День памяти

Житие

Жития священномученика Вавилы, и с ним трех отроков: мучеников Урвана, Прилидиона, Еполлония и матери их Христодулы

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­ви­ла и с ним три от­ро­ка: Урван, При­ли­ди­ан, Еп­по­ло­ний и мать их Хри­сто­ду­ла при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при Де­кии (249–251). Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в го­ро­де Ан­тио­хии им­пе­ра­тор устро­ил боль­шой празд­ник в честь язы­че­ских бо­гов. Од­новре­мен­но с этим свя­той и бо­го­бо­яз­нен­ный епи­скоп Ан­тио­хий­ский Ва­ви­ла со­вер­шал в хра­ме Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию; он мо­лил­ся за свою паст­ву и учил ее му­же­ствен­но пе­ре­но­сить все ис­пы­та­ния за ве­ру во Хри­ста. По­сле мерз­ко­го идо­ло­слу­же­ния Де­кий, же­лая ви­деть со­вер­ше­ние Бо­же­ствен­ных Та­ин, ре­шил вой­ти в храм и сво­им по­се­ще­ни­ем осквер­нить свя­ты­ню Гос­под­ню. Об этом бы­ло до­ло­же­но епи­ско­пу, и он, не же­лая впу­стить нече­стив­ца в храм Бо­жий, вы­шел ему на­встре­чу и оста­но­вил его на по­ро­ге церк­ви. Ко­гда им­пе­ра­тор по­пы­тал­ся бли­же по­дой­ти к цер­ков­ным две­рям, свя­той Ва­ви­ла ру­кою от­толк­нул его так, что царь вы­нуж­ден был от­ка­зать­ся от сво­е­го на­ме­ре­ния. Он хо­тел бы­ло тут же ото­мстить свя­то­му, но, ви­дя боль­шое сте­че­ние хри­сти­ан, по­бо­ял­ся их воз­му­ще­ния.

На дру­гой день раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­дать ог­ню хри­сти­ан­ский храм, а епи­ско­па Ва­ви­лу при­ве­сти к нему. На во­прос о том, как мог он оскор­бить цар­ское до­сто­ин­ство, не пу­стить им­пе­ра­то­ра в храм и не ока­зать ему долж­но­го по­чте­ния, свя­той епи­скоп от­ве­чал: "Ес­ли кто вос­ста­ет на Бо­га и хо­чет на­не­сти оскорб­ле­ние Его свя­тыне, тот не толь­ко не до­сто­ин по­че­стей, но ста­но­вит­ся вра­гом Гос­по­да".

Им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал, чтобы свя­той епи­скоп по­кло­нил­ся идо­лам и та­ким об­ра­зом ис­ку­пил свое пре­ступ­ле­ние, а ина­че он бу­дет каз­нен, но, убе­див­шись, что му­че­ник оста­ет­ся твер­дым в сво­ей ве­ре, при­ка­зал во­е­на­чаль­ни­ку Вик­то­ри­ну на­деть на него тя­же­лые це­пи и с по­зо­ром во­дить по го­ро­ду. На это свя­той му­че­ник от­ве­чал: "О, царь, для ме­ня эти це­пи так же по­чет­ны, как для те­бя твой цар­ский ве­нец, а стра­да­ния за Хри­ста для ме­ня при­ят­ны, как при­ят­на те­бе твоя цар­ская власть; смерть за Бес­смерт­но­го Ца­ря так же для ме­ня же­ла­тель­на, как для те­бя твоя жизнь".

На су­де вме­сте с епи­ско­пом Ва­ви­лой на­хо­ди­лись три юных бра­та, ко­то­рые не остав­ля­ли его да­же в са­мые труд­ные ми­ну­ты. Уви­дев их, им­пе­ра­тор спро­сил: "Чьи это де­ти?" – "Это мои ду­хов­ные ча­да, – от­ве­чал свя­той, – я их воз­ро­дил бла­го­вест­во­ва­ни­ем, вскор­мил по­уче­ни­ем, взрас­тил на­став­ле­ни­я­ми, и вот в ма­лом те­ле пе­ред то­бою ве­ли­кие му­жи и со­вер­шен­ные хри­сти­ане. Ис­пы­тай и уви­дишь".

Им­пе­ра­тор ис­про­бо­вал все спо­со­бы пре­льстить юно­шей и их мать Хри­сто­ду­лу к от­ре­че­нию от Хри­ста, но на­прас­но. То­гда в яро­сти он при­ка­зал на­не­сти каж­до­му из них ра­ны по чис­лу их лет. Пер­во­му на­нес­ли 12 ран, дру­го­му – 10, а тре­тье­му – 7. От­пу­стив мать и де­тей, му­чи­тель сно­ва вы­звал свя­ти­те­ля, он хо­тел об­ма­нуть его, ска­зав, что его де­ти от­рек­лись от Хри­ста. Од­на­ко эта ложь бы­ла тут же рас­кры­та и не при­нес­ла ему успе­ха. То­гда он в яро­сти при­ка­зал по­ве­сить всех му­че­ни­ков на де­ре­ве и стал жечь их ог­нем. Ви­дя стой­кость и му­же­ство свя­тых, им­пе­ра­тор, на­ко­нец, осу­дил их на му­че­ни­че­скую смерть через усек­но­ве­ние ме­чом († ок. 251).

См. так­же: "Стра­да­ние свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ва­ви­лы, и с ним трех от­ро­ков" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитвы

Тропарь священномученику Вавиле Антиохийскому, глас 4

И нpа́вом пpича́стник,/ и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обpе́л еси́, богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я,/ и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве,/ священному́чениче Вави́ло,/ моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: И нравам Апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Вавила, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак священномученику Вавиле Антиохийскому, глас 8

Я́ко благоче́стия пропове́дника и страда́льцев утвержде́ние,/ Це́рковь сла́вит тя, Вави́ло сла́вне, освеща́ема днесь;/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ в ми́ре соверше́ннем велича́ющия и восхваля́ющия тя сохрани́ти Христу́// моли́ся, о многострада́льне.

Перевод: Как проповедника благочестия и мучеников силу, Церковь прославляет тебя, Вавила славный, освещаемая сегодня, но, как имеющий дерзновение ко Господу, сохранить в совершенном мире всех величающих и прославляющих тебя молись Христу Богу, о много пострадавший.

Проповедь дня


Перейти в раздел «Проповеди»

Случайный тест