Притчи старца для маленьких: Паисий  Святогорец

Притчи старца для маленьких: Паисий Святогорец

(9 голосов5.0 из 5)

 

Ста­рец Паи­сий  Свя­то­го­рец — совре­мен­ный свя­той. Он совсем недавно жил на Свя­той Горе Афон и оста­вил по себе не только доб­рую память среди взрос­лых, но и поучи­тель­ные и увле­ка­тель­ные исто­рии для детей.

Калибка

Мы идём по гор­ной тро­пинке среди зелё­ных зарослей.

Тро­пинка то сужа­ется, то рас­ши­ря­ется, и мы то под­ни­ма­емся в гору, то спус­ка­емся вниз. Нако­нец, мы дошли до калибки старца Паи­сия. Калибка — это малень­кий домик, в кото­ром живут монахи поодиночке.

Отец Паи­сий сидит во дворе, под откры­тым небом, а рядом, на пенёч­ках и дере­вян­ных чур­бач­ках рас­по­ло­жи­лись его посе­ти­тели — те, кто при­шёл за настав­ле­нием и уте­ше­нием,— и слу­шают его рас­сказы. В этих про­стых рас­ска­зах много муд­рых мыслей.

Вот и мы сядем на дере­вян­ные чурбачки.

Ста­рец всем раз­даёт на бла­го­сло­ве­ние орехи, кото­рые ему кто-то принёс.

И нам доста­лось по ореху. Давай поси­дим и послушаем.

Пчела и муха

На лугу росло мно­же­ство цве­тов. Здесь были и белые бла­го­уха­ю­щие лилии, и гиа­цинты, и высо­кие синие ирисы. И малень­ким цве­точ­кам тоже нашлось место в траве. Ветер накло­нял их, весело колы­хал траву и листья, и аро­мат раз­но­сился далеко-далеко!

Над поля­ной, над цве­тами тру­ди­лись пчёлки. Они соби­рали слад­кий нек­тар, чтобы под­кор­мить молод­няк в улье и запа­стись едой на дол­гую холод­ную зиму.

Сюда-то и при­ле­тела муха. Она недо­вольно жуж­жала и оглядывалась.

Одна малень­кая пчёлка, ока­зав­ша­яся здесь в пер­вый раз, веж­ливо спро­сила муху:

— Не зна­ете ли Вы, где здесь белые лилии?

Муха насу­пи­лась:

— Не видела я здесь ника­ких лилий!

— Как? — вос­клик­нула пчёлка.—;Но мне гово­рили, что на этом лугу должны быть лилии!

— Цве­тов я тут не видела,— про­бур­чала муха.— А вот неда­леко, за лугом, есть одна канава. Вода там вос­хи­ти­тельно гряз­ная, а рядом столько пустых кон­серв­ных банок!

Тут к ним под­ле­тела пчёлка постарше, дер­жав­шая в лап­ках собран­ный нек­тар. Узнав, в чём дело, она сказала:

— Правда, я нико­гда не заме­чала, что за лугом есть канава, но я столько могу рас­ска­зать о здеш­них цветах!

— Вот видишь,— ска­зал отец Паи­сий.— Бед­няжка муха только и думает о гряз­ных кана­вах, а пчёлка знает, где рас­тёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят нахо­дить что-то хоро­шее, дру­гие — на муху, и во всём стре­мятся уви­деть только дурное.

А ты на кого хочешь быть похожим?

Змея вместо пояса

— Когда любишь живот­ных,— ска­зал отец Паи­сий,— они это чув­ствуют и смот­рят на тебя как на друга.

Когда Адам и Ева жили в раю, живот­ные были их люби­мыми дру­зьями. Адам помо­гал живот­ным, а они слу­ша­лись его. Но после гре­хо­па­де­ния, когда чело­век не испол­нил запо­веди Божией, живот­ные оди­чали, пере­стали поко­ряться чело­веку и стали напа­дать друг на друга.

Но и сей­час, если чело­век слу­ша­ется Бога, живот­ные не боятся его и во всём под­чи­ня­ются ему.

Рас­скажу вам один случай.

Жил ста­рец в оди­ноко сто­я­щей каливке. Время от вре­мени ему при­но­сили пищу. А он целыми днями молился и тру­дился. Это был очень про­стой и доб­рый старец.

Там, где он жил, води­лось мно­же­ство змей. Они не боя­лись старца, под­пол­зали к нему очень близко и мешали ему рабо­тать. Тогда ста­рец хва­тал их и выбра­сы­вал вон. Но одна змея все время пыта­лась к нему при­бли­зиться и так доку­чала, что ста­рец, рас­сер­див­шись, схва­тил её, обер­нул вокруг пояса и завя­зал узлом. А потом про­дол­жил свою работу.

В это время к старцу при­шёл монах, при­но­сив­ший ему пищу. Уви­дев змею, кото­рой был опо­я­сан ста­рец, словно поя­сом, он ужас­нулся и закричал:

— Убери эту змею!

А про­стой ста­рец сказал:

— Не бойся! Ведь Хри­стос ска­зал: «Вот, даю вам власть насту­пать на змей и на скор­пи­о­нов, и на всю силу вра­жию, и ничто не повре­дит вам!»

Эти слова Гос­пода Иисуса Хри­ста вы и сами можете про­чи­тать в Еван­ге­лии от Луки, в деся­той главе.

Как поделить сливы

Часто старца Паи­сия спра­ши­вали, что такое спра­вед­ли­вость? Как посту­пать справедливо?

Отец Паи­сий говорил:

— Есть спра­вед­ли­вость чело­ве­че­ская, а есть Боже­ствен­ная справедливость.

— А что такое Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость? — спра­ши­вали его.

Тогда ста­рец при­во­дил такой пример:

— Пред­ставьте, что чело­век при­шёл в гости к другу и у них ока­за­лось десять слив. Один из них съел восемь, а дру­гому доста­лось две. Это справедливо?

— Нет,— дружно отве­тили все,— это несправедливо!

Отец Паи­сий продолжал:

— Тогда так. У двух дру­зей было десять слив. Они поде­лили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, спра­вед­ливо! — ска­зали все.

— Но это — чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость,— заме­тил отец Паи­сий.— Есть ещё спра­вед­ли­вость Боже­ствен­ная! Пред­ставьте, что один из дру­зей, у кото­рых было десять слив, дога­дав­шись, что дру­гой очень любит их, ска­зал: «Будь дру­гом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу оси­лить только одну».

Отдай дру­гому то, что он хочет, а не поло­вину, отдай ему хоро­шее, а себе оставь пло­хое. В этом и будет Боже­ствен­ная спра­вед­ли­вость,— заклю­чил свой рас­сказ старец.

Слава Тебе, Боже!

Ста­рец Паи­сий повторял:

— Бог забо­тится о нас! Он знает, в чём мы нуж­да­емся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.

Когда мы наде­емся на Бога и вве­ряем себя Ему, Он сле­дит за нами и забо­тится о нас, и даёт каж­дому столько, сколько нужно.

Давайте не будем отно­ситься к этому рав­но­душно, будем гово­рить: «Слава Тебе, Боже!» Будем бла­го­да­рить Бога за всё!

И ста­рец рас­ска­зал такую историю.

На Афон­ской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь пом­нишь, что калибка — это домик монаха?) сто­яла одиноко.

Одна­жды он решил под­няться на гору, чтобы помо­литься Богу. Он собрался в путь и начал взби­раться на гору по кру­той тропинке.

Вдруг монах уви­дел боль­шой белый гриб.

— Слава Тебе, Боже! — поду­мал он, постоял немного, молясь и бла­го­даря Гос­пода за послан­ный ему гриб. Он решил сре­зать его на обрат­ном пути себе на ужин.

Помо­лив­шись на горе, монах стал спус­каться вниз. Сол­нышко соби­ра­лось уже зака­титься, и на гору опу­сти­лись сумерки.

Монах дошёл до гриба, послан­ного ему Богом, и уви­дел, что на него насту­пила косуля и оста­лась только половинка.

— Слава Тебе, Боже! — снова ска­зал он.— Зна­чит, мне хва­тит и половинки!

Уже под­ходя к своей келье, монах заме­тил ещё один гриб. Но, нагнув­шись, уви­дел, что он трух­ля­вый. А может быть, он был и ядовитым?

Монах снова стал бла­го­да­рить Бога за то, что Он убе­рёг его от отравления.

Вер­нув­шись, поужи­нал он поло­вин­кой гриба, бла­го­даря Бога.

Утром он вышел из каливы, и — о, чудо!— повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!

Видишь, он бла­го­да­рил Бога и за целый гриб, и за поло­винку, и за трух­ля­вый! За всё он бла­го­да­рил Бога!

Хочу быть буйволом!

Все муче­ния чело­века, по сло­вам старца Паи­сия, бывают от недо­воль­ства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Гос­подь любит всех и каж­дому даёт именно то, что ему полезно.

Но неко­то­рые муча­ются и думают: «Почему он такой, а я такой?»

Вот и лягушка, о кото­рой пой­дёт речь, всё время всем зави­до­вала. Дру­гим лягуш­кам нра­ви­лось их болото, и они с боль­шим удо­воль­ствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.

— Почему дру­гие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она.— Почему дру­гие звери выгля­дят лучше меня?

Одна­жды рядом с боло­том про­хо­дил буй­вол. Он даже и не заме­тил малень­кой лягушки, но она была поражена.

«Какой он боль­шой!» — поду­мала она и воскликнула:

— Хочу быть буйволом!

Дру­гие лягушки стали отго­ва­ри­вать её:

— Будь такой, какой сотво­рил тебя Бог!

— Ни за что! Хочу быть буй­во­лом! — заупря­ми­лась лягушка и стала дуться.

Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!

Так будь тем, кем сотво­рил тебя Бог! Он даёт каж­дому то, что помо­жет ему спа­стись и достичь веч­ной жизни.

Любовь Бога сде­лала меня чело­ве­ком. Бог при­нёс Себя в жертву за меня.

Будем же за всё бла­го­дарны Ему!

Есть ли Бог?

Кто глу­пее ящерицы?

Один раз к старцу Паи­сию при­е­хал очень обра­зо­ван­ный и учё­ный чело­век. Он изу­чил много наук, но не верил в Бога.

Он ска­зал старцу Паисию:

— Мне трудно пове­рить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объ­яс­нить, почему и как всё про­ис­хо­дит. И я не могу при­нять то, что ты гово­ришь о Христе.

Ста­рец вни­ма­тельно выслу­шал его и сказал:

— А ведь ты глу­пее ящерицы.

Учё­ный сильно оби­делся и стал воз­ра­жать. Но ста­рец сказал:

— Ты глу­пее яще­рицы, я это тебе докажу.

Рядом с домом старца жила одна его зна­ко­мая яще­рица, и он её позвал.

Она под­бе­жала к старцу. Отец Паи­сий спро­сил её, есть ли Бог? Тогда она под­ня­лась, села на зад­ние лапки и кив­нула головой.

Тут учё­ный рас­те­рялся и заплакал.

А ста­рец ска­зал ему:

— Теперь видишь, что ты глу­пее яще­рицы? Она знает, что есть Бог. Ты чело­век, а не хочешь понять, что Бог существует.

Уче­ный ушёл от старца рас­тро­ган­ный и потрясённый.

Как кузнечик разговаривает с Богом

Один сту­дент при­шёл к старцу Паи­сию и сказал:

— Бога нет. Я в Него не верю!

Ста­рец Паи­сий пожа­лел нера­зум­ного юношу и лас­ково ска­зал ему:

— Подойди сюда и послу­шай! Слы­шишь, как стре­ко­чет куз­не­чик? Он раз­го­ва­ри­вает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котё­ночка? Такого нет даже у царицы!

Душа сту­дента смяг­чи­лась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.

Где он жил и каким он был

Ста­рец Паи­сий жил в Гре­ции, и не про­сто в Гре­ции, а на Свя­той Горе Афон. Это неболь­шой полу­ост­ров, на кото­ром рас­по­ло­жено мно­же­ство муж­ских мона­сты­рей. Здесь живут только монахи! Так Свя­тая Гора Афон выгля­дит, когда подъ­ез­жа­ешь к ней с моря.

Отец Паи­сий, как было ска­зано в самом начале книжки, жил здесь в оди­ноко сто­я­щей калибке.

Душа старца была пере­пол­нена такой любо­вью, что он готов был стра­дать вме­сто всех тех, у кого было мно­же­ство скор­бей и болез­ней. Именно поэтому, по при­чине вели­кой любви старца к Богу и ближ­ним, Гос­подь и посы­лал к нему столько стра­да­ю­щих людей. Они посто­янно при­хо­дили к нему за духов­ной помо­щью и уте­ше­нием и все­гда полу­чали их. Мно­гие обра­ща­лись с вопро­сами, а мно­гие — с прось­бой помо­литься. А так как ста­рец Паи­сий был мона­хом, он счи­тал молитву своим глав­ным делом и своей глав­ной обязанностью.

В 1994 году ста­рец пере­шёл из нашего мира в мир небес­ный. Он и теперь про­дол­жает свою молитву за нас. А ещё у нас оста­лось мно­же­ство настав­ле­ний старца, кото­рые были запи­саны теми, кто любил его. Когда вы под­рас­тёте, то обя­за­тельно про­чи­та­ете их.

Перед смер­тью, кото­рая для всех хри­стиан — только пере­ход в дру­гую жизнь, он напи­сал сти­хо­тво­ре­ние, кото­рое выбито теперь над его могилкой.

Вот оно:

Здесь жизни кон­чен путь земной,
Здесь плоть моя и тленье,
Здесь вздох послед­ний пре­рван мой,
В душе же — свет и пенье.
Живёт мой Ангел, мой святой,
Мне в честь и утешенье,
К душе, сми­рён­ной нищетой,
В нём скорбь от сожаленья.
Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,
Он при­не­сёт Хри­сту моленья.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Иоанн, 01.12.2018

    Это притчи свя­того Паи­сия Свя­то­горца, а не преп. Паи­сия Величковского.

     

    Ответить »
    • Valentina, 03.12.2018

      Боль­шое спа­сибо вни­ма­тель­ному и вдум­чи­вому чита­телю, всё исправим.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки