До́гматы – богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан.
Краткий свод основных догматов – Символ веры – состоит из 12-ти предложений (членов).
Свойства догматов
- Богооткровенность указывает на то, что догматы не являются плодом мудрствования человеческого разума, но открыты нам Самим Богом.
- Вероучительность указывает, что догматами называются только те богооткровенные истины, которые относятся к существу нашей веры (указывают, во что должен верить и верит христианин, очерчивают предметы нашей веры).
- Церковность указывает, что только Церковь в своей полноте вправе определять, какие именно истины обладают догматическим авторитетом; только она как столп и утверждение истины (1Тим.3:15) вправе толковать их (в свете Священного Писания, Священного Предания).
- Законообязательность выражается в том, что догматы, должны восприниматься на веру, как аксиомы, и имеют для христиан силу закона.
Практика использования термина «догмат» в раннехристианской Церкви
В раннехристианской Церкви термин «догмат» имел достаточно широкий спектр значений: скажем, в Евангелии от Луки этот термин использован для обозначения указа кесаря Августа о проведении переписи (Лк.2:1), в посланиях к Колоссянам слово «догмат» употреблено в значении христианского учения (Кол.2:14), а в книге Деяний святых Апостолов этим словом обозначены определения Собора Апостолов и пресвитеров в Иерусалиме (Деян.16:4). И лишь в IV веке слово «догмат» приобрело особое значение: значение богооткровенных истин, относящихся к области христианского вероучения (то значение, которое присуще ему и сегодня). Например, с вероучительными истинами догмат отождествлялся у святых Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского и др.
Догматы, определенные Вселенскими соборами
Догматы, кратко изложенные в Символе веры, составленном отцами I (Никейского) и II (Константинопольского) Вселенских Соборов, окончательно утвержденном отцами II Вселенского собора
Догматы о том, что: 1) в одном Лице Господа Иисуса Христа заключено два естества (Божеское и человеческое); 2) Пресвятая Дева Мария является Матерью Бога (по человеческому естеству), утвержденные отцами III (Ефесского) Вселенского Собора
Догмат об образе соединения двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа, утвержденный отцами IV Вселенского собора (Халкидонского).
Догмат о двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе, утвержденный отцами VI Вселенского собора (Константинопольского).
Догмат об иконопочитании, утвержденный отцами VII Вселенского собора (Никейского).
Среди догматов, не обсуждавшихся обстоятельно на Вселенских соборах, можно назвать догмат о Богодухновенности Священного Писания, догмат воскресения, догмат искупления, догмат о Церкви, догмат о приснодевстве Богородицы и др.
Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос». В буквальном смысле оно означает «предел», «границу». Это, в частности, значит, что догматы определяют рамки наших представлений о главных предметах веры, определяют ориентиры нашего мировоззрения и нашей жизни.
Наука о догматах
Догматы являются предметом исследования и раскрытия особой богословской науки, которая называется «Православное Догматическое Богословие». В рамках этой науки догматы раскрываются в системном порядке; с возможной полнотой (как относительно каждого догмата, так и относительно совокупности догматов); с возможной основательностью.
Отличие догматов от догматических формул (формулировок)
Под догматом подразумевается сама истина (обладающая всеми свойствами догматов (см. выше)), тогда как догматическая формула (формулировка) – это языковое выражение (догматической) истины. Содержание догмата неизменно, а догматическая формула может меняться (разумеется, не искажая выражаемую ею истину).
Чем отличаются церковные каноны от церковных догматов?
Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан.
Церковные каноны – это основные церковные правила, определяющие порядок практической жизни Земной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).
Цитаты о догматах
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
свт. Иларий Пиктавийский (О Святой Троице. 2:2).
«Предел православия есть чисто ведать два догмата веры – Троицу и Двоицу: Троицу неслиянно и нераздельно созерцать и ведать, Двоицу – два естества во Христе в едином лице, т.е. единого Сына исповедать и ведать и прежде воплощения, и по воплощении в двух естествах и волях, Божеской и человеческой, неслиянно славимого».
прп. Григорий Синаит. (Святого Григория Синаита главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве, 26)
«Все догматы или о Боге говорят, или о видимых и невидимых творениях, или о явленном в них промысле и суде».
прп. Максим Исповедник (Первая сотница о любви, 78)
«Догматы – это незыблемые аксиомы, спорить с которыми – себе во вред. Эти аксиомы есть везде: в математике, в медицине, в технике, в физике. «Если вы попытаетесь оспорить закон земного тяготения прыжком с самолета без парашюта, то шею вы в конечном итоге свернете себе, а не закону тяготения»....
Любая теория зиждется на некоем наборе догм (которые в светской науке стыдливо именуются аксиомами).
Тот, кто не прилагает усилий к изучению православной мысли (мне, мол, не нужны догмы), оказывается в плену у безмыслия. Он подчиняет себя неуловимо-туманным и логически бессвязным собственным «ощущениям» и общепринятым «мнениям». Отказавшись от изучения многовековой традиции христианской мысли, он ... оказывается один против легионов неоязыческих и сектантских проповедников».
диакон Андрей
«Спрашиваете, как бы покрепче усвоить себе таинства нашей святой веры. Надобно перевесть их из ума и памяти в сердце, и крепко будет: ибо тогда они войдут в глубь вашей духовной жизни и сорастворятся с нею, или станут едино с нею. А это вот как делать можно. Приведите на ум какой-либо догмат и то, как исповедание его выражает Святая Церковь определенным словом; и начинайте молиться Господу по содержанию сего исповедания, прося Его вместе с сим дать уму полнее и яснее вообразить целостно весь догмат и напечатлеть его в сердце. Так сделайте ныне, завтра – и далее, до тех пор, пока в какой-либо момент, как блеском молнии, осветится ваше внутреннее и догмат восприимется сердцем как элемент жизни. Это будет свидетельством, что догмат напечатлен в сердце. Так потом сделайте с другим, третьим и всеми догматами. Так они наконец все перейдут в сердце. – От этого такой будет плод, что вас никакое возражение против предметов веры не будет тогда колебать или смущать. Пока у нас вера только умовая, возражения неверов, входя в ум, колеблют основы его, и он, чувствуя под собою почву неспокойною, смущается. А когда догматы сердцем восприняты, тогда сколько хочешь возражай кто, возражения сии, оставаясь в голове, не могут колебать основ веры в сердце, и ум, чувствуя себя стоящим на прочной основе, остается совершенно покойным. Это даст ему возможность найти или припомнить противувозражение и отразить нападение; тогда как в первом случае, по причине смущения, это не совсем ему удается, – и он, чувствуя себя побежденным, скорбь глубокую причиняет сердцу. Когда же догмат в сердце, то хотя бы ум и не отразил нападения, покой веры не нарушается. Это есть великое благо».
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Раздел «Догматы»
- Догматы Сокровищница духовной мудрости
- Сокращённое изложение догматов веры по учению Православной Церкви архиеп. Платон (Фивейский)
- Сокращенное изложение Божественных догматов блж. Феодорит Кирский
- О неприкосновенности священных догматов православной веры архиеп. Амвросий (Ключарев)
- Понятие о догматах архим. Алипий (Кастальский)
- Догмат и ересь Христос Яннарас
- Догматы и разум преп. Иустин (Попович)
- Возможна ли нравственность без догматов веры? еп. Вениамин (Платонов)
- Зачем нужны догматы? С.Л. Худиев
- Догматы Церкви – когда они появились? С.Л. Худиев
- Вопрос развития догматов прот. Михаил Поамазанский
- ВИДЕО. Догматы
- Свойства догматов
- Догматика. Тесты
- Догматическое богословие. Проводник
Комментировать