Православное воспитание в семье – основа личностного становления ребёнка

Православное воспитание в семье – основа личностного становления ребёнка

(3 голоса3.7 из 5)

Мы, растя детей, не все­гда заду­мы­ва­емся над тем, какими они вырас­тут. Так уж мы заняты.Но ведь у ребенка тоже должна быть насы­щен­ная жизнь, и тем паче — духов­ная. Как ее орга­ни­зо­вать? Что поста­вить во главу угла? Послу­шаем сове­тов мам, кото­рые знают ответы на эти и мно­гие дру­гие вопросы…

Из раз­го­вора с трёх­лет­ней дочерью

- Мама, а ты зна­ешь, где мы были, когда нас с Ваней у тебя не было?

- Где?

- Да на небе у Боженьки! Ждали, когда ты нас оттуда забе­рёшь! А ты, что не знала?

Правду гово­рят: «Устами мла­денца гла­го­лет истина». Сами дети под­ска­зы­вают нам, как их рас­тить, на чём должно осно­вы­ваться вос­пи­та­ние. Моло­дые мамы и папы  в начале сво­его роди­тель­ского пути задают один вопрос — как вос­пи­ты­вать ребёнка. Одна муд­рая жен­щина ска­зала мне, моло­дой маме: «Учить надо хоро­шему, а пло­хому сам научится».

Как из малень­кого зёр­нышка, попав­шего в душу ребёнка, вырас­тить креп­кое дерево с силь­ными кор­нями и мощ­ной кро­ной, дерево, назы­ва­е­мое духов­ной силой, верой, нрав­ствен­но­стью, на почве кото­рого фор­ми­ру­ется миро­воз­зре­ние, система цен­но­стей? Для нашей семьи опре­де­ля­ю­щей стала вера наших деду­шек, бабу­шек , пра­де­ду­шек и пра­ба­бу­шек – православная.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил: «Роди­те­лям сле­дует думать не о том, как бы сде­лать детей бога­тыми сереб­ром и золо­том, а о том, как бы они стали всех богаче бла­го­че­стием, муд­ро­стью и стя­жа­нием добродетели».

Про­блема совре­мен­ного роди­тель­ства – это чрез­мер­ная увле­чен­ность созда­нием мате­ри­аль­ных благ для своих детей. В погоне за «самым луч­шим и каче­ствен­ным» от нашего вни­ма­ния усколь­зает самое важ­ное – это ста­нов­ле­ние наших детей, их пре­об­ра­зо­ва­ние. Повзрос­лев­шие дети про­дол­жают «гонку», нача­тую роди­те­лями. И такая бес­ко­неч­ная кару­сель…. Усколь­зает  глав­ное – опре­де­ле­ние цели в жизни и сво­его предназначения.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский пишет, что цель жизни чело­века – «испол­нять волю Божию и быть полез­ным для окру­жа­ю­щих его людей и обще­ству в целом. В соот­вет­ствии со свя­то­оте­че­ским уче­нием схи­ар­хи­манд­рит Иоанн (Мас­лов) при­во­дит сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния цели жизни: посто­ян­ное совер­шен­ство­ва­ние в добре, спа­се­ние, еди­не­ние с Богом.

Вос­ста­нов­ле­ние в чело­веке образа Божия пони­ма­ется как обра­зо­ва­ние чело­века. Поэтому целью пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния мы назы­ваем нрав­ствен­ное совер­шен­ство­ва­ние и веч­ное спа­се­ние, дать чело­веку пра­виль­ное поня­тие и направ­ле­ние во всех сфе­рах дея­тель­но­сти, обла­го­ро­дить зем­ное обще­ство, научить чело­века так про­во­дить зем­ную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.

Есть несколько тре­бо­ва­ний, кото­рые помо­гут достичь глав­ных целей.

Вос­пи­та­ние должно быть пол­ным. Нельзя остав­лять без вос­пи­та­ния ни духа, ни тела. Одно­сто­рон­нее вос­пи­та­ние почти все­гда вле­чет за собой нега­тив­ные послед­ствия. К чему, напри­мер, при­ве­дут обшир­ные позна­ния, если испор­чено сердце? К каким ошиб­кам может при­ве­сти доб­рое сердце, если оно остав­лено без разум­ного руководства?

Вос­пи­та­ние должно быть гар­мо­нич­ным. Эта гар­мо­ния должна согла­со­вы­ваться с назна­че­нием чело­века, с целью его жизни – посто­ян­ном совер­шен­ство­ва­нии в добре. Поэтому раз­ви­тие всех его физи­че­ских и нрав­ствен­ных сил необ­хо­димо под­чи­нять этой цели.

Вос­пи­та­ние должно быть сооб­разно с лич­ными спо­соб­но­стями вос­пи­тан­ника. Педа­гог дол­жен строго сооб­ра­зо­вы­ваться с уров­нем умствен­ного и нрав­ствен­ного раз­ви­тия детей, при­ме­няться к обсто­я­тель­ствам места и времени.

Вос­пи­та­ние должно быть непре­рыв­ным и посто­ян­ным. Тре­бо­ва­ние посто­ян­ства выте­кает из опре­де­ле­ния про­цесса спа­се­ния. Спа­се­ние, по мысли отцов Церкви, — посто­ян­ный про­цесс внут­рен­ней борьбы и работы над самим собой. Уси­лия чело­века должны носить посто­ян­ный цело­жиз­нен­ный харак­тер, потому что духов­ная борьба непре­станна. Свя­тые отцы срав­ни­вают  пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние с ручей­ком, «посто­янно теку­щим и нико­гда не иссыхающим».

Вос­пи­та­ние должно начи­наться рано и сооб­ра­зо­вы­ваться с воз­рас­том. Это тре­бо­ва­ние отно­сится как к телес­ному  (физи­че­скому) вос­пи­та­нию, так и к вос­пи­та­нию нрав­ствен­ному. Послед­нее должно начи­наться гораздо раньше, чем оно обык­но­венно начинается.

«Как только нач­нут дети при­хо­дить в разум и пони­мать уче­ние, тот­час должно им вли­вать молоко бла­го­че­стия» — настав­ляет свя­ти­тель Тихон Задон­ский.

Очень важно с ран­них лет при­учать детей к пра­виль­ному образу жизни. При­уче­ние их к скром­но­сти, при­лич­ному пове­де­нию, послу­ша­нию очень мно­гое даст им в буду­щем. Дети, при­вык­шие к пра­виль­ному образу жизни, впо­след­ствии, при посте­пен­ном осо­зна­нии ими смысла про­ис­хо­дя­щего, легко сооб­щат своим прежде при­об­ре­тен­ным при­выч­кам истинно нрав­ствен­ный характер.

Вос­пи­та­ние должно быть посте­пен­ным и осно­ва­тель­ным. «Чело­век раз­ви­ва­ется посте­пенно, поэтому вос­пи­та­ние должно сле­до­вать за «ходом при­роды», не опе­ре­жая её, а помо­гая ей». Зача­стую роди­тели и вос­пи­та­тели бывают недо­вольны «посте­пен­но­стью» при­роды и ста­ра­ются, как можно раньше сфор­ми­ро­вать ребёнка, как в умствен­ном, так и в нрав­ствен­ном отно­ше­нии. Но это вредно. Хотя в детях необ­хо­димо про­буж­дать спо­соб­но­сти с ран­них лет,  избе­гать преж­де­вре­мен­ного их напря­же­ния. Это не только затруд­няет тело в раз­ви­тии, но и при­чи­няет вред духу.

Вос­пи­та­ние должно быть стро­гим. По мысли свя­ти­теля Фила­рета, вос­пи­та­ние должно быть  стро­гим: «Апо­стол Павел гово­рит о стро­гом вос­пи­та­нии, как не о предо­су­ди­тель­ном, а о об обык­но­вен­ном (обыч­ном) и долж­ном. Это тем более при­ме­ча­тельно, что он стро­гое вос­пи­та­ние пред­став­ляет обра­зом того, как Бог вос­пи­ты­вает человечество».

Глав­ное тре­бо­ва­ние к вос­пи­та­ниювос­пи­та­ние страха Божия.

При пра­во­слав­ном вос­пи­та­нии самое важ­ное, чтобы в детях глу­боко уко­ре­ня­лась и все­гда под­дер­жи­ва­лась живая вера в Бога, навык «хож­де­ния перед Ним», посто­ян­ная забота о том, чтобы не оскор­бить его грехами.

Страх Божий воз­буж­дает в сердце ребёнка воз­вы­шен­ные чув­ства, обуз­ды­вает порывы свое­во­лия, при­во­дит в поря­док жела­ния и наклон­но­сти. Это чув­ство делает чело­века в сча­стье скром­ным, в несча­стье – твёр­дым и вели­ко­душ­ным, «обра­зует его в истин­ного граж­да­нина, под­го­тов­лен­ного как к зем­ной, так и к веч­ной жизни.

Пони­ма­ние и соблю­де­ние дан­ных тре­бо­ва­ний пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния помо­гают роди­те­лям еже­часно, еже­дневно вос­пи­ты­вать так своё «чадо», чтобы в зем­ной жизни людям в глаза не стыдно было бы смот­реть и «на Божием суде» за своих детей «не краснеть».

Под­спо­рье роди­те­лям в вос­пи­та­нии детей это соблю­де­ние тра­ди­ций. От того какие тра­ди­ции в семье вы заве­дёте, будет зави­сеть напол­не­ние вос­пи­та­ния, обра­зо­ва­ния, семей­ного досуга.

Одна из тра­ди­ций – это чте­ние дет­ских книг с духов­ным содер­жа­нием, осо­бое место зани­мает  дет­ская  «Биб­лия». Ребё­нок ещё не умеет читать, но вни­ма­тельно слу­шает, рас­смат­ри­вает иллю­стра­ции, запо­ми­нает основ­ные собы­тия и пра­вила веры. ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Почи­тайте с детьми рас­сказы Бориса Ганаго, в кото­рых  опи­сы­ва­ется жизнь веру­ю­щих детей и взрос­лых в совре­мен­ном мире, их нрав­ствен­ные поступки и укреп­ле­ние веры в Бога. Сов­мест­ное чте­ние лите­ра­туры укреп­ляет дет­ско-роди­тель­ские отно­ше­ния, создает дове­ри­тель­ную атмосферу.

Все любят тра­ди­ци­он­ные пра­во­слав­ные празд­ники. Только отме­чать их надо нетра­ди­ци­онно, по-пра­виль­ному: соблю­дать пост, нака­нуне празд­ника испо­ве­до­ваться, в празд­ник посе­тить празд­нич­ную службу, при­нять  Таин­ство Свя­того При­ча­стия. Пред­ло­жите детям выучить стихи, песни – устройте малень­кий домаш­ний кон­церт для самых близ­ких. Помо­гите детям  сде­лать поделку сво­ими руками. Из малых дел вер­шится свет­лое буду­щее наших детей.

На празд­ник «Рож­де­ства Хри­стова» в нашей семье при­нято сла­вить Хри­ста. Мы поздрав­ляем наших дру­зей и род­ствен­ни­ков, испол­няя вме­сте с детьми:

Рож­де­ство Хри­стово — Ангел прилетел.

Он летел по небу, людям песни пел:

- Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте -

Днесь — Хри­стово Рождество!

Отме­чая пра­во­слав­ные празд­ники, важно объ­яс­нить детям, что у каж­дого празд­ника есть внеш­ний атри­бут и внут­рен­ний. Печево кули­чей, кра­ше­ние яиц, запе­чён­ный гусь – это всё внеш­ние атри­буты.  Важно в пред­две­рии празд­ника испо­ве­до­ваться, на празд­нич­ной службе полу­чить самый глав­ный «пода­рок» для души —  Таин­ство Свя­того При­ча­стия. Уже тра­ди­цией стало в празд­ник Свет­лой Пасхи (с бла­го­сло­ве­ния)  под­ни­маться на коло­кольню и зво­нить в коло­кола. Дети испы­ты­вают необык­но­вен­ную радость от такого «звон­кого» общения.

Палом­ни­че­ский туризм – ещё одна из тра­ди­ций в нашей семье, т.е. посе­ще­ние свя­тых мест с целью покло­не­ния свя­ты­ням и духов­ного про­све­ще­ния. Семей­ные поездки по свя­тым местам обо­га­щают внут­рен­ний мир ребёнка, укреп­ляют любовь к Оте­че­ству, попол­няют багаж зна­ний по исто­рии, рас­ши­ряют кру­го­зор, ори­ен­ти­руют его даже вдали от дома и роди­те­лей на посе­ще­ние хра­мов и церквей.

Пер­вая забота роди­те­лей, пишет свя­ти­тель Тихон Задон­ский, — научить детей жить по-хри­сти­ан­ски: «Юное сердце, как ко злу склон­ное, на вся­кое зло стре­мится, когда стра­хом Божиим и уздою нака­за­ния не воз­дер­жи­ва­ется… Бог не взы­щет от тебя, учил ли ты детей своих свет­ской поли­тике и ино­стран­ным язы­кам; но взы­щет, учил ли ты по-хри­сти­ан­ски жить, настав­лял ли их благочестию.»

Спи­сок исполь­зо­ван­ной литературы.

1.    Пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние как основа рус­ской педа­го­гики. М31 Н.В. Мас­лов. М.: Сам­шит-издат, 2007. – 544 с.

2.    Что бы дети были послушны и прав­дивы. – М.: Дани­лов­ский бла­го­вест­ник, 1997. – 32 с.

Пра­во­слав­ные мысли на каж­дый день. Изда­тель­ско-поли­гра­фи­че­ское пред­при­я­тие «Кострома», РИО, г. Кострома, 2002г. – 784 с.

Фро­лы­шева Люд­мила Александровна
МБОУ ДО «Центр дет­ского творчества»
г. Ноябрьск

http://yamal-obr.ru/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки