- «Монастырь ваш — Россия!»
- Предисловие
- Завещание
- Женщина в свете
- Значение болезней
- О том, что такое слово
- Чтения русских поэтов перед публикою
- О помощи бедным
- Об Одиссее, переводимой Жуковским
- несколько слов о нашей Церкви и духовенстве
- О том же
- О лиризме наших поэтов
- Споры
- Христианин идет вперед
- Карамзин
- О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности
- Предметы для лирического поэта в нынешнее время
- Советы
- Просвещение
- Четыре письма к разным лицам по поводу “Мертвых душ”
- Нужно любить Россию
- Нужно проездиться по России
- Что такое губернаторша
- Русской помещик
- Исторический живописец Иванов
- Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
- Сельский суд и расправа
- Страхи и ужасы России
- Близорукому приятелю
- Чей удел на земле выше
- Напутствие
- В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность
- Светлое Воскресенье
- Комментарий
Чей удел на земле выше
(Из письма к У………му)[168]
Никак не могу сказать вам, чей удел на земле выше и кому суждена лучшая участь. Прежде, когда я был поглупее, я предпочитал одно звание другому, теперь же вижу, что участь всех равно завидна. Все получат равное воздаяние — как тот, которому вверен был один талант и он принес на него другой, так и тот, которому дано было пять талантов и который принес на них другие пять. Даже, я думаю, участь первого еще лучше, именно оттого, что он не пользовался на земле известностью и не вкушал очаровательного напитка земной славы, подобно последнему. Чудна милость Божия, определившая равное воздаяние всякому, исполнившему честно долг свой, царь ли он или последний нищий. Все они там уравняются, потому что все внидут в радость Господина своего и будут пребывать равно в Боге. Конечно, Сам Христос сказал в другом месте: “В дому Отца Моего обители многи суть”[169]; но как помыслю об этих обителях, как помыслю о том, что должны быть у Бога обители, не могу удержаться от слез и знаю, что никак бы не решил, какую из них выбрать себе, если бы только действительно был удостоен Небесного Царства и вопрошен: “Какую из них хочешь?” Знаю только то, что сказал бы: “Последнюю, Господи, но лишь бы она была в дому Твоем!” Кажется, ничего бы не желалось больше, как только служить тем избранным, которые уже удостоились созерцать во всем величии Его славу. Лежать бы только у ног их и целовать святые их ноги![170]
[168] Адресат не установлен. Письмо ощутимо проникнуто духом 83-го Псалма пророка Давида. В Отделе рукописей бывшей Румянцевской библиотеки и в Пушкинском Доме сохранились выписки Гоголя из Псалтири.
[169] Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 2.
[170] Адресат письма неизвестен.
Содержание настоящей статьи перекликается с письмом Гоголя к матери от 1 сентября н. ст. 1842 г., где он просил мать оказать от его имени моральную поддержку встреченному ей в Харькове чиновнику, отличавшемуся “благородством и честной бедностью среди богатеющих неправдой”, но бывшему при этом близким к отчаянию. В том же году Гоголь закончил свой “Театральный разъезд после представления новой комедии”. Образ “очень скромно одетого человека” и заключительный монолог автора из этой пьесы также связаны с настоящей статьей.
Комментировать