Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

(1 голос5.0 из 5)

Фей­ко­вые ново­сти рас­про­стра­ня­ются с кос­ми­че­ской ско­ро­стью, и, по наблю­де­ниям социо­ло­гов, осо­бенно активно – среди роди­те­лей. Не меньше фей­ков и в инфор­ма­ци­он­ном поле  детей и под­рост­ков. Так ли без­обидны вбросы лжи и как от них не пострадать?

Что такое инфор­ма­ци­он­ная гиги­ена,  сего­дня на повсе­днев­ном при­мере каран­тина понятно всем:  при­шёл с улицы – вымой лицо и руки; вошёл в сеть – ограж­дай себя от инфор­ма­ци­он­ной грязи. В вир­ту­аль­ном мире  дети предо­став­лены сами себе и смот­рят и читают всё под­ряд, и для начала хорошо бы пони­мать, откуда берётся такого рода грязь, чем она опасна и как её пра­вильно распознавать.

074 - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

У кого «обжуливать»  – в крови?

У англий­ского гла­гола «fake» мно­же­ство зна­че­ний, и если для теат­ра­лов оно озна­чает «импро­ви­зи­ро­вать», а для моря­ков – «тра­вить» канат, то для боль­шин­ства людей зна­чит при­мерно одно и то же, но с широ­ким спек­тром оттен­ков смысла.

Фейк  – это «мошен­ни­чать», «обжу­ли­вать», «плу­то­вать», «под­де­лы­вать», «фаб­ри­ко­вать», «фаль­си­фи­ци­ро­вать», «совер­шать под­лог», «при­ки­ды­ваться» и т. п. Сло­вом, про­из­вод­ное от этого англий­ского гла­гола суще­стви­тель­ное пере­во­дим не иначе как «фаль­шивка».

А кто источ­ник вся­кой фальши? По боль­шому счету, не тще­слав­ный жур­на­лист или пиар-агент­ство, с чьей лёг­кой руки заве­домо лож­ная инфор­ма­ция вбра­сы­ва­ется в интер­нет. Для веру­ю­щего чело­века источ­ник вся­че­ской неправды очевиден.

Диа­вол неслу­чайно назван в Биб­лии лука­вым, то есть лжи­вым. Гос­подь наш Иисус Хри­стос  в Свя­щен­ном Писа­нии прямо назы­вает его «отцом лжи» (Ин. 8:44). Сам же Тво­рец мира в Вет­хом Завете обо­зна­чен как «Бог, не могу­щий лгать» (Тит.1:2).

Сло­вом, даже самая смеш­ная, забав­ная, ничтож­ная ложь из Все­мир­ной сети не есть невин­ное развлечение.

В отли­чие от хоро­ших и нуж­ных ново­стей фейки рас­тут и мно­жатся с завид­ной быст­ро­той, запол­няя инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство и под­ры­вая дове­рие к СМИ, а также сея пани­че­ские настро­е­ния и давая  вред­ные советы, сле­до­вать кото­рым тут же нахо­дится много охотников. 

Увы, заси­лье слу­хов и не про­ве­рен­ных никем псев­до­ме­ди­цин­ских  и псев­до­пси­хо­ло­ги­че­ских сове­тов мешает реаль­ной полез­ной инфор­ма­ции посту­пать к нам.  Это вытес­не­ние и являет наи­боль­шую инфор­ма­ци­он­ную опасность.

К слову, ответ­ствен­ность по новой ста­тье о рас­про­стра­не­нии лож­ной инфор­ма­ции, преду­смот­рен­ная зако­ном, не пугает авто­ров фей­ко­вых ново­стей, поскольку в ней есть боль­шая и удоб­ная лазейка для каж­дого: если рас­про­стра­ни­тель верит в напи­сан­ное и сам явля­ется обма­ну­тым, за рерайт или репост вир­ту­аль­ного плу­тов­ства  он не отвечает.

Каждому по «персонику»?

Говоря о фей­ках, как не вспом­нить Юлию Воз­не­сен­скую, люби­мого автора пра­во­слав­ного фэн­тези для взрос­лых и под­рост­ков, и её  книгу «Путь Кас­сан­дры, или путе­ше­ствия с макаронами»?

Фан­та­сти­че­ское обще­ство буду­щего из-под пера писа­тель­ницы поде­лено на две нерав­ные части – подав­ля­ю­щее боль­шин­ство обыч­ных людей, в одно и то же время  суток «отме­ча­ю­щихся» в сети через свои «пер­со­ники» (чем не пер­со­наль­ные ком­пью­теры?),  и асы, то есть ассо­ци­аль­ный эле­мент – те, у кого нет пер­со­ни­ков, а вме­сте с тем нет ни пищи, ни  одежды, ни крова над голо­вой, ни права на суще­ство­ва­ние в этом мире.

Люди, ото­рван­ные от инфор­ма­ции и средств связи, у Воз­не­сен­ской обре­чены на отлов «эко­ло­гами» или мед­лен­ную гибель. Про­чие  еже­дневно  обя­заны про­смат­ри­вать на «пер­со­ни­ках» пози­тив­ные ново­сти, кото­рые на сто про­цен­тов состоят из фей­ков, и не отхо­дить далеко от дома.

При­чина заси­лья фей­ко­вых ново­стей в этом фан­та­сти­че­ском мире, по Воз­не­сен­ской,  такова: окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность являет собой эко­ло­ги­че­скую  и духов­ную ката­строфу, дога­ды­ваться об истин­ных мас­шта­бах кото­рой никто не должен.

К сча­стью, наш реаль­ный мир в точ­но­сти не повто­ряет кар­тинку, нари­со­ван­ную Ю. Воз­не­сен­ской, а фей­ко­вые ново­сти, как выду­ман­ный ею же хищ­ный сор­няк, пока не запол­нили всё инфор­ма­ци­он­ное пространство.

Но, пред­по­ло­жим, этим талант­ли­вым пра­во­слав­ным  авто­ром, попу­ляр­ным в 90‑е и 2000‑е, мно­гое предугадано.

Ино­гда кажется, что Воз­не­сен­ская пишет именно о сего­дняш­нем моменте – напри­мер, о нарас­та­ю­щей соци­аль­ной дистан­ции и о само­изо­ля­ции – обще­ствен­ных тен­ден­циях,  что обо­зна­чи­лись задолго до пре­сло­ву­той пан­де­мии и сего­дня пол­но­стью рас­кры­лись. Те, кто заин­те­ре­су­ется, про­чтут книги Юлии Воз­не­сен­ской вме­сте с детьми, и, может, обна­ру­жат свои парал­лели с сего­дняш­ним днём.

Без интернета – никуда?

Сло­вом,  оче­видно: инфор­ма­ци­он­ная без­опас­ность, или инфор­ма­ци­он­ная гиги­ена, как  всё чаще обо­зна­чают это поня­тие СМИ (навер­ное, в связи с пан­де­мией коро­на­ви­руса) – беда бук­вально каж­дой семьи, где, как пра­вило,  с «пер­со­ни­ками» нет проблем.

benefits of technology - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

У каж­дого дома есть один или несколько ком­пью­те­ров, энное коли­че­ство теле­фо­нов с досту­пом в Интер­нет и много дру­гих элек­трон­ных устройств для полу­че­ния  инфор­ма­ции. И в каж­дый экран сту­чится раз­ный, в том числе, опас­ный, контент.

Опыт дистан­ци­он­ной учёбы во время каран­тина пока­зал: вся­кое обу­че­ние, будь то школь­ное, средне-спе­ци­аль­ное и вузов­ское,  всё больше пере­но­сится в вир­ту­аль­ное пространство. 

Боль­шин­ство роди­те­лей отме­тили, что тесто­вые зада­ния и все осталь­ные зада­ния на «дистан­ци­онке» в конце учеб­ного года детям при­хо­ди­лось выпол­нять, путе­ше­ствуя по про­сто­рам интернета. 

При­чём  дети затра­чи­вали на элек­трон­ную учёбу дома не 15 минут в день, как реко­мен­дует муд­рый Сан­пин, а гораздо больше. Мамы и папы воз­му­щены: часы, про­ве­дён­ные  в Интер­нете, больше  тра­тятся  школь­ни­ками на поиск и отбор нуж­ной инфор­ма­ции, на меха­ни­че­ское про­хож­де­ние тестов, чем на реаль­ное  изу­че­ние и закреп­ле­ние материала.

Попутно ребё­нок обя­за­тельно «нахва­та­ется» вред­ного  и ненуж­ного, не раз вой­дёт в соци­аль­ные сети и «пере­по­стит» пару десят­ков  акту­аль­ных ново­стей и лайф-хаков.

Оче­видно, без гло­баль­ной сети сего­дня не обой­тись, но у мно­гих роди­те­лей созда­ётся впе­чат­ле­ние, что школь­ни­ков спе­ци­ально под­са­жи­вают на вир­ту­аль­ную иглу.

Зло­упо­треб­ле­ние интер­не­том ска­зы­ва­ется  на пси­хо­эмо­ци­о­наль­ном состо­я­нии шко­ля­ров. У детей воз­ни­кает потеря чув­ства вре­мени, нев­розы, сво­его рода «абсти­нент­ный син­дром», когда без экрана ребё­нок чув­ствует себя плохо, у него все болит и пло­хое настро­е­ние – то есть воз­ни­кают осо­бые пси­хо­со­ма­ти­че­ские состояния.

Мамы и папы отме­чают у своих чад, пере­си­дев­ших за ком­пью­те­ром по необ­хо­ди­мо­сти,  частую  злость, агрес­сию, напря­жён­ность, общий упа­док сил. Дети, при­ле­пив­ши­еся к экрану надолго, более склонны отве­чать дерзко, спо­рить со стар­шими и врать. При этом выра­жен­ная уста­лость сни­жает резуль­таты учёбы и про­чей деятельности.

Так что не схо­дит с роди­тель­ских фору­мов одна и та же тема: ком­пью­тер для детей – вообще-то не здо­рово и не полезно, а тут ещё и фейки, засо­ря­ю­щие юные головы. Так как огра­дить ребёнка от сомни­тель­ного контента?

Как отличить подделку?

«Ну, это же фейк», – ино­гда гово­рят муд­рые роди­тели  своим  под­рост­кам, имея в виду оче­ред­ную сете­вую глу­пость и чепуху. Увы, глу­пость и чепуха бывают не очевидны.

Восемь лет назад при­нят закон «О защите детей от инфор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и раз­ви­тию», согласно ему, на всей инфор­ма­ци­он­ной про­дук­ции должны ука­зы­вать воз­раст­ное ограничение.

fruehuebt - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

Но, при­зна­емся  честно: убе­регли ли от чего-то наших детей пре­сло­ву­тые значки: 6+, 12+, 16+ и 18+? Само собой, авторы фей­ков нико­гда не ста­вят под сооб­ще­ни­ями зна­чок возраста.

В интер­вью Рос­сий­ской газете  одна из авто­ров “Энцик­ло­пе­дии фей­ков и слу­хов”, стар­ший науч­ный сотруд­ник Инсти­тута обще­ствен­ных наук РАН­ХиГС Алек­сандра Архи­пова поде­ли­лась: «…Чтобы понять, правда или нет то, что мы слы­шим вокруг, мы должны судить не рас­сказ, а само событие…

Фей­ко­вые сооб­ще­ния сложно отли­чить от насто­я­щих. Но все же есть неко­то­рые при­знаки, сово­куп­ность кото­рых дает осно­ва­ние пред­по­ла­гать, что это, ско­рее всего, фейки». 

Вот при­знаки, кото­рыми  А. Архи­пова сове­тует руко­вод­ство­ваться в рас­по­зна­ва­нии  вир­ту­аль­ной лжи: «… повы­шен­ная эмо­ци­о­наль­ность, при­зыв к мак­си­маль­ному рас­про­стра­не­нию, отсут­ствие ссылки на источ­ник или ано­ним­ный источник.…»

Сло­вом, бди­тель­ных роди­те­лей, ска­жем, вошед­ших на стра­ничку ребенка в соц­сети , должно насто­ро­жить слиш­ком боль­шое коли­че­ство про­смот­ров ново­сти, её подо­зри­тельно пози­тив­ный (сгу­щённо-нега­тив­ный) тон и подача мате­ри­ала, а также упо­ми­на­ние абсурд­ного или абстракт­ного источ­ника инфор­ма­ции (как сооб­щил сотруд­ник папы ребёнка, кото­рый попал в больницу…Или: как под­твер­дили в науч­ных кругах…)

Обычно инту­и­ция под­ска­зы­вает: что-то здесь не так. При­сут­ствие лжи, лукав­ства, обмана нами под­со­зна­тельно уга­ды­ва­ется. В слу­чае ново­стей фей­ко­вого харак­тера шестому чув­ству лучше дове­рять. Дети   и под­ростки чутко реа­ги­руют на иро­нию и скеп­сис роди­те­лей, хотя могут не пода­вать виду.

«Ты что, правда, в такое веришь? А тогда зачем «рас­ша­ри­ва­ешь?»» Подоб­ные про­стые вопросы мам и пап помо­гают школь­ни­кам в ско­ром вре­мени при­об­ре­сти имму­ни­тет к фей­кам и выра­бо­тать при­вычку ана­ли­зи­ро­вать то, под чем раньше без­думно ста­вили «лайки».

Как  и почему распространяются фейки?

И все же, почему реаль­ные ново­сти не так инте­ресны, как фей­ко­вые, и фейки раз­ле­та­ются  в сети на «ура», как горя­чие пирожки?

В ста­тье сотруд­ника Мас­са­чу­сет­ского уни­вер­си­тета Роя Возоши,  неко­то­рое время назад опуб­ли­ко­ван­ной в жур­нале «Scienсe», подробно опи­сан меха­низм, как в обще­стве полу­чают хож­де­ние  прав­ди­вые  и лжи­вые новости.

Р. Возоши и его кол­леги-уче­ные более 10 лет мони­то­рили пове­де­ние поль­зо­ва­те­лей попу­ляр­ной  соц­сети. В их выборке ока­за­лось 3 мил­ли­она людей и тысячи  цепо­чек пуб­ли­ку­е­мых постов. И, дей­стви­тельно, фейки пока­зали себя намного попу­ляр­нее правды, раз­ле­та­лись быст­рее  и, оче­видно, в созна­ние людей про­ни­кали гораздо глубже. Инте­ре­сен и итог иссле­до­ва­ний: лжи­вые ново­сти на 70 про­цен­тов  жиз­не­спо­соб­нее истинных.

Неужели, если оста­вить в сто­роне довер­чи­вых детей и вос­при­им­чи­вых под­рост­ков, в мире  столько  людей, кото­рые ловятся на чепуху и без­думно копи­руют её? Увы, как заяв­ляют социо­логи, не всё так про­сто: интел­лект и уро­вень обра­зо­ва­ния ни при чем, в отно­ше­нии фей­ков  рабо­тают гораздо более слож­ные соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ские механизмы.

Пол, воз­раст, уро­вень дохо­дов и «ай-кью» тех, кто читает и раз­мно­жает фей­ко­вые ново­сти, мало что опре­де­ляют.  В дни вирус­ного повет­рия, рас­ту­щей без­ра­бо­тицы и  соци­аль­ного напря­же­ния почти все поль­зо­ва­тели  Сети щедро делятся  посту­па­ю­щей  к ним инфор­ма­цией, не под­вер­гая её сомнению.

А вот ещё пара вес­ких цитат из «РГ» от спе­ци­а­ли­ста по дез­ин­фор­ма­ции А. Архиповой:

«…Фейки…, как пра­вило, явля­ются след­ствием паники, а не её при­чи­ной. Слух – след­ствие паники. Это при­мерно так же, как когда идёт зем­ле­тря­се­ние, мы пыта­емся оста­но­вить волну цунами. Это бес­смыс­ленно. Надо уметь зем­ле­тря­се­ние предупреждать».

«Если инфор­ма­ция выгля­дит шоки­ру­юще новой и шоки­ру­юще непри­ят­ной, веро­ят­ность того, что ее “отре­по­стят”, резко повышается. 

Это древ­ний эво­лю­ци­он­ный меха­низм: если нам сооб­щают про опас­ность, мы сна­чала пре­ду­пре­ждаем дру­гих, а потом начи­наем думать, правду ли мы услы­шали. Если мы будем сна­чала ана­ли­зи­ро­вать, нас съест лев.

Когда что-то про­ис­хо­дит далеко, мы вос­при­ни­маем это, как абстракт­ную угрозу. И осо­бенно не вол­ну­емся. Но когда беда под­хо­дит близко, начи­наем сильно вол­но­ваться, защи­щать свой “зад­ний дворик”».

Именно поэтому, по мне­нию А. Архи­по­вой,  так много фей­ко­вой инфор­ма­ции можно встре­тить именно…в роди­тель­ским чатах.

В окру­жа­ю­щем мире слож­ная ситу­а­ция, роди­тели бес­по­ко­ятся за детей, суще­ствует пре­зумп­ция опас­но­сти. И если мамы и папы активно под­дер­жи­вают и рас­про­стра­няют слухи, то только потому, что в них дей­стви­тельно верят – и этим выра­жают под­спуд­ную роди­тель­скую тревогу.

Про­блема не в тех, кто рас­ска­зы­вает или делится, а в том, что реаль­ные угрозы  (напри­мер, угрозы здо­ро­вью детей) суще­ствуют – и что у мам или у пап не хва­тает реаль­ной инфор­ма­ции о про­ис­хо­дя­щем и они, так ска­зать, вос­пол­няют пробелы.

Так из пер­во­на­чаль­ной ново­сти в две строки ино­гда рож­да­ется плод кол­лек­тив­ного твор­че­ства на несколько абза­цев, кото­рый по пути обрас­тает подроб­но­стями. А. Архи­пова назы­вает этот инфор­ма­ци­он­ный фено­мен “пись­мом дяди Шарика домой”. Вспом­нив один из люби­мых мульт­филь­мов, легко понять, как это работает.

«…Народ начи­нает добав­лять соб­ствен­ные советы в спи­сок… Это выгля­дит так. Помните, дядя Федор пишет из Про­сто­ква­шина, что ску­чает по роди­те­лям, потом кот Мат­рос­кин допи­сы­вает, что у него “то лапы ломит, то хвост отва­ли­ва­ется”, а затем пёс Шарик добав­ляет, что начал линять. Роди­тели полу­чают это письмо и впа­дают в совер­шен­ней­ший ужас…

Люди рас­про­стра­няют такого рода тек­сты, ино­гда даже не читая их. Сам факт, что дела­ешь (со своей точки зре­ния) спа­си­тель­ное дей­ствие, уже доста­то­чен. А вдруг помо­жет кому-нибудь? Это свое­об­раз­ный пси­хо­ло­ги­че­ский гру­минг, нала­жи­ва­ние соци­аль­ных связей…».

Как остановить фейковый поток?

Навер­ное, надо сде­лать уси­лие и при­ве­сти соб­ствен­ные нервы в поря­док, а если искать не пси­хо­ло­ги­че­ский, а именно духов­ный совет, то  вспом­нить слова пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, духовно-полез­ный лайф-хак на все вре­мена: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи спа­сутся вокруг тебя». 

Немир­ный дух про­во­ци­рует пани­че­ское пове­де­ние в сети, когда, как води­тель во время авто­ка­та­строфы, жмёшь на всё и сразу. Неко­то­рые мамы и папы, нажи­мая “репост”, под­со­зна­тельно вос­при­ни­мают это как некий акт защиты. 

Та же Архи­пова при­во­дит убе­ди­тель­ный при­мер роди­тель­ской логики: «Я, мама Кати, хочу спа­сти всех одно­класс­ни­ков своей дочери, поэтому отправ­ляю эти советы в роди­тель­ский чат. У меня хоро­шая интен­ция, я же не хочу никого обма­нуть. Я текст до конца не про­чи­тала, но тут советы док­тора, он пло­хого не посоветует!”

Конечно,  цели и задачи пани­ку­ю­щих роди­те­лей в чатах и роди­тель­ских сооб­ще­ствах в соц­се­тях могут быть довольно раз­ными. Кому-то важны клики и вни­ма­ние, кто-то пыта­ется под­нять настро­е­ние дру­зьям, устроив для них весе­лый розыг­рыш, кто-то, хоть и не при­ни­мает фей­ко­вую весть  за чистую монету, ста­вит лайки за ком­па­нию, чтобы пока­зать заин­те­ре­со­ван­ность  или компетентность…

Щедро делясь чем-то любо­пыт­ным и ред­ким, чело­век  уже не чув­ствует себя таким без­за­щит­ным и оди­но­ким перед опасностью.

«Поскольку фей­ко­вые сооб­ще­ния пере­да­ются по цепочке, мотивы у каж­дого чело­века могут быть свои. Это как паро­воз. Каж­дый вагон сцеп­лен с сосед­ним по-сво­ему. Но рельсы, по кото­рым этот состав несется, это ощу­ще­ние общей опас­но­сти», – поды­то­жи­вает сотруд­ник Инсти­тута обще­ствен­ных наук РАН­ХиГС А. Архипова.

Упо­мя­ну­тая социо­лог счи­тает, что фейки – это давно иссле­до­ван­ный соци­аль­ный фено­мен: по её сло­вам, «…в ситу­а­ции паники люди начи­нают рас­про­стра­нять любую инфор­ма­цию на слу­чай, что ока­жется полез­ной. Вдруг она пре­ду­пре­дит об опас­но­сти? И это нор­маль­ное пове­де­ние, такой как бы соци­аль­ный клей. Он скле­и­вает людей.

Един­ствен­ный спо­соб оста­но­вить фей­ко­вые ново­сти – учиться раци­о­нально ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию, искать допол­ни­тель­ные инстру­менты к ана­лизу посту­па­ю­щих сообщений».

Почему мы не можем оторваться от фейков?

Не будем забы­вать, что, обме­ни­ва­ясь фей­ками, мы таким обра­зом… активно общаемся.

Уди­вить, заин­те­ре­со­вать  ближ­него все­гда при­ятно. Так можно выра­зить сим­па­тию, любовь, при­вя­зан­ность, про­явить вни­ма­ние, напом­нить о себе. Отчего-то счи­та­ется, что, делясь обыч­ными ново­стями, всех этих доб­рых сер­деч­ных целей не достичь.

Почему выра­же­ние чувств в интер­нете  для нас так зна­чимо? Не потому ли, что гораздо труд­нее выра­жать их в реаль­ной жизни?

Эффект чрез­мер­ного онлайн обще­ния – пси­хо­ло­ги­че­ски тон­кий и довольно ковар­ный. В реаль­но­сти можно быть него­дяем и неудач­ни­ком, в сети – героем и оча­ро­ва­тель­ным собеседником-анонимом. 

Полу­ча­ется, при помощи Интер­нета мы пыта­емся изме­нить нашу сущ­ность к луч­шему, то есть, по сути, сами из себя можем пред­став­лять для окру­жа­ю­щих некий фейк.

Жела­ние меняться к луч­шему изнутри – духовно похваль­ное стрем­ле­ние. Но вот только насто­я­щие пере­мены воз­можны не за шир­мой Все­мир­ной сети, а в реаль­ном мире, поэтому луч­ший совет на все вре­мена: ста­раться не впа­дать в зави­си­мость от тех­но­ло­гий и пере­во­дить обще­ние из вир­ту­аль­ного в реаль­ный формат.

Автор книги «Исто­ще­ние: что Интер­нет делает с нашим моз­гом» Нико­лас Карр счи­тает, что «…чем глубже тех­но­ло­гии свя­заны с повсе­днев­ной жиз­нью, тем меньше мы выби­раем, как и зачем их использовать».

Правда, в ситу­а­ции пан­де­мии его советы сокра­тить время на Интер­нет, огра­ни­чи­вать про­смотры соц­се­тей и «элек­тронки» и про­во­дить несколько часов в день без мобиль­ника  кажутся почти невы­пол­ни­мыми. Но дру­гого пути пере­хода из «вир­ту­ала» в «реал» не существует.

Ким­берли Янг, про­фес­сор Уни­вер­си­тета св. Бона­вен­туры (Нью-Йорк), при­во­дит любо­пыт­ную ана­ло­гию: «Эта про­блема ана­ло­гична перееданию». 

По его мне­нию, соц­сети, чаты, форумы, блоги, ново­сти, как повсе­днев­ная пища – есте­ствен­ная часть совре­мен­ной жизни, и те, кто стра­дает от циф­ро­вого пере­еда­ния, не могут  выле­читься одно­мо­ментно. Помо­гает то же, что при лече­нии паци­ен­тов с ожи­ре­нием или избы­точ­ным весом: выра­ботка при­вычки еже­днев­ного разум­ного огра­ни­че­ния и самоконтроля.

49168 1581179533 - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

Сло­вом, нам, роди­те­лям, чтобы огра­дить детей от нега­тив­ного  и лжи­вого кон­тента в Интер­нете, надо начать с себя: не впа­дать в отча­я­ние от про­ис­хо­дя­щего в мире, не под­да­ваться панике, иметь обо всем бла­гое раз­мыш­ле­ние и отда­вать отчет своим действиям.

Можем вспом­нить, что во вре­мена жизни свя­тых, при­чём не только древ­них, сильно отда­лён­ных от нас по вре­мени, но и совсем недав­них, ска­жем, ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ века, про­ис­хо­дило немало при­род­ных и соци­аль­ных ката­клиз­мов. Не отча­яться  им помо­гали вера и духов­ный взгляд на события.

Обра­ще­ние к Еван­ге­лию, еже­днев­ная молитва о близ­ких и время, уде­лён­ное им в насто­я­щей, а не вир­ту­аль­ной беседе, помо­гут обре­сти внут­рен­нее рав­но­ве­сие и нам, и им.

Не забу­дем и о том, что сете­вой фейк как ана­лог сплетни и бол­товни  имеет и дру­гое, вполне цер­ков­ное опре­де­ле­ние: по сути, это одно из про­яв­ле­ний пусто­сло­вия и празднословия.

Перед тем как «отре­по­стить» оче­ред­ное стран­ное сооб­ще­ние, вспом­ним и Пер­вое Посла­ние свя­того апо­стола Павла к корин­фя­нам: «Бра­тия! Не будьте дети умом: на злое будьте мла­денцы, а по уму будьте совер­шен­но­летни». (1Кор. 14:20.)

Вален­тина Киденко по мате­ри­а­лам СМИ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки