Дни покаяния и очищения

Лилия Эрн­стовна Сели­ве­ст­рова

28 (15) ноября – 6 января (24 декабря)
Рож­де­ствен­ский (Филип­пов­ский) пост

Для чего нужен пост, и как велит соблю­дать его цер­ков­ный Устав? В пост Цер­ковь при­зы­вает нас к пока­я­нию, при­ми­ре­нию с Богом и ближ­ними, обуз­да­нию стра­стей. Огра­ни­че­ния в еде нужны для сми­ре­ния чело­ве­че­ской плоти, это всего лишь сред­ство, а не цель. Сущ­ность поста точно выра­жена в сле­ду­ю­щей цер­ков­ной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от стра­стей не очи­ща­ясь, напрасно уте­ша­емся неяде­нием, ибо если пост не при­не­сет тебе исправ­ле­ния, то воз­не­на­ви­дена будет от Бога, как фаль­ши­вая, и упо­до­бится злым демо­нам, нико­гда не ядущим».

Рож­де­ствен­ский пост – самый радост­ный, он при­го­тов­ляет нас к чудес­ному и вели­кому собы­тию – Рож­де­ству Гос­пода Иисуса Христа на земле. В дни этого поста мы учимся быть крот­кими и чистыми серд­цем, ста­ра­емся выпол­нить пове­ле­ние Гос­пода: «Станьте как дети!». Потому что без чистой веры невоз­можно постичь чудо и радость рож­де­ния Сына Божия на земле.

Для очи­ще­ния и при­го­тов­ле­ния служат пост­ные дни, кото­рые по мере при­бли­же­ния к празд­нику ста­но­вятся всё строже и строже: больше огра­ни­че­ний в еде, про­дол­жи­тель­нее службы. В рож­де­ствен­ский Сочель­ник нельзя вку­шать пищу целый день, до появ­ле­ния первой звезды на небе – в память о Виф­ле­ем­ской звезде, воз­ве­стив­шей о рож­де­нии Спа­си­теля. Нака­нуне празд­ника Рож­де­ства Хри­стова совер­ша­ется особая служба – Цар­ские Часы. Много лет назад в пра­во­слав­ной Греции на этой службе обя­за­тельно при­сут­ство­вал импе­ра­тор с семьёй, с тех пор и пошло назва­ние – Цар­ские Часы.

Да, сам импе­ра­тор служил для своих под­дан­ных при­ме­ром истин­ного хри­сти­а­нина не только в пра­во­слав­ной Греции, но и во многих сла­вян­ских госу­дар­ствах, и, конечно, в России. Знать и народ были едины в вере, в пост­ные дни раз­вле­ка­тель­ные заве­де­ния были закрыты, в ресто­ра­нах не пода­вали ско­ром­ных блюд. В дни важ­ней­ших цер­ков­ных служб люди шли в храм, а не на работу. Сейчас соблю­дать пост намного слож­нее, осо­бенно Рож­де­ствен­ский пост. Потому что он долгий, а такого «духов­ного настроя» как Вели­кий Пока­ян­ный Канон св. Андрея Крит­ского в его первые дни нет. Раз­лич­ных же свет­ских празд­ни­ков предо­ста­точно. Непро­сто пре­одо­леть все эти иску­ше­ния совре­мен­ному хри­сти­а­нину: вроде и оби­деть никого не хочется, и при этом пост соблю­сти. Как быть? Думаю, всё доста­точно просто: Гос­подь через духов­ного отца или голос сове­сти под­ска­жет, как пра­виль­нее посту­пить – пойти ли про­ве­дать оди­но­кого пожи­лого чело­века, или отпра­виться на вече­ринку к дру­зьям, при­нять ли при­гла­ше­ние на дет­ский кон­церт, или участ­во­вать в тор­же­ствен­ном собра­нии коллег по работе. А ещё важно, как ведёт себя пра­во­слав­ный воцер­ко­в­лён­ный чело­век: ведь по его пове­де­нию судят обо всех хри­сти­а­нах. Будет ли он горд своей «пра­вед­но­стью» или про­явит истин­ную хри­сти­ан­скую любовь, кро­тость, вели­ко­ду­шие, тер­пе­ние? Станет ли осуж­дать других или обра­тится к борьбе со своими гре­хами?

Один свя­щен­но­слу­жи­тель сказал мне, что болеть в пост – бла­го­че­стиво. Теперь я пони­маю, что Гос­подь не только посы­лает очи­ща­ю­щие душу физи­че­ские стра­да­ния, но ещё и помо­гает спра­виться с иску­ше­ни­ями. Но если чело­век согре­шает в пост­ные дни, то стра­дают прежде всего его родные, осо­бенно дети! Известно мно­же­ство слу­чаев, когда нару­ше­ние поста вело за собой болезни и муче­ния семьи согре­шив­шего. И только осо­знав это и искренне рас­ка­яв­шись, чело­век полу­чал про­ще­ние и исце­ле­ние близ­ких.

Дни поста напол­нены необъ­яс­ни­мой тихой радо­стью. Хри­сти­ане чув­ствуют особую духов­ную бли­зость всех членов Церкви. Дети и роди­тели в сво­бод­ное от трудов время вместе идут в храм, дома читают Свя­щен­ное Писа­ние, Жития Святых, – это укреп­ляет семью, учит пони­ма­нию, чут­ко­сти, сми­ре­нию, любви.

Пост, пред­ше­ству­ю­щий радост­ному празд­нику Рож­де­ства Иисуса Христа, ещё назы­вают Филип­пов­ским, потому что в послед­ний день перед постом – 14 ноября по ст. ст. (27 ноября по н. ст.) – мы вспо­ми­наем одного из две­на­дцати люби­мых уче­ни­ков Иисуса Христа – апо­стола Филиппа. Хоте­лось бы рас­ска­зать немного об этом уди­ви­тель­ном святом, жившем в начале пер­вого тыся­че­ле­тия.

Филипп вырос в бла­го­че­сти­вой, довольно состо­я­тель­ной семье. Он был одарён неза­у­ряд­ным умом, с юно­ше­ских лет изучал Свя­щен­ное Писа­ние. Всем серд­цем воз­лю­бил он Гос­пода и наде­ялся уви­деть Его. Моло­дой чело­век не знал, что Спа­си­тель чело­ве­че­ства уже пришёл на землю и про­по­ве­дует. Когда Хри­стос был с уче­ни­ками в Гали­лее, то нашёл там Филиппа. Иисус подо­шёл к нему и сказал: «Гряди по мне!». Услы­шав призыв Гос­пода, юноша уве­ро­вал в Него и с радо­стью после­до­вал за Спа­си­те­лем. В про­дол­же­ние земной жизни Сына Божия Филипп рев­ностно обу­чался у Него боже­ствен­ной пре­муд­ро­сти.

После Вос­кре­се­ния Спа­си­теля и соше­ствия Свя­того Духа на апо­сто­лов Филипп отпра­вился про­по­ве­до­вать учение Иисуса Христа в Грецию, а затем – в Малую Азию и Сирию. При­зы­вая имя Гос­пода, он исце­лял болезни, совер­шал чудеса, вос­кре­шал умер­ших.

В Иера­поле жил в то время чело­век по имени Стахий, кото­рый сорок лет был совер­шенно слеп. По молитве апо­стола Филиппа он про­зрел. Радост­ный Стахий поже­лал при­нять Святое Кре­ще­ние, и пред­ло­жил апо­сто­лам и Мари­анне, сестре Филиппа, остаться в его доме. Молва о чудес­ном про­зре­нии Стахия рас­про­стра­ни­лась по всему городу. Люди стали при­хо­дить в дом Стахия, где апо­столы про­по­ве­до­вали учение Христа. При­зы­вая Имя Гос­пода, они совер­шали чудеса и исце­ле­ния, изго­няли бесов. Многие жители уве­ро­вали во Христа и при­няли Святое Кре­ще­ние.

Пра­ви­те­лем Иера­поля был Ника­нор – языч­ник, пре­сле­до­вав­ший хри­стиан. Одна­жды его жену уку­сила змея, и все счи­тали, что рана смер­тельна. Уми­ра­ю­щая супруга началь­ника города велела отне­сти её в дом Стахия, где многие люди полу­чали чудес­ное исце­ле­ние. По молитве апо­стола Филиппа Гос­подь даро­вал несчаст­ной полное выздо­ров­ле­ние. Обнов­лен­ная физи­че­ски и духовно, она, научен­ная апо­сто­лами, обрела веру в Гос­пода Иисуса Христа.

Когда Ника­нор вер­нулся, слуги рас­ска­зали, что его жена от каких-то чуже­стран­цев научи­лась хри­сти­ан­ской вере. Разъ­ярён­ный пра­ви­тель Иера­поля при­ка­зал сжечь дом Стахия, а чуже­зем­цев схва­тить и при­ве­сти на пло­щадь перед капи­щем для казни. Пове­ле­ние было испол­нено. Сна­чала Ника­нор думал, что апо­столы обла­дают маги­че­ской силой, и велел сорвать с них одежду. В одежде апо­сто­лов Филиппа и Вар­фо­ло­мея не нашли ника­ких аму­ле­тов и кол­дов­ских пред­ме­тов. Когда воины при­бли­зи­лись к Мари­анне, Гос­подь не попу­стил обна­жать её тело, и святая пре­вра­ти­лась в огнен­ный столп. Испу­гав­шись, Ника­нор захо­тел побыст­рее изба­виться от необык­но­вен­ных ино­зем­цев и при­ка­зал рас­пять их немед­ленно. Первым отпра­вили на казнь апо­стола Филиппа: ему про­свер­лили ноги и под­ве­сили на кресте вниз голо­вой. Следом за ним рас­пяли и апо­стола Вар­фо­ло­мея. Но едва палачи при­сту­пили к нему, Гос­подь излил свой гнев на жесто­кого гра­до­на­чаль­ника, и в Иера­поле нача­лось зем­ле­тря­се­ние: земля раз­верз­лась и погло­тила Ника­нора, жрецов и мно­же­ство языч­ни­ков. Стра­дая на кресте, апо­стол Филипп горячо молился Гос­поду и просил Его поща­дить заблуд­ших людей, низ­верг­ну­тых в про­пасть. Бог сми­ло­сти­вился, и земля исторгла обратно всех, кроме гра­до­на­чаль­ника Ника­нора и жрецов. Изум­лён­ные горо­жане с бла­го­го­вей­ным тре­пе­том осво­бо­дили апо­сто­лов, но святой Филипп уже умер, его душа отошла ко Гос­поду.

В тот день многие жители Иера­поля уве­ро­вали во Христа и при­няли Святое Кре­ще­ние. Апо­стола Филиппа похо­ро­нили со сле­зами и глу­бо­ким почте­нием. А на том месте, где он был распят и земля была обаг­рена кровью свя­того, через три дня выросла необык­но­вен­ной кра­соты вино­град­ная лоза в зна­ме­ние того, что апо­стол Филипп за стра­да­ния во имя Христа насла­жда­ется вечным бла­жен­ством с Гос­по­дом во Цар­ствии Его. Пре­да­ние гласит, что за семь дней до кон­чины апо­стол Филипп пред­ска­зал свою смерть.

Святой апо­стол Филипп муче­ни­че­ски скон­чался во вре­мена цар­ство­ва­ния рим­ского импе­ра­тора Доми­ци­ана в 90‑х гг. I тыся­че­ле­тия, будучи 87 лет от роду.

Закон­чить рас­сказ о Рож­де­ствен­ском (Филип­по­в­ском) посте мне хоте­лось бы одной совре­мен­ной былью, похо­жей на пре­дрож­де­ствен­скую сказку, кото­рая про­изо­шла несколько лет назад в Москве.

В первый день Рож­де­ствен­ского поста в один из мос­ков­ских рай­он­ных род­до­мов при­везли маму с ново­рож­дён­ным. Насколько мне известно, мама про­была в палате недолго – ушла, оста­вив малыша. Что же здесь чудес­ного и ска­зоч­ного? Конец ноября в тот год был холод­ный, совсем зима: мороз, снег, силь­ный ветер. Мла­де­нец появился на свет прак­ти­че­ски на улице, просто кто-то из слы­шав­ших крики роже­ницы вызвал «скорую», а до её при­езда помог жен­щине с ново­рож­дён­ным пере­браться в подъ­езд. Когда малыша в родиль­ном доме обсле­до­вали, выяс­ни­лось, что ребе­нок абсо­лютно здоров! Врачи изум­ля­лись: алко­го­лизм роди­те­лей, силь­ное пере­охла­жде­ние во время родов и анти­са­ни­тар­ные усло­вия не повли­яли на здо­ро­вье малыша! Исто­рия эта неслу­чайно про­изо­шла именно в ночь с 27 на 28 ноября. Ведь одним из первых чудес, совер­шён­ных Гос­по­дом по молитве апо­стола Филиппа ещё в Гали­лее, было вос­кре­ше­ние умер­шего мла­денца. Тогда счаст­ли­вая мать уве­ро­вала во Христа и вместе со своим ребён­ком при­няла Святое Кре­ще­ние.

Помоги нам Гос­подь про­ве­сти достойно эти стро­гие дни и радостно встре­тить свет­лый чудес­ный празд­ник Рож­де­ства Иисуса Христа!

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки