Письма о детях (Феофан Затворник)

Письма о детях (Феофан Затворник)

(4 голоса5.0 из 5)

Стал­ки­ва­ясь с про­бле­мами в вос­пи­та­нии детей, нам сле­дует обра­титься за помо­щью и сове­том к духовно опыт­ным настав­ни­кам. Письма свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника — бес­цен­ное богат­ство духов­ного опыта, кото­рый можно при­ме­нить на практике.

Здесь пред­став­лены отрывки пере­писки свя­ти­теля с теми духов­ными чадами, кото­рые избрали супру­же­ство как один из зем­ных путей, веду­щих ко Спа­се­нию. Мы видим, насколько настав­ле­ния свя­ти­теля духовно глу­боки и точны, и как необ­хо­димы совре­мен­ным роди­те­лям, потому что каж­дое слово свя­ти­теля согрето любо­вью и забо­той, каж­дое слово обра­щено к нам, ищу­щим помощи и совета.

Семья — крест житей­ский для ея главы

Сму­щает вас внеш­нее поло­же­ние, и насто­я­щее и осо­бенно буду­щее, не столько за себя, сколько за семью. — Воз­вер­зите на Гос­пода печаль свою. И моли­тесь, да устроит, как Его св. Воле угодно. Семья ваша разве не Божия?

И об ней разве Он не про­мыш­ляет, как и о всех? — Молиться же о сем ника­кого нет греха… Кто научил нас в молитве взы­вать: хлеб наш насущ­ный даждь нам… не оскор­бится, когда воз­зо­вем и о про­чем житей­ском, все впро­чем пре­да­вая во свя­тую волю Его.

— Семья — это житей­ский крест для главы! Терпи, покор­ствуя Гос­поду, и все с своей сто­роны делая, все пре­дай в волю Божию.

При­го­тов­ле­ние моло­дых супру­гов к рож­де­нию дитяти

Вареньку бла­го­слови Бог бла­го­по­лучно раз­ре­шиться… Имена у нас стали выби­рать не по-Божьему, По Божьему вот как надо. Выби­райте имя по свят­цам, или в какой день родится дитя, или в какой кре­стится, или в про­ме­жутке и дня в три по Кре­ще­нии. Тут дело будет без вся­ких чело­ве­че­ских сооб­ра­же­ний, а как Бог даст: ибо дни рож­де­ния в руках Божиих.

И пирушки на радо­стях о рож­де­нии тоже криво пошли. Если сдю­жа­ешь, пере­верни на дру­гой лад и это. Бед­ным и нуж­да­ю­щимся раз­дай, что сле­до­вало потра­тить на пирушку. И это без вся­ких сооб­ра­же­ний. Каких бед­ных Бог пошлет, тем и раз­дай. Бог все видит. Говорю: если сдюжаешь.

Потому что, может быть, очень трудно тебе пере­ло­мить это.

Еще бла­го­слов­ляю Вареньку. Бла­го­слови вас Гос­поди обоих, — и буду­щее дитя ваше.

Настав­ле­ние бере­мен­ной жене

Милость Божия буди с вами!

И еще Бог дает вам иметь плод чрева… Поздрав­ляю! Гос­подь, дав­ший его, да даст ему и доб­рый исход на свет Божий. Без труд­но­стей, конечно, это не бывает. Так поло­жил Бог в начале в ука­за­ние на то, что сде­лала пер­вая жена — мать всех нас. Но и в труд­но­стях есть сте­пени, Гос­подь да сми­лу­ется над вами и да сотво­рит сии труд­но­сти, сколько можно, менее чувствительными.

Хотите вы заслу­жить сию льготу?! Облег­чите себя от всех грехов.

Теперь по необ­хо­ди­мо­сти вы часто быва­ете в покое недви­жимы… И больше име­ете вре­мени заняться собою и себя осмот­реть. Осмот­рите хоро­шенько, как самый стро­гий след­ствен­ный судья, — все неис­прав­но­сти затем осу­дите, рас­кай­тесь в том и пожа­лейте, что оно запу­щено, потом испо­ве­дуй­тесь, полу­чите раз­ре­ше­ние и нако­нец при­ча­сти­тесь Св. Хри­сто­вых Тайн. Всем этим вы заслу­жите встре­тить ожи­да­е­мую и желан­ную льготу.

Есть две вещи, кото­рыя наво­дят на нас гнев Божий, тяго­тя­щий и тес­ня­щий: непри­язнь к дру­гим и похоть, а пер­вой бывает боль­шой простор.

Извольте потру­диться: всё, чем обна­ру­жи­вала себя она в вас, выяс­нить и поло­жить пре­сечь без раз­ду­мы­ва­ний, как бы это бла­го­видно ни казалось.

Непри­язнь, вме­сто людей, обра­тите теперь на то, чем она в вас обна­ру­жи­ва­лась и изверг­ните то вон. Слу­ча­лось вам читать или слы­шать слова Апо­стола: Сердце мое рас­про­стра­ни­лось к вам? Так рас­про­стра­ните и вы свое сердце и за то полу­чите иско­мое и желаемое.

Желаю вам всего хоро­шаго во всех отно­ше­ниях! Бла­го­слови вас Господи!

Ваш доб­ро­хот Е. Феофан

О рож­де­нии души

Где нахо­дятся души до рож­де­ния?! — Души не пред­су­ще­ствуют. А как они начи­нают быть, не ведаю. — Я раз­ли­чаю в чело­веке дух и душу.

— Душа — такая же, как у живот­ных, и полу­ча­ется есте­ствен­ным путем от роди­те­лей, как души всех живот­ных — из земли, из некоей миро­вой души сна­чала, а потом есте­ствен­ным путем. Однако ж душа не дела­ется чрез то вещественной.

— Дух вды­ха­ется Богом, как в начале. — Ибо про­дол­же­ние тва­рей есть повто­ре­ние их начала. Все, что есть в чело­веке, устрем­ля­ю­щего его от земли горе’, при­над­ле­жит духу. О сем — напе­ча­тан­ныя письма трак­туют, — о зна­че­нии, т.е. духа, а не о про­ис­хож­де­нии. — Луч­шее реше­ние есть: душа явля­ется на свет как и весь чело­век, так, как Бог то ведает.

Судьбы иди­о­тов и некре­щен­ных людей

Иди­оты — да ведь только для нас иди­оты, а не для себя и не для Бога.

Дух их своим путем рас­тет. — Может статься, что мы, муд­рые, ока­жемся хуже иди­о­тов. — А дети — все Ангелы Божии суть. — Не кре­щен­ных, как и всех вне веры сущих, надо пред­став­лять Божию мило­сер­дию. — Они не пасынки и не пад­че­рицы Богу. Потому Он знает, что и как — в отно­ше­нии к ним — учре­дить. — Путей Божиих без­дна! — Такие вопросы сле­до­вало бы решать, если бы на нас лежал долг всех при­з­реть и при­стро­ить. Как это не воз­ло­жено на нас, то и оста­вим пещись о них Тому, Кто печется о всех. Свою душу спа­сать надо. — Враг — губи­тель душ — чрез рев­ность о спа­се­нии всех, — остав­ляет в пагубе душу того, кому вла­гает такие мысли. Св. Анто­ний Вели­кий заду­мался одна­жды об уча­сти людей. Ангел Гос­по­день явился ему и ска­зал: «Анто­ний! Себе вни­май. А то не твое дело».

Молитва роди­те­лей о детях

Милость Божия буди с вами!

Детей вра­зум­лять есть долг роди­те­лей — стало быть и ваш. И бояться чего? Слово любов­ное нико­гда не раз­дра­жает. Коман­дир­ское только ника­кого плода не про­из­во­дит. Чтобы детям бла­го­сло­вил Гос­подь избе­жать опас­но­стей, надо молиться и день, и ночь. Бог мило­стив! Он имеет много средств предот­вра­щать, — какие нам и в голову не при­дут. Бог всем правит.

Он муд­рый, все­б­ла­гий и все­мощ­ный Пра­ви­тель. И мы при­над­ле­жим к Цар­ству Его. Чего же уны­вать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо забо­титься — как бы не оскор­бить Его, и Он не вычерк­нул бы вас из числа Своих. Бла­го­слови вас Господи!

Крест мате­рин­ский

Милость Божия буди с вами! Хри­стос воскресе!

Тру­ди­лись много боль­ного ради и сва­ли­лись. Вам можно уте­шать себя тем, что не по своей вине сва­ли­лись. Хоть Андрей и не стоит того, но Гос­подь по мило­сти Своей и ради вашей мате­рин­ской любви и тер­пе­ния ради оскорб­ля­ю­щего вас, при­мет уход за ним, как уход за Собою: болен бех… Даруй вам Гос­поди опра­виться… к тому вре­мени, как весен­ний воз­дух уста­но­вится… чтоб осве­житься им и новую вдох­нуть крепость.

Илья — утеха ваша; и ваше упо­ва­ние, что за его к вам доб­рое рас­по­ло­же­ние Гос­подь осе­нит его Своим бла­го­сло­ве­нием, не тщетно.

Гос­подь мило­сти­вый сжа­лится нако­нец над вами и пошлет вам устро­е­ние быта житей­ского отрад­ное. Тер­пите бла­го­душно. Ваш крест —крест Гос­по­день, — мно­го­плод­ный, — только не здеш­ними плодами…

Духов­ных вам уте­ше­ний желаю, — таких, чтоб ради их отсек­лось вся­кое жела­ние здеш­них уте­ше­ний. Бла­го­слови вас Господи!

Ваш доб­ро­хот Е. Феофан

Настав­ле­ние матери при болезни дочери

Милость Божия буди с вами!

Какая вы муд­ре­ная?! Не поскор­беть, конечно, нельзя; но уби­ваться какой смысл? Что за беда, что забо­лела дочь? Побо­лит и оздо­ро­веет. Ведь не все забо­ле­ва­ю­щие уми­рают. С какой же стати вы про­во­жа­ете на тот свет дочь, когда она только что забо­лела? Что ей стало хуже обыч­ный поря­док болезней.

Было хуже, а когда до вас дое­хал нароч­ный, ей уж лучше стало. А когда при­е­дете туда, уви­дите, что она ходит по комнате.

Конечно, все мы в руках Божиих, — и смерть каж­дого может застать в каж­дую минуту.

У боль­ного та осо­бен­ность, что смерть, если ей суж­дено придти, при­дет не вне­запно. В этом отно­ше­нии — выгода у забо­лев­шей от болезни. Она может поду­мать о себе и при­го­то­виться к исходу по-хри­сти­ан­ски. Вот об этом и надобно поза­бо­титься теперь паче, нежели уби­вать себя гореванием.

Поло­жим — самое боль­шое — что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только под­вер­га­ется сему? Ведь и мы все умрем. Она — ныне, мы — зав­тра. Какая раз­ница? Умрет ведь не она… Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела лучше будет, чем с телом.  Вышедши из тела, к вам при­ле­тит… и будет лас­кать вас. Она будет гово­рить душе вашей: ах, мама, как мне хорошо! Бро­сай ско­рей землю и пере­ходи ко мне. Она не будет в состо­я­нии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.

Так вот видите,— что не только по при­чине болезни, но даже и по при­чине смерти, если бы она слу­чи­лась, не сле­дует уби­ваться. И извольте сей­час же встать, оду­ше­виться и быть покой­ной… и всех тем утешить.

Бла­го­слови вас Гос­поди! — и даруй душе вашей утешение.Спасайтесь!

Ваш бого­мо­лец Е. Феофан

Невни­ма­ние от детей

Невни­ма­ние от сыно­вей должно быть очень чув­стви­тельно. Потер­пите и их, любо­вию покры­вая их неис­прав­ность. Бог даст, при­дут в чув­ство и рас­ка­ются. И все пой­дет как по мас­лицу. Бла­го­слови вас Господи!

Роди­тель­ское про­кля­тие загла­жда­ется молит­вою и бла­го­сло­ве­нием про­кля­того чада.

Ваше отлу­че­ние, изре­чен­ное сыну, было пло­дом рев­но­сти по Богу и любви к сыну, искав­шей сим спо­со­бом вра­зу­мить его. Какой же тут грех?!

Дру­гое дело — мысль о силе сего отлу­че­ния. Но где вы нашли, чтобы еди­но­лич­ное отлу­че­ние, как громко ни про­кричи его, дей­стви­тельно отлу­чало от Церкви? Стало быть, и этого нечего тут видеть?! — Гово­рите, что это отлу­че­ние стало сте­ною для сына вашего между им и Церковию.

Если он не от упор­ства и раз­дра­же­ния гово­рит вам нечто бого­хуль­ное, а по убеж­де­нию, то эта стена уже была. А если этого послед­него не было (убеж­де­ния), то ваши слова не могли воз­двиг­нуть сей стены. Его речи были пусто­ре­чием, равно как слова неве­рия, — не неве­рие, а про­сто смя­те­ние ума или мыс­лей, наве­ян­ных совне. Это есть состо­я­ние бро­же­ния или пере­бра­жи­ва­ния. Судить по нем чело­века нельзя. Так и сына вашего. Я пола­гаю, что он верует и по ошибке счи­тает бро­же­ние мыс­лей за неве­рие, что неза­конно. Моли­тесь. Гос­подь не даст ему остаться в этом смя­те­нии. Ибо все системы ново­мод­ные очень шатки и непрочны. Сам уви­дит и бро­сит их.

Что вам сде­лать с вашим отлу­че­нием? Мне дума­ется, помо­лив­шись, изречь гласно оте­че­ское бла­го­же­ла­ние, как изре­чено отлу­че­ние. И сде­лайте так. Пере­го­во­рив, конечно, с сыном, если удобно… помо­ли­тесь, и с верою в Гос­пода бла­го­сло­вите его вся­че­ски… И аминь.

Пре­дел мате­рин­ского попе­че­ния об устрой­стве жизни и быта детей

Сне­дает вас забота о детях… и их семей­ном быте, а совесть пре­тит. Если совесть пре­тит, то зна­чит, дело уж черес­чур. И надо его ума­лить. Поло­жите себе, во-пер­вых, не пытать, что им нужно, а когда узна­ете без пыта­ния, тогда, что важно и трудно, за то бери­тесь, а что мало и легко, то и сами спра­вят. Так поне­множку и отвык­ните. Без забот и попе­че­ний как прожить?

Но все в меру, а глав­ное, с пре­да­нием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устро­ить детей, а Богу ничего не предо­став­ля­ете. А на деле надо все Богу отдать, не пре­кра­щая, конечно, и сво­его попе­че­ния, но не при­да­вая ему и слиш­ком много зна­че­ния. Если Бог не бла­го­сло­вит детей, то что вы одни сде­ла­ете? Да не ста­нет ли Бог смот­реть на них рав­но­душно по при­чине ваших забот? И вый­дет, что вы хло­по­тами ничего не сде­ла­ете проч­ного, и Бог не ста­нет делать для них из-за вас. Вме­сто добра вый­дет худо. Уверь­тесь в этом и этим уме­ряйте свою забот­ли­вость. Это враг вас мутит. Со вся­кою немо­щию душев­ною сле­дует тот­час обра­щаться с молит­вою к Гос­поду, прося Его исце­лить. Затем, упо­треб­ляя и от вас зави­ся­щие сред­ства и соб­ствен­ные уси­лия, ждите помощь свыше, и Гос­подь в свой час пошлет помощь и исце­лит. Без Гос­пода ника­кое добро не уко­ре­ня­ется в сердце.

О вос­пи­та­нии девочки

Девочку учить надо… Вся­кий раз, как про­рвется худое, тол­куйте ей, как это нехо­рошо, — и при­бав­ляйте, что так мужички только делают. Кто ни уви­дит тебя, будет гово­рить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичков…

Ино­гда штра­фуйте… не давая ей в этот день чего-либо, что она любит… Но нико­гда сер­ча­ния не выка­зы­вайте… чтобы видело дитя, что вы дела­ете это по любви одной.

Настав­ле­ние матери в руко­вод­стве сыном

О сыне много не тужите. Каков нрав, смот­рите; а жизнь потом заста­вит пере­кре­ститься. — Что любит стя­жа­ния, это еще не вели­кая беда. Сте­пен­нее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и проч. Надежду только при име­нии на Бога воз­ла­гать надо — часть уде­лять неимущим.

Учите его по копейке давать бед­ному, хоть в вос­кре­се­нье только. Начав с этого, и далее пойдет.

И молит­вою не доку­чайте; можно надо­есть. Сове­туйте ему хоть немного, да молиться утром и вече­ром, не читая ника­ких молитв, а так умно очи к Богу воз­водя. Вече­ром — Бога побла­го­да­рить за день, утром попро­сить о дне, — сво­ими сло­вами, как зна­ешь, — только бы делом. И этого довольно.

Поклоны — три-пять — с такими мыс­лями. И днем ино­гда пусть обра­ща­ется к Богу с крат­кою молит­вою: Гос­поди, поми­луй, бла­го­слови, Гос­поди. Больше этого не нужно. «Трудно ли это, — ска­жите ему. — Ну, как доставь мне уте­ше­ние что будешь делать так».

Моло­дежь жить на земле и по-зем­ному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забы­вать, что на земле мы на время —и корот­кое; — стало, хоть и земны, но не для земли полу­чили бытие.

Заблуд­ший сын

С сыном, правду гово­рите, лучше не тол­ко­вать о рели­ги­оз­ных делах. Моли­тесь только усерд­нее… и Гос­подь поми­лует его, послав ему свет бла­го­дати, про­све­ща­ю­щей и вра­зум­ля­ю­щей, — и все коле­ба­ния прогоняющей.

Буй­ный сын

О буй­ном сыне моли­тесь. Бог даст укро­тится. Это у него наве­ян­ное моло­де­че­ство. А пока-то при­дет укро­ще­ние его — даруй вам Гос­поди тер­пе­ние. Уте­шай­тесь дру­гими сыно­вьями… и доволь­ствуй­тесь тем. Да даст им Гос­подь про­быть неиз­мен­ными в доб­рых настро­е­ниях своих. Павел ваш — чудо, что ходит в цер­ковь. Нынеш­них уча­щихся не затя­нешь туда на аркане. Такое дур­ное направ­ле­ние при­няло наше учение.

Уход матери за дитятей

Матушку Чер­ничку укрепи Гос­подь. Пусть смот­рит на труд уха­жи­ва­ния за малют­кою не как на дело, от людей воз­ло­жен­ное, и для людей дела­е­мое; а как на дело, самим Гос­по­дом пору­чен­ное, и Ему при­ят­ное. Пусть зрит Гос­пода и в созна­нии гово­рит Ему: Тебя ради, Гос­поди, делаю. Помоги мне и при­ими бла­го­склонно труд сей.

Мате­рин­ское настав­ле­ние вспыль­чи­вой дочери

Очень жалею, что Чер­ничка бывает резка… Надо ее поучить, чтоб навыкла вла­деть собою. Делайте так… Когда про­рвется эта немочь, вы ничего не гово­рите ей. Потому что и вы немного неспо­койны быва­ете, и она в сму­ще­нии или вол­не­нии некоем. Добра ника­кого не вый­дет гово­рить в таком состо­я­нии. Но когда успо­ко­и­тесь оба… в тот же день, или в другой…начинайте ей гово­рить мате­рин­ски… Хочешь быть умни­цею, разумницею?

Нико­гда не допус­кай сла­бо­сти, чтоб у тебя сры­ва­лось что с языка, или про­ры­ва­лось дви­же­ние, пока­зы­ва­ю­щее, что у тебя на душе есть некая неуря­дица… Это все­гда уни­жает… и пока­зы­вает, что ты не уме­ешь вла­деть собою. — Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совер­шенна… Это совсем немуд­рено сде­лать… Делай так: когда при­хо­дит в дви­же­ние душа, укроти сие дви­же­ние и тогда говори и дей­ствуй; а пока смя­те­ние есть — перемолчи…

Несколько опы­тов — может быть не совсем удач­ных — дове­дут до удач­ных… и конец.

Желаю от всей души успеха во всем. Спа­сай­тесь! Бла­го­слови Господи!

Ваш бого­мо­лец Е. Феофан

Скорби роди­те­лей при потере детей

Милость Божия буди с вами!

Не поскор­беть — нельзя не поскор­беть. И скорби. Это так нату­рально, что и Гос­подь, везде сый, смотря на вашу скорбь, не оскор­бится, что с болез­нию сердца встре­ча­ете то, что Он, конечно, по любви к вам, бла­го­во­лил послать вам. Так скор­бите, но в меру, — по-Иовлев­ски. У него целых десять детей зараз взято… Конечно, и он скор­бел, но не давал скорби своей раз­ли­ваться до без­мер­но­сти, пре­по­беж­дая ее бла­го­ду­шием, из пре­дан­но­сти в волю Божию рож­дав­шимся. «Гос­подь даде, Гос­подь отъят. Яко Гос­по­деви изво­лися, тако бысть». Напря­гай­тесь и вы взойти до такой же пре­дан­но­сти, — и если ея недо­ста­нет, вопийте ко Гос­поду, близь сущему и ско­ро­по­слуш­ному, — и Он подаст.

Вы сами ука­зали источ­ник, откуда сле­дует чер­пать уте­ше­ние, — из той веры, что дети ваши живы и нахо­дятся в луч­шем поло­же­нии, нежели, как были у вас на оте­че­ских и мате­рин­ских руках. Они не лишены и обще­ния с вами, но бывают при вас. — Я думаю, что они очень изум­ля­ются, видя, что вы пла­чете, и спра­ши­вают друг друга: чего пла­чут папа и мама? Нам так хорошо. Мы к ним не хотим, а хотим, чтобы они ско­рей к нам переходили.

Горе ваше по ото­шед­шим уве­ли­чи­ва­ется обман­чи­вым пред­став­ле­нием их по смерти! Вооб­ра­жаем их, как лежат в гробе, как в сырую и мрач­ную опу­щены землю… А на деле ведь так бывает, что как душа вышла из тела, так идет особо от тела. Там ее, в той осо­бен­но­сти и вооб­ра­жать надо, — «в месте светле и про­хладне». А мы себя тер­заем — почти что попу­сту. Извольте себя успо­ка­и­вать поне­многу, и совсем успо­ко­и­тесь. Не забудьте и бла­го­да­ре­ние Богу воз­слать, ибо за все надо Бога бла­го­да­рить. Желаю вам в этом пол­ного успеха. Бог вся­кой утехи да уте­шит вас Своим оте­че­ским утешением.

 Да чему мы и учи­лись? Надо пока­зать и Богу, и людям, что не на воз­дух же твер­дили вам боже­ствен­ные истины. Бла­го­слови вас Гос­поди и утешь.

Ваш бого­мо­лец Е. Феофан

* * *

Милость Божия буди с вами!

Что горько, то горько… Об этом нечего… И опять скажу вам: горюйте в меру. Прой­дите серд­цем обе­то­ва­ния нашей свет­лой веры, и сколько вы почерп­нете из ней созер­ца­ний в уте­ше­ние скорби вашей?! Или не верите, что Бог лучше вас знает, что для вас с супру­гою и для детей ваших душеполезно?

Или пола­га­ете, что Бог забыл о вас, и про­пу­стил слу­чив­ше­еся с вами без вни­ма­ния, и оно слу­чи­лось без осо­бого направ­ле­ния во благо вам? Или вы у Бога пасы­нок и пад­че­рица… а не сын и дщерь?! Вы уткнули свое вни­ма­ние все на горест­ную сто­рону дела… и не узре­ва­ете Божией в том о вас попе­чи­тель­но­сти?! А она дей­стви­тельно есть…

Не ося­за­ете ее?! Она такова и есть, не ося­за­ема в насто­я­щем… а узре­ва­ема после. Вос­кре­сите же веру… и, как река, польются оттуда утешения.

Рас­скажу вам слу­чай… В СПб одна боль­шая барыня… поте­ряла троих детей, умнень­ких, милень­ких, бла­го­нрав­ных, — осо­бенно стар­шая была бла­го­го­вей­ного настро­е­ния и умела молиться… Мало тут горя?! Но этого мало. Спу­стя немного и мужа лиши­лась… и этого мало: оста­лась ни с чем…

Горю не было пре­дела. Мужа­лась, пре­да­ва­ясь молит­вам в волю Божию. Но скорбь грызла… Нако­нец сми­ло­вался Гос­подь, и в уте­ше­ние послал сон… Видит мужа в полу­су­мрач­ном состо­я­нии. Спра­ши­вает: «Что тебе, как?»

— «Ничего, — гово­рит, — мило­стив Гос­подь. Но надо потер­петь, пока отой­дет эта мгла». — «А дети?» — «Дети там… — ука­зы­вая на небо, ска­зал он»,

— «А Маша?» (это стар­шая, лет 5‑ти) — «Машу посы­лает Бог на землю уте­шать скорбящих…»

С тех пор ото­шла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. Попали б они туда, если б живы оста­лись? Так вам, роди­те­лям, чего же лучше желать для детей?! И уста­но­ви­тесь в этой мысли… что участь детей ваших устро­и­лась наи­луч­шим обра­зом… И пере­станьте скор­беть. Ведь и сами помрете… Будет кому встре­чать вас… а, пожа­луй, и защи­щать… даруй вам Гос­поди вся­кого утешения.

Ваш бого­мо­лец Е. Феофан

* * *

Милость Божия буди с вами!

Очень жалею о ваших поте­рях. Гос­подь да уте­шит вас! Ищете у меня уте­ше­ния по преж­ним слу­чаям… Очень рад уте­шить вас. Но ведь одна и та же песня во вто­рой и тре­тий раз уж не остав­ляет того впе­чат­ле­ния, какое сде­лано в пер­вый. А в насто­я­щих ваших скор­бях ничего нельзя при­ду­мать нового… все та же речь: пре­дайте себя и все свое в руки Божии, и с Его опре­де­ле­ни­ями согла­суй­тесь все­душно — всем серд­цем. Тогда тень скорби, покры­ва­ю­щая слу­чай, нач­нет редеть и не дивно, что совсем рас­се­ется. Как это? — сквозь при­скорб­ное узреем бла­гого — и на сей век и на будущий.

Сие да дарует Гос­подь узреть уму вашему и почув­ство­вать серд­цем. Моли­тесь! Гос­подь изо­льет вам в сердце потреб­ное утешение.

Для роди­те­лей что уте­ши­тель­нее, как быть уве­рен­ным в бла­жен­ной уча­сти детей. Детки ваши все пошли в рай. В этом и сомне­ния быть не может. А если б оста­лись живыми, то уве­рен­ность в этом не могла бы иметь места. Она воз­можна и при этом; но много инстан­ций, не даю­щих поло­жить, что так и будет.

Взи­рая теперь на сие луч­шее и тем уте­ша­ясь, с уве­рен­но­стию при­не­сите сему в жертву удо­воль­ствие, какое доста­вили бы вам дети, оста­ва­ясь живыми, поставьте в парал­лель сему воз­мож­но­сти, каким могли под­верг­нуться дети, при всем ста­ра­нии о них… Таким обра­зом, видите, что Гос­подь избав­ляет вас дей­стви­тельно свет­лою уча­стию детей от встречи уча­сти их худ­шей и непоправимою.

Мило­сер­дый Гос­подь, Отец всех, и скор­бя­щих паче, да пошлет вам уте­ше­ния — откуда весть. И Вла­ды­чица, всех скор­бя­щих радость, да пора­дует вас.

Ваш доб­ро­хот Е. Феофан

Вос­пи­та­ние детей — дело, Богу угодное

Взяли вы на себя хоро­шее и пре­хо­ро­шее дело — ходить за малюткою.

(Взята сиротка на вос­пи­та­ние.) Вы напрасно бес­по­ко­и­тесь, что ино­гда крик дитяти отры­вает вас от молитвы, будто от дела Божия к делу, чуж­дому Бога.

И то и дру­гое — Божие дело. Богу при­ятно, когда детки Его к Нему устрем­ляют очи свои в молитве… но не менее Ему при­ятно, когда они, люби­мые детки, забот­ливо спе­шат при­смот­реть за дру­гими Его дет­ками. Так не сму­щай­тесь. И молясь, дело Божие исправ­ляйте, и за малют­кою смотря —тоже тво­рите. И Бог оди­на­ково умильно смот­рит на вас, и когда моли­тесь, и когда около малютки хло­по­чете. Куда как хорошо, что вы любите дитя. Любовь ваша прямо душу ее питает, и она не чует лише­нья матери. Про­будьте в этом расположении.

Стро­гость надо рас­тво­рять теп­ло­тою любви

Засту­па­юсь за сиротку… Не все­гда штраф… Почаще — уго­ва­ри­ва­ние. Это мягче и проч­нее. Стро­гость непре­стан­ная жестка и без­от­радна. Поблажки, конечно, не сле­дует допус­кать, но и стро­гость надо рас­тво­рять теп­ло­тою любви… Я уве­рен, что у вас дело так и идет.

При­го­тов­ле­ние девочки в школу

Вы не стра­щайте ее шко­лою, а так изоб­ра­жайте, чтобы она видела там рай и начала стре­миться к нему; и на одно напи­райте, что только надо слу­шаться и учиться не лениться — всему учиться… Это для нее будет хоро­шая подготовка.

Устро­е­ние сирот-родственников

Милость Божия буди с вами! Бес­по­кой­ство, —по слу­чаю нала­га­ю­ще­гося на ваши руки оси­ро­тев­шего семей­ства, — разо­ри­тельно для духов­ной жизни.

И, конечно, лучше б было, если бы его не было. Но как дело заце­пило вас, —и не по воле, то надо поко­риться воле Того, Кто устро­яет тече­ние жизни нашей. Пле­мян­ни­ков надо поста­вить на ноги, и вдове спо­соб­ство­вать —пойти доб­рою доро­гою. Надо только при этом и собою заняться, — и заботы о сиро­тах так вести, чтоб они не разо­ряли. Это извольте сами устро­ять внутри — с Божией помо­щию — вся­кий раз, как встре­тится беспокойство.

— Делайте воз­мож­ное. Что вообще эта забота при­шла, это может быть бла­го­де­тельно. Она вас изба­вит от зака­ле­ния в эго­изме: вы одни и все только о себе. А тут о дру­гих. От этой слу­чай­но­сти боль­шой беды не будет. А само­жа­ле­ние, на кото­рое вы жалу­е­тесь — уже опасно и пагубно.

— Если побла­жать себе при­дется по болезни, то это ничего. А если —под пред­ло­гом болезни, то это худо. Тут видно «лукав­ство пред собою самим», — самое злое из всех лукавств.

Боля­щее дитя. Док­тора и молитва

Милость Божия буди с вами!

Пре­много жалею о горе вашем и молю Гос­пода устра­нить при­чину онаго — болез­нен­ные при­падки юной дочери вашей… Но молитва молит­вою, а док­тора док­то­рами. И док­то­ров Бог дал и к ним обра­щаться Божия есть воля. Гос­подь со Своею помо­щию при­хо­дит, когда есте­ствен­ных средств, Им же нам устро­ен­ных, ока­зы­ва­ется недостаточно.

Потому молиться — будем молиться, а есте­ствен­ных средств все же пре­не­бре­гать не сле­дует. Ищите и обрящете!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки