Пост и телесное здоровье

Цель воз­дер­жа­ния в пище, телес­ного поста – укро­тить чув­ствен­ность плоти, чтобы она меньше влияла на духов­ную жизнь чело­века и не отя­го­щала его стра­стями. Вместе с тем, как уже гово­ри­лось, «поститься должно бла­го­ра­зумно, рас­су­ди­тельно, сооб­ра­жа­ясь с телес­ными силами, памя­туя мудрое изре­че­ние святых отцов, что мы не тело­убийцы, а страсто­убийцы» (пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский). Каждый должен опре­де­лить себе меру поста, сове­ту­ясь со своим духов­ным настав­ни­ком, учи­ты­вая свою телес­ную кре­пость и состо­я­ние здо­ро­вья.

Согласно 69-му Пра­вилу Апо­сто­лов для «немощ­ных», то есть слабых здо­ро­вьем, раз­ре­ша­ется послаб­ле­ние поста. Как пояс­няет свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, это доз­во­ли­тельно, потому что «немощь сама собою достав­ляет то, что ищется посред­ством поста, то есть укро­ще­ние чув­ствен­но­сти и без­дей­ствие плот­ских стра­стей. И, сле­до­ва­тельно, для немощ­ного не то нужно, чтобы усми­рять плоть постом, а то, чтобы оно не сде­ла­лось вовсе неспо­соб­ным слу­жить душе».

Многое зави­сит от сте­пени болезни и кре­по­сти здо­ро­вья чело­века. Вот какие советы дает свя­ти­тель Феофан Затвор­ник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог бла­го­сло­вит. Тут нет греха, когда дела­ется по необ­хо­ди­мо­сти, а не по при­хоти. А когда ста­нете говеть, тогда воз­дер­жи­тесь, если будете крепки. А если нет, то воз­дер­жи­тесь день-другой перед самым при­ча­стием; даже и без этого можно, когда немощь». «Ника­ких нет зако­нов уби­вать себя, коль скоро известно, что пост­ное рас­стра­и­вает здо­ро­вье. И святой Пахо­мий в уставе напи­сал мона­хам боль­ным есть мясо, если то нужно для здо­ро­вья».

В книге «Древ­ние ино­че­ские уставы» опи­сы­ва­ется сле­ду­ю­щий случай. В мона­стыре пре­по­доб­ного Пахо­мия два монаха, по болезни, дошли до исто­ще­ния и попро­сили мяса. Уха­жи­ва­ю­щие отка­зали им по той при­чине, что монахи не должны есть мясо. Когда пре­по­доб­ный Пахо­мий узнал об этом, то отру­гал уха­жи­ва­ю­щих и для вос­ста­нов­ле­ния телес­ных сил боль­ных накор­мил их мясом.

 Если пост сильно исто­щает орга­низм боль­ного чело­века, то, конечно же, необ­хо­димо под­дер­жать его пищею. Если доста­точно упо­треб­ле­ние в пищу рыбы, или, скажем, молоч­ных про­дук­тов, то дальше не нужно послаб­лять. Если необ­хо­димо мясо, тогда оно будет уже лекар­ство. «Отно­си­тельно поста, когда нет здо­ро­вья, – гово­рит свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, – тер­пе­ние болезни и бла­го­ду­шие во время ее, заме­няют пост. Потому извольте упо­треб­лять пищу, какая тре­бу­ется по свой­ству лече­ния, хотя она и не пост­ная». Но при этом надо обя­за­тельно посо­ве­то­ваться с духов­ни­ком и, даже если он бла­го­сло­вит осла­бить пост, каяться пред Богом в своей немощи.

Известно, что вели­кие подвиж­ники и Божии угод­ники отно­си­лись к посту не по-фари­сей­ски и не как к само­цели. Они поль­зо­ва­лись им, как сред­ством. Суб­бота для чело­века, а не чело­век для суб­боты (Мк. 2:27), – сказал и Сам Спа­си­тель, что при­ме­ни­тельно к посту озна­чает: «пост для чело­века, а не чело­век для поста».

Нару­ше­ние поста – это когда чело­век может поститься, но не при­ла­гает к этому усилия. Если чело­век болеет и ему для под­держки телес­ных сил необ­хо­дима рыба или ско­ром­ная пища, – то при­ня­тие их не будет нару­ше­нием поста. Если постав­ля­ется целью чисто внеш­нее, бук­вен­ное его соблю­де­ние, не учи­ты­ва­ю­щее состо­я­ния здо­ро­вья, – то это ложное поня­тие о посте, фари­сей­ское. Нужно не бук­вально, по-книж­ни­че­ски и фари­сей­ски, испол­нять цер­ков­ные поста­нов­ле­ния, а пости­гать их дух.

Бывает, что люди не постятся, слушая то, что вну­шает им лука­вый: «Вы забо­ле­ете, про­изой­дет исто­ще­ние орга­низма, осо­бенно сейчас, при недо­статке вита­ми­нов, при ослаб­ле­нии сил». Враг все­вает такой ложный страх, а при­чина этого – наше мало­ве­рие. Из «Житий святых» мы знаем, что подвиж­ники пита­лись пищей самой скуд­ной: порой один хлеб и вода. Несмотря на это, «святые пост­ники, к удив­ле­нию других, не знали рас­слаб­ле­ния, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу, – пишет пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский. – Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрез­вы­чайно про­дол­жи­тельно». Так, напри­мер, пре­по­доб­ные Анто­ний Вели­кий жил 105 лет, Павел Фивей­ский – 113 лет, Сергий Радо­неж­ский – 78 лет, Кирилл Бело­зер­ский – 90 лет, Мака­рий Жел­то­вод­ский – 95 лет… Как видно, стро­гие посты и умерщ­вле­ние плоти не сокра­щают жизнь чело­века.

«Уди­ви­тель­ная вещь, – пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, – сколько мы ни хло­по­чем о своем здо­ро­вье, как ни бере­жем себя, каких самых здо­ро­вых и при­ят­ных куша­ньев ни едим, каких здо­ро­вых напит­ков ни пьем, сколько ни отгу­ли­ва­емся на свежем воз­духе, а все в конце концов выхо­дит то, что под­вер­га­емся болез­ням и тлению. Святые же, пре­зи­рав­шие плоть, умерщ­вляв­шие ее бес­пре­стан­ным воз­дер­жа­нием и постом, лежа­нием на голой земле, бде­нием, трудом, молит­вою непре­стан­ною, обес­смер­тили и душу, и плоть свою; наши тела, много пита­е­мые и сла­сто­пи­та­е­мые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а их тела бла­го­ухают и цветут, как при жизни, так и по смерти. Уди­ви­тель­ное дело: мы, сози­дая, раз­ру­шаем свое тело, а они, раз­ру­шая, сози­дали; мы, обли­вая его бла­го­уха­ни­ями, не избе­гаем смрада его, а они, не забо­тясь о бла­го­уха­нии тела, а о том, чтобы душа была бла­го­уха­нием для Бога, – обла­го­ухали свои тела».

То, что пост вреден, могут гово­рить только те люди, кото­рые сами не постятся. А те, кто соблю­дают посты, по лич­ному опыту знают, какую пользу он несет в себе и душе и телу, а глав­ное – делу спа­се­ния.

отры­вок из книги «Пра­во­слав­ный пост», издан­ной Сре­тен­ским мона­сты­рем в 2005 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки