Воспитание детей в семье: библейские и святоотеческие основы 

Воспитание детей в семье: библейские и святоотеческие основы 

(2 голоса5.0 из 5)

“Какова основ­ная цель вос­пи­та­ния ребёнка? Неко­то­рые роди­тели обра­щают вни­ма­ние на то, чтобы дети хорошо пита­лись и выросли здо­ро­выми. Дру­гие ста­ра­ются дать обра­зо­ва­ние. Тре­тьи – раз­вить  даро­ва­ния  музы­кан­тов, худож­ни­ков или учё­ных. Но у роди­те­лей-хри­стиан пер­вой и основ­ной целью вос­пи­та­ния должно быть не это”, – раз­мыш­ляет про­то­и­е­рей  Павел Калинин.

 

В своей ста­тье «Биб­лей­ские и свя­то­оте­че­ские основы  пра­во­слав­ной кон­цеп­ции вос­пи­та­ния детей в семье» отец Павел, свя­щен­ник Арма­вир­ской епар­хии,  делится сле­ду­ю­щими мыс­лями о пра­во­слав­ном воспитании:

«Роди­тели  прежде всего  должны забо­титься о том, чтобы дети выросли в непо­ко­ле­би­мой вере живыми чле­нами Церкви, чтобы в душе их «изоб­ра­зился Хри­стос» (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они воз­лю­били Бога, а «ближ­него сво­его, как самого себя» (Мф. 22, 37–40), и целью своей жизни ста­вили «стя­жа­ние Духа Свя­того Божия» (из слов преп. Серафима).

Конечно, Свя­щен­ное Писа­ние и, прежде всего, Еван­ге­лие, содер­жит всю пол­ноту истины, необ­хо­ди­мой для спа­се­ния людей. Но истины еван­гель­ские и пра­виль­ное при­ме­не­ние их к прак­тике нашей жизни откры­ва­ются нашим духов­ным очам через Пре­да­ние и разъ­яс­не­ние их св. отцами. Если роди­тели достиг­нут этого, то осталь­ное – и обра­зо­ва­ние, и раз­ви­тие даро­ва­ний, и здо­ро­вье  – всё при­ло­жится само собою, так как Гос­подь ска­зал: «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это всё при­ло­жится вам» (Мф. 6, 33).

Преп. Сера­фим Саров­ский гово­рил одной матери: «Матушка, матушка. Не торо­пись детей-то учить по-фран­цуз­ски и по-немецки, а при­го­товь души-то их прежде, а про­чее при­ло­жится им потом».

Как достиг­нуть этого, как «при­го­то­вить душу» детей? Дух семьи – это то, что в первую оче­редь фор­ми­рует душу под­рас­та­ю­щего ребёнка. Епи­скоп Фео­фан Затвор­ник пишет: «Есть непо­сти­жи­мая для нас связь души роди­те­лей с душою детей». «И если их дух про­ник­нут бла­го­че­стием, то быть не может, чтобы оно по сво­ему роду не дей­ство­вало на душу дитяти».

«Яблочко от яблони неда­леко падает», – так гла­сит о том народ­ная муд­рость. Оптин­ский ста­рец Лео­нид при выборе жениха и неве­сты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о неве­сте – по матери, счи­тая, что у роди­те­лей уже в пол­ной мере выяв­лены склон­но­сти те, кото­рые ещё недо­ста­точно ясны в детях. Св. Писа­ние во мно­гих местах гово­рит об ответ­ствен­но­сти роди­те­лей за детей. Ещё в Вет­хом Завете име­ются при­меры нака­за­ния роди­те­лей за нече­стие детей.

c1ce773afc7ca1323e9bbe8b7183e164 300x254 - Воспитание детей в семье: библейские и святоотеческие основы  

За это был нака­зан свя­щен­ник Илий, про кото­рого Бог так гово­рит про­року Саму­илу: «Я объ­явил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыно­вья его нече­ствуют, и не обуз­ды­вал их» (1 Цар. 3, 13).

При этом сле­дует ска­зать, что Илий не пре­не­бре­гал вовсе вос­пи­та­нием сыно­вей. Нет, Илий обли­чал их, говоря: «Дети мои, нехо­роша молва, кото­рую я слышу: вы раз­вра­ща­ете народ Гос­по­день» (1 Цар. 2, 24).

Но, оче­видно, от Илия тре­бо­ва­лось более чем одни крот­кие слова. От него тре­бо­ва­лось рве­ние, нало­же­ние на сыно­вей нака­за­ния, обуз­да­ния их. Так об этом гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст.

«Так как Илий не всё сде­лал, что над­ле­жало, то вос­ста­но­вил Бога про­тив себя, и про­тив сыно­вей, и, щадя небла­го­вре­менно себя и детей, погу­бил вме­сте с детьми и соб­ствен­ное спа­се­ние. Кроме небреж­но­сти по отно­ше­нию к детям  Богу не в чем было обви­нить старца. Он был и свя­щен­ник, и ста­рец, и зна­ме­нит, и две­на­дцать лет бес­по­рочно началь­ство­вал над еврей­ским народом.

Однако он крайне бед­ственно погиб за то, что не забо­тился тща­тельно о детях, и грех его нера­де­ния, точно суро­вая, гро­мад­ная волна, все подвиги его закрыла. Какое же нака­за­ние ожи­дает нас,  когда и в доб­ро­де­тели много ему усту­паем, и детей не только не настав­ляем, но посту­паем в отно­ше­нии их жесточе вся­кого вар­вара…» В Писа­ниях Нового Завета ап. Павел резко осуж­дает небре­же­ние в заботе о близ­ких: «Если же кто о своих и осо­бенно о домаш­них не печётся, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» (1Тим.5,8).

При суж­де­нии о при­год­но­сти к долж­но­сти епи­скопа ап. Павел одним из важ­ней­ших при­зна­ков ста­вит отно­ше­ние с семей­ными: «Епи­скоп дол­жен быть… хорошо управ­ля­ю­щим домом своим, детей содер­жа­щим в послу­ша­нии со вся­кою чест­но­стью» (1Тим.2,4). По запо­ве­дям ап. Павла на роди­те­лях лежит и мате­ри­аль­ная забота о детях (2Кор.12, 14), и духов­ная.

Усло­вием для посвя­ще­ния в пре­сви­теры он ста­вит: «Если кто… детей имеет вер­ных, не уко­ря­е­мых в рас­пут­стве или непо­кор­но­сти» (Тит.1,6). Пер­выми запо­ве­дями для моло­дых жен ап. Павел ста­вит: «Любить мужей, любить детей… быть… попе­чи­тель­ными о доме» (Тит.2,4–5).

Усло­вие для спа­се­ния замуж­ней жен­щины ап. Павел фор­му­ли­рует так: «Спа­сётся через чадо­ро­дие, если пре­бу­дет в вере и любви и в свя­то­сти с цело­муд­рием» (1Тим. 2,15). Также вдо­вам, име­ю­щим детей или вну­чат, ап. Павел велит прежде всего зани­маться их вос­пи­та­нием (1Тим.5,4). Поэтому оче­видно, что под запо­ве­дью для замуж­ней жен­щины родить чад  надо пони­мать и обя­зан­ность замуж­ней жен­щины всю свою жизнь посвя­тить вос­пи­та­нию этих чад.

Эти чада посы­ла­ются от Гос­пода не как бремя или нака­за­ние, а как бла­го­сло­вен­ный Гос­по­дом путь замуж­ней жен­щины – как награда и уте­ше­ние жизни. «Вот насле­дие от Гос­пода: дети; награда от Него – плод чрева», – гово­рит в псал­мах про­рок Давид (Пс.126,3). И если роди­тели или мать тяго­тятся детьми или роп­щут на них – они тяжёло гре­шат перед Господом.

Можно найти при­меры, что бла­го­че­сти­вые дети были и от нече­сти­вых роди­те­лей (напри­мер, вели­ко­му­че­ница Вар­вара), но вряд ли можно найти слу­чаи, когда бла­го­че­стие обоих роди­те­лей не имело бы след­ствием высо­ких досто­инств их детей. Сле­дует учи­ты­вать, однако, что сте­пень бла­го­че­стия может быть раз­ная и может слу­читься, что духов­ная сла­бость одного из супру­гов осла­бит в какой-то мере всех или неко­то­рых из детей.

В Дея­ниях св. апо­сто­лов рас­ска­зы­ва­ется, как бла­го­че­сти­вому языч­нику – сот­нику Кор­ни­лию, снис­кав­шему милость у Бога молит­вой и мило­сты­ней, явля­ется ангел, пове­ле­вает при­звать ап. Петра и обе­щает, что сло­вами послед­него «спа­сёшься ты и весь дом твой» (Деян. 10, 6).

Итак, милость Божия и залоги спа­се­ния рас­про­стра­ня­ются не только на пра­вед­ника, но и на весь дом – его семью и его детей.

Поэтому для роди­те­лей глав­ной забо­той должно явиться снис­ка­ние мило­сти Божией и Его помощи и бла­го­сло­ве­ния. «Пра­вед­ник ходит в своей непо­роч­но­сти: бла­женны дети его после него!» – сви­де­тель­ствует пре­муд­рый Соло­мон (Притч. 20, 7). А епи­скоп Фео­фан Затвор­ник пишет: «Дух веры и бла­го­че­стия роди­те­лей должно почи­тать могу­ще­ствен­ней­шим сред­ством к сохра­не­нию, вос­пи­та­нию и укреп­ле­нию бла­го­дат­ной жизни в детях».

В чем сек­рет вели­ких дости­же­ний? Обычно при­нято думать, что вели­ким людям при­сущи осо­бые, выда­ю­щи­еся спо­соб­но­сти и при­род­ные даро­ва­ния. Не совсем так. Мно­гие фило­софы и учё­ные счи­тают, что вся­кое дости­же­ние обу­слов­лено, прежде всего, напря­жен­ным, целе­устрем­лен­ным тру­дом в тече­ние дли­тель­ного вре­мени. Таким обра­зом, зна­чи­тель­ных дости­же­ний в каком-либо отно­ше­нии может добиться каж­дый при нали­чии сред­них спо­соб­но­стей и даро­ва­ний. И, оче­видно, сте­пень успеха будет прямо про­пор­ци­о­нальна затра­чен­ной энергии.

Дости­же­ние цели как след­ствие упор­ного труда – это закон, дан­ный Богом чело­веку после гре­хо­па­де­ния: «В поте лица тво­его будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невоз­можно про­пи­та­ние, невоз­можна сама жизнь. Хлеб добы­ва­ется потом как для тела, так и для духа.

Труд над ребён­ком как основа вос­пи­та­ния был запо­ве­дан ещё евреям в Писа­ниях Вет­хого Завета. «Учи сына тво­его и тру­дись над ним, чтобы не иметь тебе огор­че­ния от непри­стой­ных поступ­ков его», – гово­рится в книге Пре­муд­ро­сти Иисуса сына Сира­хова (30, 13).

Целе­устрем­лен­ность свя­зана нераз­рывно с само­по­жерт­во­ва­нием. Ради заботы о детях роди­те­лям необ­хо­димо оста­вить  раз­вле­че­ния, театры, празд­ные зна­ком­ства…  Все это кра­дёт у нас силы и время, кото­рого мало, кото­рое дра­го­ценно, как вве­рен­ные нам от Гос­пода «таланты»; кото­рого недо­стаёт для спа­се­ния и себя, и детей.

«Без Меня не можете делать ничего», – гово­рит Бог в лице Хри­ста (Ин. 15, 5). Но «Бог есть любовь» (Ин. 4, 8). И поэтому без любви нет духов­ной жизни, нет цели­тель­ного обще­ния души с Богом и близ­кими, нет зарож­де­ния и раз­ви­тия веры, сми­ре­ния, кро­то­сти, бла­го­че­стия и дру­гих доб­ро­де­те­лей, оду­хо­тво­ря­ю­щих душу.

Любовь в лице Хри­ста яви­лась в греш­ный, рас­тлен­ный мир и побе­дила и воз­ро­дила мир (Ин. 16, 33). Ею побеж­дали апо­столы, ею во все вре­мена побеж­дали пас­тыри Церкви и уче­ники Хри­стовы. И ею, только ею можем и мы обес­пе­чить себе доступ к сердцу нашего ребёнка на всю нашу жизнь.

Когда ап. Иоанн, люби­мей­ший из уче­ни­ков Хри­ста, ослаб от ста­ро­сти и не мог более про­по­ве­до­вать, он только повто­рял всем: «Дети, любите друг друга». А свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский гово­рил: «Люби – и делай, что хочешь». И, по сло­вам Гос­пода, на двух запо­ве­дях любви к Богу и ближ­ним «утвер­жда­ется весь закон и про­роки» (Мф. 22, 37–40).

«Любовь… есть сово­куп­ность совер­шен­ства» (Кол. 3, 14), – гово­рит ап. Павел, напи­сав­ший гимн любви – три­на­дца­тую главу 1‑го Посла­ния к Корин­фя­нам. Эта глава напи­сана с непод­ра­жа­е­мой силой и глу­би­ной мысли. По ней мы можем опре­де­лить и свое состо­я­ние в отно­ше­нии любви – этой основы всех добродетелей.

Все мы думаем, что любим наших детей. Это кажется есте­ствен­ным, это бла­го­дат­ный закон при­роды, из кото­рого мы не счи­таем себя исклю­че­нием. Да и кого же любить, как не своих детей. Но ап. Павел глу­бо­ким ана­ли­зом свойств любви обли­чает нас.

«Любовь не раз­дра­жа­ется», – пишет ап. Павел. Про­ве­рим себя – так ли мы любим своих детей, чтобы нико­гда не раз­дра­жаться на них?

«Любовь… не ищет сво­его». А наши запросы на свою «лич­ную жизнь», «лич­ные инте­ресы», развлечения?

Не будем же удив­ляться, что путь к сердцу нашего ребёнка не открыт для нас в пол­ной мере. При­знаем этот факт и, пока ещё есть время, поста­ра­емся испра­вить наши упу­ще­ния и овла­деть серд­цами наших детей. Для этого надо самих себя все­цело отдать детям, сде­латься не только их настав­ни­ками и вос­пи­та­те­лями, но и бли­жай­шими дру­зьями, срод­ниться с их инте­ре­сами и запросами.

Про­яв­ле­ние неж­ной, само­от­вер­жен­ной мате­рин­ской любви к своим детям так харак­те­ри­зу­ется преп. Сера­фи­мом: «Чадо­лю­би­вая матерь не в своё уго­жде­ние живёт, но в уго­жде­ние детей. Немощи немощ­ных чад сно­сит с любо­вью; в нечи­стоту впад­ших очи­щает, омы­вает тихо, мирно, обла­чает в ризы белые и новые, обу­вает, согре­вает, питает, про­мы­вает, уте­шает и со всех сто­рон ста­ра­ется дух их поко­ить так, чтобы нико­гда не слы­шать ей малей­шего их вопля. И тако­вые часто бывают бла­го­рас­по­ло­жены к матери своей».

Итак, надо окру­жить детей муд­рой забо­той, вни­ма­нием: когда надо – лас­кой и неж­но­стью, и вме­сте с тем, когда надо – уве­ще­ва­нием и взыскательностью.

Ребё­нок оце­нит заботу и вни­ма­ние, в каких бы фор­мах они не про­яв­ля­лись, если только «всё у вас будет с любо­вью» (1Кор.16,14), если во всех сло­вах наших он будет слы­шать и чув­ство­вать любовь.

Сердце дет­ское чутко и отзыв­чиво, и когда мы всё своё сердце ради Гос­пода и Его запо­ве­дей отда­дим детям, они отда­дут нам своё.

Источ­ники

  1. Пестов Н.Е. Пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние детей. Сатис.
  2. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник. Путь ко спа­се­нию. Пра­вило веры. М. 2000.
  3. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Избран­ные беседы. Прав.-е брат­ство св. ап. Иоанна Бого­слова. М. 2002.
  4. Пол­ный годич­ный круг крат­ких поуче­ний. В 2‑х томах. Т. II. Изда­ние Меж­ду­на­род­ный изда­тель­ский центр пра­во­слав­ной лите­ра­туры. М. 1995.
  5. Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник. Путь ко спа­се­нию. Пра­вило веры. М. 2000. стр. 49.
  6. Свя­той пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский чудо­тво­рец.- Крас­но­дар­ское епар­хи­аль­ное управление.

Из мате­ри­а­лов круг­лого стола «Про­блемы семьи и брака в совре­мен­ном обще­стве (пра­во­слав­ное и свет­ское изме­ре­ние)». – Арма­вир: Арма­вир­ский Пра­во­славно-соци­аль­ный инсти­тут, 2005.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки