Архим. Иоанн (Крестьянкин): «Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Благословляйте»

Архим. Иоанн (Крестьянкин): «Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Благословляйте»

(7 голосов5.0 из 5)

Вос­пи­ты­вая детей, ино­гда мы не видим резуль­та­тов. Чего нам не хва­тает? Навер­ное, духов­ных при­о­ри­те­тов в вос­пи­та­нии, о кото­рых гово­рит архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин). В своих раз­мыш­ле­ниях он идёт не от ребёнка и его инте­ре­сов, а от Бога и родителей.

Во время одной из про­по­ве­дей отец Иоанн, почи­та­е­мый в народе как  доб­рый пас­тырь и «несвя­той свя­той», сказал:

«…Цер­ковь пред­ла­гает нам воз­дать бла­го­дар­ствен­ную молит­вен­ную память тем, кому мы обя­заны появ­ле­нием Бого­от­ро­ко­вицы в мире. Это роди­тели Пре­свя­той, Пре­чи­стой и Пре­бла­го­сло­вен­ной Вла­ды­чицы нашей Бого­ро­дицы Иоаким и Анна.

i 4 - Архим. Иоанн (Крестьянкин): «Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Благословляйте»

Кто они? Как жили? Как сохра­няли непо­ко­ле­би­мой веру свою и надежду на Бога в то время, когда уже наме­тился упа­док её в изра­иль­ском народе?

Мать и отец  Той,  Кото­рая стала Чест­ней­шей Херу­вим и Слав­ней­шей без срав­не­ния Сера­фим – потомки бла­го­сло­вен­ных Богом родов. Иоаким, сын цар­ского рода Дави­дова, и Анна, пер­во­свя­щен­ни­че­ского рода Леви­ина по отцу и из колена Иудина по матери, жили в Наза­рете Галилейском.

Соеди­нён­ные сою­зом любви в чест­ном браке, они сохра­нили его как вели­кое таин­ство, пола­га­ю­щее начало и чело­ве­че­ской и свя­щен­ной истории. 

Отно­сясь к браку как к венцу и завер­ше­нию Боже­ствен­ного домо­стро­и­тель­ства, они ожи­дали бла­го­сло­вен­ного плода как испол­не­ния сво­его пред­на­зна­че­ния на земле. 

Эта выс­шая цель жизни: родить и вос­пи­тать потом­ство для Бога и в Боге – подо­гре­ва­лась ещё и все­об­щим ожи­да­нием в изра­иль­ском народе Мес­сии – Изба­ви­теля и Спа­си­теля мира. И тай­ная, в под­со­зна­нии гнез­дя­ща­яся мысль: “Не я ли обрету бла­го­сло­ве­ние Божие послу­жить столь вели­кой цели?” – питала надежды многих.

Явное было Божие бла­го­сло­ве­ние на доме супру­гов: богат­ства и вся­че­ский доста­ток сопут­ство­вали им. Но не для кого было им  соби­рать име­ние. Дом их оста­вался без­дет­ным. И это обсто­я­тель­ство укреп­ляло и вдох­нов­ляло их на духов­ные подвиги, усер­дие и посто­ян­ство в молитве.

Бла­го­че­стие супру­гов, рож­да­ю­ще­еся все­це­лым обра­ще­нием к Богу и надеж­дой пору­чить про­си­мое,  ода­ри­вало и Божий храм, и Божий люд – бед­ных и стран­ных – щед­рыми жерт­вами. Именно в это время неви­димо сози­дался дом души их. 

Тер­пе­ние, навык­нув во вре­мени, родило глу­бо­чай­шее сми­ре­ние. Ведь именно оно, воз­рос­шее и поко­я­ще­еся на твёр­дом упо­ва­нии на волю Божию, ограж­дало их от ропота в момент тяж­кого испы­та­ния, сквозь кото­рое пред­сто­яло им пройти в ста­ро­сти своей.

Годы шли. И если в моло­дых летах супруги ещё жили надеж­дой на испол­не­ние сво­его бла­го­че­сти­вого жела­ния, то, зама­те­рев в летах, они с недо­уме­нием и при­скор­бием взи­рали на бес­плодно про­жи­тую жизнь. 

Ибо бес­пло­дие (по народ­ному пове­рью) обли­чало бла­го­че­сти­вую чету в каких-то неве­до­мых им гре­хах и давало повод к поно­ше­нию и оскорб­ле­нию от окру­жа­ю­щих. И обру­ши­лось это поно­ше­ние на них тем более и тем неожи­дан­ней, что они в своей пре­дан­но­сти Богу начали уже было забы­вать и самое жела­ние иметь чадо.

В один из вели­ких празд­ни­ков ста­рец Иоаким при­шёл в Иеру­са­лим­ский храм с наме­ре­нием при­не­сти жертву Гос­поду, но при­но­ше­ние было отверг­нуто свя­щен­ни­ком. И больно уда­рили старца слова свя­щен­ника о том, что жертва без­дет­ного не может быть при­ятна Богу. Неожи­дан­ный упрёк пора­зил сердце пра­вед­ника. И, не зная за собой греха, он при­ни­мает поно­ше­ние как спра­вед­ли­вый гнев Божий, пре­сле­ду­ю­щий его бесчадием.

Сми­рен­ное созна­ние своей гре­хов­но­сти ведёт старца в пустыню в оди­но­че­стве пред­сто­ять Богу в молитве и посте, при­зы­вая на себя Божие мило­сер­дие. Сорок дней напря­жён­ного молит­вен­ного подвига подъял старец.

О чем молился он? Что про­сил? Чем дышало его сердце? Сокрыто это от глаз люд­ских. Ведомо это одному Богу. Мы же знаем, что совер­ши­лось невоз­мож­ное людям. “Бог идеже  хощет, побеж­да­ется есте­ства чин… И утроба нераж­да­ю­щая раждает”.

Но не один нёс свой соро­ка­днев­ный подвиг Иоаким.  Его вер­ная бого­бо­яз­нен­ная супруга Анна, соеди­нясь с ним в супру­же­стве в одно суще­ство, и теперь, в горе, вто­рит молит­вой супругу. И она знает, что просить.

Не оста­нав­ли­ва­ясь пред есте­ствен­ными пре­гра­дами к испол­не­нию её про­ше­ния, она про­сит чуда. “Раз­реши болезнь сердца моего и раз­верзи узы моего непло­дия! Да будет рож­дён­ное мною при­не­сено в дар Тебе и да бла­го­сло­вится и про­сла­вится в нём Твоё милосердие”.

Прой­ден искус целой жиз­нью. И жизнь вос­пи­тала и явила пра­вед­ни­ков. Они всю жизнь верно слу­жили Богу, они звали Его непре­станно и неот­ступно, они звали Его и тогда, когда ожи­дать про­си­мого было уже бес­смыс­ленно. Одно мано­ве­ние Его – и вмиг всё меняется.

Сколько при­ме­ров знаем мы, под­твер­жда­ю­щих, что у Бога нет ничего невоз­мож­ного. Он один всё может: и пад­ших вос­ста­но­вить, и заблуд­ших обра­тить, и соблаз­нив­шихся испра­вить, и греш­ни­ков, совер­шив­ших пре­ступ­ле­ния, пере­ме­нить и сде­лать пра­вед­ными, и умер­ших ожи­вить, и обвет­ша­лое обновить.

eordavlx4amw6b8 - Архим. Иоанн (Крестьянкин): «Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Благословляйте»

Если Гос­подь тво­рит несу­щее сущим, нигде и нико­гда не явля­ю­ще­муся дарует бытие, тем легче Ему попра­вить то, что есть и что давно уже было. Гос­подь чудо­дей­ствует и тво­рит необык­но­вен­ные дела, но совер­шает это не вдруг, не тот­час в ответ на про­ше­ние, но испы­ты­вая и упраж­няя тер­пе­ние тер­пя­щих и надежду вер­ных. Нам же, по при­меру пра­вед­ни­ков, надо не падать духом.

В Свя­щен­ном Писа­нии и свя­щен­ной исто­рии нет ни одной лиш­ней буквы, ни одного ненуж­ного собы­тия, но всё даётся живу­щим в при­мер и нази­да­ние на все времена.

Недолго после рож­де­ния Дщери про­жили пре­ста­ре­лые Её роди­тели. Испол­няя дан­ный Богу обет, они трех­лет­нюю Юницу ввели в храм Гос­по­день вос­пи­таться в Боге.

Через несколько лет после этого собы­тия они скончались.

Иоаким в вось­ми­де­ся­ти­лет­нем воз­расте и Анна, пере­жив супруга на два года, семи­де­сяти лет, ото­шли ко Гос­поду. Бла­го­че­стие же своё, вос­пи­тан­ное в пре­врат­но­стях жизни, они пере­дали Дщери своей, вру­чив Её Богу вос­пи­таться во Свя­тая Святых.

И по при­меру Иоакима и Анны, по при­меру всех пра­вед­ни­ков, живу­щих во все вре­мена, можно ска­зать, что нет иного дей­стви­тель­ного иску­ше­ния и страха, кроме греха. Только грех разо­ряет жизнь и губит все живое. Bсё же про­чее, каково бы оно ни было, крат­ко­вре­менно и не вре­дит бодрому духу, уко­ре­нён­ному в Боге испол­не­нием дан­ных Ему обетов.

Вспо­ми­ная бла­го­че­сти­вую семью Иоакима и Анны и рож­ден­ную ими бла­го­сло­вен­ную Дщерь, не огля­немся ли мы на себя, на наше время с его духом разо­ре­ния, а не созидания.

И не зада­дим ли себе вопрос: в чем при­чина, где корень жесто­кой и мрач­ной непо­годы, обсту­пив­шей мир и ста­вя­щей его на край гибели?

Не мы ли – разо­ри­тели домаш­ней Церкви, не мы ли – нару­ши­тели ста­рин­ных пра­вил семей­ного порядка, не мы ли – отдав­шие чад своих на вос­пи­та­ние в страну далече, где питают их вол­ч­цами и тер­нием и уво­дят от Отца Небес­ного, уво­дят от роди­те­лей земных?

Жизнь – труд­ное дело. И она ста­но­вится невы­но­симо трудна, когда из неё изго­ня­ется Бог.

Ведь,  когда изго­ня­ется Бог из дома, на Его место при­хо­дят злей­шие духи, сею­щие свои смер­то­нос­ные пле­велы.  Мрак и тьма давно начали осу­ществ­лять свои смер­то­нос­ные планы, вос­став на семью, на мате­рин­ство, кото­рое кроет в себе буду­щее мира – вос­пи­та­ние потомства.

И надо нам с вами это пони­мать, ибо это – наше насто­я­щее и наше буду­щее. И в этом наша ответ­ствен­ность пред Богом. Ответ­ствен­ность страшная!

Вслу­шай­тесь в слова, кото­рые ска­зал вели­кий учи­тель Церкви Иоанн Зла­то­уст: “Роди­тели, кото­рые пре­не­бре­гают вос­пи­ты­вать своих детей по-хри­сти­ан­ски, без­за­кон­нее дето­убийц, ибо дето­убийцы тело от души раз­лу­чают, а они и душу и тело ввер­гают в геенну огненную”.

1485094878 2115529 b - Архим. Иоанн (Крестьянкин): «Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Благословляйте»

За семь­де­сят лет пле­не­ния Церкви сколько поко­ле­ний   выросло  пора­бо­щён­ными   мра­ком без­бо­жия и зара­жён­ным мате­ри­а­ли­сти­че­ским духом стя­жа­тель­ства и накоп­ле­ния. Люди выросли без Бога. И теперь мы с вами должны вхо­дить в реаль­ную обста­новку жизни нашей, тер­пе­ли­во­стью своей в тру­дах и молитве пытаться испра­вить то, что было нарушено.

Мно­гие пом­нят тра­ги­че­ские для вас и детей ваших годы, когда за одно жела­ние вос­пи­тать детей в духе хри­сти­ан­ства гро­зила опас­ность поте­рять их навсегда. 

Роди­те­лей лишали мате­рин­ства и отцов­ства, а детей насиль­ственно отда­вали в интер­наты и дет­ские дома. Перед вашими детьми закры­вали путь в жизнь, закры­вали двери учеб­ных заве­де­ний. Это страш­ное время мы пережили.

И оно, без­условно, не могло не оста­вить руб­цов на серд­цах наших.

Сколь­ких слез и сер­деч­ной боли сто­ило мате­рин­скому сердцу видеть, как то немно­гое, что уда­ва­лось сде­лать дома, в семье, вытап­ты­ва­лось в душе ребёнка в школе. И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не заме­чены и не услышаны.

Могут не услы­шать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не про­сто слезы, это крест­ный путь матери-хри­сти­анки, вою­ю­щей за чадо своё про­тив целого мира, про­тив самого диавола.

Это даже не про­сто крест. Это муче­ни­че­ство. Муче­ни­че­ство за Хри­ста. А бла­го­дать Божия все­гда укреп­ляла муче­ни­ков, укреп­ляла она и вас в вашей нерав­ной борьбе за детей, укре­пит она вас и теперь.

Только бы не осла­бела хри­сти­ан­ская убеж­дён­ность и устрем­лён­ность – вера наша. И теперь нам, подобно пра­вед­ной Анне, надо про­сить у Гос­пода чуда: “Гос­поди! Раз­реши болезнь сердца моего. 

Да бла­го­сло­вится и про­сла­вится в рож­дён­ном мною Твоё мило­сер­дие”. И не усо­мни­тесь, чудо совер­шится по вере вашей.

Но страшно и раз­ру­ши­тельно, если у нас-то, у взрос­лых, вера в Бога оста­ётся только на сло­вах, а не пре­об­ра­жает нашу повсе­днев­ную жизнь, и сопро­вож­да­ется в нас духов­ным бес­пло­дием, не име­ю­щим живой жиз­нен­ной силы Духа Божия. Но и этого чуда про­сите, и дастся вам.

Всем нам необ­хо­димо понять сей­час, что надо срочно спа­саться от тле­твор­ного духа вре­мени и воз­вра­щать Богу нашу малую Цер­ковь, нашу семью. Надо именно в ней воз­жечь лам­паду хри­сти­ан­ской жизни в Боге. И только в этом спа­се­ние мира, наше спасение.

Мы не пре­успеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо ради жизни в веч­но­сти. Ведь отцы и матери, Богом бла­го­сло­вен­ные творцы и покро­ви­тели детей своих, ответ­ственны за них и за себя.

Не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят оди­но­че­ство, суета и рав­но­ду­шие, тре­вож­ная неуве­рен­ность и злоба, создать очаг молитвы. Надо пом­нить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Гос­подь посреди них. Тогда ожи­вёт дом! И один, и дру­гой, и третий. 

Устро­ятся рас­стро­ен­ные без­бо­жием порядки внут­рен­ней жизни семьи и каж­дого чело­века. И Цар­ство Божие, вер­нув­ше­еся в душу, снова нач­нёт пре­об­ра­жать мир. И вер­нутся дети к Богу, и вер­нутся к роди­те­лям своим из непо­годы окру­жа­ю­щего мира.

В Свя­щен­ном Писа­нии Гос­подь даёт и не раз напо­ми­нает роди­те­лям об их осо­бой вла­сти и праве по отно­ше­нию к детям, даёт им осо­бую силу хода­тай­ство­вать о детях пред Богом. 

Так давайте же, доро­гие мои, поль­зо­ваться этой силой и этой вла­стью. Но для этого всем нам надо иметь несо­мнен­ную веру и дерз­но­ве­ние в молитве.

Есть и ещё одно усло­вие, без кото­рого плода не будет, – это наш повсе­днев­ный труд в деле вос­пи­та­ния детей. Много, много слез про­ли­ва­ется теперь мате­рью над детьми и от детей. Какую невы­но­си­мую тугу и боль несет её сердце, видя чад, отвер­га­ю­щих бла­гое и созна­тельно изби­ра­ю­щих злое.

Мать начи­нает молиться, она про­сит Бога о помощи, но не полу­чает её. Почему же? Да потому, доро­гие мои, что нельзя воз­ла­гать на Бога то, что обя­заны были сде­лать мы сами.

Ведь   именно   роди­тели,   в   первую   оче­редь, должны забо­титься о детях, засе­вать землю их сер­де­чек доб­рыми семе­нами веры и страха Божия. А, посеяв, кро­пот­ливо взра­щи­вать посе­ян­ное и охра­нять от непо­годы дур­ных вли­я­ний. И для этого нужен труд, нужно духов­ное напря­же­ние, надо все­гда пом­нить о детях и  о своей ответ­ствен­но­сти за них пред Богом.

Отцы и матери! Одни без детей своих вы спа­стись не можете – и это надо пом­нить! Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет огра­ни­чи­ваться только стрем­ле­нием накор­мить и одеть их? А кто сде­лает осталь­ное? Улица? Школа?

Да и нельзя, доро­гие мои, забы­вать ещё одно. Слова чужого чело­века, даже и бла­го­на­ме­рен­ного, дей­ствуют на ум ребёнка, слово же матери каса­ется непо­сред­ственно его сер­дечка, а слово и при­мер отца дают чаду силу и энер­гию к воплощению.

Так не огра­ни­чи­вайте сво­его вли­я­ния на детей только забо­той раз в неделю при­ве­сти их в цер­ковь и оста­вить в ней на их же про­из­вол. Нет, это не воз­ро­дит живой веры.

Ваша забота должна состо­ять в вос­пи­та­нии в детях страха Божия, во вну­ше­нии им пра­во­слав­ных поня­тий, в науче­нии их своим при­ме­ром, всей жиз­нью своей. Вни­кайте в жизнь чада, знайте его думы. Раз­го­ва­ри­вайте с ним обо всем.

Бла­го­слов­ляйте детей еже­дневно утром и вече­ром, даже и тогда, когда их нет дома. А хри­сти­ан­ский строй жизни в семье с постами, молит­вен­ным пра­ви­лом утром и вече­ром, хотя бы крат­ким и с учё­том дет­ских воз­мож­но­стей и заня­то­сти, с посе­ще­нием храма всей семьёй и при­об­ще­нием всем вме­сте к таин­ствам – всё это незримо будет сози­дать дет­скую душу. И посе­ян­ное в дет­ской душе непре­менно про­зяб­нет и в зре­лые годы.

copii biserica - Архим. Иоанн (Крестьянкин): «Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Благословляйте»

Веками утвер­ждён­ный опыт пока­зы­вает, что крест­ное зна­ме­ние имеет вели­кую силу на все дей­ствия чело­века и во всё про­дол­же­ние жизни. Поэтому необ­хо­димо вко­ре­нять в детях обы­чай чаще ограж­дать себя крест­ным зна­ме­нием, осо­бенно перед при­ня­тием пищи, ложась спать и про­сы­па­ясь, перед выхо­дом из дома. “Иже кре­стом ограж­да­еми, врагу про­тив­ля­емся”, – это спа­сёт детей наших от мно­гих бед и опасностей.

В ста­рину того почи­тали несчаст­ным, кто знает всё, но не знает Бога. И того счи­тали бла­жен­ным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого. 

Это не зна­чит, что осуж­дали обра­зо­ван­ность, нет, про­сто муд­рость Божия не шла ни в какое срав­не­ние с муд­ро­стью человеческой. 

Ибо муд­рость Божия снаб­де­вает людей выс­шей прав­дой и исти­ной. И посто­ян­ное бла­го­че­стие, обре­тён­ное зна­нием зако­нов Божиих и запо­ве­дей Хри­ста, на пути Хри­сто­вом, ограж­дает от заблуж­де­ний на пути муд­ро­сти человеческой.

Так над­ле­жит нам учить детей наших сей­час, вос­пи­ты­вая в них выс­шую нрав­ствен­ность хри­сти­ан­скую, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлеб­нулся бы мир злом окон­ча­тельно. Так при­ме­ром нашим и тру­дом нашим должно нам вос­пи­ты­вать чад своих, учить жить по сове­сти, жить по правде.

Будем же все­гда пом­нить свою ответ­ствен­ность, и при­во­дить на память Слова свя­тых мужей: “Малое деревце, куда накло­нишь его, туда и будет расти. 

Новый сосуд будет изда­вать тот запах, каким напи­та­ете его вы, вли­вая в него или смрад­ную жид­кость, или аро­мат­ную и чистую”.

Испо­ве­дуя во все­услы­ша­ние в семье Божию бла­гость и Божие Про­мыш­ле­ние, будем же давать детям пер­вые уроки бого­по­зна­ния и молитвы. Это будет самый важ­ный урок бла­го­че­стия, кото­рый сохра­нится в сердце на всю жизнь и сохра­нит ребёнка в этой жизни для жизни вечной.

Закончу сло­вами свя­того учи­теля Церкви Иоанна Зла­то­уста: “Нет ника­кого выс­шего искус­ства, как искус­ство вос­пи­та­ния. Муд­рый вос­пи­та­тель создаёт живой образ, глядя на кото­рый, раду­ются Бог и люди”.

Так, чтобы не пла­кать нам ныне от чад своих, чтобы не опла­ки­вать их и себя, когда они вырас­тут, и чтобы нынеш­ние слезы не стали нача­лом буду­щих, не будем делать дело Божие – вос­пи­та­ние детей – с небрежением.

Други наши, если мы и теперь не восчув­ствуем гро­зя­щей нам опас­но­сти духов­ного оди­ча­ния чело­ве­че­ства, теря­ю­щего посте­пенно образ и подо­бие Божие, если не при­оста­но­вим про­цесс бого­от­ступ­ни­че­ства и утери веры в семьях своих, в себе, то бли­зок срок, когда осу­ще­ствятся слова Хри­ста Спа­си­теля: «Сын Чело­ве­че­ский, придя, най­дёт ли веру на земле?» (Лк.18, 8).

Слово в день памяти св. Иоакима и Анны
Обра­зо­ва­тель­ный пор­тал «Слово»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Ната­лья, 10.09.2021

    При­мер пра­вед­ной жизни, ответ Бога на молитву Св. Иоакима и Анны вдох­нов­ляет, даёт надежду мно­гим хри­сти­а­нам, веру в ожи­да­е­мое. Иоанн Кре­стьян­кин пока­зы­вает нам, на при­мере пра­вед­ных стар­цев, каким дол­жен быть духов­ный, молит­вен­ный труд. Благодарю!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки