В канун Рождественского поста

Два­дцать вось­мого ноября начи­на­ется Рож­де­ствен­ский пост. 40 дней про­дол­жа­ется он, до вели­кого празд­ника Рож­де­ства Хри­стова

Рож­де­ствен­ский пост. Свя­щен­ное Писа­ние повест­вует нам о Рож­де­стве Хри­сто­вом так: пове­лел рим­ский импе­ра­тор Август объ­явить все­на­род­ную пере­пись и каж­дому запи­саться в том городе, из кото­рого про­ис­хо­дил его род. Пра­вед­ный Иосиф и Пре­свя­тая Дева Мария про­ис­хо­дили из дома Дави­дова, потому и напра­ви­лись они из Наза­рета в Виф­леем, город Дави­дов. Не нашлось места Иосифу Обруч­нику и Пре­свя­той Деве Марии ни в одной из гости­ниц города – велик был город Дави­дов, многие при­е­хали на пере­пись; в пещере, куда заго­няли скот, укры­лись они. Там и родила Пре­свя­тая Дева Сына Своего, Спа­си­теля мира, Гос­пода нашего Иисуса Христа. Спе­ле­нала Его и поло­жила в ясли… Пер­выми о том узнали пас­тухи, сте­регли они стадо свое и пред­стал пред ними Ангел Гос­по­день, и небес­ный свет осиял их. «Не бой­тесь, – воз­ве­стил им Ангел, – ныне родился вам в городе Дави­до­вом Спа­си­тель. Кото­рый есть Хри­стос Гос­подь». (Лк. 2:10–11). «И вне­запно яви­лось с Анге­лом мно­го­чис­лен­ное воин­ство небес­ное, сла­вя­щее Бога и взы­ва­ю­щее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в чело­ве­ках бла­го­во­ле­ние». (Лк. 2:13–14)… Пер­выми покло­ни­лись Богом­ла­денцу пас­тухи, следом за ними – волхвы, их при­вела ко Гос­поду чудес­ная звезда, и при­несли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как чело­веку)…

Пришел на землю Хри­стос – источ­ник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, иску­пить наши грехи, про­све­тить нас светом еван­гель­ским; пришел, чтобы при­ми­рить чело­века с Богом Отцом, изба­вить людей от вечной гибели и ука­зать путь ко спа­се­нию, в Цар­ство Небес­ное…

Радостно это собы­тие, потому и пост радост­ный, не стро­гий: в те дни, когда совер­ша­ется поли­лей­ная служба бла­го­слов­ля­ется рыба.

Душа постя­ще­гося чело­века подобна летя­щей птице, она сво­бодно под­ни­ма­ется ко Гос­поду, душа непо­стя­ще­гося – подобна птице с пере­би­тыми кры­лами: хотела бы взле­теть, но не может, потому оби­тает на земле и ста­но­вится частой добы­чей хищ­ни­ков – злых духов.

Когда чело­век постится ради Гос­пода (т. е. соблю­дает бла­го­сло­вен­ный Цер­ко­вью пост, а не просто голо­дает), душа его успо­ка­и­ва­ется, уми­ро­тво­ря­ется и, если во время телес­ного поста чело­век ведет чистую жизнь, молится, он чув­ствует рядом с собой Гос­пода и твердо уверен, что Гос­подь есть.

Тот чело­век, кото­рый не чув­ствует Гос­пода и гово­рит, что Бога нет, не лжет, ему можно пове­рить. Почему? Потому что он живет не по запо­ве­дям Хри­сто­вым: совесть у него нечи­ста, нечи­ста и душа, она у него зама­рана гре­хами: гор­до­стью, блудом, чре­во­уго­дием, среб­ро­лю­бием, раз­дра­же­нием, злом, мы уже не гово­рим об убий­ствах – абор­тах, измене супру­гов, не хож­де­нии в цер­ковь.., – в такой душе Бога нет и быть не может – гряз­ный сосуд не может быть вме­сти­ли­щем Духа Свя­таго.

Мерт­вая душа Бога не чув­ствует, она не нуж­да­ется в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближ­ним. И в такой душе живет злой дух, он тре­бует себе пищи и ждет, чтобы испол­няли его злую волю. И когда чело­век ста­но­вится послуш­ным рабом злых духов, душа его стра­дает, впа­дает в уныние, отча­я­ние и чело­век поду­мы­вает о само­убий­стве. И что бы такой чело­век не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поста­вили царем, он ни в чем не может найти упо­ко­е­ние, ни чем не может насы­титься. И только если он пойдет в Цер­ковь, пока­ется, вспом­нит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почув­ство­вать Гос­пода, успо­ко­иться, – душа нашла то, что она всю жизнь искала.

Хри­стос сказал: «Бла­женны чистые серд­цем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того нам и дается пост, чтобы мы оста­но­ви­лись, осмот­ре­лись вокруг себя, загля­нули себе в душу: кто там оби­тает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очи­стить душу пока­я­нием, при­го­то­вить место в душе для Ново­рож­ден­ного Богом­ла­денца.

Две тысячи лет назад, когда еги­пет­ские муд­рецы узнали о Рож­де­стве Иисуса Христа, они при­несли Богом­ла­денцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому вели­кому собы­тию с дарами, достой­ными нашего Гос­пода. Пусть этими дарами будут пока­я­ние, сми­ре­ние, молитва, добрые дела и любовь.

Рож­де­ствен­ский пост радост­ный, он пред­ва­ряет вели­кий празд­ник Рож­де­ства Хри­стова и потому нестро­гий, бла­го­слов­ля­ется рыба (кроме среды и пят­ницы). Этот пост про­дол­жа­ется 40 дней – от 28 ноября до 7 января. Стро­гий пост – в Рож­де­ствен­ский Сочель­ник – канун Рож­де­ства Хри­стова, бла­го­слов­ля­ется вку­шать коливо после вечер­ней звезды.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки