Мода по-православному: стиль женщины в храме

Мода по-православному: стиль женщины в храме

(5 голосов4.2 из 5)

Мама все­гда  кра­си­вая и мод­ная, – убеж­дены дети. А что гово­рит о моде и внеш­нем образе Новый Завет? В Еван­ге­лии об одежде упо­ми­на­ется вскользь – о вла­ся­нице Иоанна Кре­сти­теля,  о пла­щах, пости­ла­е­мых наро­дом во время входа Гос­подня в Иеру­са­лим, об одежде Хри­ста, о кото­рой воины метали жре­бий. В одной из притч читаем и о вет­хих одеж­дах –  тех, к кото­рым не при­ши­вают заплат, ото­драв их от новых. Но ров­ным сче­том ничего  не ска­зано, как должно оде­ваться жен­щине в храме.

v4IMG 0403 200x300 - Мода по-православному: стиль женщины в храмеБывает, что при­ход­ские рев­ни­тели бла­го­че­стия спе­шат выста­вить за порог храма тех, кто не соот­вет­ствует при­ня­тому фор­мату, и боль­шин­ство оби­жен­ных на заме­ча­ния обратно не воз­вра­ща­ются. Нужны ли некие стан­дарты достой­ного  и при­лич­ного костюма для уча­стия  в бого­слу­же­нии?  Защи­тят ли  они чув­ства веру­ю­щих и тех, кто на пути к вере? Этим вопро­сам  в новой Рос­сии не один деся­ток лет, а одно­знач­ных отве­тов до сих пор нет.

О смирении… с подиума?

Вспо­ми­на­ется, как лет семь тому назад  в рос­сий­ских СМИ  открыто зву­чала дис­кус­сия по поводу внеш­него облика при­хо­жан. Вслед за духо­вен­ством и обще­ствен­ными дея­те­лями тему одежды для  посе­ще­ния храма под­хва­тили веду­щие дизай­неры мод­ного мира, тот­час  пред­ста­вив­шие свои «пра­во­слав­ные» кол­лек­ции. В сто­лице состо­я­лось несколько фэшн-пока­зов, с точки зре­ния  бомонда – гром­ких, гла­мурно-успеш­ных, а с пози­ции  цер­ков­ных людей – ско­рее, про­валь­ных и вызы­ва­ю­щих острое чув­ство стыда.

Из репор­та­жей СМИ с нашу­мев­шего показа в юве­лир­ном доме «Эстет»  в 2011 году можно было заклю­чить, что пра­во­слав­ную жен­щину моде­льеры пред­став­ляют себе абсо­лютно по-раз­ному. То таин­ствен­ной незна­ком­кой, поверх неуместно глу­бо­кого декольте обер­ну­той в про­зрач­ный газ, то былин­ной рус­ской кра­са­ви­цей в сара­фане с кокош­ни­ком (попу­ляр­ный за рубе­жом этни­че­ский стиль мед­ве­дей и бала­лаек!),  а неко­то­рые – и вовсе неким суще­ством сред­него рода, оде­тым  в бес­фор­мен­ный  бес­по­лый бала­хон из пла­стика и дру­гих «совре­мен­ных» мате­ри­а­лов. Неко­то­рые извест­ные кутю­рье пре­об­ра­зили мане­кен­щиц в юных ретро­град­ных ста­ру­шек, с головы до пят упа­ко­ван­ных в бес­цвет­ные  пла­тья-футляры  из плот­ных неудоб­ных тка­ней туск­лых зем­ли­стых оттенков.

С точки зре­ния про­стой обы­ва­тель­ницы с при­род­ным вку­сом,  все это – от лаки­ро­ван­ного пра­во­сла­вия  и паро­дий на него до запад­ных при­ми­тив­ных пред­став­ле­ний о «рус­ско­сти» – плохо, пошло, ретро­градно, без­ра­достно. Кажется, что про­фес­си­о­налы мод­ного мира узнали о пра­во­слав­ной куль­туре только сей­час и на ско­рую руку сти­ли­зо­вали модели под эти представления.

А вот как вос­при­няли  показ моло­дые модельеры. 

Елена Мака­шова, дизай­нер одежды: «Для меня поня­тия «пра­во­сла­вие» и «мода» не сов­ме­стимы. Точно так же, как «мона­стырь» и «кар­на­вал».

v4IMG 0414 300x200 - Мода по-православному: стиль женщины в храмеОдежда несет свою фило­со­фию и рас­ска­зы­вает о чело­веке: кто он, какое у него обра­зо­ва­ние, каков мир его инте­ре­сов. Она опре­де­ляет, как к нему отно­ситься. О чем должна гово­рить одежда пра­во­слав­ной жен­щины? О сми­ре­нии, одной из основ­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Можно ли ска­зать об этом, глядя на ста­ро­мод­ные или эпа­таж­ные наряды с эле­мен­тами наци­о­наль­ной рус­ской одежды? Если бы мне дове­лось рабо­тать над кол­лек­цией, то это были бы, навер­ное, более про­стые ткани, я при­дала бы им инте­рес­ную форму (слож­ный крой), чтобы инте­ресно было носить моло­дым, сде­лала бы что-то совре­мен­ное. Потому что, к сожа­ле­нию, в пред­став­лен­ной одежде мне не видны ни совре­мен­ность, ни пред­став­ле­ния о цело­муд­рии, чистоте и смирении».

moda4 300x253 - Мода по-православному: стиль женщины в храмеЛюбовь Логи­нова, худож­ник-дизай­нер: «От пра­во­сла­вия на этом показе было очень мало. Да, модели были в плат­ках. Да, боль­шин­ство пла­тьев были длин­ными, но мягко говоря, не радо­вали новиз­ной и све­же­стью идей. В одежде, кото­рую можно отне­сти к пра­во­слав­ному дресс-коду, глав­ное эле­гант­ность и стро­гость, но  не обя­за­тельно, чтобы пла­тье было закры­тым, со сто­еч­кой по шею. Нужно учи­ты­вать осо­бен­но­сти  и тип жен­ской фигуры. Я думаю, пра­во­слав­ная одежда не должна быть зажата в узкие рамки, она может быть цвет­ная, наряд­ная, но подо­брана со вку­сом и отве­чать пра­ви­лам при­ли­чия. Хочется, чтобы пра­во­слав­ные жен­щины своей одеж­дой при­вили людям вкус оде­ваться достойно и эле­гантно, и мно­гие бы уви­дели, что для того, чтобы пока­зать себя, совсем не обя­за­тельно обна­жаться. Одежда обрам­ляет, под­чер­ки­вает нату­раль­ную, есте­ствен­ную кра­соту. Одежда пока­зы­вает сте­пень вос­пи­та­ния жен­щины, сте­пень ее пони­ма­ния ситу­а­ции и места, в кото­рое она при­шла. Так было во все времена».

Стразы и алмазы

28 2236 193x300 - Мода по-православному: стиль женщины в храмеТак давайте пораз­мыш­ляем в сто­роне от поди­ум­ных идей. «Пра­во­слав­ная мода» – сло­во­со­че­та­ние само по себе стран­ное, пара­док­саль­ное.  В начале 20 века соче­тать два этих поня­тия вряд ли при­шло бы кому-то в голову. Навер­ное, потому, что боль­шин­ство  житель­ниц нашей страны так или иначе отож­деств­ляло себя с пра­во­слав­ной верой и пони­мало, что мода – это о сало­нах и балах, а пра­во­сла­вие – совсем о другом.

Правда, тогда  жен­щины всех сосло­вий, от выс­шей знати до про­стых кре­стья­нок, гораздо лучше пони­мали зна­че­ние слов «слу­чай» и «повод», и на каж­дый слу­чай и повод имели заго­тов­лен­ный зара­нее про­ду­ман­ный до мело­чей соот­вет­ству­ю­щий наряд.

Пра­во­сла­вие – о веч­ном, мода – сию­ми­нут­ное настро­е­ние, или, как удачно ска­зал какой-то извест­ный кутю­рье, всего лишь кусок ткани, пере­ме­ща­е­мый по телу жен­щины. Навер­ное, поэтому не увен­ча­лись успе­хом изна­чально доб­рые начи­на­ния ини­ци­а­то­ров показа, и у моде­лье­ров и пред­ста­ви­те­лей Церкви не полу­чи­лось диа­лога.

Одни не уло­вили духа  и смыс­лов пра­во­сла­вия, дру­гие  не оце­нили полета фан­та­зии, затра­чен­ных уси­лий, про­фес­си­о­наль­ных реше­ний, кило­мет­ров доро­гих  полу­про­зрач­ных тка­ней, кило­грам­мов бисера, пай­е­ток и кружев.

Но что делать, если полу­чи­лось неубе­ди­тельно, не похоже на правду?

Мода – все­гда китч, про­ти­во­по­став­ля­ю­щая здо­ро­вой радо­сти исте­ри­че­ские вос­торги шоу, яркий вызов окру­жа­ю­щим, эпа­таж,  выпус­ка­ю­щая на волю сексуальность.

Пра­во­сла­вие – скры­тая от глаз дра­го­цен­ность,  мода – наро­чито бле­стя­щий страз.  Цен­но­сти абсо­лютно раз­ные. Оче­видно, поэтому пра­во­слав­ной моды… не бывает?

Назад в историю

А дол­жен ли вообще пра­во­слав­ный чело­век выгля­деть как-то особенно?

Стоит  загля­нуть в про­шлое, чтобы убе­диться: спе­ци­аль­ной одежды для церкви в исто­рии костюма не было.

Каж­дому пери­оду соот­вет­ствуют свои эта­лоны кра­соты, свои силу­эты и формы, кстати, ино­гда гораздо более эпа­таж­ные и неле­пые, чем сей­час  в среде нефор­маль­ной моло­дежи. Все они отра­жены в  миро­вом искус­стве – осо­бенно в живо­писи, гра­фике и скульп­туре. Стоит только вспом­нить огром­ный испан­ский ворот­ник «фреза» 16 века, напо­ми­нав­ший оде­тый на шею мель­нич­ный жер­нов (кстати, это из-за него при­ду­мали сто­ло­вую вилку – иначе пообе­дать в таком «архи­тек­тур­ном соору­же­нии» на шее было бы невоз­можно). Или жест­кое, стес­ня­ю­щее дви­же­ния фран­цуз­ское пла­тье-робу на метал­ли­че­ском кар­касе с натя­ну­той на него юбкой без еди­ной складки, назы­ва­е­мой «хра­ни­тель доб­ро­де­тели».  Но это – евро­пей­ские при­меры, не так сильно про­ник­шие на рус­скую почву. А вот кор­сеты начала 20 века, в кото­рых жен­ская фигура  неесте­ственно наги­ба­лась впе­ред, а талия затя­ги­ва­лась до объ­ема в 55 см, из-за кото­рых жен­щины  не про­сто испы­ты­вали неудоб­ства, но даже теряли созна­ние, были очень попу­ляр­ными  в Рос­сии. Как и более ран­ние «хво­ста­тые» наклад­ные юбки-турн­юры. При­ме­ров  таких мод­ных изощ­ре­ний много, но все они на какое-то время ста­но­ви­лись обще­при­ня­тыми. Выгля­деть иначе озна­чало бро­сать вызов приличиям.

Как на иконе

Ико­но­пис­ные образы – бога­тый  источ­ник све­де­ний об одежде. Они  глу­боко сим­во­личны, но  при этом отра­жают  реаль­ную моду опре­де­лен­ного вре­мени – Изра­иля вре­мен Рим­ской импе­рии, Визан­тии. Пре­свя­тую Бого­ро­дицу на ико­нах мы при­выкли видеть в  платке-мафо­рии или накидке, кото­рые Она носила по обы­чаю замуж­них иудей­ских жен. Пла­ток наде­вался поверх дру­гой одежды и покры­вал не только голову, он дра­пи­ро­вал почти всю фигуру. Гос­подь Иисус Хри­стос на ико­нах обычно пишется в одеж­дах знат­ных санов­ни­ков Импе­рии: в длин­ной рубашке-хитоне и пря­мо­уголь­ном плаще-гима­тии.  Похоже обла­чены мно­гие вет­хо­за­вет­ные и ново­за­вет­ные святые.

Свя­тые жены – муче­ницы, пра­вед­ницы, жены-миро­но­сицы изоб­ра­жа­ются с покры­той голо­вой, что сви­де­тель­ствует об их пре­бы­ва­нии в молитве и душев­ном стрем­ле­нии к сми­ре­нию. Но ино­гда свя­тых жен  пишут иначе, напри­мер, пре­по­доб­ную Марию Еги­пет­скую, где непо­кры­тая голова – это знак ее исклю­чи­тель­ной аске­ти­че­ски-пока­ян­ной жизни.  Без платка  изоб­ра­жают отро­ко­виц и юных дев – муче­ницу Веру и млад­ших Вели­ких кня­жон на иконе Цар­ствен­ных Стра­сто­терп­цев – Марию и Анастасию.

Одежды на ико­нах  – пре­крас­ные,  наряд­ные, богато укра­шен­ные орна­мен­том  и по-восточ­ному коло­рит­ные. Их эсте­тика пора­жает вооб­ра­же­ние, а декор снова вдох­нов­ляет кутю­рье. Но сего­дня в  таком костюме  вряд ли воз­можно пере­дви­гаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в обще­ствен­ный транс­порт, прийти на работу или в храм. Выгля­деть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?

Костюм за двух­ты­ся­че­лет­нюю исто­рию пре­тер­пел мно­же­ство транс­фор­ма­ций. Форма одежды стала упро­щен­ной, наце­лен­ной на удоб­ство. Появи­лись джинсы…

Мимикрия и царский путь

Автор  книги «Мешают ли джинсы спа­се­нию» Вла­ди­мир Легойда считает:

«При­шло новое поко­ле­ние, огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые, легко назы­вая себя пра­во­слав­ными, о своем внеш­нем виде не заду­мы­ва­ются. Они, не откры­вая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спа­се­нию не мешают, и нео­фит­ский пыл, кото­рый часто замы­кался на форме, даже не пере­жили, ничего не пыта­лись в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмот­рите любую соци­аль­ную сеть, там есть графа «веро­ис­по­ве­да­ние», и все  «пра­во­слав­ные», но фото вполне могут быть пред­ло­жены в жур­налы фри­воль­ного содер­жа­ния. И вот такие не соче­та­е­мые вещи сего­дня соче­та­ются.

Конечно же, внеш­ний вид важен. Одежда имеет свою мифо­ло­гию, это одна из форм про­по­веди. Но здесь вот какая про­блема: Цер­ковь – это не суб­куль­тура, хотя именно опас­ность такого вос­при­я­тия нам сего­дня угро­жает. Цер­ковь в каком-то смысле больше обще­ства, и у Чаши могут встре­титься люди раз­ных «суб­куль­тур».  И я не счи­таю, что у пра­во­слав­ных мирян непре­менно должна быть какая-то осо­бая одежда.

Есть такая мысль – ее при­пи­сы­вали раз­ным отцам пер­вых веков хри­сти­ан­ства, – что хри­сти­ане по внеш­нему виду могут ничем не отли­чаться от людей той страны, в кото­рой они живут, но могут отли­чаться внут­рен­ним состо­я­нием и поведением.

Одно из тре­бо­ва­ний, кото­рое часто предъ­яв­ля­ется к пра­во­слав­ному внеш­нему виду, — скром­ность. Цело­муд­рие (или его отсут­ствие) про­яв­ля­ется и внешне. Если в чело­веке отсут­ствует целост­ность, то эта разо­рван­ность будет про­яв­ляться и в мыс­лях, и в поступ­ках, и в речи, и в одежде. И это осо­бенно хорошо видно в совре­мен­ном мире, в кото­ром очень мно­гое направ­лено на соблазн. Это каса­ется и неко­то­рых тен­ден­ций совре­мен­ной моды, осо­знанно вызы­ва­ю­щих, агрес­сив­ных, про­во­ка­ци­он­ных. Это про­блема нашего вре­мени, это про­блема мира, в кото­ром забыто поня­тие «грех».

Я совер­шенно не хочу огульно осуж­дать совре­мен­ную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отме­тить вещи, кото­рые хотя и не каса­ются длины юбок, но кажутся мне очень важ­ными. Думаю, что пред­ста­ви­тели моего поко­ле­ния трид­ца­ти­лет­них, и тем более стар­шие поко­ле­ния, не могли бы ска­зать своей матери: «Ты сексуальная».

Дру­гая край­ность – небреж­ность, неряш­ли­вость. Я думаю, если на чело­века непри­ятно смот­реть, это не очень пра­вильно с пра­во­слав­ной точки зрения.

Веру­ю­щий чело­век – это вни­ма­тель­ный чело­век. Он при­зван со вни­ма­нием отно­ситься к тому, что он гово­рит, что ест, что думает, как оде­ва­ется. И здесь важно, как все­гда, искать цар­ский путь».

О брюках и язычестве

Инте­ресно мне­ние про­то­ди­а­кона Андрея Кураева:

«Отно­ше­ние к брю­кам не явля­ется устоем пра­во­слав­ной веры. Это не веро­учи­тель­ная, а эти­кет­ная форма, но когда-то за этим сто­яли две серьёз­ные вещи.

Пер­вое. В брю­ках  раньше поря­доч­ные люди вообще не ходили – ни муж­чины, ни жен­щины. Так было в Древ­нем Риме, в Пале­стине, в Визан­тии. Все ходили в туни­ках. А в брю­ках ходили вар­вары. Когда по Кон­стан­ти­но­полю шёл чело­век в брю­ках, то своим видом он пока­зы­вал, что он вар­вар, то есть не хри­сти­а­нин, и его не пус­кали в храм.

Когда вар­вары стали хри­сти­а­нами, этот мотив ушёл. Но появился дру­гой, свя­зан­ный с кар­на­валь­ными пере­оде­ва­ни­ями, кото­рые когда-то имели рели­ги­оз­ный смысл пере­во­ра­чи­ва­ния всего наизнанку. Эти пере­оде­ва­ния на Святки или Мас­ле­ницу были руди­мен­том очень древ­них язы­че­ских риту­а­лов встречи Нового года. Ско­мо­ро­ше­ство, выво­ра­чи­ва­ние всего наизнанку, смена соци­аль­ных ролей, сме­ше­ние муж­ского и жен­ского, моло­дого и ста­рого было раз­ру­ше­нием усто­яв­шихся соци­аль­ных ролей, поэтому пере­оде­ва­ния муж­чин в жен­щин и наобо­рот – это сво­его рода язы­че­ская форма пока­я­ния, выра­же­ние жела­ния жить по-дру­гому.

Но при­шло хри­сти­ан­ство и при­несло иные формы пока­ян­ного пове­де­ния: изме­не­ние не одежд, а сер­дец. А память об этом неко­гда серьёз­ном рели­ги­оз­ном язы­че­ском под­тек­сте пере­оде­ва­ний повлекла за собой нега­тив­ное отно­ше­ние к тому, что жен­щины наде­вают муж­скую одежду.

И нет тут ника­кой дис­кри­ми­на­ции именно жен­щины. Неодоб­ре­ние «пере­оде­ва­ний» каса­ется всех – неза­ви­симо от пола, попро­буйте пред­ста­вить, что при­шлось бы выслу­шать муж­чине, решив­шему зайти в храм в юбке!»

Не «выламываясь» из приличий

Кос­ме­тика суще­ствует веками и также явля­ется частью костюма. Раз­мыш­ляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лице­дей­ства и лице­ме­рия. Если чело­век при­шёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо сто­ять «голень­ким». Жен­ская кос­ме­тика  все­гда была бое­вым рас­кра­сом жен­щин, выхо­дя­щих на тропу охоты. Но откры­вать в храме охот­ни­чий сезон на муж­чин – это как-то нехо­рошо. Это место, где чело­век может быть про­сто чело­ве­ком, а не сек­су­ально зави­си­мым суще­ством. Ну вот, вынес я при­го­вор столь же суро­вый, сколь и спра­вед­ли­вый… А теперь начну его смягчать.

Во-пер­вых, кос­ме­тика Еван­ге­лием… пред­пи­сы­ва­ется: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Счи­та­лось, что кра­си­вые волосы – это волосы бле­стя­щие, и для этого их сма­зы­вали мас­лом или жиром. Но в устах Хри­ста это не кос­ме­ти­че­ский совет, а духовный.

Наша вера и так слиш­ком шоки­ру­юще отлична от ожи­да­ний мира сего. Поэтому не стоит по мело­чам всту­пать с ним в кон­фликт. Не стоит слиш­ком ста­ра­тельно под­чёр­ки­вать нашу ина­ко­вость: ходить в чёр­ных одеж­дах, засте­ги­вать верх­нюю пуго­вицу рубашки, с выра­же­нием бла­го­че­сти­вого ужаса  пере­дви­гаться по улицам…

Если в твоём окру­же­нии при­нято уме­рен­ное поль­зо­ва­ние кос­ме­ти­кой, если оно вхо­дит в пра­вила при­ли­чия в той среде, где живёт и рабо­тает хри­сти­а­нин, то не стоит наро­чито из неё выламываться. 

Может ли быть свя­той жен­щина, кото­рая посто­янно исполь­зует кос­ме­тику? Да! При­мер – св. стра­сто­тер­пица импе­ра­трица Алек­сандра Фёдо­ровна. Но для неё кос­ме­тика была не лич­ным выбо­ром вопреки насто­я­ниям духов­ника, а сле­до­ва­нием семей­ной и соци­аль­ной традиции». 

Ради ближнего

Совет отца Андрея  Кура­ева  «жен­щине, кото­рая спе­ци­ально идёт на службу – одеться «по-цер­ков­ному».

Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услы­шит. Про­сто у св. Иоанна Зла­то­уста есть уди­ви­тель­ное выра­же­ние: «Таин­ство нашего ближ­него». Таин­ство нашего спа­се­ния зави­сит от того, какой мы остав­ляли след в жизни тех людей, с кото­рыми сопри­ка­са­лись. Ранили их или исцеляли.

0 5f377 a45b0244 XXXL 300x242 - Мода по-православному: стиль женщины в храмеНесколько часов дер­жать свой ум в состо­я­нии посто­ян­ной молит­вен­ной сосре­до­то­чен­но­сти – очень трудно. Конечно, чело­век отвле­ка­ется. И тут вы даёте такой пре­красно-закон­ный повод заняться чем-то дру­гим помимо молитвы. И ещё, нам очень важно пом­нить золо­тую фор­мулу хри­сти­ан­ской этики: не я терплю – меня тер­пят. Все мы в Церкви только еле тер­пимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домо­вла­дыка тут – Гос­подь, и Он позвал нас к Себе».

Поды­то­жить хоте­лось бы сло­вами Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Кирилла в его быт­ность гла­вой Сино­даль­ного отдела внеш­них цер­ков­ных свя­зей: «Мы не должны про­из­во­дить впе­чат­ле­ние стран­ных, при­дур­ко­ва­тых людей, если мы хотим быть Цер­ко­вью народа, а не замы­каться в гетто. Мы должны пока­зать при­мер, в том числе и внеш­ним обликом». 

Эсте­тика в Церкви, по его сло­вам, имеет огром­ное зна­че­ние, а это в том числе и внеш­ний вид веру­ю­щих, одежды, убран­ства храма. «Пра­во­сла­вие – это не убо­же­ство, это кра­сота жизни», – под­чер­ки­вал  он в одном из интервью.

Радость и чувство цвета

…С 2011 года инфор­ма­ци­он­ная волна  по поводу цер­ков­ной одежды в СМИ стихла, и веду­щие дизай­нер­ские дома больше не пред­ла­гают созда­вать еди­ный наци­о­наль­ный дресс-код  и выве­рен­ную уни­форму для посе­ще­ния храма.

Но пра­во­слав­ные веру­ю­щие не отча­я­лись и впали от этого в когни­тив­ный дис­со­нанс – те обыч­ные жен­щины, кото­рые  живут цер­ков­ной жиз­нью и при этом все­рьез инте­ре­су­ются вопро­сами стиля, имеют не один удоб­ный и при­лич­ный костюм, не оскорб­ля­ю­щий чув­ства моля­щихся рядом с ними. А потому им не при­хо­дит в голову надеть рва­ные джинсы с рас­тя­ну­той май­кой с лей­б­лом  или над­пи­сью про любовь и обер­нуться поверх этого  урба­ни­сти­че­ского шедевра в пляж­ное парео, ими­ти­руя юбку в пол. Обычно «цер­ков­ный» наряд заго­тов­лен  ими зара­нее и только ждет сво­его часа в шкафу.

Еван­гель­ский взгляд не спо­рит с модой – он вне пере­мен, он устрем­лен поверх наря­дов, направ­лен мимо всего вре­мен­ного.

Любу­ясь наряд­ной  и празд­нично-яркой одеж­дой наших при­хо­жа­нок на Пасху и Тро­ицу, на Пет­ров день, пони­ма­ешь, что пра­во­слав­ная вера – не только борьба со стра­стями и испо­ве­да­ние гре­хов, но радость во Хри­сте, а зна­чит, и кра­сота, и свет, и чув­ство цвета.

Вален­тина Киденко 

Фото из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • валентина, 26.02.2019

    Спа­сибо. Здесь есть и помощь,и подсказка

    Ответить »
  • Марина, 29.10.2018

    Спа­сибо Вам, Вален­тина, за такой все­сто­рон­ний, объ­ек­тив­ный раз­бор этого вопроса, кото­рый так вол­нует всех нас, жен­щин! Хочу доба­вить, что у моей бабушки, кото­рая все­гда жила более чем скромно, в шкафу име­лось (до конца её дней) так назы­ва­е­мое “вос­крес­ное пла­тье”, в кото­ром она ходила в храм. Было оно, как и вся её одежда, скром­ное, как пра­вило, тёмно-синее, но — самое луч­шее, и обя­за­тельно с белым кру­жев­ным ворот­нич­ком. И шар­фик был на голову, тоже белень­кий, из креп­де­шина. В этом “вос­крес­ном” пла­тье и в этом шар­фике её и похо­ро­нили. У неё, у её подруг нико­гда не стоял вопрос, в чём пойти в храм,  — Ну, конечно, в самом лучшем!

    Ответить »
    • Valentina, 30.10.2018

      Марина, спа­сибо, что чита­ете нас и что поде­ли­лись вос­по­ми­на­нием. Дей­стви­тельно, куль­тура вообще, и куль­тура костюма в том числе, у наших бабу­шек была совсем дру­гая. Как и пред­став­ле­ния обо всем. Есть, что поза­им­ство­вать. Желаю радо­сти и наряд­но­сти в храме!:)))

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки