Свящ. Никита Заболотнов: как говорить с ребёнком о смерти?

Свящ. Никита Заболотнов: как говорить с ребёнком о смерти?

(7 голосов5.0 из 5)

Смерть, как это ни пара­док­сально  – неотъ­ем­ле­мая часть жизни. Как и когда гово­рить ребёнку о смерти? Нужно ли брать на похо­роны? Как ему всё объ­яс­нить? На эти и дру­гие вопросы отве­чает мно­го­дет­ный отец, священник.

Иерей Никита Забо­лот­нов ведет свой видео-блог, активно посе­ща­е­мый роди­те­лями всех воз­рас­тов. И вот что он советует.

«Как гово­рить с ребен­ком о смерти – важ­ная тема, но гово­рить о ней бывает про­бле­ма­тично, осо­бенно когда уми­рает осо­бенно близ­кий чело­век, род­ствен­ник. Роди­тели зада­ются вопро­сом, стоит ли брать ребенка на похо­роны и как ему  что-то объяснять.

2eb720790cbfad4d36fd51213867632a23fd04a45 1280 854 - Свящ. Никита Заболотнов: как говорить с ребёнком о смерти?

Испо­кон века прак­ти­че­ски во всех чело­ве­че­ских куль­ту­рах детей от смерти не отго­ра­жи­вали. И, на самом деле – у ребенка есть некая внут­рен­няя потреб­ность пого­во­рить о смерти. 

В опре­де­лен­ный период взрос­ле­ния, в 6–8 лет, ребе­нок под­хо­дит к роди­телю, спра­ши­вает его о смерти, ему инте­ресна эта тема. Не стоит его от этой темы отго­ра­жи­вать. Смерть также есте­ственна, как и жизнь. Если есть рож­де­ние, зна­чит, есть и уми­ра­ние. Если есть начало – есть и конец.

Ребенку так и нужно объ­яс­нить: все мы рож­да­емся и все мы уми­раем. Смерть – это не некая страш­ная тра­ге­дия. Смерть – это конец жизни, и это нужно ребенку объ­яс­нить: ты начал жить, ты когда-то умрешь.

Мы очень боимся, что ребё­нок нач­нёт бояться смерти. Да, в опре­де­лен­ный период сво­его взрос­ле­ния он будет бояться уме­реть, но это чаще всего свя­зано с млад­шим и сред­ним под­рост­ко­вым воз­рас­том, с пол­ным осо­зна­нием себя и своей личности. 

Но это не зна­чит, что ребенку не нужно гово­рить о смерти. Нужно пока­зы­вать ребенку, что смерть – это итог жизни, рас­ска­зы­вать ему о своих род­ствен­ни­ках: бабуш­ках, пра­ба­буш­ках, прадедушках.

Вот, они жили, жили долго, вот, они умерли, от них оста­лась  память – то-то и то-то. Можно съез­дить с ребен­ком на клад­бище, может быть, кратко, без осо­бых подроб­но­стей рас­ска­зать ему, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком, когда он умирает.

Ну, и когда мы стал­ки­ва­емся с ситу­а­цией,  что при­хо­дится с ребен­ком идти на похо­роны, на отпе­ва­ние близ­кого чело­века, то обя­за­тельно нужно об этом поговорить.

Здесь нет какой-то кон­кре­тики. Нужно пого­во­рить от сердца: вот, чело­век был, и чело­век есть. Есть он потому, что он остался в нашем сердце, в наших вос­по­ми­на­ниях, в нашей памяти, и самое глав­ное: мы про­дол­жаем его любить. 

С его смер­тью, то есть окон­ча­нием физи­че­ской жизни, не закон­чи­лась наша любовь. До тех пор, пока мы его любим, пока мы его пом­ним, он жив.

Кроме того, обя­за­тельно нужно пого­во­рить о том, что в нашем пра­во­слав­ном миро­по­ни­ма­нии и пред­став­ле­нии смерть – это лишь пере­ход в сле­ду­ю­щую жизнь, в жизнь вечную. 

Когда наша веч­ная душа, кото­рая ожив­ляет наше физи­че­ское тело, отде­ля­ется от тела и начи­нает жить отдельно, иной, дру­гой жиз­нью, она как бы живет тем ито­гом, что чело­век смог в своей жизни собрать, чем он смог жить.

Ребенку в силу его воз­раста об этом стоит рас­ска­зать. Но еще раз говорю: не нужно детей огра­ни­чи­вать от этой темы. Потому что, если мы будем так делать, то рано или поздно ребе­нок столк­нется с этой темой, и в под­рост­ко­вом воз­расте она будет его очень интересовать.

И, к сожа­ле­нию, ино­гда бывает, что, если в дет­стве мы его огра­ни­чи­вали, потом она может начать его пугать, что дохо­дит до опре­де­лен­ных неврозов.

Есть еще одна про­блема: она свя­зана с нами, с взрос­лыми. Мы сами очень часто отно­симся к смерти с боль­шой опас­кой и не любим о ней ни гово­рить, ни напо­ми­нать. Хотя еще в древ­но­сти люди гово­рили – «momento mori» – «помни о смерти», а древ­ние хри­сти­ан­ские подвиж­ники про­дол­жали: «помни о смерти, и во век не согрешишь».

Поэтому память смерт­ная – это одна из хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей, кото­рая помо­гает нам все­гда быть в тонусе, все­гда быть перед лицом Божиим. И вот это – пра­виль­ная память о смерти, кото­рая будет в нас, и мы ее поти­хоньку будем пере­да­вать нашим детям.

Видео-вер­сия беседы 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки