О Рождественском посте

И. Д. Манс­ве­тов

Оглав­ле­ние


Об исто­рии уста­нов­ле­ния поста и его зна­че­нии

Уста­нов­ле­ние Рож­де­ствен­ского поста, как и других мно­го­днев­ных постов, отно­сится к древним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства. Уже в VVI веках его упо­ми­нают многие цер­ков­ные запад­ные писа­тели. Ядром, из кото­рого вырос Рож­де­ствен­ский пост, был пост кануна празд­ника Бого­яв­ле­ния, отме­чав­ше­гося в Церкви, по край­ней мере, с III века и в IV веке раз­де­лив­ше­гося на празд­ники Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня.

Пер­во­на­чально Рож­де­ствен­ский пост длился у одних хри­стиан семь дней, у других — больше. Как писал про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии И. Д. Манс­ве­тов, «намек на эту неоди­на­ко­вую про­дол­жи­тель­ность содер­жится и в самих древ­них Типи­ках, где пост Рож­де­ствен­ский раз­де­ля­ется на два пери­ода: до 6 декабря — более снис­хо­ди­тель­ный в отно­ше­нии воз­дер­жа­ния… и другой — от 6 декабря до самого празд­ника» (Указ. соч. С. 71).

Рож­де­ствен­ский пост начи­на­ется 15 ноября (в XXXXI веках — 28 ноября по новому стилю) и про­дол­жа­ется до 25 декабря (в XXXXI веках — 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому име­ну­ется в Типи­коне, как и Вели­кий пост, Четы­ре­де­сят­ни­цей. Так как заго­ве­нье на пост при­хо­дится в день памяти св. апо­стола Филиппа (14 ноября ста­рого стиля), то этот пост иногда назы­вают Филип­по­вым.

По словам блж. Симеона Солун­ского, «пост Рож­де­ствен­ской Четы­ре­де­сят­ницы изоб­ра­жает пост Моисея, кото­рый, постив­шись сорок дней и сорок ночей, полу­чил на камен­ных скри­жа­лях начер­та­ние словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и при­ем­лем живое Слово от Девы, начер­тан­ное не на камнях, но вопло­тив­ше­еся и родив­ше­еся, и при­об­ща­емся Его Боже­ствен­ной плоти».

Рож­де­ствен­ский пост уста­нов­лен для того, что мы ко дню Рож­де­ства Хри­стова очи­стили себя пока­я­нием, молит­вою и постом, чтобы с чистым серд­цем, душой и телом могли бла­го­го­вейно встре­тить явив­ше­гося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обыч­ных даров и жертв, при­не­сти Ему наше чистое сердце и жела­ние сле­до­вать Его учению.

Как питаться в Рож­де­ствен­ский пост

Устав Церкви учит, от чего сле­дует воз­дер­жи­ваться во время постов: «Все бла­го­че­стиво постя­щи­еся строго должны соблю­дать уставы о каче­стве пищи, то есть воз­дер­жи­ваться в посте от неко­то­рых брашен (то есть еды, пищи — Ред.), не как от сквер­ных (да не будет сего), а как от не при­лич­ных посту и запре­щен­ных Цер­ко­вью. Брашна, от кото­рых должно воз­дер­жи­ваться в посты, суть: мясо, сыр, коро­вье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по раз­ли­чию святых постов».

Пра­вила воз­дер­жа­ния, пред­пи­сан­ные Цер­ко­вью в Рож­де­ствен­ский пост, столь же строги, как и в Апо­столь­ский (Петров) пост. Кроме того, в поне­дель­ник, среду и пят­ницу Рож­де­ствен­ского поста уста­вом запре­ща­ются рыба, вино и елей, и доз­во­ля­ется при­ни­мать пищу без масла (сухо­яде­ние) только после вечерни. В осталь­ные же дни — втор­ник, чет­верг, суб­бота и вос­кре­се­нье — раз­ре­шено при­ни­мать пищу с рас­ти­тель­ным маслом.

Рыба во время Рож­де­ствен­ского поста раз­ре­ша­ется в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни и вели­кие празд­ники, напри­мер, в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в хра­мо­вые празд­ники и во дни вели­ких святых, если эти дни при­хо­дятся на втор­ник или чет­верг. Если же празд­ники при­хо­дятся на среду или пят­ницу, то раз­ре­ше­ние поста поло­жено только на вино и елей.

От 20 декабря до 24 декабря (ста­рого стиля, т. е. — в XXXXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост уси­ли­ва­ется, и в эти дни даже в суб­боту и вос­кре­се­нье рыба не бла­го­слов­ля­ется.

Постясь телесно, в то же время необ­хо­димо нам поститься и духовно. «Постя­щеся, братие, телесне, постимся и духовне, раз­ре­шим всяк союз неправды», — запо­ве­дует Святая Цер­ковь.

Пост телес­ный без поста духов­ного ничего не при­но­сит для спа­се­ния души, даже наобо­рот, может быть и духовно вред­ным, если чело­век, воз­дер­жи­ва­ясь от пищи, про­ни­ка­ется созна­нием соб­ствен­ного пре­вос­ход­ства от того, что он постится. Истин­ный пост связан с молит­вой, пока­я­нием, с воз­дер­жа­нием от стра­стей и поро­ков, иско­ре­не­нием злых дел, про­ще­нием обид, с воз­дер­жа­нием от супру­же­ской жизни, с исклю­че­нием уве­се­ли­тель­ных и зре­лищ­ных меро­при­я­тий, про­смотра теле­ви­зора. Пост не цель, а сред­ство — сред­ство сми­рить свою плоть и очи­ститься от грехов. Без молитвы и пока­я­ния пост ста­но­вится всего лишь диетой.

Сущ­ность поста выра­жена в цер­ков­ном пес­но­пе­нии: «Постясь от брашен, душа моя, а от стра­стей не очи­ща­ясь, напрасно раду­ешься неяде­нию, ибо если нет в тебе стрем­ле­ния к исправ­ле­нию, то воз­не­на­ви­дена будешь от Бога, как лживая, и упо­до­бишься злым демо­нам, нико­гда не ядущим». Иными сло­вами, глав­ное в посте — не каче­ство пищи, а борьба со стра­стями.

по мате­ри­а­лам книг: 1. Манс­ве­тов И.Д. «О постах Пра­во­слав­ной восточ­ной Церкви». М.: Типо­гра­фия М. Г. Вол­ча­ни­нова, 1886 (книга в элек­трон­ном виде доступна здесь). 2. «Как про­ве­сти Рож­де­ствен­ский пост, Рож­де­ство и святки». М.: Сре­тен­ский мона­стырь, 1997.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки