<span class=bg_bpub_book_author>Олеся Николаева</span> <br>Небесный огонь и другие рассказы

Олеся Николаева
Небесный огонь и другие рассказы

(242 голоса4.4 из 5)

Оглавление
След. глава

Небес­ный огонь и дру­гие рас­сказы. Олеся Николаева

Вместо предисловия

…Я пони­маю, это может быть сочтено нескром­ным, более того — дерз­но­вен­ным и даже пре­лест­ным, с уда­ре­нием на пер­вом слоге, то есть в цер­ков­ном смысле этого слова: вот так и рас­ска­зы­вать чудес­ные исто­рии, кото­рые про­изо­шли с тобой или тво­ими близ­кими… Я знаю мно­гих заме­ча­тель­ных людей, веду­щих духов­ную жизнь, и они осте­ре­га­ются гово­рить о чуде­сах, кото­рые слу­ча­лись в их жизни, счи­тая это пред­ме­том очень лич­ным, очень сокровенным…

И тем не менее, взве­сив все «за» и «про­тив», я иду на риск, ибо вся­кие исто­рии, сви­де­тель­ству­ю­щие о дей­ствии Про­мысла в мире и душе чело­века, о мило­сти нашего Спа­си­теля и Бога, о том, что «тво­рит Бог елико хощет» и тогда «пре­вы­ша­ется есте­ства чин», — уте­ши­тельны, радостны, духоподъемны.

Фило­соф А. Лосев рас­смат­ри­вал чудо как сов­па­де­ние двух пла­нов бытия, осу­ществ­ля­ю­ще­еся в плане одной и той же лич­но­сти. Это — внут­рен­ний план лич­ност­ной задан­но­сти, то есть замысла Божи­его о чело­веке, твор­че­ской идеи, и план исто­ри­че­ский, раз­вер­ну­тый во вре­мени и ста­нов­ле­нии, то есть план судьбы. Эти два плана вдруг соеди­ня­ются в неком неде­ли­мом образе: «Лич­ность… вдруг хотя бы на минуту выра­жает и выпол­няет свой пер­во­об­раз цели­ком, ста­но­вится тем, что сразу ока­зы­ва­ется и веще­ством, и иде­аль­ным пер­во­об­ра­зом. Это и есть насто­я­щее место для чуда. Чудо — диа­лек­ти­че­ский син­тез двух пла­нов лич­но­сти, когда она цели­ком и насквозь выпол­няет на себе лежа­щее в глу­бине ее раз­ви­тия зада­ние первообраза».

Такие моменты откры­ва­ются чело­веку в Церкви, хра­ня­щей и явля­ю­щей «тайны Цар­ства Небес­ного», в цер­ков­ных Таин­ствах, бого­слу­же­нии и молитве. Но порой про­ис­хо­дит это и в любви, и в ощу­ще­нии надви­га­ю­щейся смерти, и в момент реша­ю­щего нрав­ствен­ного выбора, и в лико­ва­нии, и в скорби, — и осо­бенно явственно это про­ис­хо­дит тогда, когда чело­век, обра­ща­ясь к Богу, начи­нает хотя бы чуть-чуть, хотя бы бли­зо­руко, хотя бы как «сквозь мут­ное стекло» смот­реть на мир гла­зами веры, чув­ство­вать свою непре­лож­ную связь с Твор­цом вся­че­ских, про­сить у сво­его Про­мыс­ли­теля помощи и ответа и в конце кон­цов полу­чает их. Таким обра­зом, вся жизнь веру­ю­щего чело­века пре­тво­ря­ется в раз­вер­ну­тое непре­стан­ное чудо, в чте­ние уди­ви­тель­ных сло­вес, где ему, конечно, понятно далеко не все, а только отча­сти, чуть — чуть, едва — едва…

Каж­дый раз, даже в самом, каза­лось, малень­ком слу­чае, это явле­ние славы Божией. Порой это невоз­можно вос­про­из­ве­сти на чело­ве­че­ском языке, это неопи­су­емо. Порой это адре­со­вано лично тебе и если нач­нешь кому-нибудь, в страхе, изум­ле­нии и тре­пете об этом рас­ска­зы­вать, собе­сед­ник может про­сто и не понять: а чего тут, соб­ственно, чудесного?

Так, как-то раз я при­е­хала в Лавру к старцу архи­манд­риту Кириллу. Меня одо­лел страш­ный недуг — бес­сон­ница. Ночью я засы­пала, в луч­шем слу­чае, на час — пол­тора и вдруг, как бы от внут­рен­него толчка, про­сы­па­лась и, несмотря на изну­ря­ю­щую уста­лость, уже не могла сомкнуть глаз. Так про­дол­жа­лось почти два года. А тут еще доба­ви­лось то, что я пере­стала есть.

Исто­щен­ная, одур­ма­нен­ная от своей немощи, я и пред­стала пред отцом Кирил­лом. Он выслу­шал меня, как все­гда, лас­ко­вый, любя­щий, состра­да­ю­щий, дал мне коробку кон­фет и сказал:

— Тебе нужен покой…

— Батюшка, какой покой? Где же мне его взять? У меня семья боль­шая, забот столько, стра­хов, тру­дов, суеты, страстей…

— Тебе нужен покой, — повто­рил отец Кирилл. — Пойди сей­час к пре­по­доб­ному Сергию…

В недо­уме­нии я вышла из его кельи.

«Ну да, покой, — думала я, — легко ска­зать! А что же мне сде­лать, чтобы его полу­чить? Гос­поди, погибаю!»

С этими мыс­лями я и вошла в Тро­иц­кий храм. Как раз в этот момент свя­щен­ник начал читать Еван­ге­лие — отры­вок, кото­рый я не только, конечно же, знала, но пом­нила наизусть. И я замерла на пороге.

«При­и­дите ко Мне вси труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­нии, и Аз упо­кою вы. Воз­мите иго Мое на себе, и научи­теся от Мене, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и обря­щете ПОКОИ душам вашим».

Слово «покой» уда­рило мне в сердце и… напол­нило его покоем. Слы­шан­ное мною много раз вдруг пре­тво­ри­лось в живое слово, слово бытий­ное, несу­щее в себе реаль­ность, слово исце­ля­ю­щее, слово, обра­щен­ное лично ко мне.

Забыть это или оста­вить втуне мне кажется актом неблагодарности.

«Аще забуду тебе, Иеру­са­лиме, забвена буди дес­ница моя»!

Но есть и исто­рии из цер­ков­ной жизни забав­ные, неле­пые, смеш­ные… Их порой рас­ска­зы­вают друг другу монахи, свя­щен­ники, при­хо­жане… И почему бы, слу­шая их, не улыб­нуться в ответ?

В древ­них пате­ри­ках есть исто­рия про одного авву, подвиж­ника, чело­века свя­той жизни, кото­рый порой шутил и посме­и­вался над чем-нибудь со сво­ими учениками.

Его спро­сили:

— Как же так?

А он ответил:

— Если тетиву лука долго натя­ги­вать, она может лоп­нуть от напря­же­ния. Поэтому нужно время от вре­мени ее ослаблять.

Мно­гие имена и назва­ния в исто­риях — под­лин­ные, но есть и такие, кото­рые автор изме­нил: в дан­ном слу­чае для чита­теля это несу­ще­ственно, а под­лин­ных героев повест­во­ва­ния убе­ре­жет от любо­пыт­ных глаз.

Ко всему про­изо­шед­шему и напи­сан­ному здесь автору нечего больше при­ба­вить, кроме как: Гос­поди, слава Тебе!

Комментировать

*

14 комментариев

  • Не Авгу­стин, 10.02.2022

    Вообще, “Авгу­стин” – худ­шая часть что этой книги, что “Несвя­тых свя­тых”. Эти про­из­ве­де­ния только выиг­рали бы, не будь в них рас­сказа о мошен­нике, про­хо­димце, воре и лжеце. И удив­ле­ния достойно то упор­ство, с кото­рым авторы про­дол­жали делать вид, что всё хорошо и это очень поучи­тель­ная история.

    Воз­можно, и поучи­тель­ная, но вовсе не в том аспекте, кото­рый вло­жен в “Небес­ном огне” и “Несвя­тых свя­тых”. Для меня глав­ный урок, – что грех надо назы­вать гре­хом, а не вти­рать про “голу­би­ные глаза”, и что свои ошибки нужно при­зна­вать, а не закан­чи­вать слю­ня­вым хэппи-эндом. И не цити­ро­вать чело­века, кото­рый мно­га­жды попа­дался на лжи до этого, как ему тяжко жилось без под­ряс­ника или как он ни в чем не вино­ват, а его мер­кан­тиль­ная певичка оговорила.

    На Афоне есть такое при­сло­вье: “Посмот­рим, как он будет уми­рать”, – потому что смерть в боль­шин­стве слу­чаев явля­ется мери­лом жизни чело­века (за исклю­че­нием явных дей­ствий Про­мысла Божия, вроде кон­чины прав. отрока Арте­мия Вер­коль­ского). Не даром на каж­дой службе мы про­сим “хри­сти­ан­ския кон­чины живота нашего, без­бо­лез­ненны, непо­стыдны, мирны…” И если кому-то инте­ресно, как эта исто­рия закон­чи­лась на самом деле (а также при­чина моей нега­тив­ной реак­ции), то про­сто вбейте в поиске: иеро­мо­нах Вла­ди­мир, в миру Сер­гей Токмачев.

    И давайте уже не жить в мире ска­зок. Хри­сти­ан­ство – это не ска­зочка, в кото­рой все греш­ники все­гда рас­ка­и­ва­ются и живут долго и счаст­ливо. Ведь даже один из 12-ти апо­сто­лов ока­зался предателем…

    Ответить »
  • Алла, 30.03.2018

    Спа­сибо. Душевно, тепло. А глав­ное всё из жизни, всё про­сто, о нас всех. Чело­веку иду­щему и ищу­щему Бога насто­я­щая под­держка. Насчёт мона­хов сму­тило, не скрою, а в осталь­ном спасибо.

     

    Ответить »
  • Ирина, 22.03.2018

    Чисто чело­ве­че­ское, спасибо!

    Ответить »
  • Татьяна, 02.03.2018

    Спа­сибо автору! Столько исто­рий! Согласна с преды­ду­щими ком­мен­та­ри­ями, что ино­гда недо­уме­вала от неко­то­рых момен­тов (пью­щие монахи) но много момен­тов кото­рые заце­пили сло­вом, срав­не­нием, одна исто­рия цеп­ляет дру­гую и от этого пони­ма­ешь, что жизнь наша это Вели­кий Про­мысл Божий и нужен талант и чут­кость, что бы это все раз­гля­деть и заметить

    Ответить »
  • Тамара, 19.02.2018

    Спа­сибо автору, спа­сибо, спа­сибо! Таким миром и теп­лом пове­яло от её рас­ска­зов. Жаль, что стихи  ока­за­лись не доступны для меня — не понятны.

    Ответить »
  • Свеслана, 24.08.2017

    Судить, конечно легче, чем писать. Но все же, мне­ние оста­вить хочется. Ино­гда увле­кало, ино­гда и не очень. Не согласна с авто­ром о частом вос­по­ми­на­нии о спирт­ном. Как то пока­за­лось лишним.….И стихи мне как то непо­нятны. Может дело во мне. Не доросла духовно.….….….буду дви­гаться дальше.

    Ответить »
  • Лариса, 24.06.2017

    Изу­ми­тель­ная книга, спа­сибо автору Олесе Нико­ла­е­вой за лёг­кость, про­ник­но­вен­ность мысли и жен­скую (духов­ную) муд­рость! Все из жизни, все реально, все герои, чита­емо и как буд-то  бы ока­зы­ва­ешься рядом с геро­ями этих рас­ска­зов. Кое-где душа радо­ва­лась (улы­бался), где-то скор­бела (про­би­ва­лись сли­зинки), с бла­го­да­тью Божией напи­сано про­из­ве­де­ние! Спасибо!

    Ответить »
  • Юлия, 21.06.2017

    Клас­си­че­ское “жен­ское” про­из­ве­де­ние. В про­цессе чте­ния из каких-то глу­бо­ких вещей вдруг попа­да­ешь на исто­рии из серии “бабушки на лавочке рас­ска­зы­вали”. Также непри­ятно завы­шен­ное само­мне­ние автора и оценки дру­гих поэтов, как без­дар­но­стей. Тему про рас­пи­тие спирт­ного мона­хами даже упо­ми­нать не хочется, это вещи, о кото­рых при­нято мол­чать, итак алко­го­ли­ков вокруг масса. Зачем соблаз­нять тех, кто удер­жи­ва­ется от этого греха? Стихи автора, кстати, не смогла про­чи­тать, такой бред, про­пус­кала. Удачи всем, кто риск­нет дочи­тать до конца!

    Ответить »
  • Люд­мила, 24.03.2017

    Доб­рая , свет­лая , тихая радость . Хочется со всеми поде­литься , но увы… Как мно­гого лишены люди в погоне за мни­мыми житей­скими забо­тами , в суете каж­до­днев­ных дел , лишая себя Божьей любви , отвер­гая самое важ­ное — воз­мож­ность самим дарить любовь. У Гос­пода нет слу­чай­но­стей , и я два дня могла насла­ждаться празд­ни­ком обще­ния с авто­ром — Оле­сей Нико­ла­е­вой , кото­рую уви­дела прежде в пере­даче , только под­клю­чив “СОЮЗ”, неис­по­ве­димы пути твои Гос­поди. Слава Богу , что в моей жизни появи­лось ещё одно зна­ком­ство с чело­ве­ком , кото­рый под­дер­жит , наста­вит , помо­жет (даже не подо­зре­вая обо мне), спаси нас , Господи.

    Ответить »
  • Фоти­ния М., 07.11.2016

    Чте­ние  книги было подобно празд­нику — тихому,  семей­ному,  где только Гос­подь,  автор и я — бла­го­дар­ная Про­мыслу Спасителя.

    Ответить »
  • Жанна, 09.12.2015

    В моей жизни снова насту­пил такой период, когда появи­лась ост­рая необ­хо­ди­мость в пости­же­нии Про­мысла Божьего в своей соб­ствен­ной судьбе. Но изу­чать и откры­вать себя так трудно, осо­бенно если ты только начал пости­гать, что есть Бог и что есть Его Про­мы­сел. Эта свет­лая книга, как и “Несвя­тые свя­тые” учит и … лечит! Поэтому всем немощ­ным и неудо­бо­уча­шимся ☺️ про­сто жиз­ненно необходима!

    Ответить »
    • Иоанна Горина, 02.11.2019

      Книга эта, как и “Несвя­тые свя­тые” рас­счи­тана на эмо­ци­о­наль­ную при­роду жен­щины. Даже по ком­мен­та­риям видно, что муж­чины ее не читают. П муж­чины на дешевку не поку­па­ются, если они веру­ю­щие, то и сердце их отзы­ва­ется только на духов­ное, а не на душев­ный слад­кий сироп. 

      Ответить »
      • Вяче­слав, 21.03.2020

        Согла­шусь с Вами) начал читать…что то не то…кое что можно про­чи­тать деткам…для укреп­ле­ния веры. Но мно­гое даже обес­ку­ра­жи­вает прямо.…* с тай­ным мона­хом Лео­ни­дом поми­нали усоп­шего чело­века вином* — это как вообще можно понять? Или тот же монах не знал как молиться за чело­века- о ли как за усоп­шего, то ли как за живого. Но Бог Авра­ама, Иса­ака и Иакова- Бог не мерт­вых, но живых! У Бога все живы. Ну и еще вся­кие подоб­ные моменты…до конца не читал…логика не позволяет))

        Ответить »
    • Вяче­слав, 21.03.2020

      А вот я бы не срав­нил эту книгу с Несвя­тые Свя­тые. Совер­шенно раз­ные книги. Несвя­тые свя­тые очень глу­бо­кая книга, несмотря на лег­кость чте­ния. А эта так.…в поис­ках чудес по свету.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки