Как понять, что пост проходит не зря?

Мария Абуш­кина

Пост тра­ди­ци­онно вос­при­ни­ма­ется боль­шин­ством людей исклю­чи­тельно как вре­мен­ное огра­ни­че­ние в еде. Часто на вопрос «Что такое Рож­де­ствен­ский пост?» можно услы­шать ответ: «Это когда рыбку можно».   Мы решили пого­во­рить о насто­я­щем смысле поста со свя­щен­ни­ком Алек­сием Чума­ко­вым, насто­я­те­лем храма Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы города Лос Андже­лес, кли­ри­ком Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви за рубе­жом.

- Начался Рож­де­ствен­ский пост. Как про­ве­сти его пра­вильно, чтобы 40 дней поста не прошли впу­стую?

– Рож­де­ствен­ский пост, как и другие посты, явля­ется пери­о­дом под­го­товки к празд­нику. Пост не очень стро­гий, и тем рас­по­ла­гает к боль­шему упору на дела бла­го­тво­ре­ния, углуб­ле­ния в Св. Писа­ние. Цер­ковь во дни Рож­де­ствен­ского поста вспо­ми­нает мно­го­чис­лен­ные про­ро­че­ства о при­ше­ствии Мессии.

Если не уда­ется часто посе­щать храм в эти дни, или если соот­вет­ству­ю­щие цер­ковно-сла­вян­ские тексты непо­нятны, стоит пере­чи­тать их самому. Для этого у нас теперь есть масса мате­ри­а­лов – напри­мер, Ветхий Завет о Мессии или Согла­со­ва­ние про­ро­честв.

В Аме­рике в эти пре­дрож­де­ствен­ские дни при­нято жерт­во­вать на помощь бедным, на другие бого­угод­ные цели. Гото­вясь к празд­нику вопло­ще­ния Спа­си­теля, полезно при­пом­нить и про­по­ведь Иоанна Кре­сти­теля и Пред­течи о пока­я­нии, исправ­ле­нии пути, помощи бедным, вообще при­го­тов­ле­нии достой­ного резуль­тата пока­я­ния.

- Как быть, если пост стал при­выч­ной диетой, пре­вра­тился в фор­маль­ность? В чем должна быть раз­ница между обыч­ным вре­ме­нем и вре­ме­нем поста, помимо раз­ницы в еде?

– Прежде всего, полезно вспом­нить, что телес­ный пост – неяде­ние или пище­вые огра­ни­че­ния – не явля­ется само­це­лью, это всего лишь сред­ство для того, чтобы легче было делать более важные дела: научиться дис­ци­плине под­чи­не­ния низ­шего выс­шему, сбе­речь сред­ства для помощи нуж­да­ю­щимся, обра­тить больше вни­ма­ния молитве, науче­нию запо­ве­дей Божиих, испы­та­нию своей сове­сти и молит­вен­ному поиску путей к исправ­ле­нию своих духов­ных недо­стат­ков.

Силь­ней­шее сред­ство для этого исправ­ле­ния – дела мило­сер­дия. Без трудов такого рода, как мне пред­став­ля­ется, вообще невоз­можно гово­рить о каком-то бого­угод­ном и не фор­маль­ном про­ве­де­нии поста. Нет доб­ле­сти в том, чтобы не есть, она в том, чтобы делать добро. Ведь даже акцент на своих грехах и стра­стях без слу­же­ния ближ­ним, помощи нуж­да­ю­щимся ста­но­вится неким эго­и­сти­че­ским само­ко­па­тель­ством, лишает жизнь хри­сти­а­нина силь­ней­шего сред­ства пре­одо­ле­ния своих гре­хов­ных стра­стей.

- Как понять, что пост про­хо­дит не зря?

– Как и всё осталь­ное в жизни, древо позна­ется по плодам. Уда­лось ли сме­стить центр своей жизни с «себя-люби­мого», рас­ши­рить свое сердце, чтобы и ближ­него любить и слу­жить ему, нако­нец, стать ближ­ним, как это сделал мило­серд­ный сама­ря­нин в извест­ной притче? Уда­лось ли уви­деть в себе то, что мешает духов­ному росту, под­чи­няет, ско­вы­вает, обес­кров­ли­вает нашу жизнь (напри­мер, какое-то гре­хов­ное при­стра­стие и зави­си­мость вроде пьян­ства, куре­ния, иного рода пора­жен­но­сти воли злом)? Уда­лось ли понять, что Спа­си­тель именно для того и вопло­тился и умер за нас, чтобы дать нам воз­мож­ность от всего этого зла в себе изба­виться? Уда­лось ли, нако­нец, начать сле­до­вать за Ним не только на словах, не только про­ти­во­сто­ять и укло­няться от зла, но и делать добро? Появи­лась ли в нашей душе бла­го­дар­ность Богу, надежда на Его помощь, реши­мость и самим под­ра­жать Ему в мило­сер­дии, любви, тер­пе­нии? И много иных вопро­сов такого рода стоит себе зада­вать во время поста, тогда будет и моти­ва­ция для духов­ного роста.

- Если во время поста чув­ству­ется сплош­ное раз­дра­же­ние, уста­лость – значит   ли это, что надо в чем-то осла­бить пост?

– Когда пере­ка­пы­ва­ется почва в саду, на поверх­ность нередко попа­дают доселе скры­тые и не всегда кра­си­вые и при­ят­ные для запаха пред­меты и суще­ства. Дей­ствие порож­дает про­ти­во­дей­ствие. Уста­лость и раз­дра­же­ние во время поста бывают и от пере­мены при­выч­ной пищи и рас­по­рядка жизни, т.е. это побоч­ные эффекты одной из целей поста – отмены «рутины», тече­ния жизни по нака­тан­ным, «авто­ма­ти­че­ским» тро­пин­кам, многие из кото­рых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них рас­ка­и­ва­емся, начи­наем с ними борьбу, избе­гаем их повто­ре­ния, есть боль­шая опас­ность заме­ще­ния этих «рас­ка­ян­ных» грехов дру­гими, иногда более опас­ными. Напри­мер, почти любой грех можно «зада­вить» гор­до­стью или тще­сла­вием, при этом искренне считая, что мы побеж­даем.

Весьма полез­ным обра­зом нашей души может быть сад, кото­рый нам дан для воз­де­лы­ва­ния. В нем бога­тая, пло­до­род­ная почва, в нем источ­ник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарас­тет сор­ня­ками, мощ­ными и, в лучшем случае, бес­плод­ными или ядо­ви­тыми пло­дами. Если сор­няки просто про­па­лы­вать, можно иметь вре­мен­ный успех, но побе­дить невоз­можно: корни их оста­ются в пло­до­род­ной почве, а семена рас­се­яны везде.

Целью же суще­ство­ва­ния этого «сада» явля­ется вовсе не то, чтобы занять садов­ника про­пол­кой, а в том, чтобы дать бога­тый урожай плодов, как в извест­ной притче Спа­си­теля про вино­град­ник. Иными сло­вами, надо на место вырван­ного сор­няка сажать пло­до­род­ное рас­те­ние, на место греха – доб­ро­де­тель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод.

Так вот, раз­дра­же­ние, тоска и уста­лость во время поста могут быть также при­зна­ками того, что мы только делаем вид, что меня­емся, мы «косим» наши грехи и недо­статки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытес­няя одни стра­сти дру­гими.  Лекар­ством тут может быть труд, реаль­ная работа, реаль­ная помощь и слу­же­ние кому-то, пере­ход к куль­ти­ва­ции доб­ро­де­тели, укреп­ле­нию своей воли в дела­нии добра, согла­со­ва­нии своей воли с волей Бога. В этой связи, кому-то полезно будет пост осла­бить, а кому-то  — уси­лить, все люди разные.

- Какое вообще должно быть настро­е­ние во время поста? Это время для радо­сти или время для печали о грехах?

– Для меня лично Рож­де­ствен­ский пост похож на посте­пенно раз­го­ра­ю­щийся рас­свет, вос­хо­дя­щее Солнце Правды. Тут пре­об­ла­дает радост­ное ожи­да­ние, но есть и мотив печали о своем соб­ствен­ном состо­я­нии, печали, побуж­да­ю­щей «сотво­рить плод достой­ный пока­я­ния» и «пря­мыми сде­лать пути Его» – с тем, чтобы на Рож­де­ство и сла­вить, встре­чать, воз­но­ситься и радостно петь.

Пра­во­сла­вие и Мир

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки