Когда начинается вера: и снова о воцерковлении детей

Когда начинается вера: и снова о воцерковлении детей

(3 голоса5.0 из 5)

Вопросы воцер­ко­в­ле­ния детей – одни из самых важ­ных для роди­те­лей. Как при­ве­сти ребенка к вере, как и когда его кре­стить, как под­го­то­вить к испо­веди и при­ча­стию? Что делать, когда под­ро­сток отка­зы­ва­ется ходить в храм? 

Перед веру­ю­щим чело­ве­ком в наше время встает много важ­ных вопро­сов. Это и вопросы языка, на кото­ром ведется цер­ков­ная служба, и вопросы испо­веди и при­ча­стия, вопросы устава, лич­ност­ных осо­бен­но­стей при­хо­жан и даже свя­щен­ни­ков, мно­гие дру­гие, кото­рые на пер­вый взгляд тре­буют обя­за­тель­ного и, как думают неко­то­рые, жела­тельно сроч­ного разрешения.

Однако среди всего этого перечня, на мой взгляд, есть дей­стви­тельно важ­ные и неот­лож­ные вопросы – это вопросы воцер­ко­в­ле­ния детей. Как при­ве­сти ребенка к вере, как и когда его кре­стить, что делать, когда под­ро­сток отка­зы­ва­ется ходить в храм, а дети помладше вроде бы и ходят, но при этом ведут себя в храме так, что иной при­хо­жа­нин нет-нет, да и поду­мает: «Уж лучше бы они сидели дома».

Как под­го­то­вить ребенка к испо­веди и при­ча­стию, с какого воз­раста под­хо­дить на испо­ведь, тре­бо­вать ли от него выпол­не­ния всего молит­вен­ного пра­вила или доста­точно молитвы «сво­ими сло­вами», и еще много других.img 5490 novyj razmer - Когда начинается вера: и снова о воцерковлении детей

Важ­ность этих вопро­сов не тре­бует дока­за­тель­ства, а вот насколько воз­можно их раз­ре­шить вот так вообще, для всех сразу – для меня еще один боль­шой вопрос.

Конечно, семей­ные и дет­ские пси­хо­логи регу­лярно пишут ста­тьи, высту­пают по радио и теле­ви­де­нию, давая советы и пред­ла­гая раз­лич­ные спо­собы, кото­рые должны были бы сде­лать детей «аки ангелы», но под­ростки по-преж­нему отка­зы­ва­ются ходить в храм, малыши по-преж­нему бегают-сме­ются-пла­чут-шумят, вопросы не раз­ре­ша­ются, сомне­ния копятся, а груз ответ­ствен­но­сти не пере­стает давить на родителей.

Каж­дый раз, когда при мне обсуж­дают вопросы воцер­ко­в­ле­ния детей, я вспо­ми­наю одну исто­рию, кото­рая про­изо­шла пару лет назад в одном из мос­ков­ских храмов.

Дело было в Страст­ную пят­ницу. Во время погре­бе­ния Хри­ста один маль­чик, лет трех-четы­рех, рыдал так, как иной взрос­лый не горюет по своим близ­ким. В голос, с при­чи­та­ни­ями, не слыша ни вопро­сов окру­жа­ю­щих, ни их утешений. 

Когда все-таки кто-то смог про­биться сквозь этот плач с вопро­сом, что слу­чи­лось, маль­чик сквозь рыда­ния еле смог выда­вить, что он не хочет, чтобы Хри­стос умирал. 

Его ответ всех поверг в шок! Что для нас Страст­ная пят­ница? Ее службы? Воз­можно, кто-то из чита­те­лей зна­ком с пере­жи­ва­ни­ями этого маль­чика, но для мно­гих это про­сто еже­год­ные богослужения.

Умом мы можем пони­мать, что это Погре­бе­ние, что все это про­ис­хо­дит сей­час, но сердце часто видит про­сто службу, очень тро­га­тель­ную, очень вол­ну­ю­щую, может быть, одну из самых важ­ных в году, но все-таки – службу.

Что мы можем отве­тить ребенку, для кото­рого все про­ис­хо­дя­щее не про­сто еже­год­ная служба, а абсо­лют­ная реаль­ность? Ведь он дей­стви­тельно в тот момент хоро­нил Иисуса.

Все взрос­лые мол­чали, не находя слов, дети уте­шали его, маль­чик про­дол­жал рыдать, и тогда его дедушка, в самом бла­гом наме­ре­нии уте­шить ребенка, как-то обы­денно, немного даже походя ска­зал: «Не плачь, Он скоро воскреснет».

Не знаю, услы­шал ли эти слова маль­чик, запом­нил ли он их, повли­яют ли они на него в буду­щем? Он про­дол­жал пла­кать, посте­пенно затихая.

Думаю, у мно­гих есть подоб­ные исто­рии, кото­рые даются Гос­по­дом кому-то – в укреп­ле­ние, кому-то – для того, чтобы «яви­лись дела Божии» (Ин. 9:3), кому-то еще для чего-то. Есть и дру­гие исто­рии, про­ти­во­по­лож­ные… Поэтому давать общие реко­мен­да­ции и советы будет не очень пра­виль­ным, но попро­бо­вать разо­браться в пси­хо­ло­ги­че­ских меха­низ­мах этих про­цес­сов мы можем.

Когда крестить: возможен ли выбор? 

Неко­то­рое время назад в СМИ раз­вер­ну­лась бур­ная дис­кус­сия, можно ли кре­стить мла­ден­цев или лучше подо­ждать более зре­лого воз­раста? Не подав­ляем ли мы их волю, не трав­ми­руем ли, при­ни­мая за них реше­ние о выборе веры?

Что можно отве­тить на эти вопросы? В любом про­цессе, свя­зан­ном с детьми, в том числе и в про­цессе воцер­ко­в­ле­ния, сле­дует учи­ты­вать зако­но­мер­но­сти раз­ви­тия. Напри­мер, сен­зи­тив­ные пери­оды, то есть пери­оды, кото­рые создают наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для тех или иных изменений.

Сен­зи­тив­ность – это наи­боль­шая вос­при­им­чи­вость к внеш­ним воз­дей­ствиям. Так, сен­зи­тив­ным пери­о­дом раз­ви­тия речи явля­ется воз­раст от года до трех лет, и если в это время не уде­лять вни­ма­ние обще­нию с ребен­ком, если он будет нахо­диться в ситу­а­ции недо­ста­точ­ного рече­вого обще­ния, то это при­ве­дет к замет­ному отста­ва­нию в раз­ви­тии речи.

Если раз­ви­вать какую-либо пси­хи­че­скую спо­соб­ность у ребенка преж­де­вре­менно – до начала сен­зи­тив­ного пери­ода, это не при­не­сет боль­шого резуль­тата. В то же время, если про­пу­стить этот сен­зи­тив­ный период, опоз­дать в раз­ви­тии – это уже будет малоэффективным.

Дет­ство явля­ется таким сен­зи­тив­ным пери­о­дом для вос­пи­та­ния не только потому, что дети цели­ком дове­ряют взрос­лым или не могут им про­ти­во­ре­чить, а потому, что в этот период про­ис­хо­дит интен­сив­ное созре­ва­ние нерв­ной системы и голов­ного мозга, в резуль­тате чего созда­ются усло­вия для систе­ма­ти­че­ского обу­че­ния и воспитания. 

Мы все знаем, какое впе­чат­ле­ние на нас ока­зали собы­тия, про­изо­шед­шие в нашем дет­стве. Мы хорошо пом­ним и те счаст­ли­вые моменты, то время, кото­рое с нами про­во­дили наши роди­тели, бабушки и дедушки. Но мы также хорошо пом­ним и дет­ские обиды, кото­рые вольно или невольно нам нанесли те же самые род­ные и близ­кие люди.

Нет ни одной пси­хо­ло­ги­че­ской тео­рии лич­но­сти, кото­рая не гово­рила бы о важ­но­сти дет­ского пери­ода, более того, мно­гие из этих тео­рий вообще при­дают дет­ству самое боль­шое зна­че­ние и гово­рят о том, что жизнь взрос­лого чело­века во мно­гом опре­де­ля­ется тем, как он про­вел дет­ские годы.

При этом пси­хо­ло­гами было пока­зано, что наи­боль­шее вли­я­ние на ребенка ока­зы­вает та среда, в кото­рой он нахо­дится. Напри­мер, фран­цуз­ский этно­граф Ж. Вил­лар в одной из своих экс­пе­ди­ций нашел двух­лет­нюю девочку пер­во­быт­ного пле­мени гуайкилов.

Девочка была забыта сопле­мен­ни­ками, когда те поки­нули свое селе­ние. Вил­лар пору­чил девочку своей матери, и в буду­щем эта девочка из дикого пле­мени сама стала извест­ным ученым-этнографом.

Это поз­во­ляет нам понять, как важно вклю­чать малы­шей в цер­ков­ную жизнь с самого ран­него воз­раста. Лич­ность ребенка раз­ви­ва­ется, когда он при­сва­и­вает себе опыт преды­ду­щих поко­ле­ний – те зна­ния, куль­туру, кото­рые были накоп­лены до него. 

Это про­ис­хо­дит в резуль­тате меха­низма иден­ти­фи­ка­ции, когда ребе­нок начи­нает само­отож­деств­ляться с дру­гими людьми, с груп­пой или с какими-то образ­цами. Иден­ти­фи­ка­ция – это меха­низм упо­доб­ле­ния, пере­жи­ва­ние своей тож­де­ствен­но­сти с кем-либо. В ран­нем дет­стве это близ­кие люди – мама, папа, дру­гие члены семьи. Напри­мер, бла­го­даря про­цессу иден­ти­фи­ка­ции малыш пере­ни­мает у нас мимику, осо­бенно улыбку, жесты, инто­на­ции и т. п. Но не только.

Тот образ жизни, кото­рый ведет семья, будет непо­сред­ственно вли­ять на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ребенка. Будет ли ребе­нок само­отож­деств­ляться с пра­во­слав­ной куль­ту­рой, с теми цен­но­стями, кото­рые испо­ве­ду­ются в пра­во­сла­вии, зави­сит только от того, насколько цер­ков­ной жиз­нью будет жить сама семья.

Вопрос выбора стоит только перед взрос­лыми, ребе­нок выби­рать не будет (да еще и не может в силу сво­его раз­ви­тия). Когда роди­тели регу­лярно посе­щают храм, а дома – насто­я­щая малая Цер­ковь, для ребенка жизнь в Церкви ста­но­вится такой же есте­ствен­ной, как жизнь со сво­ими родителями.

 «Не хочу в храм»: каприз или взросление?

С меха­низ­мом иден­ти­фи­ка­ции пара­док­саль­ным обра­зом свя­зан меха­низм обособ­ле­ния, суть кото­рого – в отста­и­ва­нии ребен­ком своей инди­ви­ду­аль­но­сти, в жела­нии выде­литься из числа других.

Уже в ран­нем дет­стве сами роди­тели порож­дают эту спо­соб­ность, когда орга­ни­зуют ситу­а­ции, в кото­рых малыш дол­жен дей­ство­вать само­сто­я­тельно – закрыть дверцу шкаф­чика, отне­сти тарелку в рако­вину, застег­нуть боти­ночки и т. д. Они гово­рят: «Сде­лай сам». И скоро уже ребе­нок твер­дит: «Я сам!»

Пси­хо­логи опи­сали один из пер­вых в жизни чело­века воз­раст­ных кри­зи­сов, назвав его «Я сам», или «кри­зис трех лет». Опи­саны и пред­кри­ти­че­ские «симп­томы»: инте­рес к сво­ему изоб­ра­же­нию в зер­кале, заин­те­ре­со­ван­ность своей внеш­но­стью, инте­рес к наря­дам у дево­чек, жела­ние быть успеш­ным у маль­чи­ков, ост­рые реак­ции на неудачи и неуспех.

Если вы заме­тили подоб­ные осо­бен­но­сти у сво­его малыша – это не грех тще­сла­вия или гор­до­сти, это при­бли­жа­ю­щийся кри­зис, один из наи­бо­лее ост­рых в жизни чело­века, и поэтому надо быть гото­вым к после­ду­ю­щим симптомам.

Ребе­нок ста­но­вится упря­мым, строп­ти­вым, про­яв­ляет нега­ти­визм, когда отка­зы­ва­ется выпол­нять любые тре­бо­ва­ния взрос­лого или дей­ствует наобо­рот (даже если сам того не желает), про­яв­ляет свое­во­лие, обес­це­ни­вает то, что раньше было дорого: может начать ругаться, обзы­вать роди­те­лей, ста­но­вится дес­по­тич­ным и протестующим.

Эти осо­бен­но­сти пове­де­ния могут про­явиться не только в отно­ше­нии роди­те­лей или бра­тьев и сестер, но и в отно­ше­нии веры и всего, что свя­зано с цер­ков­ной жизнью.

Однако стоит пом­нить, что этот период – один из самых тяже­лых не только в жизни роди­те­лей, кото­рым при­хо­дится все это тер­петь, но и в жизни самого ребенка. Именно в этот период начи­нает раз­ви­ваться его само­сто­я­тель­ность, само­со­зна­ние, ребе­нок науча­ется делать выбор!

Появ­ля­ется пони­ма­ние раз­ницы между «дол­жен» и «хочу». В резуль­тате меха­низма обособ­ле­ния ребе­нок начи­нает брать на себя ответ­ствен­ность за свою само­сто­я­тель­ность, а именно с этого начи­на­ется раз­ви­тие личности.

«И каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:46)

Однако здесь есть и свои опас­но­сти. Обособ­ле­ние может иметь двой­ное воз­дей­ствие – с одной сто­роны, появ­ля­ется спо­соб­ность быть ответ­ствен­ным, спо­соб­ность к само­сто­я­тель­но­сти, с дру­гой – это может при­ве­сти к отчуж­де­нию, сде­лать ребенка как бы чужим, отстра­нен­ным не только от своих род­ных, но и от Церкви. И как же тогда быть? Застав­лять ходить ребенка в храм, идти на испо­ведь, под­хо­дить к при­ча­стию, молиться?

Здесь мы можем вспом­нить уже о дру­гих пси­хо­ло­ги­че­ских зако­но­мер­но­стях. В част­но­сти, о таком про­цессе, как моти­ва­ция. Оте­че­ствен­ные пси­хо­логи гово­рят о том, что любые дей­ствия побуж­да­ются моти­вами раз­ного рода. Среди них есть мотивы-сти­мулы, кото­рые под­дер­жи­вают нашу дея­тель­ность, прежде всего с помо­щью эмо­ций, а есть так назы­ва­е­мые смыс­ло­об­ра­зу­ю­щие мотивы – мотивы, кото­рые ведут к обра­зо­ва­нию лич­ност­ного смысла.

Лич­ност­ный смысл – это пере­жи­ва­ние повы­шен­ной зна­чи­мо­сти какого-то собы­тия, дея­тель­но­сти или явления. 

Такое пере­жи­ва­ние появ­ля­ется тогда, когда собы­тие или явле­ние свя­заны с веду­щим, то есть глав­ным, основ­ным в жизни чело­века, мотивом. 

Для того чтобы ребе­нок не отпа­дал от Церкви, чтобы он хотел посе­щать храм, молиться, необ­хо­димо такое пере­жи­ва­ние лич­ност­ного смысла. 

Вообще постро­е­ние системы лич­ност­ных смыс­лов отно­сят к под­рост­ко­вому воз­расту, когда скла­ды­ва­ется иерар­хия моти­вов и можно выде­лить тот самый – основ­ной, веду­щий мотив.

Однако посе­ще­ние храма может быть зна­чи­мым и в более ран­нем воз­расте. Что будет таким лич­ност­ным смыс­лом для ребенка, ска­зать зара­нее невозможно.

Навер­ное, глав­ной целью должно стать обще­ние с Богом, но трудно тре­бо­вать и ожи­дать подоб­ного от детей, поэтому кто-то, как вла­дыка Анто­ний Сурож­ский, най­дет этот смысл в обще­нии с Богом, кто-то обре­тет в храме един­ственно близ­ких дру­зей, кто-то, осо­бенно малыши, воз­мож­ность побыть с роди­те­лями, кто-то еще в чем-то.

«Исследуйте Писания… они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5:39)

Одним из смыс­лов может стать то упо­доб­ле­ние взрос­лым, о кото­ром мы уже гово­рили чуть выше. Напри­мер, это про­яв­ля­ется в стрем­ле­нии пойти на испо­ведь, кото­рое часто можно уви­деть у дошколь­ни­ков. Этим можно вос­поль­зо­ваться для того, чтобы обсу­дить с ребен­ком необ­хо­ди­мость исповедоваться.

Дет­ский воз­раст – самое бла­го­дат­ное время для обу­че­ния, для раз­ви­тия пси­хи­че­ских качеств, когда взрос­лый пере­дает ребенку обще­ствен­ный опыт, рас­ска­зы­вает ему о духов­ной жизни, Еван­ге­лии, свя­тых, об устрой­стве храма. 

До сих пор мы гово­рили об осо­бен­но­стях раз­ви­тия детей, а обу­че­ние, в том числе духов­ной жизни, необ­хо­димо, потому что оно опе­ре­жает раз­ви­тие, ведет раз­ви­тие за собой, хотя обу­че­ние одно­вре­менно должно и учи­ты­вать тот уро­вень раз­ви­тия, кото­рого уже достиг ребенок.

Поэтому часто в вос­крес­ных шко­лах можно уви­деть не только деток с 7 лет, но и дошко­лят, а в неко­то­рых хра­мах орга­ни­зо­ваны даже группы для малы­шей, куда они при­хо­дят вме­сте с родителями.

Мит­ро­по­лит Фила­рет (Воз­не­сен­ский) писал, что бого­зна­ние – наш хри­сти­ан­ский долг, мы должны изу­чать свою веру, ее основ­ные истины. Дошко­лята уже пони­мают, что хорошо, а что плохо, с ними можно гово­рить о том, что такое грех, к чему при­во­дят грехи, что такое совесть, можно обсуж­дать неко­то­рые заповеди.

Млад­шие школь­ники уже спо­собны понять, как раз­ви­ва­ется грех в душе чело­века, что начи­на­ется все с помыс­лов, а завер­шиться может смерт­ным гре­хом, что в любой момент воз­можно пока­я­ние и отказ от греха. 

С ними можно уже гово­рить о доб­ро­де­тели, о том, как учиться доб­ро­де­тели. О том, что молитва  есть раз­го­вор с Богом, и поэтому, даже если не пом­нишь молитвы из молит­во­слова, воз­можно молиться. 

Школь­ный воз­раст отли­ча­ется высо­ким стрем­ле­нием к позна­нию чего-то нового, уче­ние ста­но­вится веду­щей дея­тель­но­стью, то есть такой дея­тель­но­стью, кото­рая в опре­де­лен­ные воз­раст­ные пери­оды при­во­дит к появ­ле­нию важ­ных пси­хи­че­ских ново­об­ра­зо­ва­ний. Внеш­ним резуль­та­том такого обу­че­ния будет зна­ние о Церкви, но более важ­ным ста­но­вится изме­не­ние самого ребенка, у него появ­ля­ется спо­соб­ность к само­раз­ви­тию и самовоспитанию.

Такое обу­че­ние при­во­дит и к тому, что у детей появ­ля­ется более осо­знан­ное отно­ше­ние к цер­ков­ным служ­бам, молитве и исповеди.

Елена Кор­нева
Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №1 (75) 2017 г.
Элек­трон­ная версия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки