День памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

Житие

Cвя­ти­тель Вас­си­ан II (Са­нин) († 1515), ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский. Ро­дил­ся в се­мье мел­ко­го во­лоц­ко­го земле­вла­дель­ца И. Г. Са­ни­на († 1475–1479), млад­ший брат прп. Иоси­фа Во­лоц­ко­го. Вас­си­ан от "юно­сти со­пре­бы­вал" с прп. Иоси­фом. Мо­на­ше­ский по­стриг при­нял от ру­ки прп. Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го († 1477), по­сле по­стри­га для ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства был вру­чен, оче­вид­но, прп. Иоси­фу, впо­след­ствии вспо­ми­нав­ше­му об этом. Вас­си­ан под­дер­жал бра­та в его на­ме­ре­нии вве­сти об­ще­жи­тель­ный устав в Па­ф­ну­ти­ев-Бо­ров­ском мо­на­сты­ре. По­сколь­ку пла­ны прп. Иоси­фа встре­ти­ли со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны бра­тии, пре­по­доб­ный вме­сте с несколь­ки­ми ино­ка­ми, сре­ди ко­то­рых был Вас­си­ан, по­ки­нул оби­тель. Вме­сте с прп. Иоси­фом Вас­си­ан под­ви­зал­ся в Иоси­фо­вом Во­ло­ко­лам­ском мо­на­сты­ре, где про­изо­шло раз­лу­че­ние бра­тьев; позд­нее Вас­си­ан несколь­ко раз по­се­щал во­лоц­ко­го игу­ме­на в его оби­те­ли. О рас­ста­ва­нии прп. Иоси­фа и Вас­си­а­на из­вест­но из пись­ма Иоси­фа бра­ту, на­пи­сан­но­го в пе­ри­од пре­бы­ва­ния на пер­во­свя­ти­тель­ской ка­фед­ре митр. Зо­си­мы, "осквер­нивъша­го свя­ти­тель­ский ве­ли­кий пре­стол", т. е. в 1491–1494 гг. Прп. Иосиф при­зы­вал бра­та к сов­мест­ной борь­бе про­тив ере­си жи­дов­ству­ю­щих. Из по­сла­ния ста­но­вит­ся из­вест­но, что Вас­си­ан в Москве го­во­рил о ере­ти­ках с Суз­даль­ским еп. Ни­фон­том и вел. кн. Иоан­ном III Ва­си­лье­ви­чем. В сто­ли­це Вас­си­ан узнал о чу­дес­ной по­мо­щи мч. Ни­ки­ты «неко­е­му че­ло­ве­ку-по­се­ля­ни­ну», сви­де­тель­ство об этом со­хра­нил Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ский Па­те­рик.

Не позд­нее 1502 го­да, ко­гда вли­я­ние по­кро­ви­те­лей ере­ти­ков (сно­хи вел. кня­зя Еле­ны Во­ло­шан­ки и вну­ка Ди­мит­рия Иоан­но­ви­ча) при дво­ре вел. кня­зя ста­ло осла­бе­вать, Вас­си­ан был по­став­лен игу­ме­ном Си­мо­но­ва Но­во­го Успен­ско­го мо­на­сты­ря. В июле то­го го­да Вас­си­ан по­лу­чил но­вую жа­ло­ван­ную гра­мо­ту от Иоан­на III на вла­де­ния оби­те­ли. Вас­си­ан на­сто­я­тель­ство­вал в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре 4 го­да и за это вре­мя по­лу­чил так­же жа­ло­ван­ные гра­мо­ты на зем­ли, на­хо­див­ши­е­ся в уде­лах близ­ких к прп. Иоси­фу кня­зей – Юрия Иоан­но­ви­ча Дмит­ров­ско­го и Иоан­на Бо­ри­со­ви­ча Руз­ско­го. При Вас­си­ане в мо­на­сты­ре под­ви­зал­ся его пле­мян­ник, ду­хов­ный пи­са­тель и кни­го­пи­сец инок До­си­фей (То­пор­ков).

18 ян­ва­ря 1506 го­да Вас­си­ан (Са­нин) был хи­ро­то­ни­сан во ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го и Яро­слав­ско­го. Хи­ро­то­нию в Москве воз­гла­вил митр. Си­мон. До отъ­ез­да в епар­хию но­во­по­став­лен­ный ар­хи­ерей об­суж­дал с мит­ро­по­ли­том и вел. кня­зем де­ла сво­ей епар­хии, о чем сви­де­тель­ству­ет на­столь­ная гра­мо­та, вы­дан­ная ар­хи­еп. Вас­си­а­ном в июле 1506 го­да Иоан­ну, на­сто­я­те­лю Ки­рил­ло­ва Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря (в гра­мо­те го­во­рит­ся о том, что Иоанн по­став­лен на игу­мен­ство «по сло­ву ве­ли­ко­го кня­зя»).

При ар­хи­еп. Вас­си­ане в Ро­сто­ве шла по­строй­ка но­во­го зда­ния Успен­ско­го со­бо­ра. Ар­хи­еп. Вас­си­ан неод­но­крат­но при­ез­жал в Моск­ву, под­дер­жи­вал прп. Иоси­фа, о чем из­вест­но из со­чи­не­ний во­лоц­ко­го игу­ме­на. В по­сла­нии В. А. Че­ляд­ни­ну прп. Иосиф пи­сал о по­но­ше­нии в свой адрес со сто­ро­ны Вас­си­а­на (Пат­ри­ке­е­ва), до­бав­ляя при этом: "А та, гос­по­дине, та­трат­ка ныне у ар­хи­епи­ско­па у Ва­си­а­на". В «Пись­ме о нелюб­ках» го­во­рит­ся, что ко­гда прп. Иоси­фу со­об­щи­ли о ере­ти­че­стве "у пу­стын­ни­ков" в за­волж­ских оби­те­лях, то он "по­слал ту гра­мо­ту к Ро­сто­въско­му ар­хи­епи­ско­пу Ва­сья­ну, по­нежь в его ар­хи­епи­ско­пьи. А в та вре­ме­на Ва­сьян ар­хи­епи­скоп на Москве был. И Ва­сьян ар­хи­епи­скуп ту гра­мо­ту по­дал ве­ли­ко­му кня­зю".

По­сле пе­ре­хо­да Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря под па­тро­нат вел. кня­зя у прп. Иоси­фа воз­ник кон­фликт с Нов­го­род­ским ар­хи­еп. Се­ра­пи­о­ном, в епар­хии ко­то­ро­го на­хо­дил­ся мо­на­стырь. Кон­фликт рас­смат­ри­вал­ся на Со­бо­ре в 1509 го­ду, ли­шив­шем са­на Нов­го­род­ско­го вла­ды­ку; по по­ве­ле­нию вел. кня­зя Ва­си­лия III и митр. Си­мо­на ар­хи­еп. Вас­си­ан спра­ши­вал ар­хи­еп. Се­ра­пи­о­на о при­чине от­лу­че­ния им игум. Иоси­фа. Жи­тие свт. Се­ра­пи­о­на объ­яс­ня­ет его све­де­ние с пре­сто­ла вли­я­ни­ем ар­хи­еп. Вас­си­а­на на мит­ро­по­ли­та, ха­рак­те­ри­зуя его "лег­ка умом и лег­чай­ша ра­зу­мом". Меж­ду тем прп. Иосиф сви­де­тель­ству­ет, что по­ми­мо его бра­та в ка­че­стве глав­но­го об­ви­ни­те­ля на Со­бо­ре про­тив Нов­го­род­ско­го вла­ды­ки вы­сту­пал игум. Нил. 8 июля 1509 го­да прп. Иоси­фу бы­ла да­на раз­ре­ши­тель­ная гра­мо­та, его брат был сре­ди участ­ни­ков это­го Со­бо­ра. 3 ав­гу­ста 1511 го­да ро­стов­ский ар­хи­епи­скоп воз­гла­вил ин­тро­ни­за­цию но­во­го пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви – митр. Вар­ла­а­ма.

Ар­хи­еп. Вас­си­ан скон­чал­ся 28 ав­гу­ста 1515 го­да в Москве, на по­дво­рье Ро­стов­ских ар­хи­ере­ев в До­ро­го­мило­ве, по­хо­ро­нен в Ро­стов­ском Успен­ском со­бо­ре, ме­сто по­гре­бе­ния уте­ря­но. В кор­мо­вой кни­ге Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря под 28 ав­гу­ста от­ме­че­на па­мять вл. Вас­си­а­на, при жиз­ни сде­лав­ше­го в мо­на­стырь зна­чи­тель­ный вклад – 730 р.

Со­чи­не­ния: Ар­хи­еп. Вас­си­ан яв­ля­ет­ся ав­то­ром жи­тия прп. Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го, со­хра­нив­ше­го­ся в двух ре­дак­ци­ях – от­дель­ной и ре­дак­ции, вклю­чен­ной свт. Ма­ка­ри­ем в май­ский том Ве­ли­ких Ми­ней Че­тьих (по­след­няя ре­дак­ция не из­да­на). Ав­тор жи­тия, от­ли­ча­ю­ще­го­ся пол­но­той и по­дроб­но­стью, ос­но­вы­вал­ся на рас­ска­зах прп. Иоси­фа и др. уче­ни­ков прп. Па­ф­ну­тия – Ин­но­кен­тия и Ис­а­ии. Жи­тие со­дер­жит од­но из ран­них упо­ми­на­ний об ико­но­пис­це Ди­о­ни­сии, рас­пи­сав­шем мо­на­стыр­ский храм. Опись Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря 1545 го­да на­зы­ва­ет ряд ру­ко­пи­сей, пе­ре­пи­сан­ных Вас­си­а­ном или при­над­ле­жав­ших ему: Псал­тирь, сбор­ник "ста­рой в два столб­ца, с на­ча­ла писмо вла­ды­ки Ва­си­а­на Ро­стов­ска­го", Ир­мо­ло­гия, один из ко­то­рых пе­ре­пи­сан Вас­си­а­ном. Вас­си­ан был адре­са­том по­сла­ния Н. Буле­ва, ка­то­ли­ка, вра­ча вел. кн. Ва­си­лия III, пись­мо со­дер­жа­ло про­па­ган­ду унии ка­то­ли­че­ской и пра­во­слав­ной Церк­вей. Ни пись­мо Буле­ва, ни от­вет Вас­си­а­на не со­хра­ни­лись, из­ве­стен от­вет Буле­ву ано­ним­но­го ав­то­ра.

Случайный тест