Сказание о житии блаженной старицы Матроны — Жданова 3.В.

Сказание о житии блаженной старицы Матроны — Жданова 3.В.

(26 голосов4.1 из 5)

Отзыв о книге “Сказание о житии блаженной старицы Матроны”

“В числе псев­до­цер­ков­ных книг, на кото­рые надо ста­вить гриф “Перед про­чте­нием сжечь”, и от кото­рых надо защи­щать и пра­во­слав­ный люд, и память тех самых подвиж­ни­ков, кото­рым эти книги посвя­ща­ются, на пер­вом месте ока­зы­ва­ется наи­по­пу­ляр­ней­шая книжка “Ска­за­ние о житии бла­жен­ной ста­рицы Мат­роны”. Тираж 100 000. Со стра­ниц этой книги подвиж­ница, кото­рая, по мне­нию Сино­даль­ной комис­сии по кано­ни­за­ции свя­тых, достойна про­слав­ле­ния и почи­та­ния как мест­но­чти­мая свя­тая, пред­стает, ско­рее, в каче­стве кол­ду­ньи. Именно рас­про­стра­не­ние такого рода книг хулит память свя­тых, а никак не кри­тика подоб­ного рода апокрифов.

Книжка удач­ная, читая ее, так и слы­шишь непод­дель­ные раз­го­вор­ные инто­на­ции, бабуш­кины пере­суды. В каче­стве источ­ника по этно­гра­фии, по народ­ным веро­ва­ниям она ценна и неза­ме­нима. Но боюсь, что издана она не для этно­гра­фов. И чита­ется она ско­рее как вве­де­ние в мир Пра­во­сла­вия. Но Пра­во­сла­вие, пред­ста­ю­щее со стра­ниц этой книжки очень уж стран­ное. На всю книжку в 126 стра­ниц ни одной цитаты из Еван­ге­лия. Лишь на послед­ней стра­ничке при­ве­дено одно изре­че­ние апо­стола Павла и это един­ствен­ное место из всей Биб­лии, вос­по­мя­ну­тое соста­ви­те­лями и рассказчиками.

Даже имя Хри­стово прак­ти­че­ски отсут­ствует в этой книжке. Все свя­зы­вают свои надежды и веро­ва­ния только с Мат­ро­нуш­кой. “Умру, ходите ко мне на могилку, я все­гда там буду, не ищите никого дру­гого. Не ищите никого, иначе обма­не­тесь”. “Видя все это, я как-то ска­зала: “Матушка, как жалко, что никто из людей не узнает, какие чудеса Богом вы тво­рите”, а она мне в ответ: “Как это не узнают? Узнают. Ты и напи­шешь… Цеп­ляй­тесь все-все за мою пяточку, и спа­се­тесь, и не отры­вай­тесь от меня, дер­жи­тесь крепче” “И вот вижу сон: стою и смотрю, как матушка обла­ча­ется в мун­дир гене­раль­ский, цар­ских вре­мен, с аксель­бан­тами, лен­той поло­са­той через плечо, и при­креп­ляет на груди мно­же­ство знач­ков, а я спра­ши­ваю: “Матушка, что это такое?” Она отве­чает: “Это рега­лии — мои заслуги перед Богом”. Я спра­ши­ваю: “А куда же Вы так оде­ва­е­тесь?” А она недо­вольно: “Куда-куда?.. К Самому Богу Сава­офу на поклон””.

Не помню я такой инто­на­ции ни у кого из свя­тых древ­но­сти. Никто не назы­вал себя “стол­пом Рос­сии”. Никто не гово­рил о своих “заслу­гах”, никто не счи­тал себя послед­ним пра­вед­ни­ком на земле. Оптин­ский ста­рец Мака­рий именно мне­ние чело­века о себе самом счи­тал кри­те­рием его пра­вед­но­сти: “Из одного этого, что стран­ник гово­рит вам: “В доме вашем стала умно­жаться бла­го­дать” (а вы пишете, что ничего осо­бен­ного не видите и не пони­ма­ете), и угро­жает, говоря, что “если не ста­нете его при­ни­мать, то смот­рите не поту­жите, что не будет ходить”, и еще гово­рит, что “весь град его молит­вами дер­жится”, нельзя пове­рить его свя­то­сти; нигде не видим в житиях, чтобы свя­тые или пра­вед­ные сами о себе так про­по­ве­до­вали, а напро­тив, счи­тали себя прах и пепел и недо­стой­ными, а бла­го­дать Божия дей­ство­вала чрез них”.

Но не только по этой при­чине книжка с такими сен­тен­ци­ями должна быть изъ­ята из пра­во­слав­ной кни­го­тор­говли. По сути своей тот взгляд на Мат­рону, кото­рый выра­жен в этой книге, не явля­ется пра­во­слав­ным. Это, ско­рее, жиз­не­опи­са­ние какой-нибудь маги­че­ской цели­тель­ницы и ясно­ви­дицы вроде Ванги, но не христианки.

Рели­ги­оз­ная жизнь пер­со­на­жей этой книжки вра­ща­ется глав­ным обра­зом вокруг “сгла­зов” и “порчи”. “К матушке при­хо­дили раз­ные люди, в том числе и тем­ные, после кото­рых она болела, сни­кала и гово­рила: за борьбу с ними она рас­пла­чи­ва­ется болез­нями. Рас­ска­зы­вала она мне, что сидя­чей стала так: шла в храме после При­ча­стия и знала, что к ней подой­дет жен­щина и отни­мет у нее хож­де­ние. Так и было”. “Матушка ска­зала: “Бывают мни­мые болезни, их насы­лают. Боже упаси под­ни­мать на улице что-либо из вещей или денег”. “В дни демон­стра­ций Матушка про­сила закры­вать окна, фор­точки, двери. Пол­чища демо­нов заняли все про­стран­ство, весь воз­дух и объ­яли всех людей”. Ока­зы­ва­ется, окон­ное стекло может оста­но­вить демо­нов. Живи под стек­лян­ным кол­па­ком — и спа­сешься… Но не стоит на это наде­яться. Как пре­ду­пре­ждал пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий: “Если бы демоны обло­жены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они ска­зать: людей укры­ва­ю­щихся мы, мол, не нахо­дим, а най­ден­ным при­чи­ним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и ута­иться от них, запе­рев двери. Но они не таковы; могут вхо­дить и в запер­тые двери” (свт. Афа­на­сий Вели­кий. Житие Анто­ния, 28).

Так что же это за “наслан­ные болезни”, что это за “сглазы” и “порчи”?

Поскольку эти слова не встре­ча­ются в бого­слов­ских сло­ва­рях и энцик­ло­пе­диях, равно как и в серьез­ных бого­слов­ских тру­дах, то они нуж­да­ются в осо­бом пояс­не­нии. Если эти слова при­шли не из цер­ков­ного языка, то откуда же? Из язы­че­ства, из народ­ни­че­ства, из фольк­лора. Из мира спле­тен и пре­да­ний, пере­шеп­ты­ва­ний и ска­зок они сей­час, во время поваль­ного инте­реса к магии, про­ни­кают в мир книг.

Поскольку же мы ничего не узнаем о “порче” из книг по бого­сло­вию и исто­рии цер­ков­ной мысли, то надо обра­титься к исто­ри­кам, изу­чав­шим народ­ные веро­ва­ния. Н. Косто­ма­ров так пишет об этом народ­ном убеж­де­нии: “Под име­нем порчи в обшир­ном смысле разу­ме­лось вообще нане­се­ние вреда чело­ве­че­скому здо­ро­вью от зло­умыш­ле­ния или зло­же­ла­тель­ства при уча­стии нечи­стой силы; но в тес­ном смысле сюда отно­си­лись по пре­иму­ще­ству те нерв­ные болезни, кото­рые вне­зап­но­стью и исклю­чи­тель­ным ужа­сом при­пад­ков потря­сают вооб­ра­же­ние, настро­ен­ное к таин­ствен­ным тол­ко­ва­ниям… Порча сооб­ща­лась через раз­ные пред­меты, посред­ством ветра и выимки следа. Рав­ным обра­зом кол­дуны пере­сы­лали свое зло­же­ла­тель­ство через под­мет раз­ных вещей, к кото­рым слу­чайно мог при­кос­нуться тот, на кого обра­ща­лось злое наме­ре­ние. Не только верили, но даже избе­гали сомне­нья в том, что при­чины таких явле­ний надобно искать исклю­чи­тельно во вли­я­нии злых духов, а не в обык­но­вен­ной при­роде. Очень часто появ­ля­лись бес­ну­ю­щи­еся и кли­куши. Кли­ку­шами они назы­ва­ются потому, что кли­кали на кого-нибудь, то есть ука­зы­вали, что такой-то их испор­тил. О таких бес­но­ва­тых ходили изустно и пись­менно исто­рии самые мрач­ные и вме­сте самые затей­ли­вые. В одном из сбор­ни­ков XVII в. есть повесть об одной свя­щен­ни­че­ской дочери, в первую ночь сво­его брака под­верг­нув­шейся вла­сти бесов, потому что муж ее неосто­рожно вышел, оста­вив дверь отво­рен­ной и неосе­нен­ной крест­ным зна­ме­нием. Бесы тас­кали ее на болото, тер­зали и мучили. Она дела­лась бере­мен­ной и рож­дала чудо­вищ, напо­до­бие змей, кото­рые сосали ее до крови… Появ­ле­ние кли­куш в горо­дах было истин­ным нака­за­нием для всего обще­ства; их ука­за­ния часто при­ни­ма­лись и пре­сле­до­ва­лись судом. По одному клику бес­но­ва­той жен­щины брали обви­ня­е­мого ею чело­века и под­вер­гали пыт­кам; ино­гда при­твор­ные кли­куши слу­жили ору­дием коры­сто­лю­би­вым вое­во­дам и дья­кам; послед­ние нарочно поду­щали их обви­нять бога­тых хозяев, чтобы потом при­драться и огра­бить послед­них. А если кто-нибудь, обезум­лен­ный стра­да­ни­ями пытки, наска­жет на себя, что он дей­стви­тельно кол­дун, того сжи­гали на срубе. Между тем пра­ви­тель­ство, полу­чив изве­стие о рас­про­стра­не­нии порчи и появ­ле­нии кли­куш в каком-нибудь крае, посы­лало туда нароч­ных сыщи­ков отыс­ки­вать и выво­дить веду­нов и веду­ний; все­об­щее зло удва­и­ва­лось. Часто обык­но­вен­ная болезнь чело­века слу­жила нача­лом дела о кол­дов­стве. Боль­ное вооб­ра­же­ние искало при­чин болезни и тот­час напа­дало на мысль, что болезнь про­ис­хо­дит от супо­стата. Томит сухота сер­деч­ная, есть-пить не хочется, свет белый не мил — верно, напу­стили, может быть из-под ветру или со следа, а может быть, зелия чревно-отрав­ного дали, что чаров­ница собрала в ночь Купалы. Домаш­ние при­ду­мы­вали, от кого бы могла слу­читься беда. Они имели право ука­зы­вать на ведуна и про­сить сыску; а нужно, чтобы только запо­до­зрили в ведов­стве, — до пытки не далеко. Самый ничтож­ный факт, если его не могли объ­яс­нить, доста­то­чен, чтобы обви­нить чело­века в кол­дов­стве… Во время войны боя­лись, чтобы чужие госу­дари не подо­слали вол­шеб­ниц испор­тить госу­да­реву семью. Опа­се­ние, чтобы лихие люди не нанесли порчи царю и цар­скому семей­ству, не имело гра­ниц. Чуть только слу­чи­лось при­хвор­нуть госу­да­рыне или кому-нибудь из цар­ских детей, сей­час подо­зре­вали, что их испор­тили, сгла­зили или напу­стили на них худобу. Если в домаш­нем цар­ском быту воз­ни­кал какой-нибудь спор между супру­гами, — и этому искали при­чины в ведов­стве и порче. Болезнь цар­ского мла­денца при­пи­сы­ва­лась сглазу и порче”.

Стр. 1 из 3 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

6 комментариев

  • Сергей Зубр, 25.10.2017

    Странно, что не ска­зано также об упо­ми­на­е­мом в “Житии” насы­ла­нии Мат­ро­нуш­кой смерти на одну из жен­щин — под пред­ло­гом виде­ния, что та сей­час еще доста­точно чиста для спа­се­ния души, а позже ей пред­стоит совер­шить грехи смерт­ные… Ну прямо Гос­подь Бог…

    Также и икона Мат­ро­нушки, со сле­пыми ее гла­зами в самом цен­тре как гимн сле­поте, нахо­дится в вопи­ю­щем про­ти­во­ре­чии с ико­но­пис­ным кано­ном, согласно кото­рому в основ­ной смыс­ло­вой части иконы прямо изоб­ра­жа­ется именно путь к свя­то­сти перед Гос­по­дом, а не пороки души и тела. А в иконе Мат­ро­нушки в самом ее цен­тре изоб­ра­жена именно ее сле­пота — даже без намека на ее пре­одо­ле­ние про­зор­ли­во­стью “очей внут­рен­них”. Полу­чился жут­кий гимн слепоте…

    Дей­стви­тельно, Мат­ро­нуш­кой мно­гие у нас Гос­пода заме­щают… И именно ее тем­ноту и сле­поту счи­тают нор­мой — а не про­све­ще­ние Гос­подне. И любые свои виде­ния, даже бесов­ские и при­во­дя­щие к убий­ству ближ­них, такой “про­сто­той” очень удобно оправ­ды­вать, по при­меру “самой Матронушки”…

    Ответить »
  • Svetlana, 06.06.2017

    Эта ста­тья была напи­сана, когда свя­тая бла­жен­ная Мат­рона Мос­ков­ская еще не была при­чис­лена к лику Свя­тых. Книгу, о кото­рой речь в ста­тье дав­ным-давно не выпус­кают, есть житие матушки Мат­ро­нушки, бла­го­слов­лен­ное к издани, Сино­дом РПЦ.
    Мысли, выска­зан­ные в ста­тье явно уста­рели, и редак­то­рам сайта давно сле­до­вало бы уда­лить ста­тью, как утра­тив­шую актуальность.

    Ответить »
  • Серж, 29.05.2017

    Надо пони­мать в какое время жила Мат­рона, мно­гие люди далеки были от дог­ма­тики, а в помощи духов­ной нуж­да­лись. Мно­гие из них Еван­ге­лие в руках не дер­жали и Марина и их не оттал­ки­вала. И Жда­нова тоже не бого­слов, писала как могла.

    Ответить »
    • Сергей Зубр, 25.10.2017

      Серж, в те вре­мена прак­ти­че­ски все регу­лярно ходили на службу, и Еван­ге­лие знали даже без гра­мот­но­сти, да и про­по­веди мно­гое разъ­яс­няли. При­мерно так же было и во вре­мена вет­хо­за­вет­ные — боль­шин­ство были негра­мотны, но все еже­не­дельно ходили в сина­гоги и изу­чали книги Закона, Про­ро­ков и Писа­ний с тол­ко­ва­ни­ями, и хорошо их знали. Так что негра­мот­ность не аргу­мент — про­све­щен­ность Рос­сии сло­вом Божиим тогда была на высоте.

      Ответить »
  • Лена, 08.01.2017

    Доб­рый день! А какую книгу Вы бы поре­ко­мен­до­вали про­чи­тать о Мат­ро­нушке? А фильм Чудо­тво­рица тоже не стоит смотреть?

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки