О практике воспитания, или почему каждый ребёнок – тайна

О практике воспитания, или почему каждый ребёнок – тайна

(2 голоса5.0 из 5)

Научить вос­пи­ты­вать детей в тео­рии невоз­можно. Чтобы стать насто­я­щим отцом, не пасу­ю­щей перед труд­но­стями мамой или муд­рой бабуш­кой, нужен соб­ствен­ный путь проб и оши­бок, но муд­рый чело­век не ста­нет пре­не­бре­гать и опы­том другого. 

Мы решили попро­сить поде­литься сво­ими раз­мыш­ле­ни­ями о вос­пи­та­нии детей воцер­ко­в­лён­ных роди­те­лей, бабу­шек и деду­шек. Сего­дня мы гово­рим об этом выс­шем искус­стве – вос­пи­та­нии малень­кого чело­века – с Арка­дием Мах­су­мо­вым, отцом чет­ве­рых детей (Андрей, 6 лет, Алек­сей и Сер­гей, 3,5 года, Демьян, 1 год).

kagr01 - О практике воспитания, или почему каждый ребёнок – тайна

– Арка­дий, все роди­тели меч­тают убе­речь детей от оши­бок, научить их на своем опыте. Как вы дума­ете – это, вообще, возможно? 

Ведь полу­ча­ется замкну­тый круг: чтобы понять суть про­блемы, ребё­нок дол­жен стать взрос­лым, а ста­но­вясь взрос­лым, он уже может совер­шить мно­же­ство ошибок.

– Я думаю, что убе­речь от всех труд­но­стей нельзя.

Мне кажется, что самая основ­ная и одно­вре­менно самая тяже­лая задача вос­пи­та­ния – сде­лать так, чтобы у ребёнка сфор­ми­ро­вался некий внут­рен­ний ценз.

Невоз­можно ребёнка от всего предо­сте­речь, про­сто нужно ему дать такой пра­виль­ный тра­фа­рет, при­кла­ды­вая кото­рый к вещам, явле­ниям, поня­тиям, он смог бы сам отде­лить зло от добра, научиться четко раз­ли­чать зло во всех его лука­вых и хит­рых проявлениях.

– Нужно, навер­ное, не только нрав­ственно раз­ви­вать детей, но и интел­лек­ту­ально, чтобы они учи­лись думать…

– Да, но и, конечно, нужно вос­пи­ты­вать волю, кото­рая как инстру­мент при­го­дится везде, в том числе и в духов­ной жизни. А луч­шее сред­ство вос­пи­та­ния воли – заня­тия спор­том. Потому что спорт учит пре­одо­ле­вать себя через боль, через уста­лость. Спорт учит искать смыслы, сти­мулы, как-то себя под­ни­мать, как Мюнх­гау­зен из болота за волосы.

Что каса­ется малень­ких детей (3–6 лет) – с ними можно хотя бы ходить в неболь­шие походы. Они же устают быстро, а поход застав­ляет пре­одо­ле­вать уста­лость, потер­петь, смириться.

Походы, и семей­ные, и груп­по­вые, вообще хороши в этом отно­ше­нии. Мне в юно­сти Гос­подь послал хоро­ших учи­те­лей, кото­рые водили нас в гор­ные походы. Это была очень хоро­шая школа: много момен­тов, когда нужно про­явить и вза­и­мо­вы­ручку, и вза­и­мо­по­мощь, не струсить.

Горы выяв­ляют и силь­ные, и сла­бые сто­роны чело­ве­че­ской души. Мне сразу вспо­ми­на­ется песня В. С. Высоц­кого «Если друг ока­зался вдруг». В ней я бы под­пи­сался под любым словом.

– Недавно про­чи­тала в ком­мен­та­риях на одном из пра­во­слав­ных сай­тов жест­кое и совер­шенно неожи­дан­ное мне­ние, что дети в семью при­но­сят только проблемы. 

Все кри­зисы начи­на­ются в семье с рож­де­нием детей, даже до раз­во­дов нередко дохо­дит из-за невни­ма­ния супру­гов друг к другу. 

Вижу, что в вашей семье это не так. Так что же, на ваш взгляд, изме­ня­ется в семье с рож­де­нием детей? Почему в одной семье и чет­веро, пятеро не помеха, а в дру­гой один ста­но­вится при­чи­ной для развода?

– Напол­не­ние жизни должно быть дру­гое, дети здесь ни при чем. Как бы это ни пара­док­сально зву­чало. Дети – это пре­красно, их вос­пи­та­ние – это боль­шой смысл, но ведь не единственный.

Есть ведь бла­го­че­сти­вые люди, создав­шие пре­крас­ные хри­сти­ан­ские браки, кото­рые не могут иметь детей. И по каким-то при­чи­нам и при­ем­ных не могут взять. И будучи про­сто оди­но­кой парой, все равно они могут быть счастливыми.

Даже эта оди­но­кая жизнь, может, в чем-то горест­ная и несчаст­ная, у них не пре­вра­ща­ется в какое-то отча­я­ние. Они всё-таки нахо­дят смыслы, воз­мож­ность слу­жить друг другу, жить друг для друга.

Они не пере­стают быть хри­сти­ан­ской семьей. А бывают и мно­го­дет­ные семьи алко­го­ли­ков, без­от­вет­ствен­ных людей, у кото­рых по 7, по 10 детей, бега­ю­щих голод­ными. И, есте­ственно, между роди­те­лями нет ни мира, ни согла­сия, ни гармонии.

Дело в дру­гом: когда Гос­подь во главе угла, Он всё освя­щает, Он явля­ется и напол­не­нием, и смыс­лом, и под­держ­кой. Он помо­гает этой семье, под­дер­жи­вает. А иначе и не было бы ничего вообще.

kagr02 - О практике воспитания, или почему каждый ребёнок – тайна

– У Вас в семье четыре сына, при­чем почти одного воз­раста. Воз­ни­кает соблазн поду­мать, что вос­пи­ты­вать их очень про­сто – четыре части одного целого. 

А ведь каж­дый из них – это лич­ность, кото­рая в какой-то момент вошла в вашу семью…

– Вы зна­ете, ребё­нок – это такая тайна, что я не могу здесь себе поз­во­лить какого-то мен­тор­ского тона быва­лого отца, кото­рый всё знает и готов рас­ска­зать все секреты.

Сам до сих пор не знаю, кто такой ребё­нок. Это такая широ­кая Все­лен­ная. По-насто­я­щему чув­ству­ешь, что это – дар Божий.

– У вас с каж­дым сыном свои отношения?

– Конечно, каж­дый – непо­вто­ри­мая лич­ность со своим тем­пе­ра­мен­том, харак­те­ром. Отно­ше­ние не то, что теп­лее-холод­нее, ближе-дальше. Никого не делю, люблю всех одинаково.

– К вопросу о любви. Часто люди, когда заду­мы­ва­ются о воз­мож­но­сти иметь много детей, опа­са­ются: а вдруг не хва­тит на всех любви, душев­ных сил? Да и смо­жем ли мы их всех «поста­вить на ноги»?

– Это такой скольз­кий путь, кото­рый далеко может заве­сти. Ведь так мало­душно можно отно­ситься ко всему в жизни. Как в рас­хо­жей шутке народ­ной: «А если бы был ребё­нок, а упало бы на него с печки полено…»

Если ты хоть чуть-чуть хри­сти­а­нин, хоть немножко уче­ник Хри­стов, то научись хотя бы чуть-чуть дове­рять Гос­поду, хотя бы на пол­шага вперед. 

Потому что, если мы будем честны с собой, то пой­мем: мы ничего в этой жизни не кон­тро­ли­руем. Все про­ис­хо­дит по воле Божией. 

И ты пони­ма­ешь, что будет как в притче про того судию: «Гос­подь ли не защи­тит вдов своих?» Кто ты такой, что счи­та­ешь, если тебя вдруг не ста­нет, то Гос­подь оста­вит это чадо, кото­рому Он даро­вал жизнь?

– Пра­во­слав­ные роди­тели меч­тают, как пра­вило, вос­пи­тать своих детей бла­го­че­сти­выми. У них воз­ни­кает некий ико­но­писно-лубоч­ный образ, под кото­рый начи­нают под­го­нять живую душу. Как себя от этого уберечь?

– Какой тяже­лый вопрос! Чело­век взрос­лый-то в таких раз­ных духов­ных состо­я­ниях пре­бы­вает: то ока­ме­не­ешь, как бетон, то вдруг немного отта­ешь, то чув­ству­ешь, что ты фари­сей и хри­сти­ан­ство у тебя всё внеш­нее, и живешь-то ты напоказ.

И ты всё время в дина­мике, пада­ешь и вста­ёшь  – всё время. И в детях это будет отра­жаться. Невоз­можно, чтобы дети как-то сразу поняли, нашли свой путь, если мы его до сих пор ищем.

Хотя, может, детям нашим и проще его будет найти. Потому что, если они с дет­ства знают основ­ное, глав­ное, то им  легче будет идти к Истине.

Гото­вых рецеп­тов духов­ного вос­пи­та­ния нет. Надо чаще обра­щаться к свя­то­оте­че­ской муд­ро­сти, читать отцов, кото­рые пишут о семье, о воспитании.

Есть авторы, кото­рые дают хоро­шие советы и реко­мен­да­ции. Те же «Письма» Паи­сия Свя­то­горца о семье: они очень совре­менны, и, может, поэтому чита­ются так легко.

Сынок

До утра замол­чат игрушки,
Слад­кий сон нару­шать не смея,
Ты сопишь на своей подушке,
Щеч­кой бар­хат­ной розовея.

Не спе­шат, дого­няя, ножки,
Кулачки не дерутся с братом,
Я целую твою ладошку,
Бас­но­словно тобой богатый…

День сверк­нул, как обычно, краткий,
Суеты рас­тво­ри­лась гуща,
Я при­сел у твоей кроватки
И заду­мался о грядущем:

Ты рас­тешь невоз­можно скоро,
Про­не­сется, как утро, детство,
И какую тебе опору
Я оставлю, сынок, в наследство?

С Божьей помо­щью ста­нешь взрослым,
В ширину раз­да­дутся плечи,
И тогда на твои вопросы
С лег­ким серд­цем ли я отвечу?

Как пой­дешь ты, с откры­тым взглядом?
Свет­лой будет твоя дорога?
Не отра­вишься слад­ким ядом
В нашем мире, забыв­шем Бога?

В этой жизни, где зло повсюду
Не к груди под­сту­пает  – к шее,
Что тебе гово­рить я буду
И чему научить сумею?

Я и сам-то, сынок, страдаю,
Не сумев посту­пить, как надо,
Спо­ты­ка­юсь, встаю, блуждаю
В этом цар­стве греха и смрада…

Как тебя под­го­то­вить к бою
С самым труд­ным вра­гом спасенья,
В веч­ной схватке с самим собою —
С рав­но­ду­шием, ску­кой, ленью…

И к Отцу всех отцов взывая,
Помо­люсь: мило­серд­ный Боже!
На любовь Твою уповаю,
Знаю, Ты мне все­гда поможешь!

Арка­дий Махсумов

Бесе­до­вала Марина Шмелева
Источ­ник – «Пра­во­слав­ное Заволжье»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Ольга, 05.01.2021

    Бла­го­дарю за ста­тью! Какой душе­щи­па­тель­ный стих! Спаси Господи !

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки