Профессор В.В. Зеньковский. Главная цель педагогики

Профессор В.В. Зеньковский. Главная цель педагогики

(6 голосов5.0 из 5)

Рус­ское зару­бе­жье, вклю­чив­шие в себя цвет интел­ли­ген­ции, эми­гри­ро­вав­шей из нашей страны в годы рево­лю­ции, оста­вило боль­шое насле­дие в виде науч­ных тру­дов, кото­рые так долго были неиз­вестны рус­ским чита­те­лям. Одним из направ­ле­ний рос­сий­ской науки, воз­вра­ща­ю­щейся к нам из рус­ского зару­бе­жья, явля­ется педагогика.

В отли­чие от совет­ской школы, бази­ро­вав­шейся на прин­ци­пах клас­со­во­сти и пар­тий­но­сти, рус­ская зару­беж­ная педа­го­гика во главу угла ста­вила цен­ность пра­во­сла­вия для обра­зо­ва­ния, куль­туру, сво­боду лич­но­сти и тра­ди­ции доре­во­лю­ци­он­ной школы. Для нее харак­те­рен под­ход к про­бле­мам педа­го­гики исходя из осо­бен­но­стей рус­ского рели­ги­оз­ного созна­ния, из неот­де­ли­мо­сти пра­во­сла­вия от рус­ской наци­о­наль­ной куль­туры и этики. Яркий пред­ста­ви­тель рус­ской зару­беж­ной педа­го­гики – В.В. Зень­ков­ский, про­то­и­е­рей, про­фес­сор.

 Родился В.В. Зень­ков­ский 4 июля 1881 г. в Проску­рове Подоль­ской губер­нии (ныне г. Хмель­ниц­кий) в семье учи­теля. Поскольку его отец был одно­вре­менно цер­ков­ным ста­ро­стой, вся семья была веру­ю­щей и цер­ков­ной. В 1913–1914 годах слу­шал лек­ции в уни­вер­си­те­тах Гер­ма­нии, Австрии и Ита­лии. По воз­вра­ще­нии стал про­фес­со­ром пси­хо­ло­гии в Киев­ском уни­вер­си­тете св. Владимира.

В 1920 году он уехал из страны и в эми­гра­ции в раз­ное время ста­но­вился про­фес­со­ром фило­со­фии Бел­град­ского уни­вер­си­тета, заве­ду­ю­щим кафед­рой экс­пе­ри­мен­таль­ной и дет­ской пси­хо­ло­гии Выс­шего педа­го­ги­че­ского инсти­тута в Праге, заве­ду­ю­щим кафед­рой фило­со­фии Париж­ского Пра­во­слав­ного бого­слов­ского инсти­тута. В 1920-е-1930‑е годы воз­глав­лял одно из направ­ле­ний педа­го­ги­че­ского обще­ствен­ного дви­же­ния — Педа­го­ги­че­ское Бюро по делам сред­ней и низ­шей рус­ской школы за гра­ни­цей. В 1942 году Зень­ков­ский при­нял свя­щен­ни­че­ский сан, а в 1944 году был избран дека­ном педа­го­ги­че­ского факуль­тета Бого­слов­ской Ака­де­мии. Скон­чался В.В. Зень­ков­ский 5 авгу­ста 1962 г., похо­ро­нен в рус­ской части клад­бища Сент-Жене­вьев де Буа.

Для нас наи­бо­лее инте­рес­ным в его рабо­тах явля­ется вопрос о цели вос­пи­та­ния, кото­рый для педа­го­гики как искус­ства явля­ется, конечно, глав­ным. В.В. Зень­ков­ский счи­тал, «что нельзя вос­пи­ты­вать, не созна­вая цели вос­пи­та­ния» [1, с. 50]. По мне­нию уче­ного, «наше вме­ша­тель­ство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том слу­чае, что бы помочь рас­кры­тию образа Божия в ребенке и устра­нить все то, что замед­ляет это рас­кры­тие. Рас­кры­тие образа Божия, ста­нов­ле­ние внут­рен­него чело­века» [1, с.51].

В.В. Зень­ков­ский в своей книге «Про­блемы вос­пи­та­ния в свете хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии» сде­лал попытку опре­де­лить цели вос­пи­та­ния, осно­вы­ва­ю­щи­еся на нача­лах хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии. В раз­ных вари­ан­тах фило­соф будет их повто­рять неод­но­кратно. Итак, «цель вос­пи­та­ния в свете пра­во­сла­вия есть помощь детям в осво­бож­де­нии от вла­сти греха через бла­го­дат­ное вос­пол­не­ние, нахо­ди­мое в Церкви, помощь в рас­кры­тии образа Божия, … рас­кры­тие пути веч­ной жизни» [2, с 152].

В вос­пи­та­тель­ном про­цессе, по мысли В.В. Зень­ков­ского, есть два основ­ных направ­ле­ния: пер­вое — это «под­го­то­вить дитя к Веч­ной жизни, к жизни в веч­но­сти, в Боге и с Богом, чтобы зем­ные дни не про­пали даром и чтобы смерть не была духов­ной ката­стро­фой» [1, с. 51]. Это одно из направ­ле­ний вос­пи­та­ния, име­ю­щее в своей основе заботу о духов­ном раз­ви­тии ребенка.

Не менее важ­ным явля­ется вто­рое направ­ле­ние — «это под­го­товка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только воз­мож­ность при­об­ре­сти Веч­ную жизнь, но дает воз­мож­ность и поте­рять ее. Как будет прой­дена эта жизнь — так она отзо­вется и в Веч­ной жизни, мы живем так, что эта жизнь явля­ется сту­пе­нью в веч­ность» [1, с.51]. Гип­ноз зем­ной жизни настолько силен, что зача­стую, сию­ми­нут­ные цели и задачи мы ста­вим на пер­вый план, совер­шенно забы­вая о веч­но­сти. Задача вос­пи­та­ния должна быть опре­де­лена так, что пер­вен­ству­ю­щей в ней была устрем­лен­ность к небу и веч­но­сти, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устре­миться, в землю или на небо, решать только нам – людям, кото­рым Хри­стос пода­рил сво­боду выбора. Таким обра­зом, рас­смат­ри­вая цели и задачи вос­пи­та­ния, В.В. Зень­ков­ский допол­няет ее тем, «что путь вос­пи­та­ния есть путь под­го­товки к сво­боде во Хри­сте. Сво­бода есть дар Хри­ста. Однако овла­деть этим даром хри­сти­ан­ской сво­боды очень трудно, ведь сво­бода — это самое цен­ное и самое основ­ное в нас» [1, с.53].

Зень­ков­ский убеж­дает нас, что очень важна необ­хо­ди­мость «вос­пи­та­ния ребенка к сво­боде». Система вос­пи­та­ния к сво­боде есть система при­об­ще­ния к истине — «послед­няя для нас зало­жена в Церкви, и потому позна­ние истины для нас заклю­ча­ется в при­об­ще­нии к Церкви» [1, с.55]. Нельзя мыс­лить вос­пи­та­ние вне сво­боды, и она, по сло­вам В.В. Зень­ков­ского, све­тит чело­ве­че­ской душе не как реаль­ность, не как дан­ная сила, но как воз­мож­ность, как зада­ние. Сво­бода не дана, а задана. В вос­пи­та­нии ста­вится вопрос об осво­бож­де­нии, то есть о вос­хож­де­нии к сво­боде [3, с.377].

Таким обра­зом, вос­пи­та­ние должно быть лич­ностно ори­ен­ти­ро­вано на педа­го­ги­че­ское «обна­ру­же­ние» кре­ста и вопло­ще­ние его в жизнь. Вос­пи­тать ребенка — это зна­чит рас­крыть его лич­ность, «но не в линиях так назы­ва­е­мого «гар­мо­ни­че­ского» раз­ви­тия есте­ства, а в линиях внут­рен­ней иерар­хич­но­сти цен­но­стей в чело­веке». То есть вос­пи­та­ние – это раз­ви­тие основ­ного начала в лич­но­сти – духов­ной жизни, а уже инстру­мен­таль­ное зна­че­ние в этом при­об­ре­тает вос­пи­та­ние физи­че­ское, нрав­ствен­ное, соци­аль­ное, рели­ги­оз­ное, мораль­ное, эсте­ти­че­ское [2, с. 153].

1. Зень­ков­ский В.В., Педа­го­гика, Фонд «Хри­сти­ан­ская жизнь», Клин, 2002

2. Зень­ков­ский В.В., Про­блемы вос­пи­та­ния в свете хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии. Фонд «Хри­сти­ан­ская жизнь», Клин, 2002

3. о. Геор­гий (Шестун), Пра­во­слав­ная школа, Изд-во «Вос­крес­ная школа», М.:2004

Автор: Ольга Туранская

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки