Распечатать

Сущность и энергии Божии

СУЩНОСТЬ БОЖИЯ ЭНЕРГИИ БОЖИИ
Сущность Божия — онтологическое содержание Божественных Ипостасей. Энергии Божии (от греч. ἐνέργεια — действие, деятельность; энергия) — проявление сущности Божьей, Божественные действия.

Пример: Излияние Божественных благости, милосердия, любви. Проявление Божественной премудрости.
Что чем обусловлено?
Сущность Божия не обусловлена энергиями Божиими. Энергии Божии обусловлены сущностью Божией.
О чём можно говорить только в единственном числе, а о чём и в единственном, и во множественном?
О сущности Божьей допустимо говорить только в единственном числе. Сущность Божья одна и неделима: Бог един по существу, и троичен в Лицах О Божественной энергии можно говорить и в единственном числе, и во множественном.
Как соотносятся понятия «благодать» и «энергии Божии»?
Благодать — действие Божье, направленное на попечение (заботу) о мире. В более строгом значении благодать — действие Божие, направленное на спасение человека.
Божественные энергии тварны или нетварны?
  Божественные энергии нетварны.

Пример: Мир сотворен благодаря Божественной энергии — благодаря действию Божьему. Стало быть, Божественная энергия существовала прежде творения мира, прежде, чем было сотворено самое первое творение.
Разделимы ли Божественная сущность и Божественные энергии?
Божественная энергия нераздельна с Божественной сущностью.
Что познаваемо, для творений, а что нет?
Сущность Божия не познаваемая для творений. Энергии Божьи познаваемы в той мере, в какой Бог открывается творениям и в какой творения могут это откровение воспринять
Допустимо ли прилагать к энергии Божьей именование «Бог»?
  Допустимо.
Причастность твари Богу — это причастность Его сущности или Его энергиям?
Тварь не может соединиться с Богом по сущности. Причастность твари Богу — причастность Его нетварным энергиям.
Пример: Допустить, что человек может приобщиться к Божественной сущности, значит допустить, что он может стать обладателем и человеческих, и Божественных сущностных свойств, то есть стать, по сущности, и тварным, и нетварным, и зависящим от условий пространства и времени, и совершенно не зависящим от них, быть вместе и ограниченным, и беспредельным, бесконечным. Пример: Символом Бога нередко служит огонь. В святоотеческом богословии святые иногда сопоставляются с металлом, помещённым в огонь. Ржавое железо в огне начинает сиять, и чем больше нагревается в огне, тем больше сияет. Так и человек, приобщаясь к Богу, сияет светом благодати.
Уподобляясь Богу при содействии Божественной благодати, человек становится богом по благодати (по причастности к Богу).
Учитывая, что Бог троичен по Лицам, можно ли утверждать, что каждое Божественное Лицо обладает собственным обособленным действием?
  Бог обладает единым (единотроичным), а не тройственным действием (не суммой трех обособленных действий). Действие Божье проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Сколькими естественными действиями обладает Господь Иисус Христос: одним (так как Он — одна Ипостась) или двумя (так как в Его Ипостаси заключено два естества)?
  Господь Иисус Христос обладает двумя действиями: по Божескому и по человеческому естеству (то есть Он действует и как Бог, и как Человек).
Различать в Боге сущность и энергии, и при этом прилагать к энергиям именование «Бог» — не является ли это признанием двух Богов?
Не является.

Аналогия: Если мы говорим, что человек — это одно, а его действие — это другое, из этого не следует, что сложив (умозрительно) человека с его действием мы «получим» двух людей. Действующий человек — это один человек, а не два.
Мог бы существовать наш мир (вселенная) независимо об Божественных энергий?
  В отличие от Самобытного Бога мир не самобытен. Если бы Бог хоть на мгновенье прекратил попечение о мире, мир тут же прекратил бы существовать (обратился бы в ничто).
Можно ли утверждать, что мир – проявление Божественных энергий?
  Создание мира — результат (проявления) творческого действия Бога. Существование мира — результат Промысла Божьего о мире. Однако нельзя утверждать, что мир — это форма Божественного действия (нельзя отождествлять нетварное Божественное действие и тварный мир)
Существовала ли энергия Божья до создания мира?
  Божественные энергии — проявление Божественной сущности. Бог существует вечно, и никогда не существовал как лишенный Своих (Божественных) энергий. Признать, что энергии Божьи — ровесники миру, значит признать, помимо прочего, изменяемость Бога и обусловленность Бога миром.
В некоторых пособиях по Догматическому Богословию утверждается, что Бог запределен миру по сущности, но во всём присутствует в Своих энергиях. Следует ли считать, что Бог присутствует в мире только Своими энергиями, но не сущностью и энергиями?
Бог присутствует в мире и сущностью, и энергиями. Если признать, что Бог не присутствует в мире Своею сущностью, но только Своими энергиями, придётся признать, что Он ограничен по сущности условиями пространства, тогда как в действительности Бог — безграничен (беспределен, бесконечен).
Почему к действиям (энергиям) Божьим мы прилагаем именование «Бог», а к действиям человека не прилагаем именование «человек»?
  Согласно прологу Евангелия от Иоанна, прежде, чем было сотворено первое творение, существовал только Бог (Ин.1:1-3). Стало быть, нельзя утверждать, что энергии Божьи представляют собой нечто обособленное от Бога (равно как и нельзя утверждать, что они составляют некую часть Бога).
Что касается действий человека, например, он делает зарядку, читает книгу, они не являются человеком: хоть он совершает те или иные действия, хоть не совершает, он — человек по естеству.

См. также:

Рейтинг@Mail.ru