Новый год

Но́вый год – см. ново­ле­тие.

novyj god - Новый год

1‑го января совер­ша­ется граж­дан­ское ново­ле­тие, а 14-го (1‑го стар. стиля) сен­тября цер­ков­ное ново­ле­тие (индикт).

Древ­ние рим­ляне нача­лом года счи­тали март, потому что, по пре­да­нию, в марте Ромул осно­вал Рим.

Таким он счи­тался в России и в граж­дан­ском упо­треб­ле­нии до 1343 г., когда Помест­ный Собор поста­но­вил счи­тать первым меся­цем года сен­тябрь, по при­меру Алек­сан­дрий­ской Церкви. Март же остался до наших дней нача­лом и осно­ва­нием пас­халь­ных вычис­ле­ний, и первое его число служит нача­лом года, кото­рый назы­ва­ется пас­халь­ным годом.

С 1700 г. указом Петра I уста­нов­лено счи­тать вместе с евро­пей­скими наро­дами нача­лом граж­дан­ского года 1 января.

Год, нача­лом кото­рого служит 141 сен­тября, остался в цер­ковно-бого­слу­жеб­ном упо­треб­ле­нии и назы­ва­ется цер­ков­ным годом.

Новый Год

Про­по­ведь иеро­мо­наха Мефо­дия

Год – боль­шой период в жизни чело­века… И осо­бенно теперь, в наши дни.

В повсе­днев­ных забо­тах, в суто­локе, в суете про­хо­дят дни чело­ве­че­ской жизни. «И не заме­тил я, как жизнь моя про­мельк­нула», – горько при­зна­вался один из тур­ге­нев­ских героев на смерт­ном одре.

Зна­че­ние и смысл каж­дого Нового года именно в том, чтобы мы заду­ма­лись над тем, как идет время и как поль­зу­емся мы им в жизни своей. Новый год – это прежде всего оценка про­шлого перед судом хри­сти­ан­ской сове­сти, часто заглу­ша­е­мой в жиз­нен­ной суете. Один из самых ценных спо­со­бов духов­ной работы над собой – это само­на­блю­де­ние, так назы­ва­е­мый само­кон­троль.

В этой духов­ной само­оценке полезно и необ­хо­димо еже­днев­ное чтение Еван­ге­лия и про­верка по про­чи­тан­ному своих чувств, своих наме­ре­ний, поступ­ков, самых мыслей своих.

И как раз Новый год, при духов­ном пони­ма­нии его, – самый удоб­ный момент для того, чтобы в жизни своей поло­жить «начало благое», стать на путь бди­тель­ного наблю­де­ния за собой.

Да подаст же и нам всем Гос­подь, по молит­вам свя­того Васи­лия Вели­кого – истин­ного подвиж­ника в словах и делах – под­лин­ного при­я­тия Нового Года не для того, чтобы ожи­дать от него туманно пред­став­ля­е­мого «нового сча­стья» при старых грехах, а для того, чтобы самим стать куз­не­цами Божьего сча­стья, с избыт­ком пода­ва­е­мого всякой «познав­шей свои согре­ше­ния» и ищущей избав­ле­ния от них живой чело­ве­че­ской душе.

Цитаты о Новом годе

«Итак, что же после этого значит для нас Новый год? Это еще про­дол­жа­ю­ще­еся к нам мило­сер­дие и дол­го­тер­пе­ние Божие, ожи­да­ю­щее нашего исправ­ле­ния, устра­и­ва­ю­щее наше душев­ное спа­се­ние. Новый год — это силь­ное побуж­де­ние к нашему пока­я­нию и добрым делам. Вспом­ним притчу о бес­плод­ной смо­ков­нице, кото­рую за непло­дие Хозяин сада хотел сру­бить, а садов­ник умолял Его еще оста­вить на год для удоб­ре­ния под ней почвы и для при­не­се­ния плодов».
св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

«Пусть каждый спро­сит самого себя: в чем и как провел он время минув­шего года? Много ли из этого вре­мени посвя­щено Гос­поду Богу, на дела бла­го­че­стия, бого­мыс­лия и молитвы? Много ли упо­треб­лено на дела благие и полез­ные? Не больше ли утра­чено в празд­но­сти, в делах пустых и бес­плод­ных? Не более ли еще погуб­лено в душе­вред­ных заба­вах, в нечи­стых гре­хов­ных удо­воль­ствиях, в делах злых? Пусть каждый спро­сит еще: как упо­треб­лял он дары бла­го­сти Божией за про­шед­ший год — во спа­се­ние ли души своей или в уго­жде­ние плоти? Много ли давал взаймы Богу через руки бедных и труж­да­ю­щихся братий своих или все упо­треб­лял только на то, чтобы есть, пить и весе­литься? Как испол­нил каждый из нас обя­зан­но­сти, кото­рые воз­ла­гает на нас наше звание в обще­стве? Пусть каждый испы­тает себя: что особо зани­мало и напол­няло его душу? Такое само­ис­пы­та­ние будет наи­луч­шим при­го­тов­ле­нием ко вступ­ле­нию в новый год жизни. Оно пока­жет нам: чего нам должно укло­няться, а к чему стре­миться, что оста­вить, а что про­дол­жить или начать, что испра­вить и улуч­шить в своей жизни в буду­щем, чтобы смерть не застала нас него­то­выми к суду Божию и не повергла нас в непре­стан­ную скорбь и стра­да­ние на всю веч­ность».
свя­ти­тель Иустин (Полян­ский)

«Смысл Нового года в том, чтобы побла­го­да­рить Бога за про­шед­ший год и взять бла­го­сло­ве­ние на год начи­на­ю­щийся. В Новый год я бы посо­ве­то­вал вся­кому веру­ю­щему чело­веку, кото­рый умеет читать, про­чи­тать 13 главу Еван­ге­лия от Луки. Там гово­рится о некоей смо­ков­нице, кото­рая была насаж­дена в вино­град­нике, долго не при­но­сила плодов, и хозяин решил её сру­бить, но вино­гра­дарь просил его, говоря: оставь её ещё на один год, я окопаю её и обложу наво­зом, если она не при­не­сёт плода, сру­бишь её. В этом и есть смысл Нового года – каждый чело­век похож на дерево, Гос­подь Бог ждёт с него плодов, и, если чело­век не при­но­сит плода год за годом, то в конце концов дерево будет сруб­лено».
про­то­и­е­рей Андрей Ткачев

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки