Новый год

***

Но́вый год – см. ново­ле­тие.

1‑го января совер­ша­ется граж­дан­ское ново­ле­тие, а 14-го (1‑го стар. стиля) сен­тября цер­ков­ное ново­ле­тие (индикт).

Древ­ние рим­ляне нача­лом года счи­тали март, потому что, по пре­да­нию, в марте Ромул осно­вал Рим.

Таким он счи­тался в России и в граж­дан­ском упо­треб­ле­нии до 1343 г., когда Помест­ный Собор поста­но­вил счи­тать первым меся­цем года сен­тябрь, по при­меру Алек­сан­дрий­ской Церкви. Март же остался до наших дней нача­лом и осно­ва­нием пас­халь­ных вычис­ле­ний, и первое его число служит нача­лом года, кото­рый назы­ва­ется пас­халь­ным годом.

С 1700 г. указом Петра I уста­нов­лено счи­тать вместе с евро­пей­скими наро­дами нача­лом граж­дан­ского года 1 января.

Год, нача­лом кото­рого служит 141 сен­тября, остался в цер­ковно-бого­слу­жеб­ном упо­треб­ле­нии и назы­ва­ется цер­ков­ным годом.

***

И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще про­дол­жа­ю­ще­еся к нам мило­сер­дие и дол­го­тер­пе­ние Божие, ожи­да­ю­щее нашего исправ­ле­ния, устра­и­ва­ю­щее наше душев­ное спа­се­ние. Новый год — это силь­ное побуж­де­ние к нашему пока­я­нию и добрым делам. Вспом­ним притчу о бес­плод­ной смо­ков­нице, кото­рую за непло­дие Хозяин сада хотел сру­бить, а садов­ник умолял Его еще оста­вить на год для удоб­ре­ния под ней почвы и для при­не­се­ния плодов.
св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

***

Новый Год

Про­по­ведь иеро­мо­наха Мефо­дия

Год боль­шой период в жизни чело­века… И осо­бенно теперь, в наши дни.

В повсе­днев­ных забо­тах, в суто­локе, в суете про­хо­дят дни чело­ве­че­ской жизни.

«И не заме­тил я, как жизнь моя про­мельк­нула», – горько при­зна­вался один из тур­ге­нев­ских героев на смерт­ном одре.

Зна­че­ние и смысл каж­дого Нового Года именно в том, чтобы мы заду­ма­лись над тем, как идет время и как поль­зу­емся мы им в жизни своей. Новый Год – это прежде всего оценка про­шлого перед судом хри­сти­ан­ской сове­сти, часто заглу­ша­е­мой в жиз­нен­ной суете. Один из самых ценных спо­со­бов духов­ной работы над собой – это само­на­блю­де­ние, так назы­ва­е­мый само­кон­троль.

В этой духов­ной само­оценке полезно и необ­хо­димо еже­днев­ное чтение Еван­ге­лия и про­верка по про­чи­тан­ному своих чувств, своих наме­ре­ний, поступ­ков, самых мыслей своих.

И как раз Новый Год при духов­ном пони­ма­нии его самый удоб­ный момент для того, чтобы в жизни своей поло­жить «начало благое», стать на путь бди­тель­ного наблю­де­ния за собой.

Да подаст же и нам всем Гос­подь, по молит­вам свя­того Васи­лия Вели­кого – истин­ного подвиж­ника в словах и делах – под­лин­ного при­я­тия Нового Года не для того, чтобы ожи­дать от него туманно пред­став­ля­е­мого «нового сча­стья» при старых грехах, а для того, чтобы самим стать куз­не­цами Божьего сча­стья, с избыт­ком пода­ва­е­мого всякой «познав­шей свои согре­ше­ния» и ищущей избав­ле­ния от них, живой чело­ве­че­ской душе.

***

См. ПРА­ВО­СЛАВ­НЫЙ КАЛЕН­ДАРЬ, ВРЕМЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки