Детская литература в христианском контексте

Детская литература в христианском контексте

(3 голоса5.0 из 5)

Наше созна­ние фор­ми­ру­ется еще в дет­стве, и тогда же закла­ды­ва­ются основы наших рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний. Это при­дает лите­ра­туре осо­бен­ное зна­че­ние. Но можно ли гово­рить о хри­сти­ан­ской дет­ской лите­ра­туре и что это такое?

Об этом рас­суж­дает док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии Петр Евге­нье­вич Бухаркин.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- Дет­ская лите­ра­тура имеет доста­точно дол­гую исто­рию, но в тоже время она весьма неод­но­родна. Можно ли выде­лить какие-нибудь тен­ден­ции — маги­страль­ные тен­ден­ции в ней?

Про­фес­сор П.Е. Бухаркин:

- Да, конечно. Но прежде, чем ска­зать о двух, я думаю, самых глав­ных, и отли­ча­ю­щихся друг от друга тен­ден­циях раз­ви­тия дет­ской лите­ра­туры, прежде всего, лите­ра­туры ХХ века, хочу обра­тить вни­ма­ние на то, что дет­ская лите­ра­тура имеет дол­гую исто­рию. Осо­бенно если учи­ты­вать фольк­лор, или те же рыцар­ские романы, кото­рые сей­час ско­рее читают дети в пере­дел­ках — во вся­ком слу­чае «Легенда о Робин Гуде», или «Робин­зон Крузо», или какие-то главы «Гул­ли­вера» Свифта. Но ведь все эти про­из­ве­де­ния писа­лись все-таки не для детей. А вот дет­ская лите­ра­тура, как лите­ра­тура, созна­тельно напи­сан­ная для детей, воз­никла срав­ни­тельно не так давно:  в XVIII веке. И понятно, почему именно в это время воз­никла. Где-то в пер­вой поло­вине XVIII века в созна­ние евро­пейца (а мы гово­рим все-таки о евро­пей­ской дет­ской лите­ра­туре сей­час, частью кото­рой явля­ется и рус­ская дет­ская лите­ра­тура) — так вот, в созна­нии евро­пейца  воз­никло пред­став­ле­ние о дет­стве как об отдель­ном осо­бом пери­оде, о дет­ском созна­нии как об осо­бом созна­нии. Воз­никло то, что мы сей­час назы­ваем «пред­став­ле­ние о мире дет­ства». И вот тогда, в сере­дине XVIII века, воз­ни­кает дет­ская лите­ра­тура в рус­ской лите­ра­туре, дет­ская лите­ра­тура в более при­выч­ном для нас смысле.

При этом, рас­смат­ри­вая даль­ней­шую исто­рию дет­ской лите­ра­туры, мы видим эти две тен­ден­ции, кото­рые я назвал, но ни как не оха­рак­те­ри­зо­вал. Пер­вая тен­ден­ция — это лите­ра­тура сугубо вос­пи­та­тель­ная, кото­рая ста­вит перед собой задачи дидак­ти­че­ские, то есть стре­мится научить ребенка добру, спра­вед­ли­во­сти, хоро­шему пове­де­нию и так далее. Напри­мер, дет­ские рас­сказы Льва Тол­стого – это яркий при­мер дидак­ти­че­ской лите­ра­туры. Или те книги, кото­рые были так попу­лярны для моих бабу­шек, пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек — романы Чар­ской. Это отча­сти под­рост­ко­вая лите­ра­тура, но все-таки дет­ская лите­ра­тура. Или люби­мая мною до сих пор книга «Малень­кий лорд Фаунт­ле­рой», кото­рая тоже, конечно, дидак­ти­че­ская — она создает образ для подражания.

Но посте­пенно стала раз­ви­ваться дру­гая тен­ден­ция, кото­рая тоже ста­вила дидак­ти­че­ские задачи, но, прежде всего, стре­ми­лась быть инте­рес­ной ребенку. И для этого дет­ская лите­ра­тура пыта­лась ими­ти­ро­вать дет­ское созна­ние. Напри­мер, извест­ные всем нам с дет­ства сти­хо­тво­ре­ния Кор­нея Чуков­ского «Бар­ма­лей», или «Федо­рино горе», или Мар­шака луч­шие ран­ние его сти­хо­тво­ре­ния: «Чело­век рас­се­ян­ный», «Дама сда­вала в багаж», и дру­гие сти­хо­тво­ре­ния, кото­рые мы сей­час с вами смо­жем читать наизусть — их мы как запом­нили в дет­стве, так и пом­ним. А почему? Потому что они ребенку кажутся близ­кими, ребе­нок при­мерно так и мыс­лит. «Уса­тый-поло­са­тый», «хво­стик на подушке, на про­стынке ушки» — до сих пор, с шести­лет­него воз­раста, помню с дет­ских вре­мен эти фрагменты.

Вот эти две линии раз­ные. Одна, дей­стви­тельно, вос­пи­ты­вает, а дру­гая — заин­те­ре­со­вы­вает. И, кроме, Мар­шака, Чуков­ского, если ли иметь в виду рус­скую лите­ра­туру дет­скую, надо назвать Бориса Жит­кова, Дани­ила Хармса, Нико­лая Олей­ни­кова, и тех авто­ров, кото­рые рабо­тали в зна­ме­ни­тых дет­ских жур­на­лах «Чиж» и «Ёж». Или, напри­мер, вспом­ним совсем малень­кие дет­ские книги с иллю­стра­ци­ями Суте­ева – «Уте­нок и цып­ле­нок». Они дей­ствуют на ребенка потому, что они пока­зы­вают мир именно так, как ребе­нок его вос­при­ни­мает. И понятно, почему это лите­ра­тура воз­никла позже. Она воз­никла в тот момент, когда воз­никла пси­хо­ло­гия дет­ства, когда пси­хо­ло­ги­че­ская наука дала уже нам всем — в том числе и писа­те­лям, некие базо­вые пред­став­ле­ния о созна­нии ребенка.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- А как Вам кажется, какой должна быть лите­ра­тура, чтобы спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию хри­сти­ан­ского мировоззрения?

Про­фес­сор П.Е. Бухаркин:

- Навер­ное, в первую оче­редь она должна быть дидак­ти­че­ской. И я дол­жен ска­зать, что неко­то­рое пре­не­бре­же­ние к дидак­ти­че­ской дет­ской лите­ра­туре, кото­рое суще­ствует в наше время, не вполне оправ­данно. Если это лите­ра­тура хоро­шая (а даже Чар­ская, думаю, непло­хая писа­тель­ница, тем более книга «Малень­кий лорд Фаунт­ле­рой»), то есть если это лите­ра­тура хоро­шая, если она напи­сана ост­ро­умно, как «Малень­кий лорд Фаунт­ле­рой» — не без иро­нич­но­сти, то конечно, она дей­ствует на фор­ми­ро­ва­ние хри­сти­ан­ского созна­ния очень сильно.

Дет­ская лите­ра­тура, кото­рая, прежде всего, ори­ен­ти­ро­вана на игру и пря­мые хри­сти­ан­ские цен­но­сти себе не несет. Хотя, впро­чем, и в этой лите­ра­туре мы можем уви­деть те базо­вые нрав­ствен­ные кате­го­рии, кото­рые будут спо­соб­ство­вать вос­при­я­тию хри­сти­ан­ства. В конце кон­цов, если дет­ские книги учат ребенка не лгать, любить ближ­них, быть веж­ли­вым защи­щать сла­бых, даже абсо­лютно вне хри­сти­ан­ского кон­тек­ста – это, на самом деле, под­го­товка к вос­при­я­тию хри­сти­ан­ства. Душа ребенка, кото­рая напол­нена вот этими пред­став­ле­ни­ями, конечно, посте­пенно нач­нет свя­зы­вать эти пред­став­ле­ния с дет­скими пред­став­ле­ни­ями о Боге, о Хри­сте, хри­сти­ан­стве в целом, и тем самым нач­нется вот это фор­ми­ро­ва­ние хри­сти­ан­ского созна­ния. И в этом смысле не только дет­ские рас­сказы Сельмы Лагер­леф о дет­стве Хри­ста спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию хри­сти­ан­ского созна­ния, но и стихи Мар­шака – чело­века, очень дале­кого от хри­сти­ан­ства. Напри­мер, «мед­ведя лет пяти-шести учили, как себя вести» — это сти­хо­тво­ре­ние, кото­рое в извест­ной мере также важно для того, чтобы чело­век вел себя в соот­вет­ствии запо­ве­дями Хри­сто­выми, и, прежде всего, — с запо­ве­дями любви.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- Хорошо, а какие кри­те­рии должны быть поло­жены в основу оценки дет­ской литературы?

Про­фес­сор П.Е. Бухаркин:

- Если мы гово­рим о дет­ской лите­ра­туре в хри­сти­ан­ском кон­тек­сте, то я думаю, мы должны гово­рить о двух кри­те­риях. И начну с неглав­ного. Это лите­ра­тура должна быть напол­нена гуман­но­стью — хочу повто­рить гуман­но­стью — не гума­низ­мом (хотя и гума­низм неплох), но именно гуман­но­стью, то есть любо­вью к людям, любо­вью к чело­веку. Ведь что такое гуман­ность с точки зре­ния хри­сти­а­нина? Это осо­зна­ние того, что в каж­дом чело­веке есть образ Божий.

Если дет­ская лите­ра­тура не обла­дает этой гуман­но­стью, то тогда, думаю, она не будет вос­пи­ты­вать хри­сти­ан­ское созна­ние — как напри­мер, хоро­шие, очень каче­ствен­ные неко­то­рые совет­ские дет­ские книги – напри­мер, неко­то­рые сочи­не­ния Арка­дия Гай­дара В част­но­сти, в одной из своих пове­стей Арка­дий Гай­дар вос­хи­ща­ется подви­гом моло­дой жен­щины, бро­сив­шей сво­его ребенка, оста­вив­шей сво­его ребенка, и отпра­вив­шейся вое­вать за сво­боду дру­гого народа, участ­во­вать в рево­лю­ции. Но все-таки думаю, что для хри­сти­ан­ского созна­ния этот посту­пок моло­дой матери не может вызы­вать восхищение.

А вот, напри­мер, в его же рас­сказе «Чук и Гек» мы видим, бла­го­даря тому, что это очень гуман­ное про­из­ве­де­ние, хри­сти­ан­ские цен­но­сти и поэтому, оце­ни­вая дет­скую лите­ра­туру, мы должны учи­ты­вать вот эту гуман­ность. Это все-таки кри­те­рий важ­ный, но не основной.

Может быть, это про­зву­чит немножко странно в равзго­воре о хри­сти­ан­ской дет­ской лите­ра­туре, но на самом деле, любую лите­ра­туру — и дет­скую в том числе, мы должны оце­ни­вать по очень про­стому кри­те­рию — хорошо это или плохо, хоро­шее это искус­ство или пло­хое. Совсем недавно я пере­чел две хри­сти­ан­ские дет­ские книги XIX века — ита­льян­скую книгу «Сердце» Эдмонда де Ами­чиса и «Малень­кий лорд Фаунт­ле­рой». Эти книги дей­стви­тельно соот­но­симы между собой. Дело в том, что мы в них видим опи­са­ние мира в чисто хри­сти­ан­ском духе – хотя в «Сердце» Эдмонда де Ами­чиса, в его рус­ском пере­воде, вышед­шем в 50‑е годы, конечно, Имя Бога ни разу не упо­ми­на­ется, и вообще, все рели­ги­оз­ные темы  внешне обхо­дятся. Но эта книга так же, как «Малень­кий лорд Фаунт­ле­рой» учит – чему?-  глу­бо­кому почи­та­нию, прежде всего, роди­те­лей, ува­же­нию к отцу, и пони­ма­нию того, что отец отдает все силы своим детям; и пре­кло­не­нию перед мате­рью, имя кото­рой, облик кото­рой дол­жен быть окру­жён почти что свя­то­стью в гла­зах ребенка. Эта книга учит вер­но­сти, эта книга учит защи­щать сла­бых и нака­зы­вать дер­зость, и что очень важно — защи­щать активно и сильно.

При­мерно то же самое ведь мы можем ска­зать и о «Малень­ком лорде Фаунт­ле­рое», где, напри­мер, тема ува­же­ния к жен­щине, любви к жен­щине, пре­кло­не­ние перед мате­рью явля­ется одной из самых глав­ных тем. Но при вот этой зна­чи­тель­ной бли­зо­сти мы видим насколько «Малень­кий лорд Фаунт­ле­рой» лучше. Почему? Для дет­ской лите­ра­туры очень важно каче­ство — ведь дет­ская лите­ра­тура, вос­пи­ты­вая ребенка, готовя ребенка в хри­сти­ан­ской семье к хри­сти­ан­скому созна­нию, должна одно­вре­менно раз­ви­вать и его вкус. А она будет раз­ви­вать вкус только тогда, если она будет хорошей.

Ека­те­рина Ани­кина, ведущая:

- Спа­сибо, Петр Евге­нье­вич. Дей­стви­тельно, книга насы­щает нас поло­жи­тель­ными эмо­ци­ями, учит нас раз­мыш­лять и рас­суж­дать, а глав­ное — закла­ды­вает в детей обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти: пони­ма­ние, любовь, дружбу, чув­ство гар­мо­нии и счастья.

Рас­шиф­ровка видео­сю­жета теле­про­граммы «Слово»

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки