Сущность и энергии Божии

(3 голоса5.0 из 5)
СУЩНОСТЬ БОЖИЯ ЭНЕРГИИ БОЖИИ
Сущ­ность Божия — онто­ло­ги­че­ское содер­жа­ние Боже­ствен­ных Ипостасей. Энер­гии Божии (от греч. ἐνέργεια — дей­ствие, дея­тель­ность; энер­гия) — про­яв­ле­ние сущ­но­сти Божьей, Боже­ствен­ные действия.

При­мер: Изли­я­ние Боже­ствен­ных бла­го­сти, мило­сер­дия, люб­ви. Про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной премудрости.

Что чем обусловлено?
Сущ­ность Божия не обу­слов­ле­на энер­ги­я­ми Божиими. Энер­гии Божии обу­слов­ле­ны сущ­но­стью Божией.
О чём мож­но гово­рить толь­ко в един­ствен­ном чис­ле, а о чём и в един­ствен­ном, и во множественном?
О сущ­но­сти Божьей допу­сти­мо гово­рить толь­ко в един­ствен­ном чис­ле. Сущ­ность Божья одна и неде­ли­ма: Бог един по суще­ству, и тро­и­чен в Лицах О Боже­ствен­ной энер­гии мож­но гово­рить и в един­ствен­ном чис­ле, и во множественном.
Как соот­но­сят­ся поня­тия «бла­го­дать» и «энер­гии Божии»?
Бла­го­дать — дей­ствие Божье, направ­лен­ное на попе­че­ние (забо­ту) о мире. В более стро­гом зна­че­нии бла­го­дать — дей­ствие Божие, направ­лен­ное на спа­се­ние человека.
Боже­ствен­ные энер­гии твар­ны или нетварны?
Боже­ствен­ные энер­гии нетварны.

При­мер: Мир сотво­рен бла­го­да­ря Боже­ствен­ной энер­гии — бла­го­да­ря дей­ствию Божье­му. Ста­ло быть, Боже­ствен­ная энер­гия суще­ство­ва­ла преж­де тво­ре­ния мира, преж­де, чем было сотво­ре­но самое пер­вое творение.

Раз­де­ли­мы ли Боже­ствен­ная сущ­ность и Боже­ствен­ные энергии?
Боже­ствен­ная энер­гия нераз­дель­на с Боже­ствен­ной сущностью.
Что позна­ва­е­мо, для тво­ре­ний, а что нет?
Сущ­ность Божия не позна­ва­е­мая для творений. Энер­гии Божьи позна­ва­е­мы в той мере, в какой Бог откры­ва­ет­ся тво­ре­ни­ям и в какой тво­ре­ния могут это откро­ве­ние воспринять
Допу­сти­мо ли при­ла­гать к энер­гии Божьей име­но­ва­ние «Бог»?
Допу­сти­мо.
При­част­ность тва­ри Богу — это при­част­ность Его сущ­но­сти или Его энергиям?
Тварь не может соеди­нить­ся с Богом по сущности. При­част­ность тва­ри Богу — при­част­ность Его нетвар­ным энергиям.
При­мер: Допу­стить, что чело­век может при­об­щить­ся к Боже­ствен­ной сущ­но­сти, зна­чит допу­стить, что он может стать обла­да­те­лем и чело­ве­че­ских, и Боже­ствен­ных сущ­ност­ных свойств, то есть стать, по сущ­но­сти, и твар­ным, и нетвар­ным, и зави­ся­щим от усло­вий про­стран­ства и вре­ме­ни, и совер­шен­но не зави­ся­щим от них, быть вме­сте и огра­ни­чен­ным, и бес­пре­дель­ным, бесконечным. При­мер: Сим­во­лом Бога неред­ко слу­жит огонь. В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии свя­тые ино­гда сопо­став­ля­ют­ся с метал­лом, поме­щён­ным в огонь. Ржа­вое желе­зо в огне начи­на­ет сиять, и чем боль­ше нагре­ва­ет­ся в огне, тем боль­ше сия­ет. Так и чело­век, при­об­ща­ясь к Богу, сия­ет све­том благодати.
Упо­доб­ля­ясь Богу при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­да­ти, чело­век ста­но­вит­ся богом по бла­го­да­ти (по при­част­но­сти к Богу).
Учи­ты­вая, что Бог тро­и­чен по Лицам, мож­но ли утвер­ждать, что каж­дое Боже­ствен­ное Лицо обла­да­ет соб­ствен­ным обособ­лен­ным действием?
Бог обла­да­ет еди­ным (еди­но­тро­ич­ным), а не трой­ствен­ным дей­стви­ем (не сум­мой трех обособ­лен­ных дей­ствий). Дей­ствие Божье про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына и про­яв­ля­ет­ся в Духе Святом.
Сколь­ки­ми есте­ствен­ны­ми дей­стви­я­ми обла­да­ет Гос­подь Иисус Хри­стос: одним (так как Он — одна Ипо­стась) или дву­мя (так как в Его Ипо­ста­си заклю­че­но два естества)?
Гос­подь Иисус Хри­стос обла­да­ет дву­мя дей­стви­я­ми: по Боже­ско­му и по чело­ве­че­ско­му есте­ству (то есть Он дей­ству­ет и как Бог, и как Человек).
Раз­ли­чать в Боге сущ­ность и энер­гии, и при этом при­ла­гать к энер­ги­ям име­но­ва­ние «Бог» — не явля­ет­ся ли это при­зна­ни­ем двух Богов?
Не явля­ет­ся.

Ана­ло­гия: Если мы гово­рим, что чело­век — это одно, а его дей­ствие — это дру­гое, из это­го не сле­ду­ет, что сло­жив (умо­зри­тель­но) чело­ве­ка с его дей­стви­ем мы «полу­чим» двух людей. Дей­ству­ю­щий чело­век — это один чело­век, а не два.

Мог бы суще­ство­вать наш мир (все­лен­ная) неза­ви­си­мо об Боже­ствен­ных энергий?
В отли­чие от Само­быт­но­го Бога мир не само­бы­тен. Если бы Бог хоть на мгно­ве­нье пре­кра­тил попе­че­ние о мире, мир тут же пре­кра­тил бы суще­ство­вать (обра­тил­ся бы в ничто).
Мож­но ли утвер­ждать, что мир – про­яв­ле­ние Боже­ствен­ных энергий?
Созда­ние мира — резуль­тат (про­яв­ле­ния) твор­че­ско­го дей­ствия Бога. Суще­ство­ва­ние мира — резуль­тат Про­мыс­ла Божье­го о мире. Одна­ко нель­зя утвер­ждать, что мир — это фор­ма Боже­ствен­но­го дей­ствия (нель­зя отож­деств­лять нетвар­ное Боже­ствен­ное дей­ствие и твар­ный мир)
Суще­ство­ва­ла ли энер­гия Божья до созда­ния мира?
Боже­ствен­ные энер­гии — про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Бог суще­ству­ет веч­но, и нико­гда не суще­ство­вал как лишен­ный Сво­их (Боже­ствен­ных) энер­гий. При­знать, что энер­гии Божьи — ровес­ни­ки миру, зна­чит при­знать, поми­мо про­че­го, изме­ня­е­мость Бога и обу­слов­лен­ность Бога миром.
В неко­то­рых посо­би­ях по Дог­ма­ти­че­ско­му Бого­сло­вию утвер­жда­ет­ся, что Бог запре­де­лен миру по сущ­но­сти, но во всём при­сут­ству­ет в Сво­их энер­ги­ях. Сле­ду­ет ли счи­тать, что Бог при­сут­ству­ет в мире толь­ко Сво­и­ми энер­ги­я­ми, но не сущ­но­стью и энергиями?
Бог при­сут­ству­ет в мире и сущ­но­стью, и энер­ги­я­ми. Если при­знать, что Бог не при­сут­ству­ет в мире Сво­ею сущ­но­стью, но толь­ко Сво­и­ми энер­ги­я­ми, при­дёт­ся при­знать, что Он огра­ни­чен по сущ­но­сти усло­ви­я­ми про­стран­ства, тогда как в дей­стви­тель­но­сти Бог — без­гра­ни­чен (бес­пре­де­лен, бесконечен).
Поче­му к дей­стви­ям (энер­ги­ям) Божьим мы при­ла­га­ем име­но­ва­ние «Бог», а к дей­стви­ям чело­ве­ка не при­ла­га­ем име­но­ва­ние «чело­век»?
Соглас­но про­ло­гу Еван­ге­лия от Иоан­на, преж­де, чем было сотво­ре­но пер­вое тво­ре­ние, суще­ство­вал толь­ко Бог (Ин.1:1–3). Ста­ло быть, нель­зя утвер­ждать, что энер­гии Божьи пред­став­ля­ют собой нечто обособ­лен­ное от Бога (рав­но как и нель­зя утвер­ждать, что они состав­ля­ют некую часть Бога).
Что каса­ет­ся дей­ствий чело­ве­ка, напри­мер, он дела­ет заряд­ку, чита­ет кни­гу, они не явля­ют­ся чело­ве­ком: хоть он совер­ша­ет те или иные дей­ствия, хоть не совер­ша­ет, он — чело­век по естеству.

См. так­же:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

4 комментария

  • Екатерина, 20.10.2020

    Сущ­ность Бога познать не воз­мож­но, но Бог при­сутс­тву­ет в ми­ре и сущ­ностью, и энер­ги­ями. Ес­ли приз­нать, что Бог не при­сутс­тву­ет в ми­ре Сво­ею сущ­ностью, но толь­ко Сво­ими энер­ги­ями, при­дёт­ся приз­нать, что Он ог­ра­ничен по сущ­ности ус­ло­ви­ями прос­транс­тва, тог­да как в дей­стви­тель­нос­ти Бог — без­гра­ничен (бес­пре­делен, бес­ко­нечен). Бог неде­лим. Зна­чит мы при­ча­ща­ем­ся Всем Богом, и сущ­но­стью тоже.

    Ответить »
    • Kirill, 21.10.2020

      Ека­те­ри­на, пер­вая часть ваше­го ком­мен­та­рия вер­на. Бог дей­стви­тель­но при­сут­ству­ет в мире и сущ­но­стью, и энер­ги­я­ми. Одна­ко заклю­че­ние — не вер­но. Если пред­ста­вить себе, гипо­те­ти­че­ски, что чело­век соеди­нит­ся с сущ­но­стью Божьей, он враз ста­нет обла­дать Боже­ствен­ны­ми сущ­ност­ны­ми свой­ства­ми, то есть оста­ва­ясь огра­ни­чен­ным, как чело­век, будет вме­сте и неогра­ни­чен­ным, ока­жет­ся и рож­ден­ным в опре­де­лен­ный момент, и веч­ным, зави­ся­щим от усло­вия про­стран­ства, и не зави­ся­щим: будет Богом по сущ­но­сти. Это — ересь. А вооб­ще подоб­ную вам точ­ку зре­ния отста­и­ва­ют не пра­во­слав­ные, а пантеисты.

      Ответить »
  • А в таин­стве При­ча­стия, мы соеди­ня­ем­ся с сущ­но­стью Бога или его энергиями?

    Ответить »
    • Kirill, 27.01.2020

      Денис, см. выше: “Тварь не мо­жет со­еди­нить­ся с Бо­гом по сущности”.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки