сайт для родителей

Протоиерей Георгий Осипов: «Хочешь изменить мир, начинай с себя»

Print This Post

703


Протоиерей Георгий Осипов: «Хочешь изменить мир, начинай с себя»
(8 голосов: 5 из 5)

Этот красивый монастырь с уникальной историей расположился почти на берегу реки Шексна, что в небольшом селении Горицы. Здесь дивно летом и весной, да и в любое время года. И спасительно. Поэтому сюда частенько наезжают. И не только туристы. Но наш рассказ не об этом. В обители несколько лет служит священник, чьи ответы на жизненно важные вопросы получают не только прихожане и паломники. Это и сотни тысяч пользователей Рунета, в том числе и вы, наши читатели. Протоиерей Георгий Осипов вот уже несколько месяцев отвечает на ваши вопросы в рубрике «Вопросы священнику». Откуда родом батюшка, каким был его путь к Богу, что главным считает он в воспитании детей, в отношениях между мужем и женой… Об этом и другом спросим отца Георгия…

Батюшка, во-первых, позвольте поблагодарить за ваши ответы на такие непростые вопросы наших читателей. Ведь они из разных областей жизни, и вы каждый раз находите пояснение, утешение. Где опыт черпаете? Чем руководствуетесь?

— Благодарствую на добром слове… Ответы подсказывает чаще всего сама жизнь, помогает опыт Матери нашей Церкви – с обилием святоотеческого наследия. Немного уже и собственный опыт подсказывает в русле современности.

Семья, корни: «Крепкая вера в Бога, разумное земледелие, невероятная трудоспособность, оптимистическое жизнелюбие – наследство моей семьи…»

Отец Георгий, расскажите о себе? В вашей семье росло шестеро детей (еще двое умерли в детстве). А где проходило ваше детство, что запомнилось, что вы любили ребенком, что хорошего привили родители и что потом, во взрослой жизни сгодилось?

— Детство мое проходило на юге нашей страны, сперва на Кубани, где родился, потом в Астрахани. Крепкая вера в Бога, разумное земледелие, невероятная трудоспособность, оптимистическое жизнелюбие – всем этим с избытком владели мои родители, это богатство — наследство семьи. Именно это стало основой, и благодаря тому, что семья была и есть большая, мощная, каждый ее член наделен определенным даром. Мы, будучи детьми, с родителями любили читать Священное писание. Это именно занятие несравнимо было больше ни с чем! Не было телевизора довольно долго, не было многого того, чем можно было затмить желание и любовь к познанию Слова Божия. Многие из нас, детей, из Евангелия помнили большие отрывки наизусть. Конечно, мы и баловались, и играли как дети соседские, часами провисали на огромных фруктовых деревьях, стреляя из рогаток, подшучивали друг над другом, веселились от души. Это тоже пригодилось в жизни, ведь без юмора невозможно, порой он остается единственным помощником в разговоре с унылым паломником…

Выбор: «После армии выбрал духовную стезю…»

В одном из своих интервью вы сказали, что поиски себя были особенными. На каких поприщах успели попробовать себя?

— Быстро детство прошло, и в 16 лет я встретил свою половинку. Отец мой поддержал выбор, увидев мою избранницу на 17-й день знакомства, и через два месяца благословил нас пожениться. Что мы и сделали. Так что, поиск себя был уже совместный с Ариадной. А после армии, побывав некоторое время в «агонии 90» между выбором, кем стать, выбрал духовную стезю. Хотя и продавцом, сторожем, бурильщиком пришлось побыть, чтоб испытать на себе те тяготы, которыми впоследствии нагружал приходящих в храм пареньков – некоторые из них тоже стали священниками.

Брак: «Каждый год нашей жизни научил нас многому, но главное — бережному отношению друг ко другу…»

Отец Георгий, вы очень рано женились. А как относитесь к ранним бракам?

— В ранних браках есть как положительное, так и отрицательное. Каждый случай индивидуален, неповторим. Но мне повезло. Верю, что за молитвы родителей, моих старших братьев-священнослужителей, за их благословение все сложилось именно ко благу. Когда ко мне обращаются с вопросами о ранней женитьбе, то, пообщавшись с женихом и невестой, иногда благословляю их выбор. А некоторых приходится отправить подумать, повзрослеть. Иногда советую с молодости в браке набираться опыта, чем разжигаться страстью, а в иных случаях повременить…

— Более 30 лет – плечо к плечу с супругой. В чем секрет? Можете ли сказать, как создать одну и на всю жизнь семью?

— Слава Богу, могу искренне сказать сейчас и в каждый год нашей жизни. Он научил нас многому, но главное — бережному отношению друг ко другу! Кому-то больше пришлось потерпеть сперва, кому-то понадобились силы после, когда детки народились. Но, будучи одним целым, чем мы стали после Таинства венчания, мы укрепляли любовь, из любви появилось уважение, которое подкрепляется терпением. Слава Богу за все. Слова «берегите друг друга» — это не только слова, это проникновение каждой буковки в самое сердце. Пусть молодые задумаются над этими словами, и тогда Любовь (семечко), посаженное во время венчания, прорастет сквозь «терния» бытовых неурядиц, некоторых сомнений, трудных обстоятельств… И вырастет крепкое деревце Любовь, окруженное добротой, терпением, смирением – эти сопутствующие «растения» и многие другие (в каждой семье свои любимые и желанные) лишь украсят «Сад семейной радости». Помоги, Господи!

— Что делать, если чья-то семья таки распадается?

— Бывает, что ж тут поделаешь. И венчанные браки распадаются, и у верующих, и у священников. Что делать тут? Опять же, в каждом случае все индивидуально. Но скажу точно — не надо унывать! Время показывает иногда такие парадоксальные случаи. Вот, жили-были, через 8 лет развелись, имея троих детей, 9 лет не жили вместе, а потом снова поженились, еще дитя родилось. Зачем все это было, почему? Но один из супругов серьезно к Богу пришел, молился все годы и, не надеясь на счастливый итог, просто смирился… Молиться в сложных ситуациях – самое верное средство укрепляться целительными Таинствами Церкви, а там Господь управляет наилучшим образом. И, главное свойство молитвы в том, что она помогает увидеть причину разлада, которая во мне, а не в супруге. Что и рождает покаяние, т.е. исправление себя, а это способствует восстановлению добрых отношений.

Служение: «Молитвами отца я выбрал лучшее, то, что дала Церковь…»

Насколько мне известно, на ваш выбор веры повлияли братья?

— Братья действительно были в жизни МАЯКАМИ среди бушующего житейского моря. Хотя рядом было немало миражей, лживых и фальшивых маячков, которые тоже подмигивали и звали. Годы-то какие лихие, а лет-то всего 19. Так что правильные МАЯКИ привели в тихую гавань Божию – в Храм, и мне хорошо в нем. Но братья не повлияли на выбор веры. В ней я имел счастье родиться. Они повлияли на выбор моего служения, потому что были священниками.

— А что или кто, кроме братьев, повлияло на ваше решение о принятии священного сана и вообще, на священническую практику? Как так получилось, что вы решили сменить многообещающие планы и творческие увлечения на жизнь священника, вплоть до монастырского прихода?

— Отец. Он сумел мудро подойти к моему воспитанию, наверное, набрался опыта на предыдущих семерых детях. Он постарался заложить в мою душу фундамент веры. И, когда пришло время испытать мне крепость этого фундамента, он предоставил для этого мне полную свободу. Т.е. не насиловал мою волю, когда я в юности увлекся мирскими страстями. Он понимал, что, кроме дара свободы, Бог наделил нас ещё и даром любви, поэтому, предоставив мне полную свободу, не переставал любить, неся меня в своем сердце ко Христу. И донес… Его молитвами мне хватило двух-трех лет, чтоб пресытиться тем, что сулил мир. И, испробовав все, я выбрал лучшее, то, что дала Церковь…
Монастырский приход для меня не первый. Сперва был Белозерск. Его можно назвать садиком духовным для нас с матушкой. Там были сестры в хоре, послушницы Ферапонтова монастыря, которые своими глазами святого праведного Иоанна Кронштадского видали! Много дивных историй от них удалось услышать, напевов послушать… Затем была школа – Верховажский приход. Там мы с семьей 18 лет восстанавливали приходскую жизнь. А до нас там служб 70 лет не было, и храм был превращен традиционно в клуб. Единственным в те годы духовным руководством было книжное скупое собрание, за которым только в Москву в Лавру и ездил. Нужно было людей просвещать – писать в газету статьи, готовить проповеди. А когда уже и священники появились на приходе, и диаконы, «Школа Воскресная» для деток и «Училище благочестия» для взрослых, тогда от Владыки поступило предложение возглавить другой приход. Уже только через время пригласили служить в монастырь. Мы с прихожанами из разных приходов ездили помогать восстанавливать святыню в Горицах. Теперь эти они едут сюда сами, помогают очень.

«Отпуска не было до самой свадьбы старшего сына…»

А какой он был – ваш первый приход? Вам же, по-моему, 21 год исполнился, когда вы вступили на это поприще? Да еще за это время не один храм открыли. Какая была жизнь священника в те времена?

— Первый приход – он незабываем! Молодость, никакого опыта. А никто ж не предупреждал, что будет так трудно. Жили мы в трех километрах от Успенского храма, который не весь сперва отдали – кусочками освобождали. Прихожанок активных было – всего трое старушек. Впоследствии подключились еще несколько. Но огромным авансом для нас стали певчие, которых Господь послал нам с матушкой. В первый же год на наш зов о помощи откликнулись педагоги из музыкальной школы. Они и по сей день уже со своими учениками поют в Верховажье. Понимая, что в других селах такая же потребность в Слове Божьем и в службах, мы стали ездить по соседним приходам, где были ранее храмы – их восстанавливать, в них служить, соседний район попросил приезжать. Там открывали храм, служили поначалу и в клубах, и в сельсоветах, и везде, куда пустят. Возраст был помощником в энтузиазме, инициатива «наказуема» протоиерейством и благочинным на несколько районов… Отпуска не было до самой свадьбы старшего сына (а женился он в 18 лет). Так что весело жилось. Природный оптимизм, чувство юмора – помогли превозмочь различные тяготы служения.

Монастырь:  «…жизнь неописуемо интересная, богатая событиями и людьми…»

Сейчас вы служите в Воскресенском Горицком монастыре, построенном в середине XVI в. Обитель не так знаменита, как остальные. Но сюда с экскурсиями приезжают, даже вопреки 40-градусным морозам! Пару слов, пожалуйста, об обители. Чем отличается такая жизнь от обычной, городской, деревенской?

— Да, монастырь с пятивековой историей, обитель царских и княжеских узниц-красавиц, находится в отдалении от трасс и людских глаз большую часть года. А летом весь мир съезжается заглянуть в нашу древность, подивиться величественным памятником тетки Ивана Грозного, Евфросиньи – Воскресенским собором. Более 20 лет управляла монастырем игуменья Евфалия (Лебедева), которую, несомненно, Божиим промыслом из Украинского монастыря перевели сюда назначением. А за 16 лет до этого, будучи молоденькой верующей девушкой-фельдшером, она прочла книжицу «О подвиге Горицких монахинь», восхитилась, переписала в свой синодик их имена, и молилась все годы в монастыре послушницей, монахиней, благочинной… Спустя годы сама оказалась в обители подвигов, но без окон и дверей. В обнимку с коровой начинала свое житье-бытье здесь, на живописном берегу Шексны. Сменила ее другая начальница — игуменья Тавифа (Федорова), которую, конечно же, Господь определил из Тихвинского Введенского монастыря, где когда-то несколько столетий назад подвизалась четвертая супруга Ивана Грозного Царица Анна Колтовская (в монашестве Дарья), поначалу сосланная в Горицы, а после переведенная в Тихвин. Среди красот превосходных, между знаменательными историческими персонажами, в эпицентре паломничества – отличительная жизнь. Она насыщена постоянной сменой прихожан-«заезжан, проезжан», ежедневными неповторимыми закатами и, в то же время, постоянством богослужебного календаря. В отличие от просто деревенской или городской суетной – жизнь неописуемо интересная, богатая событиями и людьми.

«Насельниц немного, но они – огромная молитвенная сила!»

— Батюшка, каков ваш приход? С какими просьбами обращаются?

— Приход только формируется. Всего два года, как мы с матушкой открыли лекторий «Училище благочестия» для взрослых. Проводим несколько мероприятий в году для местных жителей разного возраста – это объединяет монастырь с местным населением и рождает новых прихожан. А основная паства – это все-таки насельницы. И, хотя их пока немного, они — огромная молитвенная сила! Главное в моем служении – окормление монахинь и послушниц, а уж потом и каждого, обратившегося ко мне, как к духовнику обители, приехавшего ли, пришедшего ли с соседней улицы – без разницы – помощь им словом и делом. С чем обращаются? Просьбы совсем разные. Монастырские заботы – это внутренняя, сокрытая от постороннего глаза, жизнь. А сельские просьбы могут быть даже такие – помириться с соседкой, как лучше и безболезненнее? Или бабушку пособоровать, которая боится это делать, потому что в безбожные годы устоялся обычай: пособоруешься – умрешь сразу. Вот и развенчиваю устои прошлого, рассказывая правду о великом Таинстве Соборования. Чаще всего привожу в пример случаи из собственной практики. Однажды прихожу в квартиру, гроб вижу. Перешагиваю через ряд ящиков с выпивкой. Заглядываю недоуменно в почти веселые глаза родственников. Исповедую, соборую и причащаю Святых Христовых Таин бабулю 94 лет, лежачую в болезни несколько лет. Ухожу. А на следующий день узнаю – бабуля встала, сродники меня прокляли, что такую попойку им сорвал, а бабуля прожила еще более двух лет, сама себя обслуживая…

«Послушание ближе стало свободолюбивой натуре…»

Что наполняет вашу жизнь в этом тихом небольшом селении, в этом холодном крае, ведь вы корни здесь решили пустить, вопреки своей свободолюбивой натуре. Почему решили задержаться тут?

— Наверное, ближе к пятидесяти что-то меняется в человеке… Так уж сложилось, что и дом построен здесь, и место служения уникальное. Бывает так, что просто в монастыре нет рыбы – пошел, наловил сестрам и гостям, трапеза сытная. Да и послушание ближе стало свободолюбивой натуре. А в монастыре без него никак – проповедовать нечего будет, если сам не научишься подчиняться, а не быть начальствующим – а им я был немало лет…

Окормление: «Дает возможность Господь время найти, было бы желание!»

— Вы – активный пользователь Рунета. Отвечаете на вопросы. Общаетесь в соцсетях. Как находите время?

— Всегда в жизни любого христианина бывает такое, когда нужно отщипнуть от себя чего-то: время, денежку, своеволие, еду… В разное время бывает всякое. Но отвечать на вопросы – это ведь по Евангелию, «просящему — дай». А давать приходится в ущерб своим интересам – отдохнуть бы неплохо, особенно в службы великопостные. Но уж больно жаль того несчастного с пьющей женой, а ну, как у меня б такое горе – с ума б сошел. Вот и иду, и отвечаю, и ищу ответы у святых отцов, копаюсь в книжках… Дает возможность Господь время найти, было бы желание!

Молитва: «Все зависит от духовного роста…»

— Молитва… Какое у вас молитвенное правило? А какое рекомендуете своим прихожанам? Ведь правило для монахов и мирян отличается.

С сыновьями после службы

— Где то я уже писал, что молитвенное правило, это конструктор, и каждый сам в силу своих возможностей и обстоятельств конструирует его. Сегодня оно может быть одним, завтра иным. Все зависит от духовного роста. Возрастает человек духовно, растет и необходимость служить Богу в духе и истине, для чего, естественно, молитва основа. Если, напротив, живет человек теплохладно, то и в молитве нужды нет, он её «вычитывает»… А количество молитвословий, понятно, второстепенно, оно и зависит как раз от того кто ты, мирянин, монах или священник. Каждому — своё.

Кредо: «Не делай другому того, чего себе не желаешь…»

— Как вам удается, служа в монастыре, не уйти в жесткие рамки при окормлении мирских?

— Это не сложно. Потому что и к монахам я не применяю жестких рамок. Ведь Господь заповедует не делать другим того чего себе не желаем. Вот и я стараюсь не требовать с других того, чего сам не исполняю. А еще мне по нраву второе мое правило — ничего не проси, и ни от чего не отказывайся.

Семья, дети: «Чтоб воспитать ребенка, нужно прежде воспитать себя!»

— Пользуясь моментом, не могу не задать вопросов по нашей теме, мы же сайт для родителей. Например, как создать крепкую семью, на что ориентироваться при этом. Как правильно воспитывать ребенка – что тут главное. Как и когда начинать приучать ребенка к духовной жизни. Как раскрыть его главные таланты, данные Богом. Какими должны быть отношения детей и родителей. И вообще – несколько советов нашим читателям-родителям!

— На эти вопросы я пока ещё сам стараюсь отвечать для себя, методом проб и ошибок, выстраивая отношение с родными. И, несмотря на то, что уже тридцать лет этому опыту, успехов пока не много. Поэтому не могу просто давать какие-то формулы в эфир, смысла нет. Все семьи индивидуальны, и у каждого свое время и возможности для начала духовных трудов. Главное, что я успел понять, пока только теоретически, к сожаленью, так это то, что для того, чтоб воспитать ребенка, нужно прежде воспитать себя. От этого все успехи или неудачи. И какой может быть совет насущнее или глубже, чем тот, что уже дал нам Бог – не делай другому того, чего себе не желаешь. Перефразируя эти слова в свете ваших вопросов, можно сказать примерно так, — не требуй от ребенка того, чего сам не исполняешь. Тут ответ на все — об отношению и к родителям, и к духовной жизни, и о талантах, весь спектр отношений. Хочешь изменить мир, начинай с себя, — семьи это особенно касается. Вот и все что можно пожелать родителям. Умудри нас Боже!

— Благодарю, отец Георгий, за интервью. Ждем на форуме ваших порой жестких, зато очень справедливых, и таких душевных ответов!

Расспрашивала Лариса Брегеда

Комментарии:

Знаю Отца Георгия лично! Всё чего говорит Он, есть как будто сам Господь Бог через его уста полагает. Такое ощущение на душе делается при личной беседе.

Вот такой Батюшка👍!

    Спасибо за такой ваш ответ! Отец Георгий отвечает и на вопросы в разделе Вопросы священнику на нашем сайте.

С батюшкой знакома(виртуально) больше 8 лет, очень помогает своими ответами.Слава Богу, что Господь позволил познакомиться с таким человеком и душевным помощником.Многая лета Вам, батюшка, вашим домочадцам, вашим близким и всей вашей пастве!

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus