Рождественское Богослужение в Православной Церкви

про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман

Оглав­ле­ние

 

Рож­де­ствен­ский цикл

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова (25 декабря) начи­на­ется с под­го­то­ви­тель­ного пери­ода. За сорок дней до празд­но­ва­ния собы­тия рож­де­ния нашего Гос­пода мы начи­наем Рож­де­ствен­ский пост, очищая душу и тело для того, чтобы долж­ным обра­зом войти в празд­ник и участ­во­вать в вели­кой духов­ной реаль­но­сти Хри­стова при­ше­ствия. Время поста не пред­став­ляет собой осо­бого литур­ги­че­ского пери­ода, подобно Вели­кому посту; Рож­де­ствен­ский пост имеет скорее «аске­ти­че­скую», чем «литур­ги­че­скую» при­роду. Однако, период Рож­де­ствен­ского поста отра­жа­ется в цер­ков­ной жизни рядом литур­ги­че­ских осо­бен­но­стей, кото­рые ука­зы­вают на гря­ду­щий празд­ник.

Тема при­бли­жа­ю­ще­гося Рож­де­ства в бого­слу­же­ниях соро­ка­днев­ного под­го­то­ви­тель­ного пери­ода появ­ля­ется посте­пенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из пес­но­пе­ний еще не упо­ми­на­ется о Рож­де­стве, затем, пять дней спустя, нака­нуне празд­но­ва­ния Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в девяти ирмо­сах рож­де­ствен­ского канона мы слышим первое изве­ще­ние о при­бли­жа­ю­щемся собы­тии: «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите!»

С этими сло­вами что-то изме­ня­ется в нашей жизни, в самом воз­духе, кото­рым мы дышим, во всем строе цер­ков­ной жизни. Мы как будто чув­ствуем где-то вдали первый свет самой вели­кой радо­сти из всех воз­мож­ных – при­ше­ствия Бога в Свой мир! Цер­ковь воз­ве­щает таким обра­зом приход Христа, вопло­ще­ние Бога, Его вхож­де­ние в мир для спа­се­ния мира. Далее, в два вос­кре­се­нья перед Рож­де­ством, Цер­ковь вспо­ми­нает Пра­от­цев и Отцев: про­ро­ков и святых Вет­хого Завета, кото­рые под­го­то­вили при­ше­ствие Христа, пре­тво­рив исто­рию в ожи­да­ние спа­се­ния и вос­ста­нов­ле­ния чело­ве­че­ства Богом. Нако­нец, 20 декабря Цер­ковь начи­нает пред­праздн­ство Рож­де­ства, литур­ги­че­ская струк­тура кото­рого подобна Страст­ной сед­мице перед Пасхой – потому что с рож­де­ния Сына Божия в виде Мла­денца нача­лось Его спа­си­тель­ное слу­же­ние ради нашего спа­се­ния, кото­рое далее при­ве­дет к завер­ша­ю­щей крест­ной жертве.

Наве­че­рие

24 декабря, в Наве­че­рие Рож­де­ства, совер­ша­ются сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния:

  1. Часы,
  2. Вечерня и
  3. Боже­ствен­ная литур­гия св. Васи­лия Вели­кого.

Появ­ля­ясь в конце пред­праздн­ства и всего поста в целом, Часы соеди­няют в себе все темы празд­ника для того, чтобы тор­же­ственно воз­ве­стить их в послед­ний раз. В спе­ци­аль­ных для каж­дого Часа псал­мах, гимнах и биб­лей­ских чте­ниях про­воз­гла­ша­ется радость и сила Хри­стова при­ше­ствия. Это – послед­нее раз­мыш­ле­ние о все­лен­ском зна­че­нии Рож­де­ства, о реша­ю­щих и ради­каль­ных пере­ме­нах, кото­рые оно при­несло всему тво­ре­нию.

Вечерня, кото­рая обычно сле­дует за часами, непо­сред­ственно начи­нает празд­но­ва­ние, потому что, как мы знаем, литур­ги­че­ский день начи­на­ется с вечера. Тон празд­ника зада­ется пятью сти­хи­рами на «Гос­поди воз­звах…» Они – поис­тине взрыв радо­сти о даре Хри­стова вопло­ще­ния, кото­рое совер­ши­лось ныне. Восемь биб­лей­ских чтений пока­зы­вают, что Хри­стос явился испол­не­нием всех про­ро­честв, что Его Цар­ство – Цар­ство «всех веков», что вся чело­ве­че­ская исто­рия обре­тает в Нем свой смысл, а цен­тром Его при­хода в мир была вся все­лен­ная.

Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого, кото­рая сле­дует за Вечер­ней, в про­шлом была кре­щаль­ной литур­гией, за кото­рой катеху­мены (гото­вя­щи­еся ко Кре­ще­нию) при­ни­мали Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние и ста­но­ви­лись чле­нами Церкви – Тела Хри­стова. Двой­ная радость празд­ника – для ново­кре­ще­ных и прочих членов Церкви – выра­жена в про­кимне дня:

Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки досто­я­ние Твое, и одер­жа­ние Твое концы земли.

В конце службы свя­щен­ник выно­сит на сере­дину храма зажжен­ную свечу и в окру­же­нии при­хо­жан запе­вает тро­парь и кондак празд­ника:

Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звез­дам слу­жа­щии звез­дою уча­хуся
Тебе кла­ня­тися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Гос­поди, слава Тебе!

Все­нощ­ное бдение и Литур­гия

Поскольку празд­нич­ная Вечерня уже была отслу­жена, Все­нощ­ное бдение начи­на­ется с Вели­кого пове­че­рия и радост­ного воз­гласа про­рока Исаии: «С нами Бог!» Утреня совер­ша­ется по чину вели­ких празд­ни­ков. На ней впер­вые пол­но­стью поется канон «Хри­стос раж­да­ется…» – один из самых кра­си­вых кано­нов в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Во время пения канона веру­ю­щие при­кла­ды­ва­ются к иконе Рож­де­ства Хри­стова. Далее сле­дуют сти­хиры на Хва­ли­тех, в кото­рых радостно соеди­ня­ется вся празд­нич­ная тема­тика:

Весе­ли­теся, пра­вед­нии,
Небеса, радуй­теся,
Взыг­райте, горы, Христу рожд­шуся!
Дева сидит, херу­ви­мом подо­бя­щися,
Носящи в недрех Бога Слова вопло­щенна;
Пас­ты­рие Рож­ден­ному дивятся,
Волсви Вла­дыце дары при­но­сят,
Ангели вос­пе­ва­юще гла­го­лют:
Непо­сти­жиме Гос­поди, слава Тебе!

Заклю­чает празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова непо­сред­ственно Литур­гия дня с ее празд­нич­ными анти­фо­нами, кото­рые воз­ве­щают:

Жезл силы послет Ти Гос­подь от Сиона, и гос­под­ствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во свет­ло­стех святых Твоих.

Попраздн­ство

На сле­ду­ю­щий день совер­ша­ется празд­но­ва­ние Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Соеди­няя рож­де­ствен­ские гимны с пес­но­пе­ни­ями, про­слав­ля­ю­щими Матерь Божию, Цер­ковь ука­зы­вает на Марию как на того чело­века, бла­го­даря кото­рому стало воз­мож­ным Бого­во­пло­ще­ние. Чело­ве­че­ство Христа – кон­кретно и исто­ри­че­ски – есть то чело­ве­че­ство, кото­рое Он вос­при­нял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Празд­ник Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы, веро­ятно, явля­ется в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции наи­бо­лее древним празд­ни­ком в честь Девы Марии, нача­лом Ее цер­ков­ного почи­та­ния.

Шесть дней попраздн­ства про­дол­жа­ются до 31 декабря и завер­шают рож­де­ствен­ский период. В тече­ние этих дней на бого­слу­же­ниях Цер­ковь повто­ряет гимны и пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щие вопло­ще­ние Христа, напо­ми­ная, что источ­ник и осно­ва­ние нашего спа­се­ния можно отыс­кать только в Том, Кто, будучи пред­веч­ным Богом, ради нас пришел в мир и родился как малень­кий Мла­де­нец.

пере­вод с англий­ского свя­щен­ника Андрея Дуд­ченко, 2001.

Ори­ги­наль­ный текст в изда­нии: The Services of Christmas: The Nativity of Our Lord Jesus Christ, David Anderson and John Erickson, Dept of Religious Education, Orthodox Church in America, Syosset, New York, 1981.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки