­сто­я­тель­ства усу­губ­ля­лась дол­гом се­мей­ным: на ижди­ве­нии от­ца Се­рия на­хо­ди­лись две сест­ры, остав­ши­е­ся без служ­бы и средств к су­ще­ство­ва­нию, и в нём од­ном по­ла­гав­шие свою на­деж­ду.
Доб­ро­со­вест­но неся крест сво­е­го мо­на­ше­ства, го­ря ду­хом, отец Сер­гий был, по его соб­ствен­ным сло­вам, лишь сла­бой физи­че­ской ни­тью при­вя­зан к ма­ловре­мен­ной зем­ной жиз­ни. Но враг на­ше­го спа­се­ния, изощ­рив­ший­ся в безум­ных по­пыт­ках нис­про­верг­нуть Цер­ковь Хри­сто­ву, при­сту­пил к внешне ино­му, не по­хо­же­му на преды­ду­щий, эта­пу го­не­ния. С са­та­нин­ской убе­ди­тель­но­стью и ухищ­рён­но­стью об­ще­ству и са­мим го­ни­мым до­ка­зы­ва­лось, что они стра­да­ют не за Хри­ста. Ча­сто при этом му­че­ни­ки об­ви­ня­лись в том, что они пло­хие хри­сти­ане, бо­го­бор­цы ста­ви­ли им в ви­ну от­сут­ствие хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей — от сми­ре­ния до со­стра­да­ния к ближ­ним. Пред­при­ни­ма­лись так­же по­пыт­ки про­ти­во­по­ста­вить так на­зы­ва­е­мую «об­ще­че­ло­ве­че­скую» нрав­ствен­ность нрав­ствен­но­сти хри­сти­ан­ской. В это со­блаз­ни­тель­ное (в том чис­ле и для мно­гих вер­ных) вре­мя из­бе­жать се­тей ми­ро­держ­ца мог толь­ко сми­рен­ный и без­уко­риз­нен­но по­слуш­ный Церк­ви хри­сти­а­нин. Вся­кий са­мо­на­де­ян­ный шаг впра­во или вле­во был ги­бель­ным.
10 июня 1922 го­да в Пет­ро­гра­де на­чал­ся «об­ви­ни­тель­ный про­цесс по де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей». От­цу Сер­гию, в част­но­сти, вме­ня­лось в ви­ну член­ство в Об­ще­стве Пра­во­слав­ных при­хо­дов. Ви­на его усу­губ­ля­лась так­же «отяг­ча­ю­щи­ми об­сто­я­тель­ства­ми», та­ки­ми как дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние и выс­шее об­ра­зо­ва­ние.
Да­вая по­ка­за­ния, отец Сер­гий был ис­пол­нен чув­ства глу­бо­ко­го внут­рен­не­го до­сто­ин­ства, но без ма­лей­ше­го на­мё­ка на вы­со­ко­ме­рие и пре­зре­ние к тем, кто так это­го за­слу­жи­вал. Сво­их на­цио­на­ли­сти­че­ских убеж­де­ний он не пы­тал­ся скрыть. На во­прос о его от­но­ше­нии к зло­бо­днев­ным про­бле­мам цер­ков­но-об­ще­ствен­ной жиз­ни отец Сер­гий со­вер­шен­но ис­кренне от­ве­чал: «Цер­ковь на­столь­ко бо­га­та раз­но­сто­рон­ней ду­хов­ной жиз­нью, что мож­но най­ти в ней ин­те­рес и удо­вле­тво­ре­ние и вне во­про­сов цер­ков­но-об­ще­ствен­ной жиз­ни». Один из об­ви­ни­те­лей так вспо­ми­нал позд­нее об ар­хи­манд­ри­те Сер­гии: «С ка­ким нескры­ва­е­мым от­вра­ще­ни­ем и в то же вре­мя снис­хо­ди­тель­ной жа­ло­стью он смот­рел и го­во­рил с на­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в со­ста­ве су­да. Стра­ха смер­ти, тюрь­мы для него, как, впро­чем, и для мно­гих из них, не су­ще­ство­ва­ло; се­рьёз­ный был про­тив­ник».
Со­ка­мер­ни­ком — на Шпа­лер­ной ули­це в до­ме пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния — от­ца Сер­гия был про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Чель­цов, ко­то­ро­му он усту­пил свои бо­лее удоб­ные на­ры, оправ­ды­ва­ясь тем, что «мо­на­ху не по­до­ба­ет нежить­ся». В ка­ме­ре они вме­сте чи­та­ли ака­фи­сты, слу­жи­ли па­ни­хи­ды по умер­шим близ­ким. От­цу Ми­ха­и­лу до­маш­ние пе­ре­да­ли в ка­ме­ру VI-й том со­бра­ния тво­ре­ний Свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­усто­го (па­мять 13 но­яб­ря), но он, отяг­чён­ный ду­ма­ми, не смог его чи­тать. Отец Сер­гий, на­про­тив, уте­шал­ся чте­ни­ем Зла­то­усто­го и бе­се­до­вал о про­чи­тан­ном с от­цом Ми­ха­и­лом. Пе­ред рас­ста­ва­ни­ем отец Сер­гий ис­по­ве­дал­ся у про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла. В даль­ней­шем всю свою жизнь отец Ми­ха­ил бла­го­да­рил Гос­по­да за крат­кое зна­ком­ство с от­цом Сер­ги­ем.
По­след­ние сло­ва от­ца Сер­гия, ска­зан­ные ком­му­ни­сти­че­ским па­ла­чам бы­ли: «Я ни с кем не бо­рюсь — толь­ко с са­мим со­бою».
5 июля был огла­шён при­го­вор три­бу­на­ла, по ко­то­ро­му свя­щен­но­му­че­ни­ки мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Ла­дож­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) и вме­сте с ним ар­хи­манд­рит Сер­гий (Ше­ин), ми­ряне Юрий Но­виц­кий и Иван Ков­ша­ров при­го­ва­ри­ва­лись к рас­стре­лу.
В ночь на 31 июля (13 ав­гу­ста н. ст.) 1922 го­да они, обри­тые и оде­тые в лох­мо­тья, бы­ли рас­стре­ля­ны, по неко­то­рым све­де­ни­ям, на окра­ине Пет­ро­гра­да на стан­ции По­ро­хо­вые.
Про­слав­лен но­во­му­че­ник в 1992 го­ду на Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Случайный тест

(2 голоса: 5 из 5)