Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

(1 голос5.0 из 5)

В дни Всемирной пандемии влияние СМИ растёт, а фейковые новости распространяются с космической скоростью, и, по наблюдениям социологов, особенно активно – среди родителей. Не меньше фейков и в информационном поле  детей и подростков. Так ли безобидны вбросы лжи и как от них не пострадать?

Что такое информационная гигиена,  сегодня на повседневном примере карантина понятно всем:  пришёл с улицы – вымой лицо и руки; вошёл в сеть – ограждай себя от информационной грязи. В виртуальном мире  дети предоставлены сами себе и смотрят и читают всё подряд, и для начала хорошо бы понимать, откуда берётся такого рода грязь, чем она опасна и как её правильно распознавать.

074 300x200 - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

У кого «обжуливать»  – в крови?

У английского глагола «fake» множество значений, и если для театралов оно означает «импровизировать», а для моряков – «травить» канат, то для большинства людей значит примерно одно и то же, но с широким спектром оттенков смысла.

Фейк  – это «мошенничать», «обжуливать», «плутовать», «подделывать», «фабриковать», «фальсифицировать», «совершать подлог», «прикидываться» и т. п. Словом, производное от этого английского глагола существительное переводим не иначе как «фальшивка».

А кто источник всякой фальши? По большому счету, не тщеславный журналист или пиар-агентство, с чьей лёгкой руки заведомо ложная информация вбрасывается в интернет. Для верующего человека источник всяческой неправды очевиден.

Диавол неслучайно назван в Библии лукавым, то есть лживым. Господь наш Иисус Христос  в Священном Писании прямо называет его «отцом лжи» (Ин. 8:44). Сам же Творец мира в Ветхом Завете обозначен как «Бог, не могущий лгать» (Тит.1:2).

Словом, даже самая смешная, забавная, ничтожная ложь из Всемирной сети не есть невинное развлечение.

В отличие от хороших и нужных новостей фейки растут и множатся с завидной быстротой, заполняя информационное пространство и подрывая доверие к СМИ, а также сея панические настроения и давая  вредные советы, следовать которым тут же находится много охотников.

Увы, засилье слухов и не проверенных никем псевдомедицинских  и псевдопсихологических советов мешает реальной полезной информации поступать к нам.  Это вытеснение и являет наибольшую информационную опасность.

К слову, ответственность по новой статье о распространении ложной информации, предусмотренная законом, не пугает авторов фейковых новостей, поскольку в ней есть большая и удобная лазейка для каждого: если распространитель верит в написанное и сам является обманутым, за рерайт или репост виртуального плутовства  он не отвечает.

Каждому по «персонику»?

Говоря о фейках, как не вспомнить Юлию Вознесенскую, любимого автора православного фэнтези для взрослых и подростков, и её  книгу «Путь Кассандры, или путешествия с макаронами»?

Фантастическое общество будущего из-под пера писательницы поделено на две неравные части – подавляющее большинство обычных людей, в одно и то же время  суток «отмечающихся» в сети через свои «персоники» (чем не персональные компьютеры?),  и асы, то есть ассоциальный элемент – те, у кого нет персоников, а вместе с тем нет ни пищи, ни  одежды, ни крова над головой, ни права на существование в этом мире.

Люди, оторванные от информации и средств связи, у Вознесенской обречены на отлов «экологами» или медленную гибель. Прочие  ежедневно  обязаны просматривать на «персониках» позитивные новости, которые на сто процентов состоят из фейков, и не отходить далеко от дома.

Причина засилья фейковых новостей в этом фантастическом мире, по Вознесенской,  такова: окружающая действительность являет собой экологическую  и духовную катастрофу, догадываться об истинных масштабах которой никто не должен.

К счастью, наш реальный мир в точности не повторяет картинку, нарисованную Ю. Вознесенской, а фейковые новости, как выдуманный ею же хищный сорняк, пока не заполнили всё информационное пространство.

Но, предположим, этим талантливым православным  автором, популярным в 90-е и 2000-е, многое предугадано.

Иногда кажется, что Вознесенская пишет именно о сегодняшнем моменте – например, о нарастающей социальной дистанции и о самоизоляции – общественных тенденциях,  что обозначились задолго до пресловутой пандемии и сегодня полностью раскрылись. Те, кто заинтересуется, прочтут книги Юлии Вознесенской вместе с детьми, и, может, обнаружат свои параллели с сегодняшним днём.

Без интернета – никуда?

Словом,  очевидно: информационная безопасность, или информационная гигиена, как  всё чаще обозначают это понятие СМИ (наверное, в связи с пандемией коронавируса) – беда буквально каждой семьи, где, как правило,  с «персониками» нет проблем.

benefits of technology 300x173 - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

У каждого дома есть один или несколько компьютеров, энное количество телефонов с доступом в Интернет и много других электронных устройств для получения  информации. И в каждый экран стучится разный, в том числе, опасный, контент.

Опыт дистанционной учёбы во время карантина показал: всякое обучение, будь то школьное, средне-специальное и вузовское,  всё больше переносится в виртуальное пространство.

Большинство родителей отметили, что тестовые задания и все остальные задания на «дистанционке» в конце учебного года детям приходилось выполнять, путешествуя по просторам интернета.

Причём  дети затрачивали на электронную учёбу дома не 15 минут в день, как рекомендует мудрый Санпин, а гораздо больше. Мамы и папы возмущены: часы, проведённые  в Интернете, больше  тратятся  школьниками на поиск и отбор нужной информации, на механическое прохождение тестов, чем на реальное  изучение и закрепление материала.

Попутно ребёнок обязательно «нахватается» вредного  и ненужного, не раз войдёт в социальные сети и «перепостит» пару десятков  актуальных новостей и лайф-хаков.

Очевидно, без глобальной сети сегодня не обойтись, но у многих родителей создаётся впечатление, что школьников специально подсаживают на виртуальную иглу.

Злоупотребление интернетом сказывается  на психоэмоциональном состоянии школяров. У детей возникает потеря чувства времени, неврозы, своего рода «абстинентный синдром», когда без экрана ребёнок чувствует себя плохо, у него все болит и плохое настроение – то есть возникают особые психосоматические состояния.

Мамы и папы отмечают у своих чад, пересидевших за компьютером по необходимости,  частую  злость, агрессию, напряжённость, общий упадок сил. Дети, прилепившиеся к экрану надолго, более склонны отвечать дерзко, спорить со старшими и врать. При этом выраженная усталость снижает результаты учёбы и прочей деятельности.

Так что не сходит с родительских форумов одна и та же тема: компьютер для детей – вообще-то не здорово и не полезно, а тут ещё и фейки, засоряющие юные головы. Так как оградить ребёнка от сомнительного контента?

Как отличить подделку?

«Ну, это же фейк», – иногда говорят мудрые родители  своим  подросткам, имея в виду очередную сетевую глупость и чепуху. Увы, глупость и чепуха бывают не очевидны.

Восемь лет назад принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно ему, на всей информационной продукции должны указывать возрастное ограничение.

fruehuebt 300x200 - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

Но, признаемся  честно: уберегли ли от чего-то наших детей пресловутые значки: 6+, 12+, 16+ и 18+? Само собой, авторы фейков никогда не ставят под сообщениями значок возраста.

В интервью Российской газете  одна из авторов «Энциклопедии фейков и слухов», старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС Александра Архипова поделилась: «…Чтобы понять, правда или нет то, что мы слышим вокруг, мы должны судить не рассказ, а само событие…

Фейковые сообщения сложно отличить от настоящих. Но все же есть некоторые признаки, совокупность которых дает основание предполагать, что это, скорее всего, фейки». 

Вот признаки, которыми  А. Архипова советует руководствоваться в распознавании  виртуальной лжи: «… повышенная эмоциональность, призыв к максимальному распространению, отсутствие ссылки на источник или анонимный источник….»

Словом, бдительных родителей, скажем, вошедших на страничку ребенка в соцсети , должно насторожить слишком большое количество просмотров новости, её подозрительно позитивный (сгущённо-негативный) тон и подача материала, а также упоминание абсурдного или абстрактного источника информации (как сообщил сотрудник папы ребёнка, который попал в больницу…Или: как подтвердили в научных кругах…)

Обычно интуиция подсказывает: что-то здесь не так. Присутствие лжи, лукавства, обмана нами подсознательно угадывается. В случае новостей фейкового характера шестому чувству лучше доверять. Дети   и подростки чутко реагируют на иронию и скепсис родителей, хотя могут не подавать виду.

«Ты что, правда, в такое веришь? А тогда зачем «расшариваешь?»» Подобные простые вопросы мам и пап помогают школьникам в скором времени приобрести иммунитет к фейкам и выработать привычку анализировать то, под чем раньше бездумно ставили «лайки».

Как  и почему распространяются фейки?

И все же, почему реальные новости не так интересны, как фейковые, и фейки разлетаются  в сети на «ура», как горячие пирожки?

В статье сотрудника Массачусетского университета Роя Возоши,  некоторое время назад опубликованной в журнале «Scienсe», подробно описан механизм, как в обществе получают хождение  правдивые  и лживые новости.

Р. Возоши и его коллеги-ученые более 10 лет мониторили поведение пользователей популярной  соцсети. В их выборке оказалось 3 миллиона людей и тысячи  цепочек публикуемых постов. И, действительно, фейки показали себя намного популярнее правды, разлетались быстрее  и, очевидно, в сознание людей проникали гораздо глубже. Интересен и итог исследований: лживые новости на 70 процентов  жизнеспособнее истинных.

Неужели, если оставить в стороне доверчивых детей и восприимчивых подростков, в мире  столько  людей, которые ловятся на чепуху и бездумно копируют её? Увы, как заявляют социологи, не всё так просто: интеллект и уровень образования ни при чем, в отношении фейков  работают гораздо более сложные социально-психологические механизмы.

Пол, возраст, уровень доходов и «ай-кью» тех, кто читает и размножает фейковые новости, мало что определяют.  В дни вирусного поветрия, растущей безработицы и  социального напряжения почти все пользователи  Сети щедро делятся  поступающей  к ним информацией, не подвергая её сомнению.

А вот ещё пара веских цитат из «РГ» от специалиста по дезинформации А. Архиповой:

«…Фейки…, как правило, являются следствием паники, а не её причиной. Слух – следствие паники. Это примерно так же, как когда идёт землетрясение, мы пытаемся остановить волну цунами. Это бессмысленно. Надо уметь землетрясение предупреждать».

«Если информация выглядит шокирующе новой и шокирующе неприятной, вероятность того, что ее «отрепостят», резко повышается.

Это древний эволюционный механизм: если нам сообщают про опасность, мы сначала предупреждаем других, а потом начинаем думать, правду ли мы услышали. Если мы будем сначала анализировать, нас съест лев.

Когда что-то происходит далеко, мы воспринимаем это, как абстрактную угрозу. И особенно не волнуемся. Но когда беда подходит близко, начинаем сильно волноваться, защищать свой «задний дворик»».

Именно поэтому, по мнению А. Архиповой,  так много фейковой информации можно встретить именно…в родительским чатах.

В окружающем мире сложная ситуация, родители беспокоятся за детей, существует презумпция опасности. И если мамы и папы активно поддерживают и распространяют слухи, то только потому, что в них действительно верят – и этим выражают подспудную родительскую тревогу.

Проблема не в тех, кто рассказывает или делится, а в том, что реальные угрозы  (например, угрозы здоровью детей) существуют – и что у мам или у пап не хватает реальной информации о происходящем и они, так сказать, восполняют пробелы.

Так из первоначальной новости в две строки иногда рождается плод коллективного творчества на несколько абзацев, который по пути обрастает подробностями. А. Архипова называет этот информационный феномен «письмом дяди Шарика домой». Вспомнив один из любимых мультфильмов, легко понять, как это работает.

«…Народ начинает добавлять собственные советы в список… Это выглядит так. Помните, дядя Федор пишет из Простоквашина, что скучает по родителям, потом кот Матроскин дописывает, что у него «то лапы ломит, то хвост отваливается», а затем пёс Шарик добавляет, что начал линять. Родители получают это письмо и впадают в совершеннейший ужас…

Люди распространяют такого рода тексты, иногда даже не читая их. Сам факт, что делаешь (со своей точки зрения) спасительное действие, уже достаточен. А вдруг поможет кому-нибудь? Это своеобразный психологический груминг, налаживание социальных связей…».

Как остановить фейковый поток?

Наверное, надо сделать усилие и привести собственные нервы в порядок, а если искать не психологический, а именно духовный совет, то  вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, духовно-полезный лайф-хак на все времена: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи спасутся вокруг тебя».

Немирный дух провоцирует паническое поведение в сети, когда, как водитель во время автокатастрофы, жмёшь на всё и сразу. Некоторые мамы и папы, нажимая «репост», подсознательно воспринимают это как некий акт защиты. 

Та же Архипова приводит убедительный пример родительской логики: «Я, мама Кати, хочу спасти всех одноклассников своей дочери, поэтому отправляю эти советы в родительский чат. У меня хорошая интенция, я же не хочу никого обмануть. Я текст до конца не прочитала, но тут советы доктора, он плохого не посоветует!»

Конечно,  цели и задачи паникующих родителей в чатах и родительских сообществах в соцсетях могут быть довольно разными. Кому-то важны клики и внимание, кто-то пытается поднять настроение друзьям, устроив для них веселый розыгрыш, кто-то, хоть и не принимает фейковую весть  за чистую монету, ставит лайки за компанию, чтобы показать заинтересованность  или компетентность…

Щедро делясь чем-то любопытным и редким, человек  уже не чувствует себя таким беззащитным и одиноким перед опасностью.

«Поскольку фейковые сообщения передаются по цепочке, мотивы у каждого человека могут быть свои. Это как паровоз. Каждый вагон сцеплен с соседним по-своему. Но рельсы, по которым этот состав несется, это ощущение общей опасности», – подытоживает сотрудник Института общественных наук РАНХиГС А. Архипова.

Упомянутая социолог считает, что фейки – это давно исследованный социальный феномен: по её словам, «…в ситуации паники люди начинают распространять любую информацию на случай, что окажется полезной. Вдруг она предупредит об опасности? И это нормальное поведение, такой как бы социальный клей. Он склеивает людей.

Единственный способ остановить фейковые новости – учиться рационально анализировать информацию, искать дополнительные инструменты к анализу поступающих сообщений».

Почему мы не можем оторваться от фейков?

Не будем забывать, что, обмениваясь фейками, мы таким образом… активно общаемся.

Удивить, заинтересовать  ближнего всегда приятно. Так можно выразить симпатию, любовь, привязанность, проявить внимание, напомнить о себе. Отчего-то считается, что, делясь обычными новостями, всех этих добрых сердечных целей не достичь.

Почему выражение чувств в интернете  для нас так значимо? Не потому ли, что гораздо труднее выражать их в реальной жизни?

Эффект чрезмерного онлайн общения – психологически тонкий и довольно коварный. В реальности можно быть негодяем и неудачником, в сети – героем и очаровательным собеседником-анонимом.

Получается, при помощи Интернета мы пытаемся изменить нашу сущность к лучшему, то есть, по сути, сами из себя можем представлять для окружающих некий фейк.

Желание меняться к лучшему изнутри – духовно похвальное стремление. Но вот только настоящие перемены возможны не за ширмой Всемирной сети, а в реальном мире, поэтому лучший совет на все времена: стараться не впадать в зависимость от технологий и переводить общение из виртуального в реальный формат.

Автор книги «Истощение: что Интернет делает с нашим мозгом» Николас Карр считает, что «…чем глубже технологии связаны с повседневной жизнью, тем меньше мы выбираем, как и зачем их использовать».

Правда, в ситуации пандемии его советы сократить время на Интернет, ограничивать просмотры соцсетей и «электронки» и проводить несколько часов в день без мобильника  кажутся почти невыполнимыми. Но другого пути перехода из «виртуала» в «реал» не существует.

Кимберли Янг, профессор Университета св. Бонавентуры (Нью-Йорк), приводит любопытную аналогию: «Эта проблема аналогична перееданию».

По его мнению, соцсети, чаты, форумы, блоги, новости, как повседневная пища – естественная часть современной жизни, и те, кто страдает от цифрового переедания, не могут  вылечиться одномоментно. Помогает то же, что при лечении пациентов с ожирением или избыточным весом: выработка привычки  ежедневного разумного ограничения и самоконтроля.

49168 1581179533 300x218 - Ребёнок, пандемия и фейки: как оградиться от лживых новостей

Словом, нам, родителям, чтобы оградить детей от негативного  и лживого контента в Интернете, надо начать с себя: не впадать в отчаяние от происходящего в мире, не поддаваться панике, иметь обо всем благое размышление и отдавать отчет своим действиям.

Можем вспомнить, что во времена жизни святых, причём не только древних, сильно отдалённых от нас по времени, но и совсем недавних, скажем, новомучеников и исповедников Российских ХХ века, происходило немало природных и социальных катаклизмов. Не отчаяться  им помогали вера и духовный взгляд на события.

Обращение к Евангелию, ежедневная молитва о близких и время, уделённое им в настоящей, а не виртуальной беседе, помогут обрести внутреннее равновесие и нам, и им.

Не забудем и о том, что сетевой фейк как аналог сплетни и болтовни  имеет и другое, вполне церковное определение: по сути, это одно из проявлений пустословия и празднословия.

Перед тем как «отрепостить» очередное странное сообщение, вспомним и Первое Послание святого апостола  Павла к коринфянам: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни». (1Кор. 14:20.)

Валентина Киденко по материалам СМИ

Фото из открытых источников

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*