Лермонтов Михаил
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

(53 голоса4.1 из 5)

Оглавление
Про­слу­шать поэму27:50

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сло­жили мы,
Про твово люби­мого опричника,
Да про сме­лого купца, про Калашникова;
Мы сло­жили ее на ста­рин­ный лад,
Мы певали ее под гус­ляр­ный звон
И при­чи­ты­вали да присказывали.
Пра­во­слав­ный народ ею тешился,
А боярин Мат­вей Ромодановский
Нам чарку под­нес меду пенного,
А боярыня его белолицая
Под­несла нам на блюде серебряном
Поло­тенцо новое, шел­ком шитое.
Уго­щали нас три дня, три ночи,
И всё слу­шали – не наслушались.

I

Не сияет на небе солнце красное,
Не любу­ются им тучки синие:
То за тра­пе­зой сидит во зла­том венце,
Сидит гроз­ный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супро­тив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу Божию,
В удо­воль­ствие свое и веселие.

Улы­ба­ясь царь пове­лел тогда
Вина слад­кого заморского
Наце­дить в свой золо­че­ный ковш
И под­несть его опричникам.
– И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,
Уда­лой боец, буй­ный молодец,
В золо­том ковше не мочил усов;
Опу­стил он в землю очи темные,
Опу­стил голо­вушку на широку грудь —
А в груди его была дума крепкая.

Вот нахму­рил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно яст­реб взгля­нул с высоты небес
На мла­дого голубя сизокрылого, —
Да не под­нял глаз моло­дой боец.
Вот об землю царь стук­нул палкою,
И дубо­вый пол на полчетверти
Он желез­ным про­бил оконечником —
Да не вздрог­нул и тут моло­дой боец.
Вот про­мол­вил царь слово грозное, —
И очнулся тогда доб­рый молодец.

«Гей ты, вер­ный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе чест­ная прискучила?
Когда всхо­дит месяц – звезды радуются,
Что свет­лей им гулять по поднéбесью;
А кото­рая в тучку прячется,
Та стрем­глав на землю падает…
Непри­лично же тебе, Кирибеевич,
Цар­ской радо­стью гнушатися;
А из роду ты ведь Скуратовых
И семьею ты вскорм­лен Малютиной!..»

Отве­чает так Кирибеевич,
Царю гроз­ному в пояс кланяясь:

«Госу­дарь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жар­кого не залить вином,
Думу чер­ную – не запотчевать!
А про­гне­вал я тебя – воля царская:
При­кажи каз­нить, рубить голову,
Тяго­тит она плечи богатырские
И сама к сырой земле она клонится».

И ска­зал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чем тебе молодцу кручиниться?
Не истерся ли твой пар­че­вой кафтан?
Не измя­лась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазуб­ри­лась сабля закаленая?
Или конь захро­мал, худо кованый?
Или с ног тебя сбил на кулач­ном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»

Отве­чает так Кирибеевич,
Пока­чав голо­вою кудрявою:

«Не роди­лась та рука заколдованная
Ни в бояр­ском роду, ни в купеческом;
Арга­мак мой степ­ной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая,
А на празд­нич­ный день твоей милостью
Мы не хуже дру­гого нарядимся.»

«Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушач­ком под­тя­нуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Чер­ным собо­лем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки,
И любу­ются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не гля­дит, не любуется,
Поло­са­той фатой закрывается…»

«На свя­той Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыс­кать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смот­рит сладко – как голубушка;
Мол­вит слово – соло­вей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По пле­чам бегут, извиваются,
С гру­дью белою цалуются.
Во семье роди­лась она купеческой,
Про­зы­ва­ется Алё­ной Дмитревной.»

«Как увижу ее, я и сам не свой:
Опус­ка­ются руки сильные,
Помра­ча­ются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, пра­во­слав­ный царь,
Одному по свету маяться.
Опо­стыли мне кони легкие,
Опо­стыли наряды парчевые,
И не надо мне золо­той казны:
С кем каз­ною своей поде­люсь теперь?
Перед кем покажу удаль­ство свое?
Перед кем я наря­дом похвастаюсь?
Отпу­сти меня в степи приволжские,
На житье на воль­ное, на казацкое.
Уж сложу я там буй­ную головушку
И сложу на копье бусурманское;
И раз­де­лят по себе злы татаровья
Коня доб­рого, саблю острую
И седельцо бра­ное черкасское.
Мои очи слез­ные кор­шун выклюет,
Мои кости сирые дож­дик вымоет,
И без похо­рон горе­мыч­ный прах
На четыре сто­роны развеется…»

И ска­зал сме­ясь Иван Васильевич:
«Ну, мой вер­ный слуга! я твоей беде,
Тво­ему горю посо­бить постараюся.
Вот возьми пер­сте­нек ты мой яхонтовый,
Да возьми оже­ре­лье жемчужное.
Прежде свахе смыш­ле­ной покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алёне Дмитревне:
Как полю­бишься – празд­нуй свадебку,
Не полю­бишься – не прогневайся».

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обма­нул тебя твой лука­вый раб,
Не ска­зал тебе правды истинной,
Не пове­дал тебе, что красавица
В церкви Божией перевенчана,
Пере­вен­чана с моло­дым купцом
По закону нашему христианскому…

* * *

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доб­рого боярина
И боярыню его белолицую!

II

За при­лав­кою сидит моло­дой купец,
Стат­ный моло­дец Сте­пан Парамонович,
По про­зва­нию Калашников;
Шел­ко­вые товары раскладывает,
Речью лас­ко­вой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Да недоб­рый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.

Отзво­нили вечерню во свя­тых церквах;
За Крем­лем горит заря туманная,
Набе­гают тучки на небо, —
Гонит их мете­лица распеваючи;
Опу­стел широ­кий гости­ный двор.
Запи­рает Сте­пан Парамонович
Свою лавочку две­рью дубовою
Да зам­ком немец­ким со пружиною;
Злого пса-вор­чуна зубастого
На желез­ную цепь привязывает,
И пошел он домой, призадумавшись,
К моло­дой хозяйке за Москву-реку.

И при­хо­дит он в свой высо­кий дом,
И дивится Сте­пан Парамонович:
Не встре­чает его молода жена,
Не накрыт дубо­вый стол белой скатертью,
А свеча перед обра­зом еле теплится.
И кли­чет он ста­рую работницу:
«Ты скажи, скажи, Еремеевна,
А куда дева­лась, затаилася
В такой позд­ний час Алёна Дмитревна?
А что детки мои любезные —
Чай забе­га­лись, заигралися,
Спо­за­ранку спать уложилися?»

«Гос­по­дин ты мой, Сте­пан Парамонович!
Я скажу тебе диво дивное:
Что к вечерне пошла Алёна Дмитревна;
Вот уж поп про­шел с моло­дой попадьей,
Засве­тили свечу, сели ужинать, —
А по сю пору твоя хозяюшка
Из при­ход­ской церкви не вернулася.
А что детки твои малые
Почи­вать не легли, не играть пошли —
Пла­чем пла­чут, всё не унимаются».

И сму­тился тогда думой крепкою
Моло­дой купец Калашников;
И он стал к окну, гля­дит на улицу —
А на улице ночь темнехонька;
Валит белый снег, расстилается,
Заме­тает след человеческий.

Вот он слы­шит в сенях две­рью хлопнули,
Потом слы­шит шаги торопливые;
Обер­нулся, гля­дит – сила крестная!
Перед ним стоит молода жена,
Сама блед­ная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Сне­гом-инеем пересыпаны;
Смот­рят очи мут­ные, как безумные;
Уста шеп­чут речи непонятные.

«Уж ты где, жена, жена, шаталася?
На каком подво­рье, на площади,
Что рас­тре­паны твои волосы,
Что одёжа вся твоя изорвана?
Уж гуляла ты, пиро­вала ты,
Чай, с сын­ками всё боярскими?..
Не на то пред свя­тыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися,
Золо­тыми коль­цами менялися!..
Как запру я тебя за желез­ный замок,
За дубо­вую дверь окованную,
Чтобы свету Божьего ты не видела,
Мое имя чест­ное не порочила…»

И услы­шав то, Алёна Дмитревна
Задро­жала вся моя голубушка,
Затряс­лась, как листо­чек осиновый,
Горько-горько она восплакалась,
В ноги мужу повалилася.

«Госу­дарь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня или выслушай!
Твои речи – будто ост­рый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я люд­ской молвы,
А боюсь твоей немилости.»

«От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице одинёшенька.
И послы­ша­лось мне, будто снег хрустит;
Огля­ну­лася – чело­век бежит.
Мои ноженьки подкосилися,
Шел­ко­вой фатой я закрылася.
И он сильно схва­тил меня за руки,
И ска­зал мне так тихим шопотом:
Что пужа­ешься, крас­ная красавица?
Я не вор какой, душе­губ лесной,
Я слуга царя, царя грозного.
Про­зы­ва­юся Кирибеевичем,
А из слав­ной семьи из Малютиной…»
Испу­га­лась я пуще прежнего;
Закру­жи­лась моя бед­ная головушка.
И он стал меня цаловать-ласкать,
И цалуя всё приговаривал:
«Отве­чай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких кам­ней аль цвет­ной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Ста­нут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне уме­реть смер­тью грешною:
Полюби меня, обними меня
Хоть еди­ный раз на прощание!»

«И лас­кал он меня, цало­вал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пла­ме­нем разливаются
Поца­луи его окаянные…
А смот­рели в калитку соседушки,
Сме­ю­чись, на нас паль­цем показывали…»

«Как из рук его я рванулася
И домой стрем­глав бежать бросилась,
И оста­лись в руках у разбойника
Мой узор­ный пла­ток – твой подарочек,
И фата моя бухарская.
Опо­зо­рил он, осра­мил меня,
Меня чест­ную, непорочную —
И что ска­жут злые соседушки?
И кому на глаза пока­жусь теперь?»

«Ты не дай меня, свою вер­ную жену,
Злым охуль­ни­кам в поругание!
На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого про­сить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка:
Род­ной батюшка уж в сырой земле,
Рядом с ним лежит моя матушка,
А мой стар­ший брат, сам ты ведаешь,
На чужой сто­ро­нушке про­пал без вести,
А мень­шой мой брат – дитя малое,
Дитя малое, неразумное…»

Гово­рила так Алёна Дмитревна,
Горю­чьми сле­зами заливалася.

Посы­лает Сте­пан Парамонович
За двумя мень­шими братьями;
И при­шли его два брата, поклонилися,
И такое слово ему молвили:
«Ты пове­дай нам, стар­шой наш брат,
Что с тобой слу­чи­лось, приключилося,
Что послал ты за нами во тем­ную ночь,
Во тем­ную ночь морозную?»

«Я скажу вам, братцы любезные,
Что лиха беда со мною приключилася:
Опо­зо­рил семью нашу честную
Злой оприч­ник цар­ский Кирибеевич;
А такой обиды не стер­петь душе
Да не выне­сти сердцу молодецкому.
Уж как зав­тра будет кулач­ный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду нá смерть биться, до послед­них сил;
А побьет он меня – выхо­дите вы
За свя­тую правду-матушку.
Не сро­бейте, братцы любезные!
Вы моложе меня, све­жéй силою,
На вас меньше гре­хов накопилося,
Так авось Гос­подь вас помилует!»

И в ответ ему бра­тья молвили:
«Куда ветер дует в поднéбесьи,
Туда мчатся и тучки послушные,
Когда сизый орел зовет голосом
На кро­ва­вую долину побоища,
Зовет пир пиро­вать, мерт­ве­цов убирать,
К нему малые орлята слетаются:
Ты наш стар­ший брат, нам вто­рой отец;
Делай сам, как зна­ешь, как ведаешь,
А уж мы тебя род­ного не выдадим».

* * *

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доб­рого боярина
И боярыню его белолицую!

III

Над Моск­вой вели­кой, златоглавою,
Над сте­ной крем­лев­ской белокаменной
Из-за даль­них лесов, из-за синих гор,
По тесо­вым кро­вель­кам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Раз­ме­тала кудри золотистые,
Умы­ва­ется сне­гами рассыпчатыми,
Как кра­са­вица, глядя в зеркальцо,
В небо чистое смот­рит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радо­сти разыгралася?

Как схо­ди­лися, собиралися
Уда­лые бойцы московские
На Москву-реку, на кулач­ный бой,
Раз­гу­ляться для празд­ника, потешиться.
И при­е­хал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел рас­тя­нуть цепь серебряную,
Чистым золо­том в коль­цах спаянную.
Оце­пили место в 25 сажень,
Для охот­ниц­кого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кли­кать звон­ким голосом:
«Ой, уж где вы, доб­рые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выхо­дите-ка во широ­кий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому Бог простит!»

И выхо­дит уда­лой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется,
Ски­дает с могу­чих плеч шубу бархатную,
Под­пер­шися в бок рукою правою,
Поправ­ляет дру­гой шапку алую,
Ожи­дает он себе противника…
Три­жды гром­кий клич прокликали —
Ни один боец и не тронулся,
Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На про­сторе оприч­ник похаживает,
Над пло­хими бой­цами подсмеивает:
«При­сми­рели, небойсь, призадумались!
Так и быть, обе­ща­юсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку».

Вдруг толпа раз­да­лась в обе стороны —
И выхо­дит Сте­пан Парамонович,
Моло­дой купец, уда­лой боец,
По про­зва­нию Калашников,
Покло­нился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да свя­тым церквам,
А потом всему народу русскому.
Горят очи его соколиные,
На оприч­ника смот­рят пристально.
Супро­тив него он становится,
Бое­вые рука­вицы натягивает,
Могут­ные плечи распрямливает
Да куд­ряву бороду поглаживает.

И ска­зал ему Кирибеевич:
«А пове­дай мне, доб­рый молодец,
Ты какого роду, племени,
Каким име­нем прозываешься?
Чтобы знать, по ком пани­хиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться».

Отве­чает Сте­пан Парамонович:
«А зовут меня Сте­па­ном Калашниковым,
А родился я от чест­нова отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позо­рил я чужой жены,
Не раз­бой­ни­чал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И про­мол­вил ты правду истинную:
По одном из нас будут пани­хиду петь,
И не позже, как зав­тра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С уда­лыми дру­зьями пируючи…
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, бусур­ман­ский сын,
Вышел я на страш­ный бой, на послед­ний бой!»

И услы­шав то, Кирибеевич
Поблед­нел в лице, как осен­ний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между силь­ных плеч про­бе­жал мороз,
На рас­кры­тых устах слово замерло…

Вот молча оба расходятся,
Бога­тыр­ский бой начинается.

Раз­мах­нулся тогда Кирибеевич
И уда­рил впервóй купца Калашникова,
И уда­рил его посе­редь груди —
Затре­щала грудь молодецкая,
Пошат­нулся Сте­пан Парамонович;
На груди его широ­кой висел мед­ный крест
Со свя­тыми мощами из Киева,
И погнулся крест и вда­вился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И поду­мал Сте­пан Парамонович:
«Чему быть суж­дено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Излов­чился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И уда­рил сво­его ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.

И оприч­ник моло­дой засто­нал слегка,
Зака­чался, упал зáмертво;
Пова­лился он на холод­ный снег,
На холод­ный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смо­ли­стый под корень подрубленная.
И, уви­дев то, царь Иван Васильевич
Про­гне­вался гне­вом, топ­нул о землю
И нахму­рил брови черные;
Пове­лел он схва­тить уда­лова купца
И при­весть его пред лицо свое.

Как воз­гóво­рил пра­во­слав­ный царь:
«Отве­чай мне по правде, по совести,
Воль­ной волею или нехотя,
Ты убил на смерть мово вер­ного слугу,
Мово луч­шего бойца Кирибеевича?»

«Я скажу тебе, пра­во­слав­ный царь:
Я убил его воль­ной волею,
А за что про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу Единому.
При­кажи меня каз­нить – и на плаху несть
Мне голо­вушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь моло­дую вдову,
Да двух бра­тьев моих своей милостью…»

«Хорошо тебе, детинушка,
Уда­лой боец, сын купеческий,
Что ответ дер­жал ты по совести.
Моло­дую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим бра­тьям велю от сего же дня
По всему цар­ству рус­скому широкому
Тор­го­вать без­данно, беспошлинно.
А ты сам сту­пай, детинушка,
На высо­кое место лобное,
Сложи свою буй­ную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В боль­шой коло­кол при­кажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не остав­лен моей милостью…»

Как на пло­щади народ собирается,
Зауныв­ный гудит-воет колокол,
Раз­гла­шает всюду весть недобрую.
По высо­кому месту лобному,
Во рубахе крас­ной с яркой запонкой,
С боль­шим топо­ром навостреныим,
Руки голые потираючи,
Палач весело похаживает,
Уда­лова бойца дожидается,
А лихой боец, моло­дой купец,
Со род­ными бра­тьями прощается:

«Уж вы, братцы мои, други кровные,
Поца­лу­ем­тесь да обнимемтесь
На послед­нее расставание.
Покло­ни­тесь от меня Алёне Дмитревне,
Зака­жите ей меньше печалиться,
Про меня моим детуш­кам не сказывать.
Покло­ни­тесь дому родительскому,
Покло­ни­тесь всем нашим товарищам,
Помо­ли­тесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою, душу грешную!»

И каз­нили Сте­пана Калашникова
Смер­тью лютою, позорною;
И голо­вушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.

Схо­ро­нили его за Москвой-рекой,
На чистом поле про­меж трех дорог:
Про­меж туль­ской, рязан­ской, владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кле­но­вый крест тут поставили.
И гуляют шумят ветры буйные
Над его безы­мян­ной могилкою.
И про­хо­дят мимо люди добрые:
Прой­дет стар чело­век – перекрестится,
Прой­дет моло­дец – приосанится,
Прой­дет девица – пригорюнится,
А прой­дут гус­ляры – споют песенку.

* * *

Гей вы, ребята удалые,
Гус­ляры молодые,
Голоса заливные!
Красно начи­нали – красно и кончайте,
Каж­дому прав­дою и честью воздайте.
Таро­ва­тому боярину слава!
И кра­са­вице-боярыне слава!
И всему народу хри­сти­ан­скому слава!

Примечания

Печа­та­ется по «Сти­хо­тво­ре­ниям М. Лер­мон­това», СПб., 1840, стр. 1—31.

Стихи
Вот об землю царь стук­нул палкою,
И дубо­вый пол на полчетверти
Он желез­ным про­бил оконечником —
Да не вздрог­нул и тут моло­дой боец.

оши­бочно про­пу­щен­ные при наборе, вос­ста­нов­лены по «Лите­ра­тур­ным при­бав­ле­ниям к Рус­скому инва­лиду» (1838, № 18, 30 апреля, стр. 344—347), где поэма была впер­вые опуб­ли­ко­вана за под­пи­сью «—въ» (в общем оглав­ле­нии «М. Ю. Лермонтов»).

В изда­нии «Сти­хо­тво­ре­ний М. Лер­мон­това» име­ются иска­же­ния, исправ­лен­ные по тек­сту «Лит. при­бавл. к Русск. инвалиду»:

в изд. «Сти­хо­тво­ре­ний» – в ско­боч­ках даны вари­анты в насто­я­щем издании:

три дня (три дни)

на дворе (подво­рье)

на обе (в обе)

света (свету)

Авто­граф не известен.

Текст «Сти­хо­тво­ре­ний» 1840 г. отли­ча­ется от пер­во­пе­чат­ного неко­то­рой ниве­ли­ров­кой орфо­гра­фии: «раз­де­лят» вме­сто «раз­де­лют», «ходят» вме­сто «ходют», «смот­рят» вме­сто «смот­рют» , «нонече» вме­сто «нониче», «выйду» вме­сто «выду» и т. д. Эти раз­но­чте­ния в раз­дел вари­ан­тов не включены.

В «Сти­хо­тво­ре­ниях М. Лер­мон­това» 1840 года поэма дати­ро­вана 1837 годом. А. Н. Пыпин, со слов А. А. Кра­ев­ского, писал: «„Песня“ была пер­вое сти­хо­тво­ре­ние, при­слан­ное Лер­мон­то­вым с Кав­каза в 1837 г. Кра­ев­скому, изда­вав­шему тогда „Лите­ра­тур­ные при­бав­ле­ния“» (Соч. под ред. Ефре­мова, т. 1, 1873, стр. LI—LII). Воз­можно, что замы­сел «Песни» воз­ник несколько раньше, так как А. П. Шан-Гирей в своих вос­по­ми­на­ниях отно­сит созда­ние этой поэмы к пери­оду «до 1837 г.» («Русск. обо­зре­ние», 1890, т. IV, стр. 738).

Опуб­ли­ко­ва­ние поэмы встре­тило серьез­ные пре­пят­ствия. Содер­жа­ние про­из­ве­де­ния про­воз­гла­шало право лич­но­сти на сво­боду и неза­ви­си­мость; под пером опаль­ного поэта эта идея зву­чала осо­бенно остро. В начале 1838 года Лер­мон­тов был воз­вра­щен из ссылки и пере­ве­ден с Кав­каза в Грод­нен­ский гусар­ский полк, сто­яв­ший в Нов­го­роде. Кра­ев­ский рас­ска­зы­вал Пыпину, что когда «Песня» была направ­лена в цен­зуру, то «цен­зор нашел совер­шенно невоз­мож­ным делом напе­ча­тать сти­хо­тво­ре­ние чело­века, только что сослан­ного на Кав­каз за свой либе­ра­лизм. Изда­тель „При­бав­ле­ний“ выру­чил сти­хо­тво­ре­ние только тем, что обра­тился к Жуков­скому, кото­рый был в вели­ком вос­торге от сти­хо­тво­ре­ния Лер­мон­това, нахо­дил, что его непре­менно надо печа­тать, и дал г. Кра­ев­скому письмо к мини­стру народ­ного про­све­ще­ния. Ува­ров нашел, что цен­зор был прав в своих опа­се­ниях, но раз­ре­шил печа­та­ние на своей ответ­ствен­но­сти, не поз­во­лив, однако, ста­вить имени Лер­мон­това, кото­рое было заме­нено слу­чай­ными бук­вами» (Соч. под ред. Ефре­мова, т. 1, 1873, стр. LII).

Име­ется обшир­ная лите­ра­тура о про­ис­хож­де­нии сюжета, фольк­лор­ных источ­ни­ках и худо­же­ствен­ных осо­бен­но­стях «Песни» (см. иссле­до­ва­ние М. Шток­мара, под­во­дя­щее итоги изу­че­ния этого про­из­ве­де­ния. – «Лит. Наслед­ство», т. 43—44, 1941, стр. 263—352). Сюжет и форма «Песни про царя Ивана Васи­лье­вича…» не вос­хо­дят к какому-либо одному или несколь­ким опре­де­лен­ным про­из­ве­де­ниям народ­ного твор­че­ства и не повто­ряют их. Белин­ский высоко оце­нил поэму, с появ­ле­нием кото­рой «поэт вошел в цар­ство народ­но­сти как ее пол­ный вла­сте­лин и, про­ник­нув­шись ее духом, слив­шись с нею, он пока­зал только свое род­ство с нею, а не тож­де­ство» (Белин­ский, т. 6, стр. 35). Стиль поэмы сви­де­тель­ствует о близ­ком зна­ком­стве Лер­мон­това с фольк­лор­ным мате­ри­а­лом. Самый образ Гроз­ного Лер­мон­тов вос­со­здает таким, как он сохра­нился в народно-поэ­ти­че­ской тра­ди­ции. В рабо­тах совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей ука­зы­ва­ется на то, что созда­нию «Песни» много содей­ство­вала дружба Лер­мон­това с С. А. Раев­ским, кото­рый был «не только горя­чим поклон­ни­ком народ­ной поэ­зии, цени­те­лем ее эсте­ти­че­ских качеств, но и энту­зи­а­стом – соби­ра­те­лем памят­ни­ков фольк­лора» («Лит. наслед­ство», т. 45—46, 1948, стр. 316). На этот факт ука­зы­вал и В. X. Хох­ря­ков, запи­сав­ший в своих тет­ра­дях, что «по вну­ше­нию Св. Аф. (т. е. Раев­ского), втя­ги­вав­шего Лер­мон­това в нашу народ­ность, Лер­мон­тов напи­сал, может быть, „Песнь про купца Калаш­ни­кова“» (ИРЛИ, оп. 4, № 26, тет­радь 2, л. 8).

Белин­ский под­чер­ки­вал, что поли­ти­че­ский смысл поэмы «сви­де­тель­ствует о состо­я­нии духа поэта, недо­воль­ного совре­мен­ною дей­стви­тель­но­стию и пере­нес­ше­гося от нее в дале­кое про­шед­шее, чтоб там искать жизни, кото­рой он не видит в насто­я­щем» (там же, стр. 36).

«Песня про царя Ивана Васи­лье­вича» с ее про­ти­во­по­став­ле­нием проснув­шейся чести горо­жа­нина «цар­ской силе само­вла­стия» содер­жала в себе для совре­мен­ни­ков, по выра­же­нию А. В. Луна­чар­ского в ста­тье «М. Ю. Лер­мон­тов», «заряд гигант­ского мятежа» (А. В. Луна­чар­ский. Клас­сики рус­ской лите­ра­туры, Госли­т­из­дат, М., 1937, стр. 187).

Комментировать

*

2 комментария

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки