Священномученик Киприан Карфагенский:
«Обычай, если на его стороне не стоит истина,
есть только старое заблуждение».
«Обычай, если на его стороне не стоит истина,
есть только старое заблуждение».
Юлианский календарь был веден в римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово теперь справляется 7 января и уже начали рождаться те, кому возможно придётся его праздновать 8 января (с 2100 г.)...
Заметим, расхождение в 13 дней нашего церковного календаря со светским (григорианским) это не его особенность, это его ошибка, неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).
Иногда григорианский календарь называют католическим (что исторически справедливо, т.к. он был введён римским папой Григорием XIII и назван григорианским в честь него), но тогда по аналогии появляется возможность называть юлианский календарь языческим, ведь римский император, верховный жрец (Роntifex Maximus) Гай Юлий Цезарь был язычником, а юлианский календарь назван в честь него...
Что же касается т.н. «католического Рождества», то можно заметить, что 11 из 15-ти автокефальных Церквей, в том числе и Первенствующая – Константинопольская, перешли на новоюлианский стиль. Поэтому Рождество 25 декабря – столь же «католическое», сколь «протестантское» и «православное».
Даже самые горячие противники григорианского календаря в богослужебной жизни, фактически уже живут по нему. Спросите у любого из них: "Какое сегодня число?" Ответ очевиден, никто даже не вспомнит про наличие юлианского календаря. Т.е. даже у них происходит раздвоение сознания в календарном вопросе.
А какой календарь применяется в церковном документообороте, какими датами подписываются решения Соборов, заседания Священного Синода, указы Святейшего Патриарха? Это тоже не секрет – григорианским.
Нам всё равно – гордо заявляем мы – даже полезно попоститься когда безумствует в алкогольном ослеплении вся страна. В реальности же многие либо неосознанно гордятся своим аскетизмом, либо (а то и вместе с тем) осуждают внешних. Таким образом мы сами создаём себе искусственные искушения при наличии и без того большого числа естественных соблазнов.
Кроме того, у многих из нас нецерковные родственники и необходимость проявить любовь к ним приводит к вынужденным компромиссам. Посмотрите какой всплеск вопросов в новый год по этой тематике в интернете, закрывать глаза на проблему не представляется возможным.
И всё же в головах многих наших современников юлианский каледарь занимает место среди основных догматов веры и вводить людей в соблазн просто опасно. Каков же выход? Самый простой – исправить накопившуюся ошибку в 13 дней, не меняя календаря. Это исправление позволило бы нам забыть про такие казусы, как старый стиль, католическое Рождество и незабвенный старый новый год.
Предвижу вопрос: что делать с празднованиями, выпадающими на те 13 дней, которые придётся «вычеркнуть» при исправлении ошибки? Ответ прост: случаи переносов встречаются ежегодно, по благословению Святейшего Патриарха празднования или поминовения усопших просто переносятся с одного дня на другой. Вполне можно выбрать оптимальный для этого период в течение года и присовокупить празднования или поминовения к другим дням.
А что же дальше? Ведь через 96 лет ежегодные 11 минут ошибки снова превратятся в целые сутки. Я думаю, что у наших потомков будет выбор — оставить всё как есть из-за незначительности расхождения, снова скорректировать календарь или перейти на новоюлианский.
Ещё несколько аргументов в защиту исправления ошибки календаря:
1) Оно избавило бы всех нас от "календарного раздвоения личности", когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты.
2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова.
"25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота*, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.
«В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну»".
3) Постепенно удалось бы преодолеть "большевистскую рокировку" НГ и РХ, которая привела к тому, что главным праздником стал НГ и он перетянул на себя рождественские традиции (ёлку, звезду, атмосферу главного праздника в году для многих православных в т.ч.). Даже консерваторы признают, что это привело к "маргинализации церкви", вытеснению её из общественной жизни.
Избавило бы нас от компромиссов, которые лишают Рождество Христово миссионерской составляющей. Например, ёлка становится новогодней, а не рождественской; молебны служатся по случаю новостильного Нового года, Святейший Патриарх поздравляет россиян с Новым годом так же по новому стилю.
4) Нам (не живущим в монастырях и уединении), а особенно нашим детям, не пришлось бы думать о второстепенном (как бы и ближних не обидеть, и не оскоромиться) в преддверии Рождества Христова.
5) Восстановилось бы календарное единство с большинством поместных Православных церквей.
P.S.
- В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные из 15-ти Поместных Церквей — новоюлианским (расхождение в одни сутки набегает в нём примерно за 43 500 лет, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским). Однако, это всё же другой календарь и его введение м.б. воспринято некоторой частью церковного общества болезненно.
- Вопросы пасхалии в этой заметке не рассматриваются.
* Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го!
Заметим, расхождение в 13 дней нашего церковного календаря со светским (григорианским) это не его особенность, это его ошибка, неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).
Иногда григорианский календарь называют католическим (что исторически справедливо, т.к. он был введён римским папой Григорием XIII и назван григорианским в честь него), но тогда по аналогии появляется возможность называть юлианский календарь языческим, ведь римский император, верховный жрец (Роntifex Maximus) Гай Юлий Цезарь был язычником, а юлианский календарь назван в честь него...
Что же касается т.н. «католического Рождества», то можно заметить, что 11 из 15-ти автокефальных Церквей, в том числе и Первенствующая – Константинопольская, перешли на новоюлианский стиль. Поэтому Рождество 25 декабря – столь же «католическое», сколь «протестантское» и «православное».
Даже самые горячие противники григорианского календаря в богослужебной жизни, фактически уже живут по нему. Спросите у любого из них: "Какое сегодня число?" Ответ очевиден, никто даже не вспомнит про наличие юлианского календаря. Т.е. даже у них происходит раздвоение сознания в календарном вопросе.
А какой календарь применяется в церковном документообороте, какими датами подписываются решения Соборов, заседания Священного Синода, указы Святейшего Патриарха? Это тоже не секрет – григорианским.
Нам всё равно – гордо заявляем мы – даже полезно попоститься когда безумствует в алкогольном ослеплении вся страна. В реальности же многие либо неосознанно гордятся своим аскетизмом, либо (а то и вместе с тем) осуждают внешних. Таким образом мы сами создаём себе искусственные искушения при наличии и без того большого числа естественных соблазнов.
Кроме того, у многих из нас нецерковные родственники и необходимость проявить любовь к ним приводит к вынужденным компромиссам. Посмотрите какой всплеск вопросов в новый год по этой тематике в интернете, закрывать глаза на проблему не представляется возможным.
И всё же в головах многих наших современников юлианский каледарь занимает место среди основных догматов веры и вводить людей в соблазн просто опасно. Каков же выход? Самый простой – исправить накопившуюся ошибку в 13 дней, не меняя календаря. Это исправление позволило бы нам забыть про такие казусы, как старый стиль, католическое Рождество и незабвенный старый новый год.
Предвижу вопрос: что делать с празднованиями, выпадающими на те 13 дней, которые придётся «вычеркнуть» при исправлении ошибки? Ответ прост: случаи переносов встречаются ежегодно, по благословению Святейшего Патриарха празднования или поминовения усопших просто переносятся с одного дня на другой. Вполне можно выбрать оптимальный для этого период в течение года и присовокупить празднования или поминовения к другим дням.
А что же дальше? Ведь через 96 лет ежегодные 11 минут ошибки снова превратятся в целые сутки. Я думаю, что у наших потомков будет выбор — оставить всё как есть из-за незначительности расхождения, снова скорректировать календарь или перейти на новоюлианский.
Ещё несколько аргументов в защиту исправления ошибки календаря:
1) Оно избавило бы всех нас от "календарного раздвоения личности", когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты.
2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова.
"25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота*, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.
«В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну»".
3) Постепенно удалось бы преодолеть "большевистскую рокировку" НГ и РХ, которая привела к тому, что главным праздником стал НГ и он перетянул на себя рождественские традиции (ёлку, звезду, атмосферу главного праздника в году для многих православных в т.ч.). Даже консерваторы признают, что это привело к "маргинализации церкви", вытеснению её из общественной жизни.
Избавило бы нас от компромиссов, которые лишают Рождество Христово миссионерской составляющей. Например, ёлка становится новогодней, а не рождественской; молебны служатся по случаю новостильного Нового года, Святейший Патриарх поздравляет россиян с Новым годом так же по новому стилю.
4) Нам (не живущим в монастырях и уединении), а особенно нашим детям, не пришлось бы думать о второстепенном (как бы и ближних не обидеть, и не оскоромиться) в преддверии Рождества Христова.
5) Восстановилось бы календарное единство с большинством поместных Православных церквей.
P.S.
- В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные из 15-ти Поместных Церквей — новоюлианским (расхождение в одни сутки набегает в нём примерно за 43 500 лет, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским). Однако, это всё же другой календарь и его введение м.б. воспринято некоторой частью церковного общества болезненно.
- Вопросы пасхалии в этой заметке не рассматриваются.
* Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го!