Отзыв о книге прот. Александра Торика - Димон

Отзыв о книге прот. Александра Торика - Димон

(35 голосов3.9 из 5)

Отзыв о книге «Dимон»

Есть ли у роботов душа?

Наконец-то я узнал, куда могут попасть те, кто дерзает критиковать православных писателей, особенно сказочников с миссионерским уклоном. Согласно творению протоиерея Александра Торика под названием «Diмон», место это находится в аду и называется «Сектор Критического анализа». Там все хулители будут дышать концентратом злобы, истекающим с кончика их пера, и корчиться от ядовитого удушья.

Да и как возможно тронуть «сказку для детей от 14 до 104 лет», если «взрослым любого возраста читать не рекомендуется!»? Имеется в виду: критикам касаться не дозволяется, бестселлер даётся в руки только инфантильным созданиям на грани маразма.

Итак, «Diмон». Протоиерея Александра Торика все знают как создателя бессмертного «Флавиана» — для многих — шедевра православной миссионерской литературы; для меня, как потенциального жителя «сектора критического анализа», — эталонного воплощения елейно-слащавой графомании. Поэтому, даже ещё не открыв новую книгу, я почти в точности угадал её содержание, структуру, главных героев и, естественно, финал.

Сюжет «Diмона» — блеклый перепев «Посмертных приключений» Ю. Вознесенской, только, к счастью, обошлись одним адом и его преддверием, называемым «Терминал». Всё оказалось до банальности предсказуемым: раз герой – современный тинэйджер, то автор напрягает все свои познания в компьютерном сленге, вставляя словечки к месту и не к месту, заменяя наличие литературного таланта портативным набором графомана. Главный герой (не без помощи «случайно» встреченного схимника) попадает на тот свет, где по всем правилам компьютерных игр спасает свою некрещёную возлюбленную от окончательной погибели в аду. Естественно, Димка бы не справился, несмотря на свои могучие способности «геймера», но у него в качестве козырей оказались пять заветных словечек, нашёптанных схимником: «Кирие, Ису Христэ, элейсон мэ». Ангел-Хранитель (под псевдонимом «Вестник») обучил его самым мощным приёмам в игре на выживание – это… ну, ну, догадались ведь? – конечно! – это молитва и крестное знамение, сносящие всё на своём пути! Всех чертей герой в итоге забомбил, для хеппи-энда ему с подругой осталось только пройти курс катехизации и повенчаться.

«Diмон» — очередное шаблонное воплощение одной и той же избитой идеи: ввести в волшебный мир христианские понятия и с их помощью победить – такова любая православная поделка, будь то ёжики, ланселоты или иные эксклюзивные посетители ада и рая.

При этом авторы творений «made in православие” несокрушимо уверены в своей чуть ли не благовестнической роли: как же, молитва и крестное знамение всё побеждают! Ах, как умилительно, спасительно и наставительно, после прочтения пары-тройки наших сказочек детки (а в случае «Diмона» — подростки) окончательно и бесповоротно станут на путь спасения!..

Так же считают и некоторые рецензенты, вот, например, дифирамбы «Diмону» в «Фоме» (январь 2009):

«Образы героев выписаны очень естественно и с большой любовью. Это действительно живые характеры, со всеми их достоинствами и недостатками, а не ходячие «наглядные пособия».

Для описания ада, мытарств, и рая автор нашёл одну из самых удобных форм. Несмотря на значительную долю художественного вымысла, книга не вступает в противоречие со святоотеческим учением о загробной участи души. Наоборот, она помогает неискушённому читателю взглянуть на многие вещи с православной точки зрения.

(..) Книга заставляет задуматься о жизни, о смерти и о многом другом. В этом, пожалуй, её главное достоинство. Это именно то художественное произведение, которое полезно прочитать и подросткам, и новоначальным христианам, и просто ищущим людям. Очень радостно, что в России наконец-то появляется настоящая православная художественная литература, призванная заменить собой уродливые поделки про «истинно православных борцов с антихристом»…» (Ольга Ракитянская-Балытникова).

Особенно впечатляет (до дрожи), что сия убогая писанина именуется «настоящей православной художественной литературой»… Может, она и «настоящая православная», но уж никак не «художественная литература», скорее – макулатура.

«- Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем.».

«- А вам что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван.

- Ужасно не нравятся.

- А вы какие читали?

- Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель.

- А как же вы говорите?

- Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем… разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

- Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

- Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.

- Обещаю и клянусь! – торжественно произнёс Иван.». (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).

Жаль, православным писателям не хватает такой смелости, как у Ивана Бездомного…

Радует всё же, что редакция «Фомы» упоминает, что существует альтернативная точка зрения (Виталий Каплан. В одну телегу впрячь не можно…).

Давайте всё-таки разберёмся, для чего в волшебной сказке нужны молитва и крест. Помнится, даже дьякон Андрей Кураев в «Школьном богословии» предлагал в православно-педагогических целях заострять внимание в сказке «Снежная королева» Андерсена на моменте, когда Герда прочла вечернюю молитву, победив тем самым снежные вихри – это, мол, важный миссионерский момент, позволяющий … ну и так далее.

Хорошо, Герда прочла молитву и победила. (У Димона было ещё круче: «Едва он закончил осенение себя крестным знамением с произнесением имени Божьего, как в воздухе перед ним, прямо по траектории движения его руки, вспыхнул светящийся ослепительными искорками огненный крест, который пронизал его теплом и светом и словно вошёл в его душу. Весь Димон, от корней волос до кончиков пальцев, вдруг осветился каким-то необычным сиянием, как будто он был стеклянным и внутри его зажгли яркий светильник.

- Ничего себе! – воскликнул поражённый Димон, дивясь исходящему от него свету.

(..) – Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! – торжественно произнёс Димка, начертав в воздухе знамение креста по направлению к выходу. Вспыхнувший в воздухе огненный крест, увеличиваясь в размерах, пронёсся по воздуху наружу из щели выхода. Тотчас оттуда раздался негодующий вопль, исполненный боли и ненависти, и какая-то тёмная многощупальцевая масса кувыркнулась вниз.». (Прот. А. Торик. Diмон. М., Сибирская благозвонница, 2008, с.189)).

Итак, в сказку вводится христианская молитва. Если эта молитва всесильна (судя по Димону – не хуже гранатомёта), то нечего и огород городить: сидела бы Герда себе дома (или лучше на коленочках в храме на молебне) и молилась. Не прошло бы и пяти минут, как Снежная королева с дикими воплями боли и ненависти скорчилась бы и сдохла, а ангелы доставили бы Кая целёхоньким к алтарю. К чему тогда все эти вороны, маленькие разбойницы, олени, принцессы и прочая бутафория, загромождающая поле для миссионерства? Неужели вся сказка — это картонная декорация, наскоро состряпанная как фон для усиления торжества религии? Тогда прочь их, эти сказки, нужно сочинять лишь восторженные гимны про розы и младенца Христа, и тогда всё будет «красота». Поэтому вывод напрашивается в данном случае один – наличие в сказке всесильной христианской молитвы или крестного знамения (вкупе со схимниками) убивает саму сказку, как термоядерный взрыв убивает саму возможность иметь рыцарский меч или волшебную палочку.

Есть второй вариант – молитва не всесильна, она лишь один из рядовых видов сказочного вооружения. Бог, ангелы, бесы, священники, ад, рай – это всего лишь сказочные персонажи и фантастические места. Можно помолиться, а можно и заклинание прочесть (Димон, кстати, лопотал Иисусову молитву на греческом поначалу именно как заклинание), можно крест изобразить, а можно волшебным посохом взметнуть – неважно, лишь бы помогало. Христианские понятия превращаются в ничто, в фантазию, а реальная сила молитвы и креста в духовной жизни обращается в одну из форм оккультного видения мира. Таким образом, в данном случае в сказке убивается или опошляется христианство.

Первый вариант предпочитают православные сказочники, второй – антиправославные. Какой вид убийства предпочитаете вы?..

Лично я бы предпочёл мирное параллельное сосуществование: «кесарю — кесарево, Богу – богово» (а сказке – толкиново…). В сказке все средства должны быть сказочны, все силы реального мира допустимы лишь из области морали: любовь, дружба, верность, ненависть и проч. Герои в сказке могут быть людьми (без нас сложно обойтись, мы везде место найдём), эльфами, гномами, говорящими деревьями, даже ёжиками и слонопотамами, но никак не ангелами или священниками. Можно призывать в помощь Великого Льва – Аслана, поклоняться Валарам («Сильмариллион»), но нельзя в сказке молиться Иисусу Христу – это пошло, это профанация. Сказочная реальность – это мир игры, мир подготовки к взрослой жизни через развитие фантазии, но если христианскую веру перенести в царство выдумки, то, повзрослев, человек может там её и оставить.

Адепты православных сказок пытаются доказывать, что от таких сказок якобы есть польза: читатели через сказку как через терминал имеют возможность попасть в ограду Церкви. Странное мнение. Когда в «Гарри Поттере» или в «Матрице» мы находим христианские нравственные мотивы (самопожертвование, борьба со злом в душе) — это понятно. Но когда мы пытаемся проповедовать спасение путём прямого переноса Благовестия внутрь сказки – непонятно. А когда это делается бесталанно – ещё непонятнее. От поверхностного морализаторства никогда не было пользы, а вреда было много.

Так что же, спросит кто-то, совсем нельзя поднимать религиозные темы в литературе и, конкретно, в сказке? Можно. Но, во-первых, это нужно делать, как минимум, талантливо, а во-вторых, чётко разделяя понятия. О реальной христианской вере можно писать романы, повести, рассказы, но не сказки. Какие примеры? Вот шедевры норвежки Сигрид Унсет: «Кристин, дочь Лавранса» и «Улав, сын Аудуна» с продолжением «Улав и его дети». Это серьёзная литература, из чтения которой вдумчивые читатели могут вынести много пользы для своей духовной жизни. Книги Унсет написаны великолепным языком (за «Кристин» получена Нобелевская премия). Основной мотив этих саг – как воздействует корень греха, угнездившийся глубоко в сердце, на жизнь человека и его ближних, как нераскаянность, гордость убивают всё то доброе, что имелось в душе, и как сложен путь запоздалого покаяния. Эти книги – не тупая схема: жил грешник, встретил праведника, покаялся, воцерковился – слава Богу за всё. Нет, описывается жизнь нескольких поколений, история страны, нравов на протяжении трёх толстых томов («Кристин»), читая, действительно находишься в средневековой Норвегии, живёшь и страдаешь вместе с героями. Но так ведь надо трудиться, чтобы это прочитать, куда как проще вечерок провести с «Флавианом», за пару часов выучить всенощную, покаяться во всех грехах, встретить святого, воскресить жену – православие forever!..

Допустимо писать детские сказки с тонким религиозным подтекстом (но всё равно делая упор на моральную сторону). Идеальный (но чуть ли не единственный) пример – «Хроники Нарнии» Льюиса. Да, это сказки о Христе и пути к Нему, но очень талантливые и ненавязчивые.

Есть немало сказок для взрослых, заставляющих задуматься о религиозных вопросах: о Боге, посмертной участи, душе. Это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Сильмариллион» Толкина, произведения того же Клайва Льюиса («Расторжение брака», «Письма Баламута», роман «Пока мы лиц не обрели»).

Религиозные вопросы поднимаются и в фантастическом романе Клиффорда Саймака «Проект «Ватикан»» (это произведение берётся как пример лишь потому, что попалось под руку). (Клиффорд Саймак. Игрушка судьбы. М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2008).

В далёком будущем роботы настолько усовершенствовались, что перешли на автономное существование, их искусственный интеллект намного обогнал человеческий, но роботы по-прежнему ощущали свою внутреннюю неполноценность, им не хватало того, что было чисто человеческим: души, Бога, рая. И они решили на далёкой планете создать центр поиска истины и веры, назвали его «Ватикан-17». Они стали конструировать суперкомпьютер – Папу, который должен был стать непогрешимым, давать ответы на любые вопросы. Роботы с помощью особых людей – Слушателей — набивали Папу уже тысячу лет разнообразной информацией, но так и не смогли приблизиться к ответам на вечные вопросы. И тут одна из Слушателей начинает уверять, что нашла … рай. Настоящий, человеческий рай с золотой лестницей, ведущей к небу. И среди роботов начинается почти религиозный раскол: одни жаждут чистой веры в этот рай, хотят канонизировать эту женщину, прекратить научный поиск. Другая часть роботов вместе с людьми относятся к этому иначе. Компьютерный Папа советуется с людьми по этому вопросу:

«- (..) вы считаете, что нам следует устремиться по пути поисков истины, что это будет более верный путь, чем поиски веры самой по себе?

- Да, я так думаю, — кивнул Теннисон. – Поиски истины обеспечат вам кое-какие точки опоры. В поисках веры вы таких точек опоры лишены.». (Указ. Соч., с. 734).

Сразу вспоминаются слова Писания: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

Существует ли рай, и если да – могут ли роботы его наследовать? И если для этого нужна душа, то не могут ли роботы как-то её получить, ибо почему-то роботам хочется иметь душу…

Вот один из примеров того, как можно в сказочной, фантастической форме размышлять над глубокими вопросами бытия (конечно, не о душе робота, а об истине, о соотношении веры и знания, о последних ответах и правильных вопросах). Но самое главное – в сказку не вторгаются для мгновенного решения всех проблем архангелы и светящиеся кресты. Тот же якобы найденный рай в «Проекте «Ватикан»» оказался лишь одним из параллельных миров, обманувшим своей внешностью попавшую туда Слушательницу, и поиск истины продолжился.

Как сказала одна преподавательница религиоведения, когда я учился в университете: «Катехизис – это надуманные вопросы к готовым ответам». Так и православные сказки – они сочиняются (вернее, штампуются) лишь для того, чтобы подогнать решение задачки к готовому ответу, который они уже подглядели в конце учебника, а читатели ещё не успели. Такая духовная «математика» бесперспективна, навязчива и вульгарна, но, к сожалению, говорить об этом в наших глянцевых изданиях «для сомневающихся» не принято (наверное, считается, что православная литература похожа на ядерную реакцию: когда количество халтуры достигнет критической (но без участия злобных критиков) массы, то бабахнет, и родится Достоевский…). Поэтому «настоящая православная» и дальше будет продолжать своё победное шествие по прилавкам наших церковных магазинов, ибо она легка, занятна и не напрягает разума, зато дарует ощущение простоты и легкости в получении даров Божьих (и приносит доходы издателям, что немаловажно). Как недавно мне заявила одна христианка: «Да, да, я знаю молитву «Отче наш», и мне она очень помогает!..». Именно такая «духовность» и формируется «настоящей православной» литературой, в чём легко убедиться в нашей повседневной приходской жизни. Но вопрос о достижимости рая по-прежнему остаётся открытым…

священник Алексий

Читать книгу “Димон: сказка для детей от 14 до 104 лет” прот. Александра Торика

Комментировать

*

43 комментария

  • Наталья, 19.09.2014

    Очень странно ставить в одну строку антихристианский роман “Мастер и Маргарита” с произведениями Клайва Льюиса. Простите.

    Ответить »
  • Роман, 14.10.2014

    Неудивлен.
    “Флавиан” даже не дочитал, до того противно было

    Ответить »
  • Георгий, 20.10.2014

    Книги батюшки Александра, написаны с любовью и благодатью и вовсе не противные, а душеспасительные.

    Ответить »
  • Светлана, 21.10.2014

    Поражают в этой статье и та страстность, с которой на читателя выплеснуто мнение автора, и непоколебимая убежденность.
    Убежденность в том, что “искать рай” это еще можно, это в сказке допустимо. А вот ввести в сказку героев, которые веруют в рай и ад, молятся, ищут помощи и защиты у Бога и ангелов, — вот это уже пошлость и едва ли не кощунство.
    Герда у Андерсена не могла не петь псалмов, когда ей было холодно и страшно. Она выросла в такой атмосфере, когда псалмы, обращение к Богу естественно, а не надуманно.
    У Русалочки того же Андерсена была мечта не просто выйти замуж за принца, а в обряде венчания получить бессмертную душу. Откуда-то знала она, что сама смертна, а у людей душа бессмертна, и получить такое бессмертие было для нее высшим счастьем, самой главной целью во всех ее страданиях.
    А мы? Советское и постсоветское поколение? Что мы можем знать о вере на уровне сказок, на уровне детства?
    Когда из сказок Андерсена безжалостно выдирали “неудобные” абзацы и печатали в сокращенном виде. Да, были и есть сказки учившие “просто добру”. И в нашем детстве они были. Ну и кем мы выросли, “просто добрые”? “Добрые” без Христа и веры, без понимания истинного смысла своей земной жизни?
    Почему Вы считаете, что “Димон”, “Посмертные приключения” и т.п.обязательно такое уж зло? И откуда мнение, что на “Димоне” всё православное чтение и закончится?
    Все мы разные — кому молоко, кому твердая пища, все растем постепенно, каждый в свою меру. Но для человека, только входящему в христианство из современного мира, гораздо более нереалистично принять “Мытарства Феодоры”, чем мытарства, описанные в “Димоне” или “Посмертных приключениях”. И никто, всерьез идущий в христианство, не задержится на этих книгах надолго, также как, например, на “Мастере и Маргарите”. Они останутся в благодарной памяти нашего “христианского детства”. И у меня не поднимется рука охаять тех, кто помог мне сделать первые шаги на этом пути.

    Ответить »
    • Людмила, 18.06.2017

      Светлана,я полностью согласна с вашим высказыванием:“Все мы разные — кому молоко, кому твердая пища, все растем постепенно, каждый в свою меру.”!

      Ответить »
    • Александр, 04.09.2015

      Вы правы.
      И я, 40-летний мужчина, когда читал и слушал сказки монаха Лазаря (Афанасьев) о ёжике (настоящие, 4 сказки) научился радостно говорить “слава Богу!” и очень, и очень радовался.
      А Димона придётся прочитать, раз его ТАК ругают — значит мне он явно полезен.

      Ответить »
    • юлия, 25.11.2014

      полностью с вами согласна Светлана

      Ответить »
  • Владимир, 04.04.2015

    К счастью я не извращен книгами прошлого. Так как не любил читать в детстве из-за плохого зрения. Но эту книгу прочитал с удовольствием. И мне её не с чем сравнить. Она легла на свежее незамыленное око восприятия и дала свою матрицу действительности. И в этом нет ничего удивительно, что кому-то книга Димон покажется не удобной.… Помню как на уроке матана нам дали задачку и просили решить её двумя способами — Первым и Вторым… сначала мы решили первым, потом вторым. И учитель спросила нас, каким способом было решать легче? Все ответили, что первым… Но оказалось, что предыдущая группа сначала решала вторым способом и им показался второй способ проще, чем первый… Значит, если однажды человек “надевает” на себя привычную матрицу восприятия, через Новые знания, то эти новые знания всегда будут вытеснять последующие, они будут ему не удобны. По этому критика это прежде всего извращенное представление о самом себе, нежелание очистить свой мозг от стереотипов мышления, нежелание принимать новые знание и закостенелость сознания. В этом конечно нет ничего плохого само по себе, т.к. люди такого склада могут стать хорошими учеными и теоретиками, руководителями. И конечно критиками…Если честно мне никогда не нравилась критика и на уроках литературы и русского языка я считал это постыдным делом это было для меня не самым интересным, например, разбор какого-нибудь рассказа .… я считаю это достаточно интимный процесс для каждого человека. Но нет блин надо обязательно узнать, почему Герасим утопил МуМу, Почему Лесков пишет по одной и той же схеме все свои рассказы и не важно в какой очередности одевать бусины художественных зарисовок? Какое твое собачье дело?!… Но конечно это все хорошо мозг тренирует, в юридической судебной практике это конечно пригодится, но организовать семью и избежать неурядиц(конфликтов) на работе вряд ли поможет.

    Ответить »
  • Елена, 14.06.2015

    А мне понравились книги А.Торика. И “Димон” тоже.Иногда трудно читать что-либо глубокое святоотеческое, хочется что-то легкое и приключенческое.Почему не “Димон”, извините? Юношеская книга, доволно захватывающий сюжет.…

    Ответить »
  • Татьяна, 13.07.2015

    Это же сказка… И написано в каждой сказке есть доля сказки

    Ответить »
  • Светлана, 22.07.2015

    И мне понравились книги А. Торика. Между прочим он сам не претендует на высокую художественность своих произведений, несколько иными были его задачи (которые успешно им были достигнуты). Многие мои знакомые, абсолютно не религиозные, после прочтения “Флавиана” повернулись лицом к Богу. Для меня лично “Флавианы” А.Торика явились мостиком или даже трамплином к более серьезной православной литературе и не только художественной; заставили пересмотреть свою жизнь и встать на долгий и тяжелый путь внутреннего обновления и развития.
    Меня также весьма поразила “страстность” автора сей статьи-СВЯЩЕННИКА!!!…

    Ответить »
  • Кирилл, 05.08.2015

    А мне понравился рассказ. И Флавиан понравился. И вообще, как было сказано в одном фильме, демоны слышат слова, Ангелы мысли.

    Ответить »
  • Ольга, 04.09.2015

    Что-то в словах критика не чувствуется ни доброты, ни милосердия христианского.

    Ответить »
  • Александр, 04.09.2015

    Читаю “Димон” — очень нравится, всем рекомендую: совсем по новому понимаются страсти, как будто контурную раскраску раскрасили и наполнили.
    Т.е. в голове был контур, а теперь оно видится красочно, как картина.

    Автор статьи ( — он так “ругал”, что я стал читать — спасибо ему) прав во всём что говорит, а вот книжку как раз наоборот — очень стоит прочитать. Причём он вроде как прав даже по сути, не только формально.
    Может я ищу простого выхода, красочной подмены? Вот протестанты, придумали что достаточно 1 раз сказать что веришь — и всё, спасён. А в детской книжечке, мне даётся такой же суррогат? Не знаю.

    Ответить »
  • Лариса, 20.10.2015

    Мне понравилась книга, как и все написанные Александром Ториком. Очень хорошая у него книга “Воцерквление”. Флавиан для только приходящим к вере — большая помощь, потому что очень хорошо обьясняются все таинства церковные. Не так страшен “Димон” , как его оценил автор статьи. Действительно, столько страсти в оценке этой книжки, что мне кажется это не та ситуация, когда она так напрягаться.

    Ответить »
  • Наталья, 21.10.2015

    Спасибо о.Александру за книги! Очень легким языком об очень важном.
    Спасибо о.Алексию за статью. Думаю, она послужила хорошим приглашением прочитать ‘Димона’ тем, кто до этого не читал. А прочитав Димона, сложно устоять и не прочитать все то, к огромному сожалению немногое, что написал о.Александр.
    Терпения нам всем, братья и сестры! И любви!

    Ответить »
  • Оксана, 10.02.2016

    Мне и многим моим знакомым книга понравилась. Главное, что и подросткам нравится. Сказка вообще для детей лучший способ донести что-то глубокое, а сухой “правильный” язык, бесконечные нравоучения отвращают…
    Самое главное, непонятно, почему книга занесена в раздел “псевдоправославие”! Специально народ отвращать?

    Ответить »
  • Любовь, 22.03.2016

    А ¨Димон¨ и ¨Флавиан¨ мне понравились, хотя и написаны порой наивно, порой несколько слащаво. Особенно привлекателен образ батюшки Флавианаю Побольше бы в священниках такой любви к прихожанам, осознания необходимости беседовать с ними, а не только обличать. А сейчас видишь в основном отстраненность и равнодушие. Было время, ходила убирать в церкви после вечерней службы, просто так, по велению души. Так ни один из проходящих мимо священников ни разу не сказал мне Здравствуйте. Я может и пустое место, но мне такое отношение к людям непонятно

    Ответить »
  • Сергей, 25.03.2016

    Начал читать Флавиана, было нормально и даже интересно, когда подробно описывалась исповедь. Потом началось нечто неразумное.Может, у автора был какой-то замысел, который я не понял. Открыл Димона. Понятно, что все сказка. Но какая-то снова непонятная. Бросил. Думал, со мной что- то не так, раз у всех такое яркое впечатление от этой литературы. Поэтому открыл этот отзыв. Хорошо, что есть противовес таким книгам. Статья открыла глаза на некоторые негативные вещи, присущие современным авторам. Сегодня полно всякого мусора в нете и на полках, наш священник тоже предостерегает. Надо осторжней выбирать, что читаешь и кого слушаешь. У меня опыта почти нет, но понял то, что не нужно засорять мозг всем подряд. Есть Библия, святые отцы, Авва Дорофей, Феофан Затворник и т.д. На всю жизнь достаточно, если понемногу. Духовное переедание ведь вреднее, чем недоедание. Нужно свою меру определить, потиху читать и заниматься своим делом, а не тратить время на ненужную инфу. Легкого чтения хватает и без Флавианов и Димонов. Ведь это реально опошляет веру, а легкости или духовности не прибавляет. Хочется легкого — возьми хороший детектив. Отвлечешься. Не сочтите за рекламу уже прогремевшей книги Несвятые святые, но своей исренностью и легкостью именно она толкнула меня в веру, хотя много лет был рядом, и иногда читал Библию. Простите, если кого задел, но статья хорошая однозначно.

    Ответить »
  • Галина, 04.06.2016

    Мне кажется, в начале пути книги Александра Торика очень помогают! Когда я готовилась к первой в своей жизни исповеди, где нужно было пересмотреть всю свою жизнь, то просто не знала, как подступиться. Читала Иоанна Крестьянкина, ещё какие-то брошюрки специальные, но вот не получалось ничего и всё тут! И вдруг сестра привезла книгу “Флавиан”. Прочитала не отрываясь, и плакала и смеялась… А потом по аналогии с исповедью персонажа из этой книги подготовилась к своей исповеди! Потом уже пришло время Иоанна Крестьянкина, Игнатия Брянчанинова. Но в начале пути — низкий поклон А.Торику за его книги. И за “Димона” в том числе!!!

    Ответить »
  • Мария, 20.06.2016

    Попробовала прочитать сего Димона. Такое ощущение, что автор не доиграл в компьютерные страшилки — описывает адскую реальность со знанием дела.)))
    Есть там и пара дельных мыслей (это если отвлечься от малоталантливой формы), — например, о том, что страсти, действующие уже вне тела, абсолютно опустошают душу и обрекают её вечно мучаться. Но финал никуда не годится. Вместо обманутой девочки (нет, не поглощенной страстью, а именно обманутой) герой лезет в яму, чтобы провести вечность в аду вместо возлюбленной. Получается, что для автора ад — это место чисто внешнего наказания, и один наказуемый там может с лёгкостью быть заменен другим. А давайте вспомним такого неправославного Льюиса и его “Расторжение брака”, где погибшие души совершают экскурсию в рай. Спасенная жена говорит погибшей душе мужа: “я пошла бы за тобой в ад, если бы смогла и если бы это помогло, но я не могу вместить ад в своё сердце”.

    Ответить »
  • Ольга, 05.09.2016

    Я прочла все книги Торика и Димона тоже. Очень полезный автор!!! Особенно людям маловоцерковленным, типа ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ ОТ БЕЗВЕРИЯ К ВЕРЕ!!! Димон может наших тинейджеров очень озадачить… И , вдруг, в церковь приведет?. Прихожане все когда-то были захожанами!!!

    Ответить »
  • Анна, 11.09.2016

    Спасибо за автору статьи за конструктивный отзыв. Ради одно-двух полезных мыслей написанных в книгах такого уровня не следует тратить на них время и пачкать око.

    Ответить »
  • Владимир, 14.10.2016

    Ребята две причины неверия в настоящего Бога:
    1) Атеизм
    2) Грехи и нежелание жить по другому

    В каком случае книга, судя по описанию “компьютерная игра” какая-то, поможет кому-то?
    Не думаю что искажение православия задавит на совесть и жалость людей.
    А вот например Хроники Нарнии где добрые дети спасают сказочную страну, где к ним потом приходит добрый и сильный лев это да. Лев помер страна в хаосе убийств и гонений. Лев пришел дети всех спасли. Вот это хороший пример. А использование молитвы как заклинания самый настоящий грех. Надо то что угодно Богу делать, а не то что нравиться. Мне вот если хочется пометать огненые шары я лучше компьютерную игру включу, а не на Бога грешить буду.
    (19 лет студент)

    Ответить »
    • Владимир (другой), 27.11.2016

      Владимир, компьютерную игру с огненными шарами включать — тоже перед Богом грешить.

      Ответить »
  • Владимир (другой), 26.12.2016

    Интересно, что на сайте одновременно размещены и эта книга полным текстом (как православная), и статья, обличающая ее как “псевдоправославную”.

    Ответить »
    • Кирилл, 27.12.2016

      Что бы читатели могли сами сделать свой выбор.

      Ответить »
  • Александр, 27.02.2017

    Пробовал читать Флавиана. Полностью согласен с точным определением — елейно-слащавоя графомания. Мыло какое ‑то вместо литературы. Димона даже не стал читать. Поклонникам этого модного автора и ему подобных,  могу только посоветовать читать русскую классику, чтобы  развивать вкус. 

    Убедительны рассуждения автора статьи и об отношениях сказочного, и реального миров. Согласен, что вводить сакральное, относящееяся к реальному духовному опыту, в сказочную реальность опасно.. Про ёжика этого я так и не решился своим детям прочитать. какая-то натуга и неискренность чувствуется. Если же взрослый сорокалетний человек учится благодарить Бога за все у ёжика, то тут только можно нелицемерно  восславить Бога который приводит людей к себе неисповедимыми и подчас удивительными дорогами. То же можно отнести и к людям утверждающим, что они пришли к вере через подобную литературу. Воистину милосерден Бог, все благоустрояющий.  (Без иронии)

    Однако вызывает недоумение отзыв о романе Булгакова как о правильной сказке для взрослых. Для меня, как и для многих очевидно, что это удивительно, непревзойденно талантливый по форме, но ядовитый по содержанию роман с ярким антихристианским содержание. Герой романа продает душу дьяволу — пишет современный апокриф: вместо Сына Единородного, Единосущного Отцу пришедшего мир спасти,- бродячий философ. вместо 12 апостолов и с ними 70-ти и сотен последователей  — несимпатичный и глуповатый Левий Матвей. и проч. За эту работу герою авансом дается теплое место, уют и достаток и красавица и умница жена в придачу. Поначалу все вроде идет как и в жизни — вступив в союз с бесами герой терпит несчастия, повреждается рассудком. Но потом наступает главная ложь сознательная авторская — герой хоть и лишен Вечного блаженства, но и  мук избавлен. Он получает некий “покой”. Он, подобно Фаусту, избавляетя мук не по делам, а просто потому, что хороший человек.

    Пожалуйста подскажите, где в этом романе рассуждения о “религиозных вопросах: о Боге, посмертной участи, душе.” меня этот вопрос интересует. поэтому рад буду узнать ссылки на литературу, где роман “Мастер и Маргарита” рассматривается как душеполезное чтение.

     

    Ответить »
  • Светлана, 02.03.2017

    Читала этот озлобленный желчный отзыв и недоумевала — кто автор, откуда столько желчи?! А прочитала в конце статьи священник Алексий Плужников — и все стало ясно. Это же тот самый А.Плужников, который в 2015 году отказался от священства, бросил приход и семью и сейчас ведет сайт, где печатаются самые гнусные анонимные пасквили на Православную Церковь.

    Наверно, так оно и бывает — сначала человека озлобляет детская сказка, в которой говорится о молитве и кресном знамении, а потом уже и сама молитва?

    Ответить »
    • Александр Заплавнов, 30.09.2017

      Вот он и ответ. А я понять не мог как православный священник рекламирует “Мастера и Маргариту” — антиевангелие и уничижительно высказывается по поводу Катехизиса. Жаль бывшего священника. Прости его Господи и вразуми!

      Ответить »
  • Иван, 14.08.2017

    Прочитал “Димона” на одном дыхании (34 года, муж, отец 2 детей). По-детски? Наверное. Но сколько любви и чистоты! Если автор статьи считает, что крестное знамение и молитва не могут так действовать в духовном мире — мире, который мы не видим и не чувствуем — то зачем тогда креститься и молиться? А за этими сомнениями столько еще! И куда они могут привести? Жалко автора.

    Ответить »
  • Владимир, 14.11.2017

    После такого опуса грех не прочитать книгу “Димон”! Купил ее внучатой племяннику в подарок, купил в церкви… Подумал что плохого тут продавать не могут, видимо так и есть. А критиковать видимо любят везде. Ещё раз спасибо, приступаю у чтению!

    Ответить »
  • АННА, 26.12.2017

    ПО-МОЕМУ ЭТО ПРОСТО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.

    Ответить »
  • Агния, 13.01.2018

    Бабушка всё хочет, чтобы я снова уверовала, литературку (по другому не назвать), советует, — “Ну и хорошо, прочту. Бабушка старенькая, ей радость, а мне не сложно.” — так я и подумала и начала читать эту..кхм…макулатуру.
    Сначала, естественно, становится известно об отсутствии таланта у писателя, потом натыкаешься чуть ли не в каждой строчке на эти странные сленговые слова, которые за свои 20 лет, живя в районе зэков и нариков, я так и не услышала. Автор, не надо так, пожалуйста. с:
    Мне интересно, православных не унижает такое вульгарное отношение к религии и такое упрощение всех сложных вопросов?
    Как вы совмещаете такие нищие и низменные (как у автора), понятия, с такой великолепной и огромной вселенной?
    И я буду не первой, но всё же упомяну про замечательного Клайва Льюиса и его “Хроники Нарнии” потому что это действительно качественная литература, ненавязчивая, заставляющая размышлять, а не запихивающая в рот уже разжеванное нечто. Я не верю в бога, но до сих пор с такой радостью перечитываю эту замечательную серию книг и до сих пор чувствую, после прочтения, тягу к гуманизму, заботе и любви (как и после других тёплых и светлых книг), а религиозным ребятам, если родители хоть чуть-чуть научили их думать, сразу становится понятна аналогия между Асланом и Иисусом, так что, читайте хорошие книги и имейте хоть немного критического мышления.
    А, еще кое-что, книга не подходит, если вы хотите убедить образованное дитя в существование бога, потому что ничего разумного автор не написал, а пару раз конкретно “лохонулся” (словами его же героев). Например, жутко уморительное доказательство на уровне: когда мы бросаем полена в случайном порядке из них не появляется дом из сруба. Да, конечно не появляется, да, с элементарными частицами всё работает по-другому, стоит это уже выяснить. Учебник по физике и мозги вам в помощь.
    Ещё были такие совсем уж перлы, типа: «Три средневековых готических замка, словно клонированные в одной пробирке, оказались перед Димоном.»
    Ну вы поняли, да?
    ~здания.клонированные.в пробирке.~
    Каждый раз когда кто-то читает эту фразу, где-то умирает один учёный-биолог.
    И ещё вот такое было:«Ну, вот и всё! – подумалось Димону. –«Show must go on!» Праздник жизни закончен!» — просто плохо, всё очень плохо. Шоу маст гоу он, но праздник жизни закончен, эммм???
    Ладно, хватит на этом.
    В общем и целом всё очень плохо [2], настолько, что я даже упорядочивать написанные мысли не буду, ибо реально болит голова от столь бессмысленно​го и бесталанного произведения.

    Ответить »
  • Дмитрий, 25.03.2018

    Книги о.Александра пусть и не литературные шедевры, но написаны с глубокой верой и любовью, а сей отзыв полон злобы и критиканства. Жалею, что прочитал, очень неприятный осадок.

    Ответить »
  • Елена, 03.04.2018

    А может, не стоит всех сказочников под одну гребенку? Может, каждый автор сам будет решать, сколько у него в сказке будет волшебного, а сколько христианского, и какими образами и метафорами он будет пользоваться? Вот у Льюиса — так, у Андерсена — по другому. У Толкиена, Топелиуса, Лагерлеф — у каждого по своему. Почему новый автор не имеет права на свой голос? Читают? Любят? Задумываются? Тянутся к полкам с более серьезной литературой? Замечательно! У нас одна беда — неграмотные читатели, которые не понимают, что такое литературный вымысел и читают фантастику как откровение. Но среди подростков, на которых рассчитана книга, таких нет.

    Ответить »
  • Дмитрий, 22.05.2018

    Единственная мною прочитанная книга за 30 лет ! Прочитал ее на одном дыхании, спасибо автору!

    Ответить »
  • Сергей, 04.06.2018

    Скачал аудиокнигу “Dimоn” — замечательная озвучка, радиоспектакль часов на шесть. Что можно сказать? — Просто потрясающе!   Сцена жертвенного подвига Димитрия( 20 глава), “жизнь свою полагающего за други своя” ( в данном случае за  возлюбленную- Марину) озвучена просто непередаваемо,  до слёз.   ( кто прослушает, тот поймет . Цитирую текст)                                                     (Димка) :                                                                                                                                                                   — Можно я её поцелую в последний раз? – повернулся Димон к схватившему его за руки бесу.       ( Бес Тофик) :
    – Нет! Угольки раскалённые целовать теперь будешь! Ты наш!                                                                    (Ангел-Хранитель) :
    – Нет, он наш!   – Он наш! И ты это знаешь, демон! Он исполнил заповедь и душу отдал за спасение другой души! Он пожертвовал своей вечной жизнью ради любви, и Христос дарует ему и его любимой ещё один шанс! Отойди от него, бес!
    – Будьте вы все прокляты со своей любовью! – исступленно завыл от бессильной ненависти Тофик.

    Ответить »
  • Галина, 25.09.2018

    Раньше тоже читала книги Торика “Флавиан” и “Димон”, нравилось, другим дарила даже. Но потом, по мере взросления и воцерковления пришло понимание, что лучше читать хорошую, талантливо написанную художественную литературу настоящих, добротных писателей, чем вот такую: якобы православную, но низкопробную и сомнительной духовности. Спасибо автору заметки за трезвую и грамотную статью!

    Ответить »
  • Светлана, 03.05.2021

    Не для выкладки в комментах, всего лишь вопрос-недоумение. Если действительно автор сей “рецензии” БЫВШИЙ священник Алексий Плужников, то разве корректно со стороны редакторов сайта продолжать называть его священником? И корректно ли вообще в определении “псевдоправославности” или все же истинной православности книги ДЕЙСТВУЮЩЕГО священника руководствоваться мнением священника, отрекшегося от сана?

    Ответить »
    • Кирилл, 05.05.2021

      Светлана, автор этой рецензии священник, а не бывший священник.

      Ответить »
      • Светлана, 06.05.2021

        Алексей Плужников, написавший эту статью, сложил с себя сан священника в 2015 году. Вы уверены, что статья священника, отрекшегося от сана, сама по себе не является псевдоправославием?

        Ответить »
        • Кирилл, 07.05.2021

          1. Светлана, я знаю это. Но статья была написана священником до отпадения и её публиковали церковные ресурсы.
          2. Вы используете манипулятивный метод дискуссии, он называется апелляция к авторитету. Даже, если бы эту статью написал какой-то атеист, то следует опровергать аргументы автора, а не переходить на его личность. Вы же тоже не священница, но это это никак не сможет умалить Ваших аргументов по существу, если Вы их приведёте.

          Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки