День памяти

18 июля  (переходящая) – Собор Тверских святых

Житие

Бла­го­вер­ные князь Вла­ди­мир и кня­ги­ня Агрип­пи­на Ржев­ские

Свя­тые бла­го­вер­ные князь Вла­ди­мир и кня­ги­ня Агрип­пи­на Ржев­ские из­древ­ле по­чи­та­лись в го­ро­де Рже­ве. Они бы­ли по­гре­бе­ны в ржев­ском со­бор­ном хра­ме. Над их мо­ги­ла­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми ря­дом, до 1745 го­да со­хра­ня­лась гроб­ни­ца. Го­род Ржев в древ­но­сти на­зы­вал­ся Рже­вою Вла­ди­ми­ро­вою по име­ни сво­е­го пер­во­го кня­зя, свя­то­го Вла­ди­ми­ра. По пре­да­нию, ко­ло­дец око­ло го­род­ско­го со­бо­ра вы­ко­пан бла­го­вер­ным кня­зем.
Свя­той Вла­ди­мир был сы­ном Мсти­сла­ва Храб­ро­го, бра­том Мсти­сла­ва Мсти­сла­ви­ча Уда­ло­го. По дру­гим ис­точ­ни­кам, он был сы­ном Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до. Свя­тая Агрип­пи­на бы­ла же­ной бла­го­вер­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.
Бу­дучи кня­зем псков­ским, Вла­ди­мир участ­во­вал в 1216 го­ду на сто­роне бра­та Мсти­сла­ва в ря­де сра­же­ний (в част­но­сти, хо­дил по­хо­дом к Рже­ве), а так­же в меж­до­усоб­ной бит­ве на Ли­пи­це. В 1217 го­ду, по­сле ухо­да Мсти­сла­ва Мсти­сла­ви­ча из Нов­го­ро­да на юг, в Га­лич, про­изо­шел, ви­ди­мо, раз­дел То­ро­пец­кой вот­чи­ны Мсти­сла­ви­чей, в хо­де ко­то­ро­го Вла­ди­мир по­лу­чил ее во­сточ­ную часть с Рже­вой. В 1226 го­ду князь Вла­ди­мир Мсти­сла­вич еще раз за­щи­щал об­ла­сти То­ро­пец­кую и Смо­лен­скую, а зна­чит и Ржев, на этот раз от ли­тов­цев, в бит­ве под Усвя­том. Это по­след­нее упо­ми­на­ние о нем в ле­то­пис­ных ис­точ­ни­ках.
В XVI ве­ке Рже­ва (Ржев) на­чи­на­ет име­но­вать­ся Рже­вой Во­ло­ди­ме­ро­вой в от­ли­чие от рас­по­ло­жен­ной се­ве­ро-за­пад­нее Рже­вы Пу­стой. Воз­мож­но, к это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся на­ча­ло мест­но­го по­чи­та­ния свя­тых кня­зя Вла­ди­ми­ра и кня­ги­ни Агрип­пи­ны Ржев­ских.
Су­ще­ству­ют лишь неко­то­рые ле­то­пис­ные из­ве­стия о кня­зе Вла­ди­ми­ре Мсти­сла­ви­че Ржев­ском. В 1180 го­ду, уми­рая, отец кня­зя Вла­ди­ми­ра Мсти­слав Храб­рый по­ру­чил мо­ло­до­го кня­жи­ча во­е­во­де сво­е­му Бо­ри­су За­ха­ры­чу. А уже в 1208 го­ду Вла­ди­мир кня­жил во Пско­ве, ко­ман­дуя пско­ви­ча­ми и нов­го­род­ца­ми в сра­же­ни­ях с ли­тов­ца­ми, по по­ру­че­нию стар­ше­го бра­та Мсти­сла­ва Уда­ло­го за­щи­щал Ве­ли­кие Лу­ки. С это­го вре­ме­ни и Ве­ли­кие Лу­ки чис­ли­ли его сво­им кня­зем.
Од­на­ко в 1213 го­ду Вла­ди­мир был из­гнан из Пско­ва. В это вре­мя он на­чал управ­лять неболь­шой об­ла­стью в Лат­вии. Здесь в его честь был на­зван го­род Вал­ми­ера. Под его вли­я­ни­ем был за­клю­чен мир меж­ду Ли­вон­ским епи­ско­пом и По­лоц­ким кня­зем. С 1214 го­да он вновь кня­жил в Пско­ве. Бра­тья Мсти­сла­ви­чи на­ря­ду с во­ин­ским ис­кус­ством и храб­ро­стью про­яв­ля­ли и ми­ло­сер­дие к по­беж­ден­ным.
Древ­нее по­чи­та­ние Ржев­ских свя­тых, несо­мнен­но, под­твер­жда­ет­ся и тем, что сам го­род в честь кня­зя на­зы­вал­ся Ржев Во­ло­ди­ми­ров, а так­же древним пре­да­ни­ем о том, что и по успе­нии свя­той князь Вла­ди­мир, яв­ля­ясь на бе­лом коне, про­дол­жал за­щи­щать го­род от ино­зем­ных войск. Свя­тые князь Вла­ди­мир и кня­ги­ня Агрип­пи­на, со­глас­но тра­ди­ции, на ико­нах изо­бра­жа­ют­ся в па­ре, пред­сто­я­щи­ми в мо­ле­нии об­лач­но­му Спа­су. Князь Вла­ди­мир с от­кры­той го­ло­вою, вью­щи­е­ся во­ло­сы спус­ка­ют­ся на пле­чи, бо­ро­да недлин­ная, по­верх ниж­не­го пла­тья в крас­ной фе­ря­зи, под­би­той ме­хом; на кня­гине Агрип­пине на­дет крас­но­го же цве­та плащ, го­ло­ва по­кры­та бе­лым плат­ком, обер­ну­тым во­круг шеи; ниж­няя часть у них одеж­да зе­ле­но­го цве­та и как та, так и дру­гая раз­де­ла­ны зо­ло­том; вни­зу пред­став­ле­ны цве­ты и де­ре­вья.

Молитвы

Тропарь благоверным Владимиру и Агриппине Ржевским, глас 8

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Влади́мире,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю, прехва́льною Агриппи́ною,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.

Кондак благоверным Владимиру и Агриппине Ржевским, глас 8

Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Влади́мире,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю, прему́дрою Агриппи́ною,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже, и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.

Случайный тест