Как был установлен Рождественский пост

Оглав­ле­ние


15 (28) ноября – 24 декабря (6 января)

Как был уста­нов­лен Рож­де­ствен­ский пост

Уста­нов­ле­ние Рож­де­ствен­ского поста, как и других мно­го­днев­ных постов, отно­сится к древним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства. Уже с чет­вер­того века св. Амвро­сий Медио­лан­ский, Филаст­рий, бла­жен­ный Авгу­стин упо­ми­нают в своих тво­ре­ниях Рож­де­ствен­ский пост. В пятом веке о древ­но­сти Рож­де­ствен­ского поста писал Лев Вели­кий.

Пер­во­на­чально Рож­де­ствен­ский пост длился у одних хри­стиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­архе Луке и визан­тий­ском импе­ра­торе Ману­иле, всем хри­сти­а­нам было поло­жено хра­нить пост пред вели­ким празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова сорок дней.

Антио­хий­ский пат­ри­арх Феодор IV Валь­са­мон писал, что «сам свя­тей­ший пат­ри­арх сказал, что, хотя дни этих постов (Успен­ского и Рож­де­ствен­ского. – Ред.) не опре­де­лены пра­ви­лом, понуж­да­емся, однако, после­до­вать непи­са­ному цер­ков­ному пре­да­нию и дол­жен­ствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рож­де­ствен­ский пост – послед­ний мно­го­днев­ный пост в году. Он начи­на­ется 15 (28 – по новому стилю) ноября и про­дол­жа­ется до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому име­ну­ется в Цер­ков­ном уставе Четы­ре­де­сят­ни­цей, так же, как и Вели­кий пост. Так как заго­ве­нье на пост при­хо­дится в день памяти св. апо­стола Филиппа (14 ноября ста­рого стиля), то этот пост назы­вают Филип­по­вым.

Зачем уста­нов­лен Рож­де­ствен­ский пост

Рож­де­ствен­ский пост – зимний пост, он служит для нас к освя­ще­нию послед­ней части года таин­ствен­ным обнов­ле­нием духов­ного еди­не­ния с Богом и при­го­тов­ле­нием к празд­но­ва­нию Рож­де­ства Хри­стова.

Лев Вели­кий пишет: «Само хра­не­ние воз­дер­жа­ния запе­чат­лено четырьмя вре­ме­нами, чтобы в тече­ние года мы познали, что непре­станно нуж­да­емся в очи­ще­нии и что при рас­се­я­нии жизни всегда надо ста­раться нам постом и мило­сты­нею истреб­лять грех, кото­рый при­умно­жа­ется брен­но­стью плоти и нечи­сто­тою поже­ла­ний».

По словам Льва Вели­кого, Рож­де­ствен­ский пост есть жертва Богу за собран­ные плоды.

«Как Гос­подь ущед­рил нас пло­дами земли, – пишет свя­ти­тель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фес­са­ло­ни­кий­ского, «пост Рож­де­ствен­ской Четы­ре­де­сят­ницы изоб­ра­жает пост Моисея, кото­рый, постив­шись сорок дней и сорок ночей, полу­чил на камен­ных скри­жа­лях начер­та­ние словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созер­цаем и при­ем­лем живое слово от Девы, начер­тан­ное не на камнях, но вопло­тив­ше­еся и родив­ше­еся, и при­об­ща­емся Его Боже­ствен­ной плоти».

Рож­де­ствен­ский пост уста­нов­лен для того, чтобы мы ко дню Рож­де­ства Хри­стова очи­стили себя пока­я­нием, молит­вою и постом, чтобы с чистым серд­цем, душой и телом могли бла­го­го­вейно встре­тить явив­ше­гося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обыч­ных даров и жертв, при­не­сти Ему наше чистое сердце и жела­ние сле­до­вать Его учению.

Когда начали празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово

Начало этого празд­ника отно­сится к вре­ме­нам глу­бо­кой древ­но­сти. В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях гово­рится: «Хра­ните, братия, дни празд­нич­ные, и, во-первых, день Рож­де­ства Хри­стова, кото­рое да празд­ну­ется вами в 25‑й день деся­того месяца» (desembri). Там же ска­зано: «День Рож­де­ства Хри­стова да празд­нуют, в он же неча­е­мая бла­го­дать дана чело­ве­кам рож­де­нием Божия Слова из Марии Девы на спа­се­ние миру».

Во втором сто­ле­тии на день Рож­де­ства Хри­стова, 25 декабря (юли­ан­ского кален­даря), ука­зы­вает Кли­мент Алек­сан­дрий­ский.

В тре­тьем веке о празд­нике Рож­де­ства Хри­стова упо­ми­нает св. Иппо­лит.

Во время гоне­ний хри­стиан Дио­кле­ти­а­ном, в начале чет­вер­того века, в 303 году, 20 000 нико­ди­мий­ских хри­стиан было сожжено в храме в самый празд­ник Рож­де­ства Хри­стова.

С того вре­мени, когда Цер­ковь полу­чает сво­боду и дела­ется гос­под­ству­ю­щей в Рим­ской импе­рии, празд­ник Рож­де­ства Хри­стова мы нахо­дим во всей Все­лен­ской Церкви, как это можно уви­деть из поуче­ний св. Ефрема Сирина, св. Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского, св. Амвро­сия, Иоанна Зла­то­устого и других отцов Церкви чет­вер­того века на празд­ник Рож­де­ства Хри­стова.

Ники­фор Кал­лист, писа­тель четыр­на­дца­того века, в своей цер­ков­ной исто­рии пишет, что импе­ра­тор Юсти­ниан в шестом веке уста­но­вил празд­но­вать Рож­де­ство Хри­стово по всей земле.

В пятом веке Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ана­то­лий, в седь­мом Софро­ний и Андрей Иеру­са­лим­ские, в вось­мом св. Иоанн Дамас­кин.Козьма Маи­ум­ский и Герман, Пат­ри­арх Царе­град­ский, в девя­том пре­по­доб­ная Кассия и другие, имена кото­рых нам неиз­вестны, напи­сали для празд­ника Рож­де­ства Хри­стова многие свя­щен­ные пес­но­пе­ния, кото­рые и ныне звучат в храмах для про­слав­ле­ния светло празд­ну­е­мого собы­тия.

Как питаться в Рож­де­ствен­ский пост

28 ноября (15 ноября ст. стиль) начи­на­ется Рож­де­ствен­ский (Филип­пов) пост, кото­рый уста­нов­лен Цер­ко­вью для достой­ного при­го­тов­ле­ния веру­ю­щих к празд­нику Рож­де­ства Хри­стова. Он длится 40 дней.

На тра­пезе раз­ре­ша­ется пища с рас­ти­тель­ным маслом (кроме среды и пят­ницы), в суб­бот­ние, вос­крес­ные и празд­нич­ные дни — рыба. Стро­гость поста уси­ли­ва­ется в послед­нюю неделю перед Рож­де­ством. В Сочель­ник пища не вку­ша­ется до первой звезды (сим­во­лом первой звезды явля­ется зажжен­ная свеча, кото­рая выно­сится на свещ­нике по отпу­сте литур­гии, совер­ша­е­мой в Наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова, и перед кото­рой кли­рики поют тро­парь и кондак празд­ника Рож­де­ства Хри­стова).

(Это пра­вило мона­стыр­ского устава. Миряне опре­де­ляют стро­гость поста, сове­ту­ясь с духов­ни­ком)

«Из дея­тель­но­сти святых, из жизни Спа­си­теля нашего и из правил жизни бла­го­чинно живу­щих видно, что пре­красно и полезно всегда быть гото­вым и нахо­диться в подвиге, труде и тер­пе­нии; однако не ослаб­лять себя чрез­мер­ным постом и не при­во­дить в без­де­я­тель­ность тела. Если плоть рас­па­ля­ется по моло­до­сти, то много должно воз­дер­жи­ваться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость при­ни­мать пищу, не взирая на других подвиж­ни­ков, — много или мало кто поститься; смотри и рас­суж­дай по своей немощи, сколько можешь вме­стить: каж­дому мера и внут­рен­ний учи­тель — своя совесть… Уме­рен­ный и разум­ный пост — осно­ва­ние и глава всем доб­ро­де­те­лям. Если кто хочет иметь ум твер­дым от сквер­ных помыс­лов, да утон­чает плоть постом. Невоз­можно без поста и свя­щен­ство­вать; как дышать необ­хо­димо, так и поститься. Пост, войдя в душу, уби­вает во глу­бине ее лежа­щий грех» (Прп. Паисий).

из книги «Как про­ве­сти Рож­де­ствен­ский пост, Рож­де­ство и святки»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки