Дни памяти

9 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

10 сентября

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Пет­ро­вич Со­коль­ский ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1878 го­да в се­ле Бе­лое Озе­ро Сен­ги­ле­ев­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1902 го­ду Ка­зан­ской Ду­хов­ной ака­де­мии со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия же­нил­ся и был ру­ко­по­ло­жен во иерея. В 1905 го­ду удо­сто­ен сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия за со­чи­не­ние «Еван­гель­ский иде­ал хри­сти­ан­ско­го пас­ты­ря» (Ка­зань, 1905 год). Пре­по­да­вал Свя­щен­ное Пи­са­ние в Аст­ра­хан­ской, позд­нее Чер­ни­гов­ской Ду­хов­ных се­ми­на­ри­ях. Впо­след­ствии слу­жил в церк­ви Бла­го­ве­ще­ния на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве (Пет­ро­град), при­ход ко­то­рой со­хра­нил вер­ность ка­но­ни­че­ской Церк­ви в пе­ри­од за­хва­та Пет­ро­град­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния об­нов­лен­ца­ми. (По ти­ту­лу Пе­тер­гоф­ско­го епи­ско­па Ни­ко­лая (Яру­ше­ви­ча), ко­то­рый в ав­гу­сте 1922 го­да воз­гла­вил борь­бу с об­нов­лен­че­ством в Пет­ро­град­ской епар­хии, пра­во­слав­ные при­хо­ды епар­хии, про­ти­во­сто­яв­шие рас­коль­ни­кам, по­лу­чи­ли на­зва­ние «Пе­тер­гоф­ской ав­то­ке­фа­лии».)
По сви­де­тель­ству ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия (Ал­ма­зо­ва), в Пет­ро­гра­де «в ав­гу­сте-де­каб­ре 1922 го­да шли пе­ре­го­во­ры с во­ждя­ми... об­нов­лен­цев всех ви­дов и тол­ков... В ви­ду об­ще­го вра­га (ате­изм в фор­ме ком­му­низ­ма) Пат­ри­ар­шая Цер­ковь доб­ро­со­вест­но шла к объ­еди­не­нию с от­ко­лов­ши­ми­ся от нее цер­ков­ны­ми груп­па­ми... Хо­тя со­бра­ние при­ня­ло при­ми­ри­тель­ную точ­ку зре­ния, но объ­еди­не­ние не со­сто­я­лось. Все на­ши чле­ны со­гла­си­тель­ной ко­мис­сии по­шли в ссыл­ку... Яс­но, что на­ши со­сла­ны по их­не­му до­но­су». В пе­ре­го­во­рах с об­нов­лен­ца­ми участ­во­вал в том чис­ле отец Ва­си­лий.
Он был аре­сто­ван в 1923 го­ду и со­слан на 3 го­да в го­род Бе­рё­зов То­боль­ско­го окру­га. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки слу­жил в Ле­нин­гра­де, был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1929 го­ду вновь аре­сто­ван «за борь­бу с об­нов­лен­ца­ми», со­слан на 3 го­да в Се­вер­ный край. От­бы­вал срок в де­ревне Че­ку­е­во, где по­чти по­те­рял зре­ние. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки по­се­лил­ся с се­мьей в Ле­нин­гра­де, слу­жил сна­ча­ла в церк­ви апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мат­фея, за­тем в хра­ме Афон­ской (Ва­то­пед­ской) ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри быв­ше­го Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря.
7 мар­та 1935 го­да свя­щен­ник Ва­си­лий Со­коль­ский был аре­сто­ван. Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях се­бя не при­знал, на во­прос о по­ли­ти­че­ских убеж­де­ни­ях ска­зал: «Я бес­пар­тий­ный и в по­ли­ти­че­ские де­ла по сво­е­му убеж­де­нию не мо­гу вме­ши­вать­ся, един­ствен­но с чем я не со­гла­сен, это с от­ри­ца­ни­ем ком­му­ни­ста­ми бы­тия Бо­га, бес­смер­тия ду­ши и нрав­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти за гро­бом, о чем я, как и про­чие свя­щен­ни­ки, не скры­ваю от лиц, об­ра­ща­ю­щих­ся ко мне за раз­ре­ше­ни­ем этих во­про­сов». В тот же день со­труд­ник НКВД на­пи­сал за­клю­че­ние, что В. «яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но опас­ным эле­мен­том и ве­дет ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Сто­рон­ник ти­хо­нов­щи­ны». По по­ста­нов­ле­нию осо­бо­го со­ве­ща­ния при УНКВД от 9 мар­та 1935 го­да отец Ва­си­лий с се­мьей был со­слан на 5 лет в Се­вер­ный Ка­зах­стан. От­бы­вал срок в го­ро­де Ат­ба­сар (ныне Ак­мо­лин­ская об­ласть). 8 июля 1937 го­да Ва­си­лий Со­коль­ский был аре­сто­ван Ат­ба­сар­ским рай­он­ным от­де­ле­ни­ем НКВД по об­ви­не­нию «в про­ве­де­нии сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции по­ра­жен­че­ско-кле­вет­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра и в непре­кра­ще­нии вы­пол­не­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов», за­клю­чен в тюрь­му в Ат­ба­са­ре. Ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 10 сен­тяб­ря 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 5 сен­тяб­ря. Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)


Со­чи­не­ния

Бес­смер­тие и жизнь. Каз., 1909; Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние и обу­че­ние де­тей школь­но­го воз­рас­та. Ка­зань, 1909 г.;
Биб­лей­ская кос­мо­го­ния: Опыт апо­ло­ге­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния. Аст­ра­хань, 1911 г.;
На стра­же пас­тыр­ской: Про­по­вед­ни­че­ский сб. Чер­ни­гов, 1914 г.

Биб­лио­гра­фия

Ар­хив УФСБ РФ по Санкт-Пе­тер­бург­ской обл. Д. П-90575;
Ар­хив Ко­ми­те­та На­цио­наль­ной Без­опас­но­сти Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан. Д. 2220.
Фе­о­до­сий (Ал­ма­зов), ар­хи­манд­рит. Мои вос­по­ми­на­ния: За­пис­ки со­ло­вец­ко­го уз­ни­ка. М., 1997. С. 60-61, 201;
Си­но­дик СПб епар­хии. С. 105.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест