Николай Васильевич Гоголь (20 марта /1 апреля 1809, Сорочинцы Полтавской губ. – 21 февраля /1 марта 1852, Москва) – признанный классик русской литературы, прозаик, драматург, критик, публицист.
1. Жизненный путь.
Знаменитый писатель происходил из старинного дворянского рода Гоголей-Яновских. Первые двое сыновей в семье родились мертвыми, и мать горячо молилась святителю Николаю, дабы он сохранил ее третьего сына; в честь святого будущий писатель был крещен с именем Николай. В семье родились еще восемь детей, но в живых остались лишь четверо девочек. Гоголь много времени проводил с сестрами и выучился с ними рукоделию: вышивал, вязал шарфы, кроил и шил платья и занавески.
Николай с детства отличался живым воображением и литературными способностями. Его отец был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра. Во время прогулок он часто давал сыну темы для стихотворных импровизаций: «степь», «солнце», «небеса». На впечатлительного мальчика производили глубокое впечатление религиозные наставления матери, а также сказки о леших, домовых и прочих персонажах местного фольклора, которые она иногда рассказывала детям по вечерам.
Во время учения Гоголя в Нежинской гимназии его любимыми предметами были рисование и русская словесность. Николай организовал в гимназии театр, выбирал для него пьесы, распределял роли, рисовал декорации. В постановке «Недоросля» Д.И. Фонвизина Гоголь с успехом сыграл госпожу Простакову.
Тяжелым ударом для семьи стала смерть отца в 1825 году. Николай по окончании гимназии отправился в Петербург, чтобы поступить на службу и облегчить материальное положение близких. Мечты о театральной карьере не осуществились, и он устроился помощником столоначальника в департаменте уделов. Монотонная, неинтересная служба угнетала живого мечтательного юношу, однако из этого опыта Гоголь почерпнул материал для своих «Петербургских повестей».
В 1831 году вышла первая часть книги Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», а еще через год – вторая. Действие составивших книгу рассказов происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжетах повседневная жизнь смешивалась с мистическими фольклорными мотивами. Сборник сразу же обрел популярность и получил хорошие отзывы читателей.
Молодой писатель стал известным, его теперь приглашали на все литературные вечера. В Петербурге он часто встречался с А.С. Пушкиным, в Москве познакомился с писателями С.Т. Аксаковым и М.П. Погодиным, со знаменитым актером М.С. Щепкиным.
С 1834 года Гоголь стал преподавателем кафедры всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете. Днем он читал студентам лекции, вечером — изучал историю украинских крестьянско-казацких восстаний. Все свободное время писатель отдавал литературному творчеству.
В 1835 году вышли его сборники «Арабески» и «Миргород», тиражи которых были быстро раскуплены. В художественных произведениях Гоголь использовал свои научные наработки. Так, «Тарас Бульба» был основан на материале о крестьянском восстании 1637–1638 годов, а прообразом главного героя стал атаман Охрим Макуха.
Осенью 1835 года Гоголь уволился из университета, чтобы полностью посвятить свою жизнь литературе. Он начал писать пьесу «Ревизор», сюжет которой ему подсказал Пушкин. Законченная в 1836 году комедия не прошла цензуру, ее постановка смогла осуществиться только благодаря хлопотам В. А. Жуковского, лично просившего о разрешении царя Николая I. На премьеру комедии пришел император вместе с наследником Александром. Спектакль настолько понравился государю, что он велел в обязательном порядке посетить его министрам.
В 1836 году Николай Васильевич уехал за границу. Около десяти лет (с перерывами) он жил в Германии, Швейцарии, Риме. В 1841 писатель закончил первую часть романа-поэмы «Мертвые души», через год вышла из печати его «Шинель», в которой за смешными ситуациями и нарочито нелепым мистическим финалом проступают боль, горечь и бессилие перед бесправием и одиночеством «маленького человека».
В 1845 году у Гоголя случился тяжелый душевный кризис. Писатель сжег второй том «Мертвых душ» и почти все свои рукописи. Он практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим. Гоголь вспоминал: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».
Писателю хотелось успеть высказать обществу то, что он считал для него полезным. Он собрал воедино свои размышления на религиозные и духовно-нравственные темы, высказанные ранее в письмах, и поручил издать эту книгу П.А. Плетнёву. Так появились «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), неоднозначно встреченные публикой и критикой.
В 1849 году писатель вернулся в Россию и принялся по памяти восстанавливать второй том «Мертвых душ». Вскоре он начал жаловаться на припадки тоски. В январе 1852 года умерла давняя знакомая Гоголя, Екатерина Хомякова. Писатель перестал есть, признался духовнику, что его «охватил страх смерти», и прекратил писать. Незадолго до кончины он сжег почти восстановленный второй том «Мертвых душ».
21 февраля 1852 года Гоголь скончался. Его похоронили на Даниловском кладбище в Москве. В 1931 году могилу писателя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.
2. Особенности мировоззрения. Характеристика творчества.
Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, что его творчество четко делится на два периода: первый, когда писатель служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным.
Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший анализ его переписки, позволил исследователям прийти к выводу, что в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался. С самых ранних лет его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания.
Гоголь по праву считается одним из самых смешных авторов в мировой литературе. Но вот что сам писатель говорит о «веселости» (то есть комическом начале ) в собственных произведениях:
«Причина той весёлости, которую заметили в первых сочинениях моих, (…) заключалась в некоторой душевной потребности. На меня находили припадки тоски, мне самому не объяснимой, которая происходила, быть может, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать»,— признавался Гоголь в «Авторской исповеди» (1847), мучительно пытаясь сознать проблемы собственного творчества, когда писательский путь его был близок к концу.
Следовательно, гоголевская «весёлость» порождалась состоянием крайнего уныния. Уныние же представляет собой угрожающее явление духовной жизни, один из смертных грехов. Сам Гоголь в зрелые годы это прекрасно понял.
«…Я увидел, — признался Гоголь в «Авторской исповеди», — что нужно со смехом быть очень осторожным — тем более что он заразителен, и стоит только тому, кто поостроумней, посмеяться над одной стороной дела, как уже вослед за ним тот, кто потупее и поглупее, будет смеяться над всеми сторонами дела».
Отрицающий смех легко становится, таким образом, разрушающим основы жизни началом, он может представить в нелепом виде самые светлые стороны бытия.
Гоголь не только был художником высочайшего уровня, он в то же время обладал и обострённой религиозной одарённостью, которая в конце жизни возобладала в нём над жаждой художественного творчества. Гоголь сознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для писателя же всегда были ценнее сокровища на небе.
Именно Гоголь направил русскую литературу к осознанному служению православной Истине. Эту мысль чётко сформулировал критик К.В. Мочульский:
«В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы».