Прислушаемся к тишине. Догматические стихотворения и другая поэзия и проза

Прислушаемся к тишине. Догматические стихотворения и другая поэзия и проза

(7 голосов5.0 из 5)

Аннотация

prislushaemsia_k_tishine
Пред­ла­гаем к про­чте­нию фраг­менты книги свя­щен­ника Миха­ила Леге­ева “При­слу­ша­емся к тишине. Дог­ма­ти­че­ские сти­хо­тво­ре­ния и дру­гая поэ­зия и проза”. Книга про­да­ется в лавке СПбПДА и неко­то­рых хра­мах. Объём книги — 176 стра­ниц, твёр­дый переплёт.

Насто­я­щая книга пред­став­ляет собой раз­ные грани лите­ра­тур­ного твор­че­ства автора. В сбор­ник вошли про­из­ве­де­ния, напи­сан­ные в период с 2001 по 2014 год. Духов­ная поэ­зия, пред­став­лен­ная в дан­ном сбор­нике, опи­ра­ясь на свя­то­оте­че­ское насле­дие, осу­ществ­ляет попытку вос­хож­де­ния к древним тра­ди­циям, зало­жен­ным вели­кими поэтами Церкви – свя­ти­те­лем Гри­го­рием Бого­сло­вом и пре­по­доб­ным Симео­ном Новым Бого­сло­вом. Поэ­ти­че­ская форма поз­во­ляет по осо­бому при­кос­нуться к цер­ков­ному веро­уче­нию, почув­ство­вать про­ник­но­ве­ние дог­ма­тов веры в жизнь обыч­ного чело­века. Напи­сан­ные в совер­шенно ином жанре про­за­и­че­ские про­из­ве­де­ния автора, уже совсем иначе, в форме сказки, пере­ки­ды­вают мостик между про­бле­мами все­лен­ского мас­штаба и тем, что про­ис­хо­дит перед нашим взо­ром здесь и сей­час. Таким обра­зом книга ори­ен­ти­ро­вана на самого раз­ного чита­теля – от цер­ков­ного учё­ного до рядо­вого при­хо­жа­нина храма, от люби­теля поэ­зии до про­сто инте­ре­су­ю­ще­гося раз­ви­тием совре­мен­ной хри­сти­ан­ской мысли. Сту­денты духов­ных семи­на­рий най­дут в ней много парал­ле­лей с мате­ри­а­лом, изу­ча­е­мом в кур­сах «Патро­ло­гии» и «Дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия». Наде­емся, что дан­ное изда­ние ока­жется инте­ресно всем, кто стре­мится глубже понять бого­сло­вие Церкви Хри­сто­вой и одно­вре­менно доро­жит кра­со­тою чело­ве­че­ского слова.

Об авторе

Свя­щен­ник Михаил Легеев родился в Санкт-Петер­бурге в 1969 году. Кан­ди­дат бого­сло­вия (кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по теме «Уче­ние Церкви о пре­ло­же­нии Свя­тых Даров по тру­дам свя­тых отцов в период VI – XV веков» защи­тил в 2010 году). Пре­по­да­ва­тель Санкт-Петер­бург­ской пра­во­слав­ной духов­ной ака­де­мии (пре­по­даёт учеб­ные курсы: «Патро­ло­гия», «Пра­во­слав­ная эккле­зио­ло­гия», «Пра­во­слав­ная сакра­мен­то­ло­гия», «Хри­сти­ан­ская этика и аске­тика», «Свя­то­оте­че­ское аске­ти­че­ское бого­сло­вие»). Автор науч­ной моно­гра­фии «Тайна пре­ло­же­ния» и раз­лич­ных науч­ных ста­тей и пуб­ли­ка­ций, посвя­щён­ных совре­мен­ным вопро­сам эккле­зио­ло­гии и бого­сло­вию синер­гии Бога и чело­века. Штат­ный кли­рик храма Рож­де­ства свя­того Иоанна Пред­течи в пос. Юкки Выборг­ской епархии.

Догматические стихотворения

В раю

Мир рас­цве­чен как раду­гой чуда
Огне­вой пол­но­той бытия.
Он как мысль – сотво­рён ниоткуда.
И как твердь – стал хорош для жилья.

Он не мал и не слиш­ком безмерен,
Сораз­ме­рен и сла­жен под стать.
Каж­дый слог в нём сочтён и проверен,
Ничего не при­ять, не отъять!

Всё пре­красно – от малой песчинки
До все­лен­ной, что дышит во мне.
Всё открыто – пути и тропинки
К сози­да­нью с тру­дом наравне.

Всё сво­бодно – для пра­виль­ной меры,
Для того, чтобы жить – не тужить.
Всё легко – чтобы с помо­щью веры
Это чудо при­нять и открыть.

2014 г.

Введение в богословие

«Бог есть свет и нет в Нем ника­кой тьмы» (1Ин. 1:5).

Как заклю­чить в объ­я­тия ума
Зем­ных пре­де­лов окончанье?
Как сердцу охва­тить сиянье
Боже­ствен­ной любви?..   В душе – и свет, и тьма…
И зре­ние, и сон…  и слово, и молчанье…
И муд­рость, и безу­мие ума…

Одно – как выра­же­нье наших сил,
Тру­дов и подви­гов свя­тое заключенье,
Постиг­ну­тый итог…  Тому уподобленье,
Кто нас от смерти к жизни воскресил.

Дру­гое – уди­ви­тель­ный залог
Того, как муд­рых мер всему поло­жены границы,
Каков и чело­век:  его пре­дел – стремиться,
Не находя конца, не под­водя итог…

В том види­мый пре­дел его зем­ное зренье
Нахо­дит вся­кий раз, когда сво­бод­ный пыл
Встре­чает веч­но­сти немое огражденье,
Уни­что­жая то, что он открыл…

В том истин­ный пре­дел, что веч­ное стремленье
(Подо­бье ангель­ских неуто­ми­мых крыл!)
Рож­дает пере­ход за грань при­род­ных сил,
Неис­ся­ка­е­мое жизни вдохновенье.

Над­мир­ных черт печать, Боже­ствен­ных лучей
Подо­бие, пре­дель­ный образ Бога, 
Кото­рый несть пре­дел, – как необъ­ятно много
Заклю­чено в душе таин­ствен­ной моей!

Хоть я не в силах заклю­чить в себе
Тебя, мой Боже (Ты меня объемлешь!),
Но сердцу моему Ты непре­станно внемлешь
И помо­га­ешь мне в моей борьбе –

При­от­кры­ва­ешь Свой небес­ный Лик.
И этот путь ухо­дит в бесконечность,
В кото­рой только свет…  и свет…  и свет…
И Слово, что не вычи­тать из книг.
В Тебе, мой Боже, я – всего лишь миг,
Кото­рый обре­тает вечность.

2008 г.

О Пресвятой Троице

1.

Чистый звук рож­дает слово
Мано­ве­нием творца –
В нём течёт опять и снова
Жизнь без края и конца.

В нём уже предожиданье –
Зата­ен­ной мысли дух
Осе­няет, как дыханье,
Взор души, сер­деч­ный слух.

И неве­домо откуда,
Непод­власт­ная извне,
Мысль стру­ится, словно чудо,
Чудо чуд­ное во мне…

И живёт, не умирая,
Нераз­дель­ная с душой,
Самый воз­дух осеняя
Духом кре­по­сти благой.

2.

Так и жизнь необъяснима!..
Тай­ной чуд­ной скреплена,
В лоне веч­но­сти хранима,
При­кро­венна, неясна…

Без­на­чаль­ный как Родитель,
Бес­пре­дель­ный как Творец,
Боже­ства всеизводитель,
Сыну – лоно и Отец.

В Нём – источ­ное «дви­же­нье» –
Свой­ства Отчего исток,
Незем­ное мановенье…
Как и мысль, Его поток,

Сыном, Сло­вом нареченный,
Нераз­де­лен в божестве,
От пре­веч­но­сти рожденный
Под­на­ча­лен в рождестве.

И неясно, как, откуда
Дух исхо­дит от Отца…
Уди­ви­тель­ное чудо –
Три пер­соны, три лица!

Нераз­луч­ное дыханье.
Волей, мыс­лию – одно.
Три­еди­ное сиянье
Между Них впечатлено.

Но при этом Три всецело:
В Каж­дом – жизнь течёт полна,
В Каж­дом – веч­ность без предела,
Каж­дый – без­дна, что без дна!

Три­еди­ной жизни мера
Пре­без­мерна, тайна суть…
Но для нас – любовь и вера –
Спо­соб тайну почерпнуть.

2008 г.

Богопознание

«Лучше мол­чать и быть, чем гово­рить и не быть…
Кто при­об­рёл слово Иису­сово, тот истинно может
слы­шать и Его без­мол­вие, чтобы быть совершенным,
дабы и сло­вом дей­ство­вать, и в мол­ча­нии открываться»
(Игна­тий Антио­хий­ский, свщмч. Посла­ние к ефе­ся­нам. Гл. 15.) 

Мне хочется мол­чать ско­рей, чем говорить.
Мол­ча­нье – твор­че­ство совсем иного плана.
Как бы бес­плодно… Но его прожить –
И изу­мимся Слову без изъяна!

Стрем­ле­нье к ясно­сти, пре­дель­ной простоте
С реаль­но­стью идёт в противоречье.
Мои слова – убо­гие увечья –
Они не те, не те, не те, не те…

В них вме­сто цель­но­сти – осколки бытия,
В них вме­сто пол­ноты – обособ­ле­нье духа,
В них вме­сто Истины – какая-то моя
Ущерб­ной правды жал­кая краюха.

И тем не менее, я не могу молчать!
И выра­жаю жизни опыт в слове –
Чтоб вновь умолк­нуть и сто­ять опять
Пред Тиши­ной, как пут­ник, наготове.

2014 г.

Богословие

1.

Бого­сло­вие – это не сказка, 
Не уны­лый застыв­ший туман,
Не потух­шая раду­гой краска,
Не при­думка, не сон, не обман…

Бого­сло­вие – это Наука,
Где Учи­тель – не ты и не я.
Это стран­ная в общем-то штука,
Незем­ной пара­докс бытия.

Стр. 1 из 3 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Анна, 11.06.2016

    Как мало мы заду­мы­ва­емся над смыс­лом жизни,как мало стре­мимся к тому, чтобы стать лучше, чище,за что Гос­подь отдал свою жизнь. Я тоже пишу стихи и давно, пою гимн зем­ной кра­соте, меня давно вол­нует духов­ная поэзия.Плохо писать не хочется, а хорошо-не получается.Батюшка Михаил, бла­го­сло­вите меня и про­стите за эти откровения.

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки