Дни памяти:

23 июня – Собор Рязанских святых

Житие

Ва­си­лий Пет­ро­вич Ка­дом­ский (1776/1775?) дер. Шех­ма­но­во Мос­ков­ской (позд­нее Ря­зан­ской) гу­бер­нии – 02.05.1848, Ря­зань), бла­жен­ный, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый. Из дво­рян, ра­но по­те­рял мать. По­сле смер­ти су­пру­ги П. А. Ка­дом­ский, отец Ва­си­лия, про­дал име­ние и пе­ре­се­лил­ся с детьми в Ря­зань. Ва­си­лий по­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. С 14 мар­та 1791 г. со­сто­ял в чине ун­тер-офи­це­ра в Ре­вель­ском пол­ку, 27 ян­ва­ря 1798 г. уво­лен без пен­сии. 19 июня 1801 г. Ва­си­лий по­дал про­ше­ние Ря­зан­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Си­мо­ну (Ла­го­ву) о вклю­че­нии в чис­ло «руж­ни­ков» (на­сель­ни­ков, жив­ших на соб­ствен­ном обес­пе­че­нии) Оль­го­ва муж. мо­на­сты­ря. 21 июня Ря­зан­ская кон­си­сто­рия опре­де­ли­ла «ото­слать озна­чен­но­го ун­тер-офи­це­ра в Оль­гов мо­на­стырь для бо­го­мо­лья и над ним ве­леть иметь при­смотр», ука­зом им­пе­ра­то­ра Алек­сандра I 22 июня 1801 г. Ва­си­лий был опре­де­лен в оби­тель, од­на­ко 30 сент. то­го же го­да по­ки­нул Оль­гов мо­на­стырь, т. к. не имел средств для соб­ствен­но­го со­дер­жа­ния. В ап­ре­ле 1802 г. по­дал про­ше­ние о за­чис­ле­нии труд­ни­ком в Ра­до­виц­кий мо­на­стырь, ка­ким был от­вет на про­ше­ние, неиз­вест­но. Око­ло 1804 г. всту­пил в опол­че­ние, фор­ми­ро­вав­ше­е­ся в пер­вый пе­ри­од войн с Фран­ци­ей, слу­жил в чине юн­ке­ра, в во­ен­ных дей­стви­ях не участ­во­вал.

На­хо­дясь вме­сте с пол­ком в Ки­е­ве, ча­сто по­се­щал Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру и дал обет от­ре­че­ния от ми­ра. Вер­нув­шись из опол­че­ния, Ва­си­лий при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства, от­пра­вил­ся стран­ство­вать по оби­те­лям и хра­мам. Круг­лый год свя­той но­сил длин­ную хол­що­вую ру­ба­ху и ха­лат, одеж­да его от­ли­ча­лась чи­сто­той и опрят­но­стью, во­ло­сы он под­стри­гал в кру­жок, бо­ро­ду так­же подрав­ни­вал, по­сколь­ку был, по его сло­вам, «во­ен­ным че­ло­ве­ком и ис­пол­нял пред­пи­са­ния во­ен­ной дис­ци­пли­ны». В пи­ще был воз­дер­жан, в сре­ду и пят­ни­цу не вку­шал ни­че­го. Спал не бо­лее 2 ча­сов в сут­ки, но­чью мо­лил­ся, хо­дя по ком­на­те или стоя. В Ря­за­ни Ва­си­лия на­зы­ва­ли «Бо­жьим каз­на­че­ем», по­то­му что по­лу­чен­ные по­дар­ки он сра­зу раз­да­вал си­ро­там, неиму­щим и боль­ным. И жен­щин, и муж­чин Ва­си­лий на­зы­вал «ма­та» (мать). В церк­ви ни­ко­гда не сто­ял на од­ном ме­сте: хо­дил, со все­ми ло­бы­зал­ся, ча­сто при­хо­дил на кли­рос, пел, за­жи­гал све­чи, по­сле служ­бы непре­мен­но вхо­дил в ал­тарь, при­вет­ствуя свя­щен­ни­ка од­ной и той же фра­зой: «Здо­ро­во, ма­та. Что? На­ро­ду ма­ло бы­ло?» – да­же ес­ли при­хо­жан в хра­ме бы­ло мно­же­ство. Ве­ро­ят­но, свя­той под­ра­зу­ме­вал, что ис­тин­но ве­ру­ю­щих и усерд­но мо­ля­щих­ся лю­дей немно­го. Ва­си­лий имел дар про­зор­ли­во­сти, пред­ска­зы­вал со­бы­тия обыч­но ино­ска­за­тель­но. Лю­бил де­тей, ко­то­рые так­же от­ве­ча­ли ему лю­бо­вью.

Ва­си­лий скон­чал­ся в до­ме ря­зан­ско­го куп­ца Ф. С. Ба­тра­ко­ва, при­ча­стив­шись Св. Та­ин, по­хо­ро­нен у ал­та­ря клад­би­щен­ской Ла­за­рев­ской церв­ки в Ря­за­ни. В 1860 г. свя­щен­ник Ни­коль­ской церк­ви Ям­ской сло­бо­ды в Ря­за­ни Петр Вну­ков, знав­ший Ва­си­лия в те­че­ние мно­гих лет, со­ста­вил жиз­не­опи­са­ние бла­жен­но­го. По­чи­та­ние Ва­си­лия по­сле его кон­чи­ны не осла­бе­ло. К мо­ги­ле свя­то­го при­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки, из­вест­ны слу­чаи чу­до­тво­ре­ний, со­вер­шав­ших­ся по мо­лит­вам к Ва­си­лию. Уче­ный-физио­лог И. П. Пав­лов, по­се­щая мо­ги­лы сво­их ро­ди­те­лей на Ла­за­рев­ском клад­би­ще, при­гла­шал свя­щен­ни­ка от­слу­жить па­ни­хи­ду по сво­им род­ствен­ни­кам и по Ва­си­лию. Осо­бо по­чи­тал бла­жен­но­го Ря­зан­ский ар­хи­епи­скоп сщ­мч. Иуве­на­лий (Мас­лов­ский), ча­сто слу­жив­ший па­ни­хи­ды на мо­ги­ле свя­то­го, этой тра­ди­ции сле­до­ва­ли и дру­гие Ря­зан­ские ар­хи­ереи в XX в.

6 июля 1996 г. мо­щи Ва­си­лия бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны у ря­зан­ско­го Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бо­ра, ря­дом с ме­стом пер­во­на­чаль­но­го по­гре­бе­ния свт. Ва­си­лия Ря­зан­ско­го. В июле 1997 г. со­сто­я­лась ка­но­ни­за­ция Ва­си­лия в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых. То­гда же мо­щи бла­жен­но­го бы­ли пе­ре­не­се­ны в ря­зан­ский Бо­ри­со­глеб­ский со­бор и по­ло­же­ны в при­де­ле в честь Бо­го­люб­ской и Кор­сун­ской икон Бо­жи­ей Ма­те­ри, бы­ла на­пи­са­на ико­на свя­то­го. В огра­де хра­ма, над быв­шим ме­стом за­хо­ро­не­ния свя­ти­те­ля Ва­си­лия и Ва­си­лия, уста­но­ви­ли мра­мор­ные па­мят­ни­ки – по­став­лен­ные на квад­рат­ные по­ста­мен­ты неболь­шие ки­о­ты с ико­но­пис­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия и Ва­си­лия, над па­мят­ни­ка­ми со­ору­же­на ажур­ная же­лез­ная ко­ва­ная сень с мед­ной кров­лей. В июне 2001 г. мо­щи Ва­си­лия бы­ли пе­ре­не­се­ны в воз­об­нов­лен­ный клад­би­щен­ский Ла­за­рев­ский храм. В том же го­ду был со­став­лен ака­фист свя­то­му.

Случайный тест

(0 голосов: 0 из 5)