Мы не учили детей самому важному… Слово о воспитании молодежи

Мы не учили детей самому важному… Слово о воспитании молодежи

(4 голоса4.8 из 5)

В Пра­во­слав­ной Церкви слово «вос­пи­та­ние» озна­чает руко­вод­ство. Руко­вод­ство людьми не к каким-нибудь кон­крет­ным идеям, цен­но­стям, иде­а­лам, но при­ве­де­ние чело­века к любви ко Гос­поду Нашему Иисусу Хри­сту. Обмир­щен­ное вос­при­я­тие рели­гии, Церкви пола­гает, что Цер­ковь учит верить в Бога, и только. В то время как основ­ная задача Церкви – это научить чело­века тому, как пра­вильно любить Бога. Эта любовь ко Творцу оста­нется в веч­но­сти, а вера и надежда упразд­нятся в послед­ний день. Верить в Бога для чело­века – все равно что вос­хо­дить по лест­нице, с пер­вой сту­пени на вто­рую, со вто­рой на тре­тью и так далее… Но чело­век не может посто­янно оста­ваться на этом этапе, ему очень сложно посвя­щать всю свою жизнь чему-то такому, во что он про­сто верит. Впро­чем, если он уж очень увле­чен идео­ло­гией, воз­можно, что и смо­жет, как мы часто видим в окру­жа­ю­щей нас повседневности.

Только лишь любовь к Богу может дать чело­веку абсо­лют­ную гар­мо­нию и душев­ный мир. Смысл жизни для чело­века – это обре­те­ние Бога. Хри­стос для нас явля­ется также и Учи­те­лем. Видите, как пре­красно гово­рит нам Гос­подь в Еван­ге­лии: «Научи­теся от Мене…» То есть чело­век учится от Самого Хри­ста, учится из Его слов, Его уче­ния, Его жизни, но более всего из опыта лич­ност­ного обще­ния с Ним, осно­ван­ного на любви. Поэтому этот опыт про­из­во­дит в чело­веке такое дей­ствие, что он побеж­дает любовь ко всему суще­ству­ю­щему в этом мире.

Самое бес­цен­ное, что может пре­под­не­сти Цер­ковь, и что не может дать мир – это Христос

Бра­тия, недо­ста­точно учить наших детей только лишь еван­гель­ским идеям, говоря, что Еван­ге­лие и Цер­ковь – это самое луч­шее, что им могут дать роди­тели, недо­ста­точно гово­рить им, как пре­красна любовь, сво­бода, пра­вед­ность. Само по себе все это, конечно, пре­красно, но глав­ное, в чем сего­дня нуж­да­ется моло­дежь – это научиться любить Бога. Моло­дежь должна знать, что самое бес­цен­ное, что им может пре­под­не­сти Цер­ковь, и что им не может дать мир – это Хри­стос. В любом обще­стве чело­век может научиться любить и ува­жать дру­гих людей, быть чест­ным, искрен­ним, демо­кра­тич­ным, сво­бо­до­лю­би­вым в хоро­шем смысле этого слова. Не было бы нужды Церкви учить всему этому, ведь и в самом есте­стве чело­века все это зало­жено от начала. Мы часто спо­ты­ка­емся на том, что пола­гаем, что Цер­ковь явля­ется некоей идео­ло­ги­че­ской систе­мой и нам доста­точно быть про­сто хоро­шими людьми, что для нас доста­точно выпол­нять только свои хри­сти­ан­ские обя­зан­но­сти. Мы счи­таем, что можно доволь­ство­ваться тем, чтобы наши дети были, как гово­рится, «в рам­ках при­ли­чий», не совер­шали пре­ступ­ле­ний и амо­раль­ных поступ­ков. Часто при­хо­дится слы­шать рас­про­стра­нен­ные заблуж­де­ния отно­си­тельно роли Церкви в обще­стве, и, слыша подоб­ные выска­зы­ва­ния, можно лишь снис­хо­ди­тельно улыб­нуться, но на самом деле это гово­рит о непо­ни­ма­нии ее истин­ного предназначения.

Когда ты любишь Бога, – любовь к Нему не имеет границ

Вот гово­рят, напри­мер: «Пусть он лучше будет в Церкви, чем в тюрьме или где-нибудь с ребя­тами будет упо­треб­лять нар­ко­тики». То есть эти люди пола­гают, что Цер­ковь явля­ется про­ти­во­по­лож­но­стью пре­ступ­но­сти и нар­ко­ма­нии! Здесь может кто-нибудь воз­ра­зить, подобно навью­чен­ному вер­блюду, кото­рого ведут по пустыне околь­ным путем: «Что, неужели нет крат­кой, пря­мой дороги»? Полу­ча­ется, что у чело­века всего два пути: Цер­ковь и нар­ко­тики? Зна­чит тот, кто не ходит в храм, обя­за­тельно будет упо­треб­лять нар­ко­тики? Конечно нет! Чело­век может вовсе не быть хри­сти­а­ни­ном и быть чест­ным, пра­виль­ным, искрен­ним, поря­доч­ным, доб­рым супру­гом и отцом, при­леж­ным уче­ни­ком и так далее. Поэтому мы часто не можем понять, почему наши дети имеют совер­шенно дру­гие отно­ше­ния с Богом. И когда у наших детей про­яв­ля­ется рев­ность по Богу, и они много вре­мени посвя­щают Церкви, мы часто не пони­маем этого, говоря: «Разве тебе недо­ста­точно быть про­сто хоро­шим чело­ве­ком, или хоро­шим уче­ным, зани­маться своей рабо­той и при­но­сить пользу обще­ству? Ну что тебе еще нужно?» Мы счи­таем их стрем­ле­ние к Богу изли­ше­ством, фана­тиз­мом. Как вы дума­ете, почему мы выска­зы­ваем такие мне­ния? Дело в том, что осно­ва­нием нашей духов­ной жизни явля­ется не любовь к Богу, а одно лишь внеш­нее испол­не­ние наших обя­зан­но­стей. «Бог не тре­бует от тебя мно­гого, испол­няй свои обя­зан­но­сти и этого довольно с тебя». Но любовь, бра­тия мои, не имеет пре­де­лов. Когда ты любишь Бога, – любовь к Нему не имеет гра­ниц. Так же, когда ты любишь какого-либо чело­века, тебе посто­янно хочется быть рядом с ним, тебе хочется свя­зать свою жизнь с этим чело­ве­ком. Воз­можно ли огра­ни­чить такую любовь рам­ками, постиг­нуть ее логи­кой? Любовь – это огонь, пла­ме­не­ю­щий в сердце чело­века, дей­ству­ю­щий сво­бодно, именно она руко­во­дит серд­цем чело­века, а не холод­ный рас­су­док. Цер­ковь учит чело­века любить Бога и направ­ляет его к такой любви.

Мы не учили детей самому важ­ному – любви ко Христу

Заме­чено, что в послед­нее время в Цер­ковь стало ходить много моло­дежи. Люди стар­шего поко­ле­ния, навер­ное, обра­тили вни­ма­ние на то, что до опре­де­лен­ного воз­раста почти все дети ходили в храм, соби­ра­лись на духов­ные беседы, моли­лись Богу. И, под­рас­тая, посте­пенно теряли инте­рес к духов­ной жизни. Я говорю о воз­расте с 14 до 18 лет. Потом при­хо­дит время воин­ской повин­но­сти, учебы в инсти­туте и выяс­ня­ется, что труд по кате­хи­за­ции детей, духов­ные беседы, собра­ния – все это было напрас­ным. Как вы дума­ете почему? В чем же наша ошибка? Конечно, в этом воз­расте играют боль­шую роль чело­ве­че­ские сла­бо­сти, наклон­но­сти, увле­че­ние умно­жа­ю­щи­мися соблаз­нами. Но «ошибка», по моему мне­нию, не в этом, а в самой Церкви, но не в Церкви, как в Боже­ствен­ном уста­нов­ле­нии, а в нас, в людях Церкви. К сожа­ле­нию, для нас не было оче­вид­ным, что наши дети в первую оче­редь нуж­да­ются в том, чтобы мы научили их любить Бога. Мы учили их всему: и еван­гель­ским идеям, и быть мило­сти­выми, и любить дру­гих людей, мы очень ста­ра­лись, чтобы они выросли чест­ными, хоро­шими людьми. Но самому важ­ному мы их так и не научили – любви ко Хри­сту. Потому что для нас бого­сло­вие стало некоей отвле­чен­ной фило­соф­ской идео­ло­гией, неким чело­ве­че­ским измыш­ле­нием. Мы нахо­димся в пол­ном неве­де­нии о том, в чем состоит любовь к Богу. По этой при­чине еще недавно мно­гие совре­мен­ные пра­во­слав­ные хри­сти­ане не при­да­вали осо­бен­ного зна­че­ния посту, бде­ниям, испо­веди, при­ча­стию, чте­нию житий свя­тых. Нет. Им доста­точно было читать дру­гие книги. Чело­век, при­зван­ный к лич­ному опыту обще­ния с Богом, огра­ни­чи­вался узкими рам­ками, его вни­ма­ние было направ­лено в совер­шенно дру­гое русло. Поэтому совсем не уди­ви­тельно, что в период наступ­ле­ния совер­шен­но­ле­тия мы посто­янно, одного за дру­гим, «теряем» своих детей. Что гово­рить, конечно, грех силен, осо­бенно когда его познают на опыте. Зача­стую грех при­вле­кает к себе и дер­жит чело­века в плену. С дру­гой сто­роны, что может удер­жать чело­века, чтобы он не отпал от Церкви? Тео­рия? Идеи? Но все это лишь мерт­вые тени вещей. Идея не в состо­я­нии удер­жи­вать чело­века посто­янно, каким бы идео­ло­гом он ни был.

К сча­стью, сего­дня мы живем в совер­шенно дру­гую эпоху. Сего­дня мы видим, что мы вновь встаем на ноги, что мы вер­ну­лись к Цер­ков­ной тра­ди­ции, к нашим кор­ням, мы, если так можно выра­зиться, заново открыли самих себя. Смот­рите, сего­дня мы видим в Церкви моло­дые лица, мы видим людей, любя­щих Бога, людей с абсо­лютно новыми дан­ными и пред­по­сыл­ками. Как и у всех нас, и у них слу­ча­ются паде­ния, у них есть свои про­блемы, труд­но­сти. Однако они вни­ма­тельно слу­шают о любви к Богу. Вот именно об этом им нужно гово­рить сего­дня. Пусть они учатся любить Бога. Когда они любят Его, они откры­вают внутри себя лич­ный опыт Его ответ­ного дей­ствия. Они посте­пенно при­об­ре­тают духов­ный имму­ни­тет, кото­рый ста­но­вится про­ти­во­ве­сом греху. Даже если грех и уяз­вит такого чело­века, то при­сут­ствие любви Божией и зна­ние о ней уте­шит и под­дер­жит его сердце, он стя­жает позна­ние, что невоз­можно спа­стись соб­ствен­ными силами, соб­ствен­ным ста­ра­нием. Хри­сти­а­нин наде­ется только на Божью милость, на Его бла­го­у­тро­бие, на Его без­гра­нич­ную любовь, выра­жен­ную в Его Крест­ных стра­да­ниях за все чело­ве­че­ство. Если мы затра­ги­ваем тему вос­пи­та­ния в Церкви сего­дня, то мы обя­за­тельно должны гово­рить о таком мисти­че­ском опыте, о таком руко­вод­стве, кото­рое при­во­дит чело­века к любви к Богу.

Мит­ро­по­лит Лимас­соль­ский Афанасий

Пере­вел с ново­гре­че­ского Димит­рий Лампадист

Источ­ник: Православие.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки